Возвращение резидентов-3 ч. 24

Владимир Бровко
ч.24
Арест «апостола язычников» Павла и суд над ним

         Предыдущую часть мы закончили вот таким предложением. «Развернув широкую пропаганду христианства в Греции и Малой Азии (в городе Эфесе и других городах), Павел из Тарса снова отправился в Иерусалим (59 г.) с целью передать местной христианской общине, которая состояла преимущественно из бедняков, собранные им в ее пользу пожертвования».
          Однако в Иерусалиме Павла никто не ждал и он сразу же столкнулся с открытой враждебностью евреев, среди которых уже ходили слухи о том, что он не только язычников, но и евреев диаспоры «учил отступать от законов Моисея, говоря, что не надо обрезывать детей и соблюдать обычаи» (Деян. 21:21).
          Во время посещения Павлом из Тарса Иерусалимского храма присутствовавшие там евреи из Малой Азии (земляки Павла)  узнав его, напали на него и  силой выволокли его из Храма.
           Начальник римского гарнизона арестовал апостола как лжепророка, призывающего народ к смуте, и доставил его в «собрание первосвященников и всего Синедриона».
         
    Итак, у нас в туманном повествовании апостола Луки верного слуги «апостола язычников» Павла, вновь появляется точная дата 59 г.н.э.
    И тут мы вправе задеть себе вопрос.
     А что же в тогдашнем цивилизованном мире в этот год происходило (окромя задержания и последующего ареста беглого иудейского раскольника-сектанта Шауля (Савла, по греч. Павла)?
   Предавшего кстати, как утверждают историки, как должностное лицо (прокуратор) интересы Синедриона в его борьбе с христианской общиной.
   А я бы сказал более прямо - совершившего измену и переход на сторону врага!
        Но давайте вернёмся к нашей искомой дате 59 г. н.э.
        И тут оказывается, что в это время христианину, попадать в любую тюрьму в Римской империи было ох как опасно. Ибо империей правил жестокий тиран император Нерон, которого те же ранние христиане успели признать АНТИХРИСТОМ!
          Но давайте обо всем порядку. И немного фактов из бурной биографии императора Нерона которые имеют для нас интерес. Сначала о Нероне.
       Нерон Клавдий Цезарь А;вгуст Германик 15 декабря 37 — 9 июня 68, имя при рождении — Луций Домиций Агенобарб с 50 по 54 год — Нерон Клавдий Цезарь Друз Германик наиболее известен под именем Нерон, — римский император c 13 октября 54 года, последний из династии Юлиев-Клавдиев.
       Также принцепс Сената, трибун (лат.Tribuniciae potestatis), Отец отечества (лат. Pater patriae), Великий понтифик (лат. Pontifex Maximus) (с 55 года), пятикратный консул (55, 57, 58, 60 и 68 годов).
            Полный титул к моменту смерти: Нерон Клавдий Цезарь Август Германик, Великий понтифик, наделён властью трибуна 14 раз, властью императора 13 раз, пятикратный консул, Отец отечества.
           И как раз с 55 по 60 год Нерон четырежды становился консулом. По мнению большинства римских историков в эти годы император показал себя прекрасным администратором и расчетливым правителем, в отличие от второй половины его правления.
       Практически все его действия в этот период были направлены на облегчение жизни простых граждан и укрепления своей власти за счёт популярности среди народа.
      В тот же период он пытался ограничить коррупцию, размах которой весьма негативно сказывался на простых жителях государства.
       После многочисленных жалоб на плохое отношение сборщиков налогов к низшим классам, функции сборщиков налогов были переложены на выходцев из этих классов.
         Нерон запретил публичные приемы любым магистратам и прокураторам, обосновывая это тем, что такие проявления благосостояния озлобляют народ. Было проведено большое количество арестов должностных лиц по обвинениям в коррупции и вымогательствах.
         Для дальнейшего повышения уровня жизни обывателей Нерон намеревался отменить все непрямые налоги.
         Однако Сенату удалось убедить императора, что такие действия приведут к банкротству государства.
          В качестве компромисса налоги были уменьшены с 4,5 % до 2,5 %, а обо всех косвенных и скрытых налогах было объявлено гражданам. Также были отменены таможенные пошлины для купцов, ввозивших продовольствие морем.
         Эти действия принесли Нерону большую популярность среди народа. Для дальнейшей популяризации своей фигуры Нерон построил народные гимнасии и несколько театров, в которых играли греческие труппы.
        В Риме стали часто проводиться невиданные ранее по размаху гладиаторские бои. В 60 году впервые был проведен грандиозный фестиваль «Квинквиналия Нерония».
          Поведение Нерона резко изменилось в начале 60-х годов. В 62 году умер многолетний наставник Нерона — Бурр.
           Император фактически отстранился от управления государством, начался период деспотии и произвола. Повторное обвинение в растрате было предъявлено Сенеке, и на этот раз он добровольно отстранился от государственных дел. Была казнена бывшая жена Нерона — Октавия.
            Начались процессы по оскорблению императорского величия, в результате приняли смерть множество римлян.
              В том числе были казнены и старые политические противники Нерона — Паллант, Рубеллий Плавт, Феликс Сулла. Вообще, согласно Светонию Транквиллу, «он казнил уже без меры и разбора кого угодно и за что угодно».
            В то же время в Риме начались гонения на последователей новой религии — христианства.
            В основном адептами христианства в то время были рабы и вольноотпущенники, а также представители низших слоев общества, на защиту которых Нерон встал в первые годы своего правления. Хотя религия и не была запрещена официально, поклонение новому богу практически лишало всякой защиты государства.
       Но, в вопросе Нерон и религия были и другие интересные моменты!
       Ортодоксальные Иудеи уже тогда считали и сейчас считают, что Нерон был первым и единственным римским императором, принявшим иудаизм.
         В 66 г. вспыхнула иудейская война.
          Согласно Талмуду, Нерон прибыл в Иерусалим. Он попросил проходящего мальчика повторить стих, выученный в тот день.
         Мальчик ответил: «И совершу мщение Мое над Едомом рукою народа Моего, Израиля; и они будут действовать в Идумее по Моему гневу и Моему негодованию, и узнают мщение Мое, говорит Господь Бог» (Иез.25:14).
          Император пришёл в ужас, полагая, что Бог хочет разрушить Иерусалимский храм, а вину за это свалить на самого Нерона. После этого Нерон покинул город и, чтобы избежать наказания, перешёл в иудаизм.
         Талмуд добавляет, что Реб Меир Бааль Ханес, видный сторонник восстания Бар-Кохбы против римского владычества, был потомком Нерона.

