Женские архетипы анахаты. Общая характеристика

Екатерина Бычковская
Анахата- четвертая чакра, расположена она на уровне сердца. Она соотносится со стихией Воздуха. Цвет  этой чакры – зеленый, цвет  долгожданной и нежной весны. Слово анахата  означает «нетронутый», «чистый» или «не испытавший удара».
Проблемы этой чакры очень сложны, как  все, связанное с «любовью». В современной европейской культуре существует некий культ «любви», однако что это такое – остается загадкой,ключи от которой - в энергиях архетипов анахаты  -Психеи, Ариадны, Богоматери и андерсоновской Русалочки. О теории карт и о практических результатах работы вы можете узнать у Екатерины Тимофеевой-Бычковской - https://vk.com/id14404784

 АНАХАТА - КОТЕЛ ЭНЕРГИЙ, СТАНЦИЯ "СЕРДЦЕ-СОРТИРОВОЧНАЯ"

Блокируют   сердечную чакру страдание, скорбь, зависть, ревность, злоба. Естественное проявление анахаты – любовь, радость. Столько чувств! Столько эмоций! Отказаться от страдания, от сердечной боли? Но как же тогда – сострадание, милосердие? Мил сердцу, радуешь сердце – говорим мы близкому человеку. Жгучая ревность – спутница любви… Да и само слово «любовь» - уж очень много смыслов несет оно. Иногда – любовь – острое оружие, иногда она лечит раны… В сердце  горячим вихрем вскипает гнев,  его до краев раздувает ярая ярость… Помните песню: «пусть ярость благородная вскипает как волна…»? А еще любовь бывает суровой, переливающейся алмазными гранями. Ангельская любовь, без привязаности, без пристрастия… Любовь: «я знаю, что для тебя хорошо», любовь: «я несу людям свет».
Сердце – это котел, где сплавляются энергии верха и низа. Мать Иштар (муладхара) и Мать София (аджна) посылают в него своих дочерей. Стихии огня (манипура) и эфира (вишудха) соединяются в воздушном пространстве анахаты. Баланс стихий в анахате  - задача очень важная. Опасно, когда сердце целиком заполняет огонь.  Травматично для человека и его близких, если в сердце, изгоняя теплую атмосферу дружбы и земной любви, поселяются энергии высших чакр –эфир и свет.

Анахата - чакра воздушная, легкая, объемная; человек с раскрытой анахатой дышит полной грудью, живет легко и свободно. Его  Психея-душа летит, парит, дышит…Когда сердце не наполнено возникают  апатия и бессилие – тогда опускаются руки. Руки, как  и крылья растут из сердца. Любовь воодушевляет, вдохновляет, окрыляет! Но у большинства людей анахата похожа не на простор для свободного парения, а на захламленную комнату с бронированными стенами. Причем среди хлама преобладают тюки с тротилом, бочки с динамитом и мины замедленного действия.

 Много метафор, связанных с анахатой, отсылают нас к стихии огня и стихии воздуха – стихиям манипуры и собственно анахаты: «жар в груди», «горю от любви», «холодное сердце», «горячая любовь», «жар страсти», «согреть любовью», и  – «теплая атмосфера», «с легким сердцем», «ветреная кокетка» и так далее…
Из этого списка устойчивых словосочетаний видно, что основная « перепутка» и наиболее тесная связь существует между  анахатой и манипурой. Мы часто путаем любовь с корыстью, жаждой обладания и контроля. На уровне манипуры  порой  расцветает пышным цветом любовь к «плохим парням». Тем, кто вечно ускользает от объятий, свободен как ветер, тем, кого вы вынуждены делить с другими женщинами, кто заставляет вас не спать ночами, ожидая «Его» звонка. Сердце – как запекшаяся рана, оно болит. Вас как будто поджаривает на медленном огне – придет или не придет? А может быть, он с другой?  Горит сердце… Это гнев, жажда власти, ярость поднялись в него из предыдущей чакры. Огню место в манипуре, постарайтесь опустить его туда, проявить власть, но власть над собой.

