Именинный медведь

Николай Феоктистов 2
    Днём 9 мая 2011 года звонок дачного телефона прозвучал как-то по–особенному длинно и, показалось, тревожно. Я сразу узнал голос своего товарища по охоте Владимира Борисовича Писецкого :«Петрович, сегодня умер брательник» Я знал о том, что у Бориса Борисовича Писецкого рак, но сознание не хотело принимать эту печальную весть…
   Весной 2012 года захотелось побывать на вальдшнепиной тяге у села Пьянково, в тех местах, где вроде бы недавно мы все стояли вместе: Михаил Михайлович Блюм, Борис Борисович Писецкий и его родной брат Владимир. Мне также удалось поохотиться с ними... Сидим у стола на даче Владимира, пьём чай и отогреваемся. Мы только что приехали с тяги, охота закрыта, но разве это главное? С удовольствием постояли послушали голоса весеннего леса, уловили «хорканье» пролетавшего одиночного вальдшнепа. Тяги не было. Но в надежде ещё раз услышать завораживающие звуки, простояли до самой темноты…Слушаю и пишу на «видео» воспоминания Владимира о дорогих нам людях, об их совместных ежегодных  охотничье-рыболовных экспедициях в разные уголки СССР.
   Дружба братьев Блюм и Писецких, наверное, была определена свыше. Всё началось с того, что Михаил Михайлович Блюм стал пациентом доктора Бориса Борисовича Писецкого, который незадолго до этого возглавил больницу в г. Климовске. Страстный охотник, профессиональный специалист оружейного дела, редактор раздела «Боеприпасы и оружие» журнала «Охота и охотничье хозяйство» Михаил Михайлович просто не мог не «заразить» своими интригующими рассказами об охоте, оружии и природе Бориса, тем более что его брат – Владимир Борисович Писецкий заложил под это основательный «фундамент». Так под влиянием этих мощнейших факторов Борис и пристрастился к охоте.
    Немного о персонажах этого рассказа. Борис Борисович Писецкий  был ведущим хирургом службы экстренной медицинской службы в Екатеринбурге и был известен в медицинских кругах уникальными операциями, проведёнными в полевых условиях, можно сказать, «на коленке». Затем по поручению первого секретаря Свердловского обкома партии Б.Н. Ельцина он курировал строительство нового хирургического корпуса Горбольницы № 40. В дальнейшем был переведён в Климовск на должность главного врача.
    Владимир Борисович Писецкий в настоящее время заведует кафедрой Уральского горного университета, доктор наук, профессор, заслуженный геолог РФ, авторитетнейший специалист в области разведки месторождений нефти и др. природных ресурсов, ведёт работы по всему миру, учёный с мировой известностью.
    Алексей Михайлович Блюм, младший брат Михаила Михайловича – охотовед, главный редактор журнала «Охота и охотничье хозяйство».Его 75-летие мы отметили в прошлом месяце.
Вот так и сложилась эта уникальная охотничья компания уникальных людей. А потом было много интереснейших экспедиций в мир охоты и рыбалки: Вологда, Каспий, Чудское озеро, Урал, Казахстан…
    Вот один  очень запоминающийся эпизод , записанный со слов Владимира Писецкого…
Алексею Михайловичу Блюм стало известно, что в Архангельской области, на одном островке притока Северной Двины появился медведь, угрожавший окрестным жителям своими нападениями. Особенно досадно было, что он «оккупировал» урожайнейшие брусничники, которые обеспечивали население этими природными продуктами питания и лекарственными средствами. Тяжёлых последствий пока не было, но обстановка накалялась. Было принято решение отстрелять этого медведя. И Алексей Михайлович предложил уже известной нам компании осуществить это мероприятие.
    И вот после недолгих сборов они прибыли в Архангельскую область, не доезжая немного до г. Архангельска сошли на маленькой станции, где их встретил егерь и привез в с. Ступино, в котором когда-то был один из первых в России мужской монастырь. Затем на моторной лодке по реке направились к месту охоты. Не буду описывать прибытие на этот остров — баня, задушевные разговоры, на закуску солёные рыжики, маринованная лосиная губа и прочие таежные деликатесы, которых не попробовать в самых изысканных ресторанах.
С егерем на моторной лодке прибыли на остров хорошо знающие своё дело две лайки. И началась эта охота. В течение нескольких дней лайки неоднократно останавливали медведя, который забирался в такие дебри, что даже егерь, изощрённейший в этих делах человек, не смог ничего предпринять для отстрела медведя.