         Однако римские и греческие источники нигде не сообщают о поездке Нерона в Иерусалим или о его переходе в иудаизм — религию, которую римляне считали варварской и безнравственной.   
           Также нет документов о том, что у Нерона были потомки, выжившие в младенчестве: его единственный ребёнок, Клавдия Августа, умер в возрасте 4 месяцев.
           Но если иудеев Нерон и не любил, но и не преследовал их. А вот с христианами у него явно диалог не сложился.
         В христианском предании Нерон считается первым государственным организатором гонений на христиан и казней апостолов Петра и Павла.
         О преследованиях христиан во время правления Нерона сообщают светские исторические источники. Тацит писал, что после пожара 64 года император устроил массовые казни в Риме.

           «Светочи христианства (Факелы Нерона)». Картина Генриха Семирадского, 1882
    «И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат;
     подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев.
        Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому.
      Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения.»
— Анналы XV.44
       Другой историк, Светоний также упоминает наказания христиан, хотя возводит это в похвалу Нерону и не связывает с пожаром[57].
     По ранним христианским источникам, Нерон был первым гонителем христиан. Тертуллиан (ок. 155—230):
      Возьмите записи о вашем прошлом: вы найдете, что Нерон был первым, кто стал преследовать наше учение…
         С гонениями связано и предание о казнях апостолов Петра и Павла. Апокрифические «Деяния Петра» (ок. 200 г.) говорят, что Пётр был распят вниз головой в Риме во время правления Нерона, но без его ведома.
       Епископ Евсевий Кесарийский (ок. 275—339) писал, что Павел был обезглавлен в Риме при Нероне.
      В IV веке ряд писателей уже констатируют, что Нерон убил Петра и Павла.
     Также некоторые ранние христиане верили, что Нерон не умер или что он воскреснет и будет Антихристом!

