Проклятие плантагенетов

Петр Котельников
Быть может, кто-то прав,
А кто-то нет –
Вопрос не разрешимый…
Пришли века – Плантагенет
Истории оставил свое имя.

Проклятие…Проклятие… Сколько раз встречается оно в каждом роду человеческом? Говорят, что род Плантагенетов тоже тяготило проклятие. «В этой семье брат будет преследовать брата, а сын отца» – гласило оно. К тому же Плантагенеты, как поговаривали, претендовали еще и на родство с дьяволом посредством красавицы Мелузины. Фульк V, граф Анжуйский, отец первого из Плантагенетов, Жоффруа, отозвался на клич, брошенный Иерусалимским королем Балдуином II, желавшим найти подходящего жениха для своей дочери. Фульк отправился в Иерусалим. Согласно легенде, из путешествия он вернулся с женщиной необыкновенной красоты по имени Мелузина, на которой женился. Это была та самая Ме-лузина, о которой рассказывали, что однажды, будучи застигнутой врасплох своим супругом, искавшим близости с нею, она от неожиданности наполовину превратилась в змею. От страха разоблачения она тотчас умерла, но дух ее возвращался в образе полузмеи. А еще говорили, что она никогда не присутствовала на воскресной мессе. И когда муж при помощи четырех рыцарей привел ее в церковь в воскресенье, чтобы лицезреть плоть Господню, она дематериализовалась прямо во время песнопения, и больше ее не видели. Какая из историй правдивая, решайте сами? Фульк Анжуйский на самом деле из Иерусалима привез дочь Балдуина II, но Мелисанду, а не Мелузину, его племянницу. Ясно, что факты притянуты за уши. Но разве величайший трюк дьявола не состоит в том, чтобы убедить всех в своем отсутствии?
Впрочем, вернемся к вещам более реальным. Современники пишут, что граф Анжуйский Жоффруа, будучи во Франции, имел интимные отношения с королевой Элеонорой. Поэтому он и советовал своему сыну Генриху держаться от нее подальше. Во-первых, потому что хорошо знал ее, во-вторых, потому что сам имел с ней связь. Но Генрих решил, что поступит по-взрослому, если отберет у отца его любовницу и сам на ней женится.
Как мы уже знаем, Элеонора вышла замуж за графа Ан-жуйского Генриха Плантагенета. Она принесла ему в приданое семь французских провинций. Генрих приходился правнуком английскому королю Вильгельму Завоевателю и вскоре получил английскую корону. В его руках оказались Англия и почти половина Франции.
Генрих был человеком огромной физической силы. Без-удержный, вспыльчивый, но в то же время волевой, хитрый и расчетливый, он поладил с французским королем, который объявил ему войну за брак с Элеонорой. Он усмирил и английскую знать, почувствовавшую волю после смерти Вильгельма Завоевателя.
Английские бароны-лорды, наделенные королем землей, требовали самостоятельности, завели свои войска и настроили замков, в которых надеялись укрыться от королевской власти. Генрих разбил войска баронов, сравнял с землей их замки, заменил всех шерифов и выпроводил из Англии все наемные войска.
Уже через пять месяцев после свадьбы у Генриха и Элеоноры родился сын Гийом, который вскоре умер. А потом стали рождаться и рождаться дети здоровенькие, как и положено. Вскоре у них стало семеро детей: Генрих, Матильда, Ричард, Жоффруа, Элеонор, Джоан и Джон. По мере того, как росли их дети, Элеонора и Генрих отдалялись друг от друга. Любовные интриги царствующих супругов были обычным делом. Разменяв пятый десяток лет, Элеонора слегка располнела, но сохраняла и привлекательность, и обаяние, и энергию молодости. Вероятно, это и было причиной охлаждения короля Генриха. Перелом наступил, когда Генрих завел себе постоянную любовницу Розамонд Клиффорд. Она была дочерью рыцаря, а это совсем не то, что горничная или кухарка. Согласно легенде, ревнивая Элеонора бросалась на Розамонд с кинжалом в одной руке и чашей яда в другой, предлагая выбрать между ними! Позже король Генрих вступил в связь с невестой своего сына Ричарда, дочерью первого мужа Элеоноры.
Утратив любовь и верность короля, непокорная женщина не утратила гордости. Элеонора не простила мужу неверности и настроила сыновей против отца. А вынужденная принимать участие в королевских делах, она теперь подписывала указы не как положено: «Милостью Божьей королева Англии», а – «Немилостью Божьей королева Англии»! Жизнь скрашивало ее прежнее увлечение балладами.
В сказаниях, посвященных тому времени, почти все рыцари действуют, как юнцы, готовые клясться в любви каждой красивой молодой женщине, встретившейся им на пути. Они еще, только увидев ее, уже пылают страстью, уже тоскуют. Печаль и меланхолия разлиты на его лице. И он носится по всему свету, прославляя эту женщину, и вызывает на бой всякого, кто усомнится в том, что его избранница не самая красивая и добродетельная женщина в мире.

Сражаться рыцари любили,
Но не хотели умирать.
Врагов своих мечом рубили,
И не щадили свою рать

Двор Генриха блистал –
Все славят мощь Плантагенета.
И каждый много раз читал
Роман норманнского поэта.


