Итог споров о Достоевском

Новый Бурбаки
22.09.2013 22:38:00.00

"Автор комментария
Борис
Екатеринбург
Комментарий
На мой взгляд, Достоевский был не просто умный, но мудрейший православный человек. Он знал, в частности, что истина может быть выражена посредством устной речи и алфавитного письма только АНТИНОМИЧЕСКИ. То есть посредством двух суждений, где один и тот же субъект, но противоположные предикаты.

Например, в Библии:

1) всяк человек есть правда (ибо создан по образу Бога),

2) всяк человек есть ложь (ибо предал Бога, пал).

У Дост-го об этом ясно сказано в "Дн. писателя", где он пишет о неправде любой односторонности, о неправде опоры лишь на одно из двух суждений АНТИНОМИИ.

В "Бр.Кар." одну из сторон антиномии представляет Иван Карамазов, подвергающий отрицанию мiр сей. Другая сторона антиномии представлена старцем Зосимой (в изложении Алексея Кар.), целиком принимающим мiр сей. Обе точки зрения ложны в своей односторонности...

Надобно сказать также, что Дост-й очень ярко изобразил один из еретических "уклонов" в Церкви того времени. Речь идёт о высказываниях о.Зосимы и о.Паисия: "государство станет Церковью" (здесь с ними вполне солидарен кощунник Иван Карамазов). ! Католики, мол, хотят сделать Церковь государством, а мы -- наоборот. Конечно, хоть так, хоть этак, но превращать Церковь в государство или наоборот -- одинаково неприемлемо для Достоевского. Сказать Церковь станет государством (или: государство станет Церковью) -- значит исповедовать логический сатанизм ((запрет был сформулирован еще пророком Исайей: "Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!" (Книга пророка Исайи. 5, 20). Именно логический сатанизм, как и положено по штату, провозглашают шекспировы ведьмы: "Зло есть добро, добро есть зло. Летим, вскочив на помело!" (Шекспир. Макбет)).

Так что в "Бр. Карамазовых" не изображены святые люди вовсе. Это НЕ житие. И каждый фрагмент романа если и может быть назван житием, то лишь именно так: "житие великого грешника" (каковые все мы). Алексей Карамазов лишь по гордыне своей взялся писать житие Зосимы. Ещё бОльшей (черномазой) гордыней, кощунственными искажениями испачкано христианство в "Великом инквизиторе" Ивана.

Достоевский показал нам, во что превращается христианство, когда к нему прикасается "антилихент". Он даже предрек наше печальное будущее. И мы должны быть ему благодарны за это." - см. здесь [2]

Остаётся только гадать о том, чем собирался закончить роман "Бр. Кар." Фёдор Михайлович. Но тут, извините, Достоевский уже нипричём...

Подведём итог и мы.

Мы согласны с Борисом и заявляем более того, что и всякое богословие (не только Достоевский-художник) выражает истину антиномично. Тому пример, приведённый Борисом, из Библии, а также известное положение о тождестве тезиса и антитезиса, которое мы приняли на вооружение начиная от Ф.Шеллинга... и И.Канта. Знает точно истину один лишь Господь. Аминь.

+)))

[1] http://www.proza.ru/2013/09/22/1328 - Армагеддон

[2] http://www.bogoslov.ru/text/3373711.html#comment3504303 - про "антилихента"