     И вот теперь хороша зная обстановку в Риме и кто такой Нерон, мы с вами уважаемый читатель сможем дальше продолжить изучение книги «Деяния апостолов» приписываемой авторству некого греку Луки из г. Антиохии.
      Сам цитируемый текст автор этой работы  берет из книги «Еврейский новый завет» -перевод «Нового завета» сделанный амер. Проф. Д. Стерном с его же подробными комментариями.
 
           Подробно обстоятельства ареста Павла и его дальнейшая судьба на протяжении трех последующих лет описаны в гл.21-25 книги «Деяния апостолов».
         Давайте и мы с вами уважаемый читатель пройдемся взглядом  историка –исследователя по этому описанию, чтобы лично для себя составить точную картину всех событий, отсеяв все что потом  христианскими богословами было приписано для возвеличивания  Павла.

                ГЛАВА 21
26. На следующий день Шауль взял тех людей, прошёл вместе с ними очищение и вошёл в Храм, чтобы сообщить всем о том, когда закончится время очищения и будут принесены жертвы за каждого из них.
27. Когда эти семь дней были почти на исходе, какие-то неверующие евреи из Асийской провинции увидели его в Храме, вызвали переполох в толпе и набросились на него.
28. "Люди Израиля, помогите, - кричали они. - Этот человек ходит повсюду и учит против народа, против Торы и против этого места!
      А теперь он даже завёл в Храм гоим и осквернил святое место!"
    29. (Перед этим они видели с ним в городе Трофима из Эфеса и подумали, что Шауль привёл его в Храм).

     Тут конечно виноват сам Павел. Ему прекрасно было известно, что Синедрион и его верные слуги всяческие его преследуют и ищут только верного повода для ареста.
     А само его только появление в Иерусалиме уже вызвало волнения в среде ортодоксальных иудеев.
        И тем не менее, он с группой своих сторонников, очевидно намереваясь повторить «подвиг» Христа  об изгнании торговцев  из Храма и тем самым  упрочить в Иерусалиме свой авторитет как нового вождя христиан, идет в самое логово своих врагов в Иудейский Иерусалимский Храм.
     На, что при этом рассчитывал Павел автору не ведомо, но он явно был фанатично непримиримым к иудаизму христианином и в силу этого, переоценил своего влияния как на сторонников так и особенно на открытых врагов.
   Да и тех «чудес» которые пугали врагов Христа Павел не умел совершать!

     А далее события развивались стремительно и крайне плохо для Павла!

30. Весь город пришёл в смятение, и отовсюду стали сбегаться люди. Они схватили Шауля и силой вывели из Храма, и тотчас ворота были заперты.
31. Когда они уже собирались его убить, до командующего римским батальоном дошло известие о том, что весь Йерушалаим охвачен паникой.
32. Он тут же взял офицеров и солдат и направился к ним. Увидев командующего, они перестали бить Шауля.
      (Стихи 30-32. Римский батальон располагался в крепости Антония, стены которой примыкали ко дворам Храма. Поэтому солдатам не потребовалось много времени, чтобы прибыть и уберечь Шауля от линчевания разъяренной толпой.)