Перепутка с манипурой явственно проявляется и в желании «отвечать» за своих любимых, опекать их. Ответственность – качество не любви, а власти, желание встать над любимым человеком.

Также  сильна связь  между анахатой и следующей чакрой, чакрой творчества – вишудхой. «О любви немало песен сложено…» Да, но воспевать любовь – не всегда значит ее чувствовать.  Поэты и поэтессы, тонкие, прекрасные – как «сложна» их личная жизнь, какие непростые, болезненные отношения с детьми, с родителями. Это проблема анахаты и вишудхи – «перепутка» энергий воздуха и эфира. Опуская в сердце слишком много энергий вишудхи, мы вносим в него боль – боль недостижимости идеального.Восхищение «красотой страдания»,  принятое в европейской культуре, часто лишает нас  истинного сострадания.

Сердечная чакра также связана   с нижними чакрами – муладхарой (жить без тебя не могу, задушу в обьятьях) и свадхистаной, чакрой эротики (люблю тебя, моя сладкая). 
А наверху – над вишудхой - аджна: любовь к совершенству, любовь ко всему миру: «все живые существа да будут счастливы, довольны и спокойны».  Любовь ботхисатвы, желающего освободить из пут сансары мириады живущих – тоже чувство не анахатное. Это состояние  божественного равнодушия, алмазный свет. Сердце же – живое, теплое, пристрастное. Цвет анахаты – зеленый, цвет травы и листьев. А растениям  для фотосинтеза, для жизни, для дыхания нужен не только день, но и ночь. Не только свет, но и тьма. Пространство анахаты, залитое светом аджны и  сахасрары – это иллюзия ума. Стремление к совершенству – это стремление в будущее, то есть, на уровне сердца - в иллюзию. Для сердца нет  ни прошлого ни будущего. Оно сейчас.

Через сердце идут два мощный потока  энергии - вниз и наверх. И, кроме того наиболее сильные потоки вовне и внутрь, от мира и в мир тоже идут от через сердечную чакру.Это крест энергий может быть губителен, если «не отправлять их по назначению»: манипурные – в манипуру, энергии  вишудхи – в вишудху.
Таким образом, сердце можно сравнить с железнодорожной станцией, на которой вагоны отправляются по разным направлениям. Они не должны там задерживаться и также не должны попадать  не на те пути. Сердце требует внимания и тщания. Мастера цигун советуют постоянно держать в поле внимание сердечный центр (в ци-гун он называется средний дянь-тянь) и возникающий там жар отправлять вниз, в живот (нижний дянь-тянь).
Разгруженная от «вагонов» чуждых ей эмоций анахата снова становится «чистой», «нетронутой». В ней появляется воздух, объем. Стихия воздуха рождает ветер (развеять тоску), затхлый мирок расширяется, превращаясь в свободный простор. Но слишком большая сила ветра опасна, ураган страшит. Нужно иметь очень большое сердце, чтобы вынести сильный ветер. Любить свободно и свободного – очень непросто.

 ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ: ЛЮБОВЬ К СЕБЕ

Ключевые понятия для Анахаты – понятия «справедливости» и «несправедливости». Есть такое выражение – копить обиду в сердце. И  обижаемся мы на некую несправедливость мира. Когда нас не любят, бросили, отвергли, когда к нам невнимательны, когда мы чувствуем, что нас используют – мы ощущаем это как несправедливость. Как будто кто-то когда-то нам  пообещал, что мы будем любимы, обязательно любимы – другими. На самом деле такого обещания нам никто не давал. Только признав эту несправедливость мира, м ы можем начать любить – себя. И эту любовь у нас никто не отнимет.
 
