Печка по черному

Анатолий Шишкин
     На самые простые вопросы обычно сложнее всего ответить. Например, зачем человеку 21 века нужны знания по печкам, что топятся по черному? Если для большинства современных людей даже печка по белому уже скорей экзотика, чем какая-то реальная необходимость. Но ведь есть еще одна группа людей экстремалов-путешественников: туристы, рыбаки, охотники и люди, чья профессия связана с длительным пребыванием вдали от населенных пунктов. Вот для этих людей печка и сегодня не экзотика, а суровая действительность. Многие из этих экстремалов-путешественников знают, как выкопать землянку или даже как срубить избушку из бревен, а вот с устройством печек эти люди знакомы мало и обычно стараются повторить только то, что им хорошо знакомо и неоднократно проверено на практике.
     В сущности все правильно. Эксперименты с собственной жизнью и здоровьем, где-то в дикой тайге, на безлюдье может себе позволить лишь откровенный самоубийца. Вот только от элементарного незнания, например опыта предков, порой возникают проблемы на пустом месте, которые приходиться героически преодолевать, тратя время, деньги и здоровье тоже.
    Когда вспоминают печки по черному сразу же представляется рисунок из Пушкинской сказки «О Золотой рыбке». Сидит беззубая старуха возле крохотной, разваливающейся хибары. Крыша хибары провалена и через многочисленные щели изнутри идет дым. Это внутри её жилища топится печка по черному, а старуха «греется» снаружи у разбитого корыта.
    Сразу же появляются еще вопросы:
-Если печка по черному нужна была только для обогрева жилища, то пищу готовили на отдельном очаге, где-то на удалении от дома?
-Значит, летом готовили в летней кухне, а зимой в зимней. То есть еще в одной избе? Это сколько же дров надо потратить?
-И почему тогда печи по черному были более востребованы как минимум несколько тысячелетий? Хотя о печах с трубами (по белому) тоже было известно все это время.
    Начитанные товарищи могут также вспомнить общественные дома викингов, где прямо на полу длинного дома было расположено несколько очагов для обогрева помещения. Так что же получается, пока очаги протапливались, всех присутствующих викингов дымом выгоняли на двор? Но очаги это не печи (пусть и по черному), дают тепло пока в этих очагах горят дрова. Или викинги сидели и грелись у очагов, не обращая внимания на дым, но ведь в дыму и задохнуться недолго. Прямо таки бессмыслица какая-то.
    Не так все было плохо и запущено, как кажется на первый взгляд. Викинги свои дома делали без потолков и дым от очагов уходил под двускатную крышу, а оттуда через специальные отверстия уходил наружу. Очаги не только грели, но еще и освещали жилища. На этих очагах можно было готовить пищу и дым не мешал жильцам. А непосредственно под крышей развешивали мясо и рыбу для копчения, и шкуры для продымления. Потолки в домах викингов все же частично были, но такие потолки, малость дырявые, в основном служили для удобства работ под крышей. На чем-то ведь надо было стоять, когда рыбу под крышей развешиваешь.
     Чтобы ответить на все уже поставленные вопросы начнем с истории печек и с ответов на другие вопросы.
-Как могла выглядеть переносная печка во времена Александра Македонского или завоеваний викингов?
     Многих такой вопрос поставит в тупик. А что еще и переносные печки бывают? Бывают! В современном варианте это минипримусы или походные газовые горелки, которыми можно обогреть крохотную каюту, палатку или разогреть, сварить обед, ужин. А что было в те времена? Палатки и каюты уже были. Люди в этих палатках и каютах тоже хотели обогреться и откушать чего-нибудь горячего.
     В те времена и после, если позволяли условия, то делали крохотный очаг. Например, на больших лодках или плотах насыпали прямо на палубу немного земли, складывали на этой земле кружок из камней и в этом кружке из камней разводили крохотный костер. Но во время сильной качки или под проливным дождем подобный костер не возможен. Опять же в крохотных каютах и палатках костер разводить опасно. Поступали достаточно просто. Брали старый кувшин, пробивали в стенке возле донышка дырку для прохода воздуха и разводили в кувшине огонек. Огонек в кувшине и ветром не сдувался, и в палатке (каюте) места много не занимал, и было сравнительно безопасно. Чем больше был кувшин, тем мощнее была переносная печка. Горючий материал (дрова, кизяк, сухая рыба…) можно было закладывать как через горлышко, так и через воздушное отверстие. На такой переносной печке можно было руки погреть, вчерашнюю похлебку разогреть или соответствующее помещение согреть, а светом из воздушного отверстия, как фонарем, еще и сигнал подать.