   Измученные ежедневными многочасовыми «акробатическими» трюками по преодолению таёжных «завалов» охотники, особенно не сильно «худые» Михаил Михайлович и Борис Борисович, «сдались». Раздосадованный егерь уехал, увёз собак, а друзья решили отметить одно знаменательное событие…
   Всё дело в том, что у Владимира 16 сентября был юбилей – 40 лет (вот уж воистину – сороковые роковые). Друзья его заготовили к этой дате подарки и разные «вкусности» в виде нескольких тетеревов с ведром подосиновиков и бутылкой «Мартеля». Таким образом, день 16 сентября оказался вполне светлым праздником, не омраченным даже неудачным и тяжелым процессом охоты на этого злополучного медведя.
   Наутро 17 сентября Владимир решил, пока друзья отдохнут, пройтись по лесу, пособирать грибочков и ягод, стрельнуть рябчика, которых тут было в изрядном количестве и далее готовиться в обратный путь. Набрал полиэтиленовый пакет брусники и пошел по тропинке в сторону избушки, до которой оставалось метров 300-400… Потом вспоминались ощущения какого-то смутного беспокойства и неясного чувства от тайного присутствия темных сил. Но это будет потом, поверить постфактум в подобные ощущения трудно, хотя такое психофизическое явление хорошо известно многим людям, побывавшим в экстремальных ситуациях…
   Внезапный холодок со спины заставил его оглянуться. И он мгновенно отметил, что такого тёмного пятна в этом месте таёжной елани никогда не было. Внимательно приглядевшись он, вдруг, заметил, что на этом непонятном тёмном пятне от порыва ветра блеснула «рыжина» от вздыбившейся шерсти…
   Медведь, а теперь уже в этом не было сомнения, небыстро стал двигаться в сторону ягодника и, в первый момент, показалось, что он убегает. Все остальные действия совершались сами по себе — мгновенно выброшен из патронника нижнего ствола дробовой патрон и дослан пулевой. Вскидка «ижевки» и тут Владимир видит, как зверь бежит на него, а не наоборот, причем, кроме качающейся головы над кустами ничего больше не видно. Расстояние до зверя примерно 20 метров и мгновенная мысль – промах??? - и больше вариантов не остается. Снова перелом ружья и в верхний ствол загнан второй пулевой патрон, вскидка и мушка тут же упёрлась в лоб находящегося в пяти метрах медведя. Выстрел опытного стендовика и медведь рухнул прямо под ноги охотника.
    Весь эпизод, наверное, занял несколько секунд, но необъяснимых чудес с позиции обычной логики произошло немало. Первая мысль – надо подобрать с земли дробовые патроны - но их нигде нет! В следующий момент он видит их в патронташе, в гнездах под пулевые патроны. Потом часто вспоминался этот момент, которому нет никакого здравого объяснения. Испуга не было совсем, это было ясно, но ощущение присутствия потустороннего сознания возникло и до сих пор вспоминается очень четко. Быть может это Ангел-хранитель?
   Чуть «переведя дух», он осторожно стал осматривать медведя, тот лежал неподвижно и из раны во лбу пульсировала кровь… Специалисты знают, что стрелять в голову любого зверя, а в медвежью особенно, бессмысленно и такой выстрел был бы за гранью разума, если бы он не сохранил жизнь.
   И он пошёл к друзьям, к избушке, к  ж и з н и, вначале медленно, а затем, всё ускоряя шаг. Брат уже проснулся и занимаясь мытьем сапог в ручье, спросил: «В кого стрелял?» Владимир подошёл и сказал: «В медведя». Брат вначале ничего не понял, но через некоторое время он поднял свой взгляд и бросился в избушку. Вернулся он с бутылкой спирта и стаканом. Профессионально разбавил спирт (врач!) и сказал: «Пей!» Владимир выпил, Борис внимательно осмотрел его, налил ещё один стакан и заставил выпить ещё. Вот тут то и пришёл Адреналин!!!
    Егерь был страшно удивлён: «Как! Эти городские! Убили медведя! Да быть того не может!» Быстро собравшись, все отправились в путь. Медведь лежал на месте, только у него уже возникали попытки встать. «Контрольный» выстрел егеря довершил эту охоту.
    Шкура медведя, которую приятели «водрузили» на удачливого охотника и юбиляра, даже после принятого только что «допинга» оказалась ну о ч е н ь увесистой. Она сейчас висит в прихожей его дачи, а на месте пулевого отверстия прикреплена памятная металлическая пластинка. Удостоверяю этот факт.
    Вот такой «подарочек» был преподнесён Владимиру Борисовичу Писецкому на его сорокалетний юбилей!