Обида на «весь мир» - это как  и есть  «перепутка» энергий анахаты и манипуры. Справедливость – понятие манипурное ( Табити – богиня справедливости), в сердечных делах она неуместна: «не по хорошему мил, а по милу хорош». Если женщина льет горькие слезы и  думает «я никому не нужна», она путает 3ю и 4ю чакры.  Нужда, нужность, надобность,– это значимо на уровне чакры Манипуры. Сердце тут не при чем.
Понятия о нужности, хорошести, понятие о том, что любовь надо заслужить,  к сожалению внушается нам с детства. Как сказал Ошо:

«Человек рождается императором, в полном восторге от самого себя. Но его отец хочет, чтобы он любил его, мать хочет, чтобы он любил ее. Каждый вокруг стремится завоевать его любовь. Никому нет дела до того, что человек, который не любит себя, не может полюбить и кого-нибудь другого. Мы живем в невероятно сумасшедшем обществе, в котором каждый хочет любить кого-то, но дарить любовь не может. Почему любовники постоянно дерутся, раздражаются и обижают друг друга? Причина кроется в том, что они не могут получить то, на что рассчитывали. Оба нищие, оба пусты.

Правильно воспитанный ребенок растет в атмосфере любви к себе. Его так переполняет любовь, что появляется необходимость поделиться с кем-нибудь, излить ее на кого-нибудь еще. Такая любовь никогда не приведет к зависимости от кого-то другого. Ты - дающий, а тот, кто чем-то делится с другими, не может быть нищим. Когда встречаются два императора, два повелителя своих сердец, рождается безграничная радость. Никто ни от кого не зависит, каждый независим и индивидуален, каждый любит и уважает себя самого. Корни глубоко уходят в самую сущность человека, туда, откуда нектар, называемый любовью, поднимается на поверхность и расцветает тысячами роз.»

Любовь к себе…Даже не так – «любовь себя», предлог  «к» отделяет нас от объекта, который с нами, субъектом, неразделим. «Любовь себя»  - самое главное и самое трудное!  Эта трудность – на семантическом уровне, уровне чакры Вишудхи. Для животного или маленького ребенка тут проблемы нет – взрослый же человек обречен на нее.
 
Для интеграции всех частей себя ( любить в себе что-то, а что-то искоренять убивать – это не очень похоже на любовь) надо спуститься из вишудхи, чакры границ, в анахату и любить себя как животное. Некоторые части нашей личности можно сравнить с маленькими детьми. Может быть они нам не нравятся, но пытаться от них избавится –значит обрекать себя на внутреннюю и беспощадную борьбу с собой же. Это и жестоко и неэффективно. 
 Также стремление к будущей себе, любовь к будущей (исправленной, улучшенной) себе – любовь к вымышленному персонажу. Такой (такого) не существует!  Вам ничего не надо достигать. Вы уже есть. Если  ваша любовь переносится на призрак – светлое существо, парящее в высях – очевидно то, чем вы являетесь, сейчас вас сильно не устраивает. За этим – боль, опять боль. Боль сердца, ненависть к себе.

Для сердца нет вершин и низин, нет  будущего, нет «других». Анахата – последнияя из биологичесих чакр животных. Она проста, усложнять ее не надо. Качество простой безусловной любви – это качество Богоматери, мощнейшего женского архетипа анахаты.


БОГ И БЛАГОДАРНОСТЬ.

Любовь к себе тесно смыкается с любовью к Богу (И именно в анахате живет одно из главнейших человеческих чувств – религиозное чувство).Помните историю Иова, которого Бог испытывал разными несчастиями? Это архетипический сюжет, встречающийся в разных культурах и рассказывает он как раз о  признании несправедливости Мира (Бога) и о любви к нему несправедливому – Богу, Миру и  к себе.

Чувство, идущее из свободного от обид сердца – это чувство благодарности.  И это очень естественно именно для женского сердца,  ведь для женщины Мир (Бог) – любящий муж, дающий ей (на уровне манипуры) защиту и поддержку. На уровне анахаты эта энергия возвращается миру или близкому мужчине.

К  чакре анахате относится тонкое различие между знанием и верой.  «Верую, потому что абсурдно». Знание по определению критично, вера же – абсолютна. Если мы взглянем на своих близких с холодным сердцем, мы увидим, что они ничем не отличаются от остальных людей. Так говорят нам доводы разума (аджна). Но сердце знает, что это не так.  Вера - знание сердца, «самого главного глазами не увидишь».