33. 3атем командующий, подойдя, взял его под стражу и приказал сковать его двумя цепями. Он спросил, кто это и что он сделал.
34. Люди в толпе начали кричать каждый своё; тогда он, не сумев из-за стоявшего шума разобраться в том, что произошло, велел отвести его в казарму.
35. Когда Шауль поднимался по лестнице, солдатам пришлось нести его из-за разъярённой толпы.
36. Люди продолжали идти следом и кричали во весь голос: "Убейте его!"
37. У входа в казарму Шауль обратился к командующему: "Можно тебе кое-что сказать?" Командующий ответил: "Ты знаешь греческий!
38. Скажи, ты случайно не тот египтянин, который пытался некоторое время назад поднять мятеж и повёл в пустыню четыреста вооружённых бунтовщиков?"
39. Шауль сказал: "Я еврей из Тарса, что в Киликии, гражданин важного города; я прошу, чтобы ты позволил мне поговорить с народом".
40. Получив разрешение, Шауль, стоя на лестнице, сделал рукой людям знак. Когда, наконец, они утихли, он обратился к ним на еврейском языке.
    Но попытка распропагандировать ортодоксальных иудеев у Павла не удалась.
    Он своей речью только еще сильнее разозлил собравшуюся вокруг римских казарм толпу жителей Иерусалима.
  Саму речь Павла я не цитирую, потому она  не приставляет собой никакой исторической ценности и является позднейшей вставкой,  последующих редакторов книги «Деяния апостолов».
А апостол Лука далее пишет следующее:
                Гл.22
22. Они слушали его до этого момента, а затем стали громко кричать: 'Избавьте землю от этого человека! Он недостоин жить!"
23. Они вопили, размахивали одеждой и бросали в воздух пыль;
     (Размахивание одеждой было видимым проявлением гнева слушающих. Вероятно, движимые тем же чувством, они бросали в воздух пыль только потому, что под рукой не оказалось камней (ср. 7:58, Йн. 8:59).
       Д. Стерн далее пишет: «Основываясь на многолетнем опыте проживания на Ближнем Востоке, я предполагаю, что пыль бросали в воздух не в разные стороны и не потому, что такой была традиция. Ее бросали в Шауля, и притом с силой).»
24. тогда командующий приказал отвести его в казарму и велел расспросить его и высечь плетью, чтобы выяснить, почему они так на него кричали.
   (Офицер, всё ещё убежденный в том, что Шауль - опасный преступник, не поняв его речи, произнесенной на еврейском языке (ст. 2), решил выбить из него правду при помощи кнута).
    Но и Павел был не дурак и сразу вспомнил о своих конституционных правах «РИМСКОГО ГРАЖДАНИНА» !!!!
    Чем конечно оттянул быструю расправу над собой, но вовлек себя в длительный и с непредсказуемыми последствиями судебный процесс.

25. Однако, когда его растянули ремнями, чтобы высечь, Шауль обратился к стоявшему рядом капитану:
       "Разве это законно - бить римского гражданина, которого даже не судили?"
       (Шауль воспользовался своими законными правами. Избиение плетью и заковывание в цепи (ст. 29) нарушали права гражданина Рима.
        Поскольку Шаулю не были предъявлены обвинения, а офицер не был информирован о причинах наказания, избиение плетью до суда было превышением полномочий, за что офицеру пришлось бы нести ответственность.
       Задавая вопрос о законности избиения, Шауль уберегал от неприятностей не только себя, но и офицера).
26. Услышав это, капитан пошёл и доложил командующему:
"Вы понимаете, что делаете? Этот человек - римский гражданин!"
27. Командующий подошёл к Шаулю и спросил у него:
 "Скажи, ты действительно римский гражданин?" "Да", - ответил тот.
(Несомненно, ответ Шауля «Да» был правдивым; всякого, кто ложно заявлял о римском гражданстве, ожидала скорая смерть).
28. Командующий сказал:
"Я отдал немалые деньги, чтобы получить гражданство". "А я родился в нём", - ответил Шауль.
   «Командующий» это -Клавдий Лисий — римский тысяченачальник [греч. хилиархос, соответствует рим. воин. званию «военный трибун»], упомянутый в Новом Завете. Согласно книге Деяния святых апостолов (22:21 — 23:35), командовал римским гарнизоном в Иерусалиме при наместнике Феликсе (52-60 гг. н. э.).
       Был греком, за деньги приобретшим римское гражданство.
       Библейская традиция видит в лице этого римского военачальника лучшую сторону Государства, как Божьего установления справедливости и законности

29. Тут же люди, собиравшиеся допрашивать его, отошли в сторону.
       Командующий же, осознав, что он сковал цепью римского гражданина, также испугался.
30. На следующий день, желая знать, в чём конкретно иудеяне обвиняют его, он освободил его и приказал собрать руководящих коганим и весь Сангедрин.
Затем он вывел Шауля и поставил его перед ними.
    (Единственным основанием для задержания Шауля, которое мог найти офицер, было обвинение других лиц, в данном случае Сангедрина).

   И тут надо сказать, что хоть прошло уже 15-16 лет после ухода Шауля (Павла) в должности прокуратора Синедриона и там сменилась верховная власть, но его там «хорошо помнили» и поэтому тщательно приготовились к началу судебного процесса над ним.
      Тем боле что СИНЕДРИОН уже знал о наличии у Шауля статуса «Римского гражданина».

