Перепутье ноосфера или дистрофосфера

Александр Ёжик
Мы стоим на перепутье. Одна большая проторенная дорога ведет к обрыву в пропасть, вокруг множество других дорог, но не известно, куда они ведут. Одна узкая тропинка идет в темный и непонятный лес, где всякая жизнь подчинена правилам сообщества. Но, мы этого не ведаем, и двигаемся в кромешной мгле по проторенной дороге, полагая, что она нас приведет в сказочную страну под названьем НООСФЕРА.


Терьяр де Щарден обозначил образ ноосферы в виде «мыслящего пласта», возникшего в конце третичного периода, как надстройка над биосферой, которая эволюционирует в ноосферу.


В начале 20 века появилась идея благоустроенной планеты, где все продумано и все устроено для блага человека так, что природа не испытывает угнетения. Такой рай на Земле назвали НООСФЕРОЙ. Эту утопическую идею можно осуществить, если только все люди станут другими. Каждый осознает в полной мере свою ответственность перед родной планетой. Это произойдет при условии, что живет на планете не Homo sapience (Человек разумный), а Homo spirit (Человек духовный), стремящийся к гармонии и равновесию с природой, к свету и любви. Однако, духовность в 20 веке не в почете, рациональное начало преобладает во всех сферах деятельности человека, в том числе и культуре.


Философ В.А. Кутырев [1996] напоминает, что как только искусственная среда получает возможность для саморазвития, то сразу же выясняется, что у неё возникают черты, отсутствующие в первоначальном плане. Это третий мир К. Поппера, где автономность приобретают не только вещи, но и знания. Создавая ноосферу, невозможно предсказать все эффекты её существования. Фактически ноосфера и техносфера – синонимы, с той лишь разницей, что первая является крайней степенью выражения второй при наиболее благоприятном исходе развития общества, но её свойства пока неизвестны.


Теперь понятно, что даже в теории создание ноосферы не возможно. Дело в том, что если её создание предполагает усложнение системы, то надо иметь в виду, что всякий цикл её усложнения в некотором пространстве сопровождается значительно большим по объему разрушением его окружения. Все системы, с которыми приходится иметь дело экологии, негэнтропийны [Реймерс, 1992]. Правило Шредингера утверждает, что упорядоченность организма выше, чем окружающей его среды, и он отдает в эту среду больше неупорядоченности, чем получает:


deS - diS = -S, если diS>deS,


где diS – внешняя энтропия, a deS – внутренняя энтропия. Отрицательная энтропия (-S) выступает как мера упорядоченности. Энтропия потребленной пищи всегда меньше энтропии отходов.


Из этих термодинамических правил вытекает, что человек, равно как и другое существо, в том числе автотрофное, для своего существования обязательно разрушает окружающую среду, выбирая из неё качественную энергию и возвращая тепловую. Чтобы восстановить разрушенное, нужна дополнительная энергия, которая поступает от солнца, из земных недр, а также материалы и работа.


Одна из наиболее проторенных дорог ведет к гибели цивилизации. Она построена на костях, так как на ней уже не одна цивилизация исчезла. В её основе асфальт, бетон, т.е. «броня цивилизации» (города дороги, техногенные пустоши и подобное), являющаяся, по мнению Н.Ф. Реймерса [1992], причиной многих бед человечества, которая эволюционирует и с каждым годом разрастается, покрывая всю планету ДИСТРОФОСФЕРОЙ. Дисторофосфера представляет собой противоположность ноосферы и является крайней степенью выражения техносферы при наиболее неблагоприятном исходе развития общества.


Один шаг делаем в направлении ноосферы, принимая законы сохранения природы, и это систематически отбрасывает нас на два шага в противоположную сторону – к её деградации. В чем ошибка, почему так происходит? Интуитивно понятно, что должно быть одно единственно правильное направление движения с однозначно благоприятным исходом. Может быть, нам не следует строить ноосферу, как мы это делаем сейчас, а надо искать свое место в биосфере, чего мы не делали со времен каменного века?

Использованная литература:
Кутырев В.А. Насколько разумна "сфера разума"? – Философия биологии. Вчера, сегодня, завтра (Памяти Регины Семеновны Карпинской) - М., 1996. - 306 с.
Поппер К.Р. Знание и психофизиологическая проблема: В защиту взаимодействия. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 256 с.
Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология /Рос. открытый ун-т. М.: ИЦ «Россия Молодая», Экология, 1992. – 366 с.
Терьяр де Щарден Феномен человека. Сб. очерков и эссе. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002. – 553с.