Сосновая шишка

Алевтина Зайцева
         Старая сосна дремала в ночной прохладе. Лето выдалось невыносимо жарким, сухим. Всегда тянувшая свою вершину к солнцу, теперь днём она не знала, куда от него деться. Мечтала, чтобы налетела тучка и заслонила от испепеляющего жара хоть ненадолго.
         Она выросла в бору на просторной поляне. Зелёная трава с брошками ягод стелилась у подножья.
Её корни из года в год всё цепче врастали в песчаную почву, высасывая влагу. От неё, как от материнского молока, она из малюсенького дичка выросла в стройную, красивую юную барышню-сосенку, а потом и в статную даму.
Как украшали её вечнозелёный наряд шишки! Тонкие нежные столбики-пестики постепенно превращались в красивые, ядрёные «плоды». Зелёные, молодые, они сливались с кроной; вызревая, темнели и напоминали ажурные коричневые свечки на разлапистых ветках.
         Осенью поляна желтела, и среди прели появлялись семейства маслят.
Хорошеньких!.. На их влажные головки налипали падающие иголки и от этого они становились загадочными, словно под шапкой-невидимкой ловко  упрятывались от взглядов грибников.
         Постоянными гостями сосны были дятлы, устраивавшие на ней «столовую». Длинными острыми клювами доставали из-под коры личинки насекомых, зимой ели «сосновую кашу»: прижимая шишку к стволу, выклёвывали семена, после чего та летела в снег размочаленной и некрасивой.
И чем старше становилась она, тем радостней были визиты птиц: маленьких проворных клестов, поползней…
А уж как приятно ей было слышать в марте дробный стук дятлов, зазывающих подружек!.. Тогда она становилась вроде свахи.
         Когда вокруг неё стала появляться молоденькая поросль, сосна почувствовала себя заботливой бабушкой. Своей кроной прикрывала от палящих лучей солнца, заслоняла от шалого ветра…
         В это жаркое лето переживала не за себя, а молила бога, чтобы сушь не уморила поросль. Понимая, что жизнь не вечна, хотела успеть увидеть её окрепшей в их общем доме-бору.
Старость пришла незаметно. Ствол под порывами ветра стал скрипеть, ноги-корни, на которых она простояла столько лет! – ныли ,ветки сохли, обламывались… Но она держалась как могла. Каждый восход солнца встречала с благодарностью.
Часто сосна смотрела в небо, зная, что её дух когда-нибудь поднимется в него и оттуда будет любоваться любимым бором.
При этом она нисколько не грустила, а принимала как должное, закономерное.
Этой ночью было тревожно. Сухая прохлада не приносила облегчения. Ей не спалось в предчувствии беды.
         Вечерняя заря была багрово-алой, что предвещало очень ветреный день.
Солнце вынырнуло из-за горизонта стремительно, как огромный мяч из воды, и сразу принялось за работу.
К обеду раскалилось, как вулканическая лава, и сильным ветром понесло жар по всему бору.
Сосна смиренно терпела, с жалостью глядя на молоденькие сосенки. Неразумные дети не понимали, что в природе творится неладное. Каждая иголочка на них страдала от жара, просила пить, а она ничем не могла им помочь.
Шелковая трава давно превратилась в серый, колкий ковёр. Ни одной зелёной былинки. Влаги не было ни в воздухе, ни в почве.
         И вот сосна услышала какой-то треск, пригляделась к тому месту, откуда он шёл, и всё поняла. В появившемся живом огне трещали сухие стебельки трав.
Огонь быстро стал слизывать сухой травяной покров, увеличиваясь в площадях и собственных размерах. Как  бикфордов шнур, подожжённый чьей-то злой рукой, бежал к каждой сосенке. Они не могли устоять против его злости и запылали.
Старая сосна с ужасом смотрела на них. На её стволе появились слёзы смолы, сердце сжалось от сострадания. Она зашумела кроной, но её никто не услышал.
Стало дымно. Дым поднимался вверх в необычайно красивое, чистое синее небо.
Сосна почувствовала, что её корни, расположенные близко к поверхности земли, обжигаются жаром огня. Захотелось шагнуть из пекла, но вырвать корни из земли не было сил.
Горевшие сосенки превратились в бушующий огненный массив. Языки пламени всё жарче и крепче заключали в свои объятья ствол старой сосны. Как огромный костёр инквизиции под ней бесновался огонь.
         Жарко! Больно! Жарко!!! Больно!!!..
И ничего больше не чувствовала она.
В какой-то момент старая сосна перестала ощущать жар и боль.
Легко, легко её душа парила в небе. Внизу осталась выгоревшая родная поляна и обугленный сосновый ствол.
Жаль, что навсегда исчез кусочек зелёной природы…
         Но душа старой сосны заметила на месте пепелища, на чёрной плодородной земле  что-то малюсенькое перекатывает ветер.
И это что-то – живая сосновая шишка! Точно из такой, когда-то проросла она и молодая поросль вокруг неё. Значит, - с радостью подумала она, - всё-таки жизнь вечна!
И взлетела в небеса ещё выше.