     Сегодня можно примерно то же сделать из консервной или пивной банки. В донышке пробивают по центру несколько мелких отверстий, сверху в банку загружают «дрова» и по центру разжигают огонек. На такой «печке» тоже можно и чаек вскипятить и руки погреть. А главное такая печка ничего не стоит и запросто заменит закончившееся сухое горючее.
     В представлении современного человека кувшины и прочие керамические сосуды обычно имеют небольшие размеры. Однако в старину керамические кувшины делали всевозможных размеров, иногда делали даже гигантской величины. Например, такие кувшины были нужны для хранения зерна, вина или масла, точнее для длительного предохранения содержимого кувшинов от порчи грызунами. Такие кувшины имели собственные крышки и их лепили из валиков глины прямо на месте будущего их применения. В иных кувшинах запросто мог уместиться человек, который разравнивал внутри стенки и затирал щели во время изготовления или ремонта. Человека опускали внутрь или вытаскивали наружу прямо через горлышко. Когда кувшин высыхал, прямо в кувшине разводили огонь для его обжига.
     Естественно, что надобность в таких кувшинах иногда отпадала и из этих кувшинов делали стационарные печки. Снаружи стенки кувшинов специально утепляли, то есть делали потолще, обмазывали дополнительными слоями глины, а чтобы глина меньше растрескивалась от циклического нагревания и остывания в глину специально добавляли древесные опилки, иголки хвойных деревьев, шерсть и щетину животных, перья и пух птиц, очесы льна или конопли… Обязательно делали у дна отверстие для входа воздуха и удаления золы. Не таким ли путем появились переносные и стационарные азиатские печи: туруны и тандыры для выпечки лаваша? А какое мясо (шашлыки, курица, молодой барашек целиком…) получается в таких печках? Об этом можно всю жизнь рассказывать.
     Печки-кувшины: туруны и тындыры располагают обычно во дворах под навесами и с удалением дыма от такой печки проблем нет. Печи по черному по своей сути те же туруны и тындыры или немного усовершенствованные и более безопасные очаги, расположены уже в домах и служат не только для приготовления пищи, но и для разогрева жилищ. А вот тут уже возникает проблема по удалению дыма. Как эту проблему решить? Да также как её решили в свое время викинги. Они утепляли не потолки, а двухскатную крышу над дырявым потолком своих домов. Точно также поступали и жители Старой Европы. В западной части Европы делали камины без дымоходов, в восточной печи по черному. И там, и там дым выходил из специальных окошек или щелей в крыше, хоть в богатом замке феодала, хоть в нищей халупе бедняка.
     О западноевропейских каминах особо. Вы думаете зачем в замках феодалов делали центральные залы такие высокие? Хотелось бы думать о чем-то возвышенном, а оказалось чисто практическое решение кухонных проблем. Сначала в центре зала был громадный очаг, на котором можно было жарить целого быка. А заодно очаг освещал и обогревал присутствующих. Народу для охраны замка было много и всем хотелось пожрать. Владелец замка отличался от остальных, лишь тем, что ему первому подавали готовое кушанье на отдельном блюде. Но со временем надобность в многочисленных охранниках постепенно отпадала и их уже стали заменять именитые гости. А гостям не только пожрать и выпить было надо, но еще и потанцевать. Времена были дикие, туалеты общие, гигиены никакой, ели руками. Из развлечений за столом сальные анекдоты с недвусмысленными, сексуальными  намеками и песни музыкантов самоучек. Представляете, для вытирания рук после жирного мяса возле стола паслись собаки. Вот об этих собак руки и вытирали. Специально разводили  породы собак с длинной шерстью. Недообглоданные кости собакам и музыкантам бросали.
     Мясо (любое) жарили исключительно на вертелах. Зубы лечить тогда не умели и мясо для гостей обязательно хорошо прожаривали. Так чтобы мясо таяло во рту, а не застревало на обломках гнилых зубов. Помните, сколько жарится шашлык? Минут двадцать, в лучшем случае. А тут надо жарить часа два, три и дольше. Но ведь это утомительно. Кто так долго мог крутить вертела? Тоже собаки. Рядом с очагом делали «беличье» колесо и сажали внутрь собаку, вот эта собака и крутила вертел с мясом над  очагом.
     Чтобы очаг  не мешался в центре зала, его сдвинули в угол или к стенке и огородили для безопасности стенками с боков. Дым из очага по прежнему валил к потолку. Это много позже к каминам придумали отдельные дымоходы. Готовку еды перенесли в подсобные помещения, разделили туалеты и профессиональных музыкантов поместили на отдельном балконе в бальном зале. А съежившиеся замки снаружи стали напоминать многоквартирные «хрущевки», с некоторыми архитектурными излишествами. Места внутри новых замков стало больше, но потолки на «возвышенное» уже не претендовали.
