Ефименко Николай. 688 стрелковый полк. Ч-5

Владимир Пузиков
ПРОПАВШИЙ 688-й СТРЕЛКОВЫЙ ПОЛК

ЧАСТЬ 5


Для дальнейших поисков, 22 сентября 2012 года я выехал в Смоленск, где встретился с заведующим музеем «Смоленщина в годы Великой Отечественной Войны» Казанцевой Галиной Александровной. Но мне не удалось узнать у неё ничего о 26-м механизированном корпусе и 103-й стрелковой дивизии. В музее нет никаких сведений о этих войсковых частях.

В Смоленском областном военкомате на ул. Жукова, 12 есть отдел по исследованию ВОВ, но там тоже мне ничем не помогли, а посоветовали сразу ехать в город Ельню.
В Ельнинском историко-краеведческом музее меня встретили как родного. Служители музея: Рыжих В.Н. и Лаврова Е.Г. с удовольствием показали экспозицию музея, карты-схемы расположения 103 СД, фото И.Г. Пяри, рассказали о боевых действиях 688 СП и всей 103 СД.

Мне разрешили сделать фотокопию снимка, на котором запечатлены командиры и бойцы Резервного Фронта, слушающие песни в исполнении Клавдии Шульженко, которая выступала с концертом перед бойцами в начале сентября 1941 года. На этой фотографии я обнаружил своего отца. Значит 9 сентября он был ещё жив!

Затем я посетил мемориальное захоронение воинов, погибших под Ельней, сфотографировал надгробие братской могилы, в которой захоронен прах И.Г. Пяри. Далее мой путь лежал в деревню Ушаково, где происходили эти страшные бои, где полегли несколько десятков тысяч моих земляков-ставропольчан. Имена многих уже не восстановить, да этим никто и не занимается.

По возвращении в Смоленск мне удалось встретиться и более четырех часов проговорить с писателем М.Д. Лубяговым. К сожалению, у него не нашлось для меня экземпляра его книги, но он дал мне адрес внука -  Д.Э. Пяри, у которого есть эта книга и который проживает в Ставрополе.

По прибытии в Ставрополь, я имел тёплую встречу с Д.Э. Пяри. Он разрешил сделать ксерокопии с листов книги «Под Ельней в сорок первом» М. Лубягова. Именно тех страниц, где упоминаются воины 103 СД, а также сообщил, что после окончания Великой Отечественной войны, моих земляков-благодарненцев, только шесть человек, точно, вернулись живыми, и они выходили на связь с потомками И.Г. Пяри.

Вот фамилии Благодарненцев, вернувшихся на родину и посетивших семью своего командира полка:
Г.И. Щегольков,
Д.С. Часовской,
И. Кузнецов,
Ефанов,
Шрам,
В. Новиков.

Из беседы с Д.Э. Пяри выяснилось, что большая часть красноармейцев 688 стрелкового полка была мобилизована в 103-ю механизированную дивизию из Труновского и Бурлацкого  райвоенкоматов Орджоникидзевского края.

После этого, я посетил Ставропольский краеведческий музей, в котором есть специальный отдел, занимающийся исследованиями по ВОВ, и совершенно не удивился, что они ничего не знают ни о 26-м мехкорпусе, ни о 103-й механизированной дивизии, ни о трёх полках этой дивизии, сгинувших в огне войны.

Нет в музее сведений о бойцах, погибших вместе с 52-й танковой дивизией, формировавшейся в Минеральных водах, и других войсковых частях корпуса, где были тысячи наших земляков. Пусть их совесть будет им судьёй.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Фото Пяри И.Г., п/п-ка, командира 688 СП.
Фото Тимофеева Г.Т., ген. м-ра, командира 103 МД.
Фото Кириченко Н.Я., ген.м-ра, командира 26 МК.
Фото Биричева И.И,ген.майора, командира103 СД.
Фото постамента у дер. Ушаково на месте гибели 688 СП.
Схема сражения войск РККА под Ельней.
Надгробие могилы командира 688 СП,  п/п-ка Пяри И.Г. на Ельнинском мемориальном кладбище.

ОКОНЧАНИЕ

НАЧАЛО ПО ССЫЛКЕ:

http://www.proza.ru/2013/09/19/1878

22 сентября 2013 г.
Г. Санкт-Петербург
Николай Ефименко