 ГЛАВА 23
1. Шауль пристально посмотрел на них и сказал: "Братья, я исполнял все свои обязанности перед Богом с совершенно чистой совестью вплоть до настоящего момента".
2. Однако коген гагадоль, Хананья, приказал стоявшим рядом с ним ударить его по губам.
3. Тогда Шауль сказал ему: "Бог поразит тебя, стена побелённая! Ты сидишь там, чтобы судить меня согласно Торе, и в то же время, нарушая Тору, приказываешь ударить меня?"
4. Стоявшие рядом люди сказали: "Ты оскорбляешь самого когена гагадоля Божьего!
5. Шауль сказал: "Я не знал, братья, что это коген гагадоль, ведь в Торе сказано: 'Не говори пренебрежительно о правителе своего народа".
Первый ход Павла в свою защиту состоял в намерении расколоть членов Верховного суда.
6. 3ная о том, что часть Сангедрина состояла из цадуким, а другая часть - из прушим, Шауль воскликнул: "Братья, я сам паруш и сын прушим; и судят меня за надежду на воскресение из мёртвых!"
    ( Д. Стер пишет: «Я сам паруш (фарисей), греческое эго фарисеос ими Эго («я») усиливается эмфазой («Я сам»), аими - это стоящий в настоящем времени глагол «есть», подразумевающийся в русском варианте. Будучи мессианским евреем вот уже около двадцати лет, Шауль всё ещё считает себя фарисеем (ср. Фил. 3:5).
    Фактически, он опровергает мнение о том, что «фарисей» и «законник» или «лицемер» - это одно и то же; см. 15:5 и ком., ком. к Мат. 23:13-36.
   (Судят меня за надежду на воскресение из мёртвых! Сравните с ответом, который дал Йешуа цадуким по этому поводу (Мат. 22:23-32). Фарисей мог верить в Йешуа и в воскресение и оставаться фарисеем, подобно Шаулю; в 15:5 Лука сообщает о том, что были и другие верующие прушим.
       Но трудно представить себе саддукея, который остался бы саддукеем, уверовав в воскресшего Йешуа (см. ст. 8 и ком.); Новый Завет ни разу не упоминает о верующих саддукеях, только об уверовавших коганим, которые, вероятно, могли быть цадуким перед тем, как уверовали. )
7. Когда он произнёс это, между прушим и цадуким разгорелся спор, и мнения собрания разошлись,
8. поскольку цадуким отрицают воскресение и существование ангелов и духов, в то время как прушим признают и то и другое.
         Д. Стерн пишет:(Цадуким верили, что душа человека исчезает вместе с телом и остаётся лишь Божий Дух. Спустя сто пятьдесят лет вера в воскресение мёртвых стала существенным компонентом нормативного иудаизма, ибо Мишна, трактат Сангедрин, говорит: "Вот кто не имеет доли в олам габа [грядущем мире]: говорящие, что Тора не доказывает воскресения из мёртвых...")
9. Итак, поднялся шум. Некоторые учителя Торы, бывшие на стороне прушим, также встали и вступили в спор: "Мы не находим в этом человеке никакой вины, а если с ним говорил дух или ангел, что из того?"
10. Разногласия становились всё острее, так что командующий, опасаясь, что они разорвут Шауля на части, приказал солдатам спуститься туда, взять его силой и отвести обратно в казарму.
        Проанализировав очевидно ход начавшегося процессе и не найдя для себя шанса оправдаться в Синедрионе, Павел решил применить второй прием к своей защите. Апеллировать к суду Римского императора!

11. Следующей ночью Господь, явившись ему, сказал: "Мужайся! Ибо как ты верно свидетельствовал обо Мне в Йерушалаиме, теперь так же ты должен свидетельствовать в Риме.
      В Синедрионе тоже хорошо запомнили урок преподанным им в свое время Христом и решились на составление заговора, с целью прямого убийства Павла, в случае его оправдания как «римского гражданина»!