     В России стены в избах с печкой по черному делали высотой выше трех метров, а утепляли двухскатную крышу толстым слоем соломенной или камышовой кровли. Кстати, двухскатная крыша была с довольно острым углом при вершине и еще была явно великоватой для сруба избы. Суть основного секрета в том, чтобы в жилище с печкой по черному было место и для нормальной жизни человека, и для временного скопления дыма. Викинги тоже крыши делали высокими, а утепляли крышу толстым слоем земли и дерна. Крыша российской избы с печкой по черному, могла иметь деревянную трубу для выхода дыма. Но эта труба, само собой, никакого прямого отношения к печке не имела и торчала отдельным приложением.
     Сегодня печи по черному еще довольно распространены в северных, сибирских и дальневосточных деревнях, но только в банях. В банях по черному, печи предназначены лишь для разогрева помещения и воды. Пока баня топится, в бане господствует дым. Очередную порцию дров подкладывают, пробиваясь через дымную завесу, с легким опасением задохнуться в дыму, если слишком задержатся внутри. Вот только такие бани будто специально делают со множеством ошибок. Низкие, утепленные потолки. А как же иначе? На чердаках ведь веники хранят. Дым и свежий воздух проникают через приоткрытую дверь. Изредка делают специальную дыру для выхода дыма, а свежий воздух попадает в баню через сливные отверстия в полу. В итоге, в бане даже лавки оказываются закопченными, а пол в саже и это преподносят как главную и обязательную особенность бани истопленной по черному.
      Понятно, почему охотники, строящие свои избушки в тайге слышать не хотят о печках по черному. Считают, что низкие и утепленные потолки выгоднее высоких утепленных крыш. А к низким потолкам нужны печи по белому. Вот и везут охотники к себе на участок жестяные печи буржуйки, кирпич для обкладки печек и рубероид на покрытие крыш. Вкладывают свои зарплаты в лесные избушки и становятся заложниками собственного невежества. Хотя могли бы обойтись местными материалами, с меньшими финансовыми затратами и с точно таким же конечным результатом.
      Посудите сами. В доме с высокими потолками жить вольготней. Вся печка лепится из местной глины. Печь по черному самая экономичная. Так как печь по белому, несмотря на множество изгибов-колен, большую часть тепла все равно уносит на улицу. О жестяных печках-буржуйках или одноколенных каменных печках вообще смолчу, они отапливают в основном улицу. Печь по черному не надо предварительно прогревать, чтобы пробить воздушные пробки в каналах и уберечься от угара. Печь по черному не страдает загоранием сажи и засорением каналов. Не менее важно и то, что в домах, где топится печь по черному, не заводятся тараканы, клопы и блохи. А древесина избушки под воздействием составных веществ дыма не заражается плесенью и грибками. Если дом с печкой по черному были построены по уму, то есть согласовано друг с другом, то в таком доме можно жить также как и в доме с печкой по белому. Во время топки не надо торчать на улице, можно готовить пищу и печь хлеба. При Петре Первом многие бояре не считали зазорным жить в домах с печами по черному и даже более того, воздух в домах с печкой по черному не без основания считался более здоровым. Еще бы, постоянная вентиляция и проветривание. И главное для печек по черному в лесных (охотничьих) избушках не нужны чугунные дверцы для топки и поддувала, заслонки и задвижки, плита с конфорками. Ладно, если весь этот чугунный товар можно привезти до места, а то ведь приходится тащить на себе. Да если еще вспомнить, что у иных охотников промысловиков этих избушек не один десяток, то можно представить себе весь объем проделанной работы, потраченных средств и потерянного здоровья нескольких поколений владельцев конкретного охотничьего участка где-то в глухой тайге.
    Теперь конкретно о самой печке по черному. Если бы не отсутствие вытяжной трубы печка по черному выглядит примерно как русская печь. Или как лежащий горизонтально большой каменный мешок (камера сгорания) со сравнительно узким входным отверстием  (чело). 
     Чело печки по черному должно располагаться на удобной для обслуживания высоте.
      Площадь сечения чела к площади сечения камеры сгорания примерно 1:4. Чело делают меньше камеры сгорания по двум причинам:
-Чтобы в топку попадало дров соответственно сечению чела и не более, тогда горение идет спокойней.
-Лучше прогревается камера сгорания.
     В помещениях с низкими потолками над печами по черному рекомендуют создавать несгораемое перекрытие. В классическом варианте высоко над печкой соломенная или камышовая кровля. Чтоб соломенное (камышовое) перекрытие было несгораемым, соломенные пучки (идущие на кровлю) непосредственно перед укладкой макают и пропитывают жидкой (жирной и без песка) глиной.
     На рисунке разрез печки по черному и показано А-А сечение камеры сгорания, и Б-Б сечение входного отверстия (чела). Пол (или под) в печи действительно слегка поднимается. Это способствует лучшей циркуляции газов в печи.