Олейник Константин Лаврентьевич
Родился 12. 02. 1933 г.
В Ленинградском нахимовском Военно-морском училище (ЛНВМУ) с 1944 г.
Вице-старшина третьего взвода.
Знаменосец училища.
Окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания, штурманский факультет.
Служил на Черноморском Флоте в должности штурмана ПЛ «М –247».
Откомандирован в Черноморское пароходство – плавал помощником капитана теплохода «Илья Мечников» и танкера «Таллин»
После окончания штурманских курсов в Ленинграде направлен на Северный Флот на должность штурмана АПЛ-«К-33» ( атомная подводная лодка) с последующим переводом на должность заместителя командира по политчасти АПЛ «К–159».
После 6 лет службы на атомных подводных лодках Северного Флота поступил в Военно- политическую Академию им. Ленина.
После ее окончания служил инструктором в Политическом управлении ВМФ.
Затем вновь был направлен на Северный Флот на должность заместителя начальника политотдела 4 эскадры подводных лодок (г. Полярный). Позже начальник политотдела 9 эскадры подводных лодок (пос. Видяево).
Закончил службу на флоте в должности заместителя начальника 23 Государственного морского проектного института в Ленинграде.
Контр-адмирал запаса.
Из книги «Ленинградские нахимовцы –
четвертый выпуск. 1944 – 1951.
К пятидесятой годовщине окончания училища.
Книга – воспоминание. Санкт-Петербург, 2001 год.
Вам, уважаемый читатель, приходилось когда-нибудь беседовать с контр-адмиралом? Мне не случалось. И вот я иду на встречу с «морским волком», робею, представляю себе человека сурового и нелюдимого. Прихожу по указанному адресу и в саду, около его дома, среди цветущих роз, встречаюсь с контр-адмиралом Олейником Константином Лаврентьевичем - ныне жителем г. Красногорска.
В этом райском уголке, где открыли красочные зевы ирисы, ежевика свесила плеть за забор, домовитый и деловитый кот пришел знакомиться со мной, начался мой первый в жизни разговор с контр-адмиралом. Стройный, подтянутый мужчина, открытый, доброжелательный взгляд серых глаз. Робость моя куда-то ушла, а Константин Лаврентьевич протянул мне книгу о выпускниках Ленинградского Нахимовского училища, данные из которой приведены выше. «Это вместо визитной карточки», - сказал хозяин.
И стал рассказывать, что этот дом, около которого мы сидим, получила по наследству от отца его жена Лидия Яковлевна. Закончив службу в Ленинграде и выйдя в запас, он переехал с семьей в г. Красногорск.
«Дочь живет неподалеку, она окончила Мурманский пединститут и работает главным специалистом в Государственном архиве. Уже и внук окончил автодорожный институт, женился недавно. Такая чудесная пара!
А я скучаю по Ленинграду, по друзьям. Уже столько лет прошло, а все не привыкну. Каждый год встречаюсь со своими друзьями в Ленинграде, и мы ходим в походы по Карелии, в районе Ладейного Поля».
- Константин Лаврентьевич, Вы потомственный моряк?
- Мой отец был капитаном первого ранга. А я, мальчишкой, мечтал стать матросом. Именно матросом, а не капитаном. В 1944 году меня зачислили в Нахимовское училище.
Хочу сказать несколько слов об этом учебном заведении. Указ о создании Ленинградского нахимовского училища был подписан И.В. Сталиным в июне 1944 года. В Постановлении СССР говорилось, что училище предназначено «…Для устройства, обучения и воспитания сыновей воинов Военно-Морского флота и Красной Армии и партизан Отечественной войны, а также сыновей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких захватчиков».
Ленинградское нахимовское училище разместили в красивом здании на Петровской набережной. Оно сооружалось как городской училищный дом в память о Петре Великом и в связи с 200-летием Петербурга. Здание училища – памятник зодчества начала ХХ века.
В разработке художественного убранства принимал участие известный живописец и историк искусства А.Н. Бенуа. В актовом зале висели картины Б.М. Кустодиева, М.В. Добужинского, Д.Н. Кардовского.
На стенах вестибюля и в коридорах – картины на морские темы сражений Нахимова, Ушакова…
Здесь все было пронизано морскими традициями и традициями преданности Родине.
Простите меня за это отступление. Хотелось показать, как в военный 1944 год государство беспокоилось о мальчишках, которым в дальнейшем предстояло служить на флоте. Это было главным, а второе, это то, что под здание училища выделен памятник архитектуры, стены которого украшали картины великих мастеров. Сегодня, когда в мирное время принимается решение о передаче в частные владения памятников, хочется об этом напомнить.