12. На другой день некоторые из иудеян составили заговор. Они дали клятву, обещая не есть и не пить до тех пор, пока не убьют Шауля;
13. и в этот тайный сговор вступили более сорока человек.
14. Они направились к руководящим коганим и старейшинам и сказали: "Мы связали себя клятвой не дотрагиваться до пищи, пока не убьём Шауля.
15. Вам же нужно сделать вид перед командующим, что вы вместе с Сангедрином хотите более обстоятельно рассмотреть дело Шауля, и пусть он выведет его к вам. Мы же готовы убить его прежде, чем он подойдёт туда".
Заговорщики должны были напасть на римскую стражу, ведущую Шауля через площадь Храма от крепости Антония к палатам Сангедрина.
     Этот отрывок говорит нам насколько у иудеев была сильна ненависть к Павлу и его новому учению.
      И как был опрометчив его приход в Иерусалимский храм.
16. Однако сын сестры Шауля, узнав о готовившейся западне, пошёл в казарму и рассказал об этом Шаулю.
17. Шауль позвал одного из офицеров и сказал: "Отведите этого человека к командующему, он хочет о чём-то сообщить ему".
18. Тогда он взял его, привёл к командующему и сказал: "Заключённый Шауль позвал меня и попросил привести к тебе этого человека, так как он хочет о чём-то рассказать тебе".
19. Командующий взял его за руку, отвёл в сторону и с глазу на глаз спросил его: "О чём ты хочешь мне рассказать?"
20. Тот ответил: "Иудеяне условились попросить тебя вывести завтра Шауля к Сангедрину под тем предлогом, что хотят более основательно рассмотреть его дело.
21. Но ты не соглашайся на это, потому что его будут поджидать больше сорока человек, которые поклялись не есть и не пить, пока не убьют его. Они уже готовы и ждут только, что ты согласишься исполнить их просьбу".
22. Командующий отпустил юношу, предупредив его: "Не говори никому, что ты поставил меня в известность".
23. 3атем он позвал к себе двух капитанов и сказал им: "Приготовьте двести пехотинцев, семьдесят всадников и двести копьеносцев, чтобы они отправились в Кесарию сегодня в девять вечера;
24. а также подготовьте замену для лошади Шауля на тот случай, если она устанет; и доставьте его невредимым к правителю Феликсу".
      Справка: Феликс, прокуратор Иудеи— вольноотпущенник имп. Клавдия, прокуратор Иудеи при Клавдии и Нероне.
          Прокуратором он был назначен по рекомендации первосвященника Ионафана.
          Ф. был близок к императорскому двору благодаря своему браку с Друзиллой, внучкой Антония и Клеопатры.
          По свидетельству Тацита, Ф. был сначала прокуратором Самарии, a Галилеей управлял Вентидий Куман.
         Оба они своими притеснениями довели народ до восстания, которое с трудом усмирил наместник Сирии Квадрат.
           В результате Куман был смещен, а Ф. уцелел. По свидетельству же Иосифа Флавия, Ф. был назначен прокуратором Иудеи, Самарии, Галилеи и Переи уже после смещения Кумана.
          Во второй раз Ф. был женат на Друзилле, дочери Ирода Агриппы.
          В последнее время его управления Клавдий Лисий прислал ему из Иерусалима в Кесарию апостола Павла для постановления над ним приговора. Ф., однако, обращался с ним мягко, но оставил его в тюрьме, когда покинул Иудею (62 г.).
         Ф. отличался жестокостью и распущенностью и, по словам Тацита, "с душой раба соединял верховную власть".
          Однако ему удалось освободить Иудею от разбойников и волнений, возбуждавшихся лжепророками.
          По возвращении Ф. в Рим кесарийские иудеи обвиняли его перед Нероном, но Ф. был оправдан.
25. И он написал письмо следующего содержания:
26. "От: Клавдия Лисия
Кому: Его Превосходительству правителю Феликсу:
Приветствие!
27. Этого человека схватили иудеяне и уже были готовы убить его, когда я вместе со своими воинами прибыл на место происшествия и освободил его. Узнав о том, что он римский гражданин,
28. я захотел в точности разобраться, в чём он обвиняется, и привёл его в их Сангедрин.
29. Я выяснил, что его обвиняют в связи с некоторыми вопросами их "Торы", и что он не совершил ничего такого, что заслуживало бы смерти или тюремного заключения.
30. Однако, когда мне доложили о заговоре против этого человека, я тотчас направил его к тебе и приказал его обвинителям вынести это дело на твой суд."

