В край куда ничто не ходит...

Валюш Ка
Валаам.
Спасо-Преображенский  монастырь
Фото из интернета.

На территории монастыря все съемки запрещены.




"Длинной-длиной серой ниткой стоптанных дорог
 Штопаем ранения души…"

               

Особенность монастыря в том, что хоть он и мужской, сюда допускают женщин.  Этим наверное и объясняется  большое количество приезжающих.

Попасть  на  острова  не так уж и легко.
Пути два : 
Первый - плыть на теплоходе  из  Санкт - Петербурга. Но большие теплоходы не могут подойти к острову. Теплоходы швартуются у Никоновской бухты ( есть такая у одного из  островов Валаамского архипелага)  и оттуда туристов катерами  привозят к монастырю.
Второй - из  Петрозаводска. Доехать до города Сортавала, а оттуда по Ладоге  на  Метеоре.

Не так сложно добраться до Сортавалы, хотя  это почти триста километров от Петрозаводска, как  попасть на судно,  которое идёт на острова. Вот здесь  начинаются трудности.
Все места на летний сезон выкупаются турагентствами заранее,  подойти к  Метеору  и купить билет не удастся, попасть на судно можно только в составе  тургруппы. Посадка производится по спискам. Количество прибывающих на острова и количество отъезжающих оттуда строго контролируется.
Желающим  посетить  Валаам советую заранее приобрести тур. Я попала на Метеор но это было не  просто.

Давно уже  самостоятельно передвигаюсь  не пользуясь услугами агентств.
С помощью интернета бронирую себе отель,  заранее приобретаю  проездные билеты на нужные даты. В новом месте  лучше не быть завязанным на групповое время. Экскурсии в бешеном темпе  уже  не привлекают. Хочется не спеша увидеть всё. Но на Валаамский архипелаг просто так не попадёшь.

Суда на подводных крыльях, в Карелии их называют Метеорами, очень комфортные и чистые.  Время в  пути  в хорошую погоду до Валаама занимает не больше  часа. Каждое судно  имеет название по имени святого. 
Андрей Первозванный  и Серафим  Саровский - так назывались те, на которых плыла я. Судно на воздушной подушке, летит по воде на большой скорости  и для чувствительных людей дорога не очень комфортная. Те, кого укачивает в транспорте,  должны хорошо  подумать  прежде чем отправиться  в такое путешествие.
Капитан и команда в белоснежных рубашках и абсолютно трезвые.  Пишу  это,  потому что сразу вспомнила свой вояж на Соловки, на маленьком грязном судёнышке от причала Рабочеостровска...

Хорошо когда  Ладога  спокойная. Рассказывают  что здесь  случаются такие шторма, что даже бывалые матросы страдают  от  морской болезни. Но мне повезло. День был тихий и безветренный. Метеор благополучно прибыл в Монастырскую бухту.

На  Валааме  теплее  чем везде вокруг. Скалы нагреваются лучше воды, тёплый воздух поднимается вверх и образует  над островом  защитный купол.  Солнечных дней здесь  больше чем в Карелии.

Монастырь стоит высоко на горе. От пристани к нему ведёт  совсем старенькая  деревянная лестница.
Хотя курение и алкоголь  здесь не приветствуются,  но туристы,  особенно  иностранцы, не очень придерживаются этого правила. Вдоль лестницы  на земле много окурков, банок из  под пива, пустых бутылок. В  истинности веры приезжающих сюда  и  в  уважении к живущим здесь начинаешь сомневаться. Трудницы  старательно собирают весь мусор.
Проделать такой путь чтобы покурить и выпить…

Сначала дорога идёт в сад,  и  только  пройдя его оказываешься перед вратами монастыря. Монастырские  сады  на островах  уникальные, здесь  около 60 сортов яблонь. Многие  сорта  уже  утеряны полностью на материке. Есть аптекарский участок с лечебными травами. На всех скитах огороды, где выращивают овощи. Постоянных жителей  на острове чуть больше ста человек.

Кроме соотечественников  вокруг  много немцев  и финнов.
Немцев ни с кем не спутаешь.  Они своим шумом заполняют всё вокруг. Как-то не очень вяжется  это с монастырской тишиной. 
У финнов другая «беда», в  нашу  страну  они рвутся  исключительно для того чтобы  хорошо выпить. В Финляндии с этим проблемы. А в России обычное дело.
Только непонятно зачем для этого плыть на острова.

График посещения  обители  настолько плотный, что  времени хватает  лишь на то чтобы подняться на  гору, где стоит монастырь,  немного осмотреться  и вернуться на пристань к Метеору, который  уже ждёт.  Всё рассчитано  по  минутам. 
Некоторые группы обедают в трапезной монастыря. Я оказалась в такой группе.   Еда в трапезной простая и не совсем привычная для многих:  щи на рыбном бульоне, отварная рыба с гречкой, печенье и чай.
Основная еда здесь  рыба, да это и понятно – кругом вода.
На территории монастыря  есть небольшая гостиница,  там живут волонтёры, и  приезжающие помолиться о здоровье своём или  ближних,  келейные постройки, старое монастырское кладбище.

Судьба монастыря сложная, неоднократно он переживал  неприятельские набеги  и опустошение,  но были  и периоды расцвета.
В дни процветания Валаамский монастырь был центром всего северного края.
В годы войны архипелаг не был местом военных действий, но бомбардировкам подвергался неоднократно.
Главная святыня Валаама – Спасо – Преображенский  собор  уцелел. 
Как  и  во всех святых местах, осваиваемых туристами  трудно найти местечко чтобы уединиться.
В нашей стране  сегодня количество желающих приобщиться к церкви разве что сопоставимо с количеством желающих попасть в ряды КПСС в советское время.
Сейчас стало модным посещать  такие обители.

Время прошло быстрее чем ожидалось. Кинув последний взгляд на  монастырь спешу на пристань.
Здесь  уже   разный люд в ожидании посадки на судно. Хорошо  подвыпившие   немцы,  уже плохо  стоящие на ногах, совершенно пьяные финны, трудницы  возвращающиеся домой, батюшка, служащий молебен у часовни стоящей здесь же на  причале, и толпа туристов, таких как я, которые проехали не одну сотню километров чтобы увидеть своими глазами это чудо.

Через час причал Сортавалы.
Уже вечер, до Петрозаводска  почти  триста километров. В отель я попаду ночью.
Только   перешагнув  порог  номера  я  поняла  какой сложный путь пришлось  мне  проделать  чтобы  совсем  ненадолго  прикоснуться к истории Валаама.

Петрозаводск - Москва
июль 2013 год