Рабочая династия

Игорь Ваганов
РАБОЧАЯ ДИНАСТИЯ

Металлургия - важнейшая отрасль промышленности всех развитых стран. У нас в России всем известны такие промышленные гиганты, как Челябинский, Череповецкий, Новолипецкий металлургические комбинаты, которые фактически являются градообразующими предприятиями, обеспечивающими рабочими местами десятки тысяч человек.
Начало металлургии уходит в глубокую древность, еще в Киевской Руси в каждом крупном селе обязательно была кузница, металл для которой добывался из болотных рудников. Уже во времена московских царей металлургия была представлена небольшими заводиками и такими же небольшими рудниками. Даже в 19 веке наряду с крупными металлургическими заводами существовало множество мелких чугунолитейных предприятий, часть из них сохранилось и в советский период. И до сих пор наряду с вышеперечисленными промышленными гигантами во многих городах России исправно функционируют относительно небольшие заводы.

Мой прадед по материнской линии Николай Грушин был потомственным рабочим-металлургом. Всю жизнь он проработал на чугунолитейном заводе в поселке Сынтул Рязанской области. Если совершить экскурс в историю, то известно, что поселок Сынтул был основан в 1786 году при чугунолитейном заводе, который открыл немец Боленс. В 1787 году завод перекупил коллежский асессор Андрей Баташов (выходец из Тулы). Завод и поселок располагались на правом берегу реки Сынтулки. Руда для завода добывалась на сынтульских железных рудниках, ближайший находился в полуверсте от завода. Завод работал от ледяных двигателей, а впоследствии - от паровых. Он вырабатывал железо, полосовое и стропильное, гвозди, артиллерийские снаряды и т.п. До 1861 года на заводе работали крепостные заводские крестьяне, не имевшие надела.
Сейчас уже не узнать с какого именно времени начали Грушины работать на заводе. Известно только, что уже в 19 веке в Сынтуле была потомственная рабочая династия Грушиных. Мой прадед Николай Грушин начал свою трудовую деятельность в последней четверти 19 века, постепенно приобретал опыт, стал высококвалифицированным рабочим. В начале 20 века Николай Грушин уже был мастером, а точнее - мастером-бракировщиком, то есть отвечал за соответствие продукции установленным нормам. Рабочие в Сынтуле жили в собственных домах, имели свое подсобное хозяйство и, как следствие этого, определенный достаток. Для того, чтобы сытно жить необходимо было трудиться - сначала на заводе, а вечером и по выходным дням на собственных приусадебных участках. В бедности жили неумехи и пьяницы.
В начале 20 века прадед Николай задумал построить собственный дом (до этого он, вероятно, жил с родителями, потом женился и решил отделяться). Место под строительство ему выделили в начале нынешней улицы Некрасова, на пригорке. Дом был построен кирпичный (!) одноэтажный, в несколько комнат, на надежном фундаменте. (До сих пор в этом доме проживают мои родственники - потомки прадеда Николая.) Здесь и жили прадед Николай и прабабушка Елизавета  вместе со всеми своими детьми - четырьмя сыновьями и четырьмя дочьрями. Все сыновья - Василий, Сергей, Михаил (мой дед) и Иван работали (кто больше, кто меньше - а Василий всю жизнь) на Сынтульском литейно-механическом заводе (такое название завод получил в дальнейшем), который после 1917 года был национализирован.
В Гражданской войне Николаю Грушину участвовать не пришлось ни на одной из противоборствующих сторон: в начале 20 века его здоровье в результате производственной травмы пошатнулось, ходил он с палочкой, прихрамывая на ногу. Следовательно, мобилизации не подлежал. Но справлялся со своими обязанностями мастера. После Гражданской войны жизнь сынтульских рабочих практически не изменилась. Они по-прежнему работали в своих цехах, получая скромную зарплату. И значительным подспорьем оставалось личное хозяйство, поскольку у всех были огороды, домашняя птица, скотина.
Подрастали дети. Пошел работать на завод старший сын Василий. Потом наступила очередь Сергея, Михаила (моего деда). Мой дед Михаил Грушин начал работать на заводе после окончания восьмого класса. Потом началась служба в армии, а после демобилизации - снова на завод.
К этому времени его старший брат Василий, квалифицированный рабочий-металлург, женился и стал жить отдельно. Ему был выделен крайний участок по нынешней улице Некрасова, на правом берегу реки Сынтулка. Василий построил добротный бревенчатый (построить кирпичный дом при Советской власти даже для квалифицированного рабочего было трудно разрешимой задачей) дом-пятистенок, распахал землю под сад и огород, обзавелся собственной скотиной и птицей. У него уже появился сын-первенец.
