Из анкеты о реформе РАН

Петр Лебедев
1. Какие цели и задачи деятельности РАН Вы считаете приоритетными?

В естественных науках: создание, распространение (в том числе, обучение), применение и сохранение новых научных знаний в области фундаментальных исследований, в интересах решения глобальных проблем XXI века, а также для обеспечения инновационных преобразований России, повышения наукометрических индексов и развития конкурентоспособности приложений научных разработок на высокотехнологичных рынках.
Учитывая интернациональный характер естественных наук – расширение сотрудничества и интеграция с международным научным сообществом и обеспечение высоких показателей Российской науки как части общемирового научного процесса.

2. Каким направлениям в деятельности РАН необходимо уделить особое внимание в ближайшие 2-3 года?

а) Развитие программ заграничных стажировок студентов и аспирантов, сетевых лабораторий, совместных лабораторий с российскими и зарубежными научными центрами, совместных грантов и проектов по тематикам институтов и лабораторий.

б) Обеспечение уровня жизни для сотрудников, достаточного для возможности освободить максимум времени для научной и учебной работы, обеспечение перспектив роста и развития в зависимости от объективных показателей активности.

в) Развитие дифференцированных подходов и специальные программы для молодых сотрудников, сотрудников среднего возраста и пенсионеров, с учетом их достижений, возрастных особенностей, текущей активности и стажа.

г) Развитие информационной инфраструктуры, доступа к публикациям, базам данных и другим продуктам интеллектуальной деятельности.

3. Какие формы самоорганизации научного сообщества Вы считаете необходимыми в сложившихся условиях?

а) Поощрение создания совместных, в том числе, сетевых лабораторий с другими организациями, с участием как Российских, так и зарубежных лабораторий.

б) Поощрение создания и проведения в России новых конференций, в т.ч. международного статуса, на прорывных направлениях развития науки как инструмента внутрироссийского и международного научного общения.

в) Поощрение (или, по крайней мере, неторможение сверху) инициативы и новаторства руководителей лабораторий и научных коллективов в научно-техническом поиске, а также участии в конкурсе грантов и инициативных проектов, коммерческого финансирования, в рамках которых проводится оплата работы конкретных исполнителей проекта.

г) Повышение роли Ученого совета в целом; придание ему более развитой структуры, ориентированной на гибкость и многообразие тематик, децентрализация путем выбора руководителей объявленных общеинститутских тематик, которые ведут семинары по своим темам. Для повышения научного уровня, как я полагаю, может быть полезным запрещение совмещения должностей директора и главы Ученого совета в одних руках или введение коллективного (поочередного) руководства Ученым советом и общим семинаром завлабами и ведущими сотрудниками с учетом специализации в рамках своей темы, возможно, под формальным председательством директора или без оного.

4. Назовите ключевые проблемы российской науки в современных условиях. Кратко представьте возможные механизмы их решения

Кадровый дисбаланс (в том числе возрастной). Оригинальных механизмов решения предложить не могу. Остальные хорошо известны.

5. Основная парадигма реформирования:

Основной тактической единицей РАН является лаборатория; залог успеха лаборатории – инициативность и научный уровень ее лидера, слаженная команда. Оптимизация деятельности РАН – поощрение на разных уровнях межлабораторного сотрудничества. Перспективным является создание совместных, в том числе, сетевых лабораторий с другими организациями, с участием как Российских, так и зарубежных университетских лабораторий по приоритетным тематикам.