В 1948 году специальным решением Правительства у стенки Петровской набережной был установлен на вечную стоянку крейсер «Аврора». Корабль–музей был учебной базой Нахимовского училища многие годы.
Нахимовцы посещали музеи Москвы и Ленинграда, картинные галереи и выставки.
Пишу об этом, чтобы показать в каких условиях рос и учился мальчик Костя Олейник, как формировался его художественный талант и вкус.
Меня заворожила четкость движений и пластика жестов пожилого контр-адмирала.
Вдруг он, как бы прочитав мои мысли, сказал: «Ведь нас даже бальным танцам учили: полонез, па-де-де, падекатр, вальс, чтобы владели жестом, позой, умели владеть собой. Помимо общеобразовательных предметов, военно-морское дело и в дополнение к английскому еще один иностранный язык. Правда, изучение второго иностранного языка отменили в 1947 году.
Мы были горды участием в военных парадах в Москве и Ленинграде. Мы видели Сталина, Жукова, Рокоссовского, Конева и многих людей, ставших легендарными. Война навсегда осталась у нас в памяти как великая трагедии, и великая победа».
Контр адмиралу К.Л. Олейнику выпала судьба служить Родине в период холодной войны между вероятными противниками. Служил он на подлодках дизельных и атомных. «Наши подлодки патрулировали на Средиземном море, по полгода были в автономном плавании. Мне, правда, не приходилось больше, чем полтора месяца находиться в таком режиме». О службе контр-адмирал рассказывал скупо. Что-то не говорил из скромности, что-то умалчивал, ведь даже плавая помощником капитана теплохода «Илья Мечников» и танкера «Таллин», выполнял специальное задание.
Служа в должности заместителя начальника 23 Государственного морского проектного института в Ленинграде, Константин Лаврентьевич стал больше читать книг о художниках, о живописи, проработал пособие для живописцев «Как работать над пейзажем». Стал сам пробовать писать картины. Когда потребовалось оформить фойе института, и для этого нужны были большие бюджетные средства, решил: «Сам напишу картины на морскую тематику, а деньги пусть пойдут на оснащение хоккейной команды». Картины 3 на 1,5 метра украсили стены института - «На рейде», «Атомный ракетный крейсер».
Знакомство с Мариной Вороновой, руководителем Красногорского творческого объединения «Лик», ее участие как искусствоведа в творчестве художника К.Л. Олейника, позволило расширить палитру и отработать технику живописи.
С разрешения Константина Лаврентьевича я сфотографировала несколько его живописных работ. За последние семь лет он написал около 120 картин. Это пейзажи, натюрморты и на каждой - присутствует водное пространство: река, море, вода в кувшине и стакане. Вода как песня, недопетая контр-адмиралом, как тоска по морю.
Треть работ сохранил художник, треть подарил друзьям и знакомым, треть приобрели посетители выставок. К.Л. Олейник, художник- любитель, участник многих городских выставок.
Увлекся Константин Лаврентьевич и его жена Лидия Яковлевна огородничеством и садоводством. Об их потрясающих успехах постараюсь написать отдельную статью.
В разговоре с контр-адмиралом мы затронули тему, которая волнует меня: «Как вы относитесь к отделению от России Украины и Крыма?» Он ответил: «Сердце кровью обливается, когда думаю о Крыме. Спасибо Юрию Лужкову за Севастополь. Вы лучше не обо мне напишите, а о геройстве моряков брига «Меркурий», напомните людям о патриотизме наших предков».
Константин Лаврентьевич показал модель брига «Меркурий», сделанный собственными руками. В ней тщательно отделаны мельчайшие детали. Посмотрите сами, какая прекрасная работа! Пообещав ему написать рассказ о капитане первого ранга А.И. Казарском, я стала собирать материал об истории легендарного брига «Меркурий» и его героическом командире.
Контр-адмирал К.Л. Олейник «бросил якорь в Красногорской гавани». Пока мы с ним разговаривали, сидя в саду, прилетели две птички, сели спокойно на садовую изгородь (я это не придумала). Не вездесущие вороны, не шустрые воробьи или кокетливые трясогузки, а скромные певчие птахи-соловьи. Сидели птички до тех пор, пока кот Барсик не пошел осматривать свои владения.
Его произведения в частности имеются в санаториях Минобороны под Москвой.
Фотографии картин сделаны автором статьи.
2003 г.