Описан милостями Вас
И королем и королевой,
Хотя прескучным был рассказ –
Артура славил он без меры:

Правитель мудрый, справедлив,
Венчают голову седины.
Он благодать на всех излил,
Вассалы славят его имя.

Да крепок короля престол,
Но все ж чего-то не хватало?..
Велел поставить круглый стол,
А с ним пришла иная слава.

Расселись рыцари за ним,
На бархат сменены доспехи,
И фимиама вился дым,
И славят короля успехи.

Возможно, мир бы не узнал о деяниях короля Артура, если бы не заинтересованность Генриха II Плантагенета в «продлении жизни» легендарного короля древних бриттов. Говоря об образованности Элеоноры, не следует забывать, что и Генриху Плантагенету не была чужда культура. Он получил прекрасное образование, обучаясь в Англии и Франции, что считалось достойным даром на ту пору. Ну, а кто может предусмотреть все возможности взаимоотношения женщины и мужчины?

Что главное в любви? Терпенье, жалость!
А радость, счастье за бортом?..
Иль то, что от любви осталось,
Чтоб вспоминать о ней потом?

Не дотерпел, не дожалел –
И радости любви не стало…
Иль робок был, иль слишком смел?
Чего-то слишком было мало?

А как все это рассчитать?
Где золотая середина?
Хотелось счастья испытать…
Любовь не может долго ждать –
Скорей всего, проскочит мимо!

Всю свою любовь Элеонора перенесла на детей. Самым любимым ее сыном был Ричард – будущий английский король Ричард I «Львиное Сердце», он вырос в ее владениях, она дала сыну прекрасное воспитание. Он в совершенстве владел четырьмя языками, увлекался литературой и писал довольно сносные стихи, слывя неплохим поэтом. Элеонора учила Ричарда и музыке. При ее дворе находились поэты, из которых более других выделялся Васа. Васа и был создателем легенды о короле Артуре, хотя никто не сомневался в реальности су-ществования такого короля. Здесь же были в большом количестве трубадуры и менестрели. Вот только научить сына английскому языку ей не удалось. Даже став английским королем, «добрый» владыка английского народа, разговаривал со своими подданными, используя переводчиков. Лучшие французские знатоки оружия учили Ричарда владеть им. Первым рыцарем в своем государстве должен был стать король. Только вот младшему, то есть ему, Ричарду Плантагенету, рассчитывать на престол было сложно и наивно. Пусть младший постарается добиться положения мечом да удалью – такое правило существовало всегда.

Ну, что поделать, шлем и латы
Не украшеньем служат,
Носить их может лишь богатый,
Обзаведясь оружием.

Хотелось жить и побеждать,
Ведь для того доспехи,
Нет, не хотели умирать
Ждут рыцари успехов.

Давно поняли рыцари того времени, что, служа сюзерену, можно многого достичь, следует только быть расторопным и не упустить удобного случая.

За клятву верности сеньору
Деревни получил и крепостных крестьян,
У рыцарей немало было споров
У всех до одного большой изъян:

Глаза завистливы и руки загребущи,
Желанья свыше всякого ума.
Не передать страдания живущих,
Коль адом станет жизнь сама.

Все же, надо отдать должное Генриху, он не только любил женщин, но и делами занимался. В отличие от Элеоноры и своего младшего сына Ричарда, он действительно был государственным деятелем. Кстати, именно во времена Генриха при английском дворе появляется «Книга цивилизованного человека». Это был список правил поведения при дворе, который лег в основу английского этикета. Правда, это, как и во Франции, происходит в эпоху правления Элеоноры.
Следующим шагом Генриха стала реформа церкви. Она должна была подчиняться власти короля, поэтому он производит Томаса Бекета в сан архиепископа Кентерберийского. Ранее Бекет был верным слугой короля. Теперь он стал рьяным слугой церкви. Начав отстаивать интересы церкви, он резко выступил против короля. В гневе у Генриха вырвалось: «Человек, который пришел к моему двору бедняком, ел хлеб мой и которого я поднял над другими, попирает ногами мою честь, мой дом и царство!» И далее Генрих II, гнвно продолжал: «Каких же ничтожных трусов и предателей я кормил и призрел в моём доме, что они позволяют подлому попу оскорблять их господина?» Четверо рыцарей (Реджинальд Фитц-Урс, Хьюг де Моревиль, Уильям де Траси и Ричард ле Бретон) восприняли слова короля в качестве приказа и немедленно отбыли в Кентербери. Они убили Бекета и действовали настолько быстро, что люди, посланные королем вслед за ними, чтобы остановить их, опоздали. Впоследствии Томас Бекет станет святым Фомой Кентерберийским. «От дьявола они происходят, к дьяволу они и вернутся». Эти слова принадлежат другому святому Бернарду Клервосскому. Скоро проклятья и пророчества начнут исполняться. Принцы – Генрих Младший, Ричард, Джефри и Джон выросли без отца, который был вечно занят, и не питали к нему особой привязанности. А войдя в возраст, они превратили последние пятнадцать лет жизни короля в сущий кошмар!