Итак, мой дед Михаил, демобилизовавшись из армии, стал вновь работать на заводе. Он решил продолжить получение образования и пошел учиться в девятый класс вечерней школы поселка Сынтула. Там он и познакомился с учительницей Анной Муратовой, уроженкой города Касимова. Надо отметить, что Михаил Грушин, несмотря на невысокий рост, был приметным молодым человеком, коренастым, веселым. Он отслужил в армии, получал образование и, что редкость для рабочей среды, был неплохо воспитан, не пьянствовал, был, что говорится, на все руки мастер.
Когда Михаил и Анна поженились, то первое время они проживали в семье Грушиных. Здесь, в прадедовском доме, в 1937 году родилась моя мама Нина Михайловна Грушина. В доме родителей было тесновато, и мой дед Михаил вскоре начал строительство собственного дома. Ему был выделен надел земли рядом с братом Василием, Михаил поставил на фундамент уже готовый новый сруб размерами 6х12 метров с двумя перерубами и самостоятельно сделал крышу, потолок, полы. Печники сложили солидную русскую печку и небольшую печку-"голландку". И новая семья Грушиных зажила собственным домом. Здесь в 1938 году родился мой дядя Михаил Грушин. (Вскоре рядом был выделен последний участок земли для новой семьи сестры моего деда, Марии - далее земли не было, потому что это была окраина Сынтулка, и участок земли тетки Мани ограничивался с двух сторон рекой Сынтулкой.)
В начале 1941 года обширная рабочая династия Грушиных жила в Сынтуле вполне зажиточно. Прадед Николай был на пенсии. Мой дед Михаил Грушин обустраивал новый дом, пока жилой была только половина дома, потом располагались сени и вторая половина - здесь пока что было холодное помещение, своеобразный чулан, но в перспективе дед планировал и его сделать жилым. На участке был посажен сад - росли груши и яблони, были грядки всевозможных ягод, садили картошку. В сороковом году родился еще один сын - Коленька.
Война разрушила все планы и привычное течение жизни! Ушли на фронт Сергей и Михаил. Василий, как высококвалифицированный рабочий получил "бронь".
Линия фронта быстро приближалась к Рязанской области. Осенью 1941 года ежедневно летели стаи немецких бомбардировщиков на Москву, на Рязань. Бомбили и соседний город Касимов. Однажды немецкие самолеты прилетели бомбить и Сынтул, а точнее - литейно-механический завод. Но бомбы упали с краю завода, и уничтожили только несколько сараев.
Война не щадила никого. В Ленинградской области погиб Сергей Грушин, в январе 1943 года в Курской области погиб мой дед Михаил Грушин. Этой же зимой 1943 года умер от менингита маленький Коленька Грушин. Не выдержав навалившихся бед умер в 1943 году мой прадед Николай.  Пришел с фронта весь израненный, комиссованный по ранению дядя Никиша, муж сестры Марии. Василий Грушин продолжал трудится на Сынтульском литейно-механическом заводе, работа которого в годы войны не прерывалась. На заводе также работали и три сестры Василия, за исключением Марии, которая работала в пекарне уборщицей. Жители Сынтула жили впроголодь, паек был скудным, значительным подспорьем являлись дары леса и продукты собственных огородов.
После войны жизнь стала налаживаться. Завод работал бесперебойно. Василий Грушин по-прежнему бессменно трудился на своем рабочем месте. Подрастало младшее поколение рабочей династии Грушиных, кое-кто из старших детей уже пошел трудиться на завод. Закончив восемь классов, стал работать на заводе мой дядя Михаил Грушин, вскоре к нему присоединился его двоюродный брат Сергей, младший сын Василия Грушина (Сергей, также как и его отец, всю свою жизнь отработал на одном месте - Сынтульском литейно-механическом заводе). После армии мой дядя Михаил Грушин уехал жить в Рязань, устроился на Рязанский ремонтный завод токарем. Он стал высококвалифицированным рабочим, у него был максимальный разряд. Однажды его премировали бесплатной путевкой в Чехословакию. Женился он поздно. Получил от завода трехкомнатную квартиру. После смерти дяди Михаила его сын Андрей длительное время работал водителем, но потом решил сменить профессию. И стал металлургом, так сказать пошел по стопам дедов и прадедов. Сейчас Андрей Грушин работает в Рязани футеровщиком на Заводе точного литья.У него растут два сына. Рабочая династия Грушиных продолжается!