    Д.Стерн пишет: «Клавдий Лисий знает, что они не имеют таких обвинений, которые стоило бы рассматривать в римском суде (ср. 18:12-16. 25:19 и ком.) - он уже упомянул об этом выше (ст. 28-29). Но он хочет выпутаться из сложной ситуации, в которой оказывался не в первый раз.»
31. Итак, солдаты, выполняя приказ, взяли ночью Шауля и отвели его в Антипатриду,
32. затем вернулись в казарму, а всадники сопровождали его дальше.
33. Они привели его в Кесарию, вручили правителю письмо и передали ему Шауля.
34. Правитель прочитал письмо и спросил, из какой он области, и узнав, что он из Киликии,
Из Киликии, которая находилась под управлением пропретора Сирии. Возможно, дело Шауля было представлено именно ему.
35. сказал: "Я выслушаю тебя после того, как прибудут твои обвинители", и приказал держать его под стражей в штабе Ирода.
       (Под стражей в штабе Ирода (Претории). Шауль находился под охраной военных, но не в тюремной камере, поскольку ему ещё не были предъявлены обвинения).
 ГЛАВА 24
1. Спустя пять дней, прибыли коген гагадоль Хананья, некоторые старейшины и юрист по имени Тертулл и вынесли дело Шауля на рассмотрение правителя.
2. После того, как вызвали Шауля, Тертулл начал выдвигать обвинения:
       "Достопочтенный Феликс, именно тебе мы обязаны царящим спокойствием, и именно твоя предусмотрительность принесла этому народу
3. такое множество преобразований во многих сферах, что мы признаём с огромной благодарностью.
 4. Но чтобы не отнимать у тебя много времени, прошу тебя быть снисходительным и коротко выслушать нас.
5. Мы обнаружили, что этот человек - язва общества. Он ведёт агитацию среди евреев по всему миру и является главарём секты нацратим.
        Д. Стерн пишет:(Секты нацратим, др.-евр. слово, образованное от слова Нацерет (Назарет, город, в котором Мессия Йешуа прожил большую часть своей жизни). Здесь использовано греческое словоНазорайос; оно встречается шесть раз в Книге Деяний и пять раз в Евангелиях, где оно относится к самому Йешуа.
     В этих местах ЕНЗ переводит его «из Нацерета». В наши дни слово ноцрим, также образованное от Нацерет, является эквивалентом слова «христиане»; после двух тысячелетий истории оно уже не употребляется по отношению к группировке внутри иудаизма. В некоторых переводах в данном стихе содержится слово «назареяне»).
   Греческое айресис даёт нам слово «ересь», но здесь оно употреблено в значении «секта». В еврейской литературе оно используется для обозначения любых направлений, включая прушим, причём необязательно имеет негативный оттенок».
      «Тертулл пытается объяснить Феликсу, что нацратим - это мессианская группа, что любая группа, поддерживающая Мессию, верна другому царю и подрывает гегемонию Рима.
6. Он даже пытался осквернить Храм, но мы схватили его.
          (Мы схватили его. Это весьма сдержанное заявление - на самом деле, они хотели линчевать его (21:30-32 и ком.).»
   7. Некоторые манускрипты включают: 'Мы хотели судить его по нашему закону, но вмешался командующий Лисий. Он силою забрал его из наших рук и приказал его обвинителям предстать перед тобой.'
     8. Допросив этого человека, ты сможешь сам узнать обо всём, в чём мы его обвиняем.
9. Иудеяне тоже стали обвинять его и подтверждать всё сказанное.
10. Правитель дал Шаулю знак говорить, и тот начал:
    "Я знаю, что ты в течение многих лет судишь этот народ, поэтому я рад тому, что должен произнести перед тобой речь в свою защиту.
11. Как ты и сам можешь проверить, не прошло ещё и двенадцати дней с тех пор, как я прибыл в Йерушалаим для поклонения;
12. и ни в Храме, ни в синагогах, ни где-либо ещё в городе никто не видел, что бы я с кем-нибудь спорил или собирал вокруг себя народ.
13. Они никак не могут доказать то, в чём обвиняют меня.

14. Но вот что я действительно признаю:
я почитаю Бога наших отцов в соответствии с учением Пути (который они называют сектой).
         Я не переставал верить всему, что соответствует Торе и всему, что написано в Пророках.
        Д. Стерн поясняет нам:(Учением Пути. См. 9:2 и ком.; 18:25-26; 19:9,23; 22:4, где «Путь» используется в том же смысле, обозначая верования и деятельность последователей Йешуа.
      Термин заключает в себе намёк на то, что «Путь» - это истинный путь. Фраза «который они называют сектой» означает, что обвинители относятся к этому пути как к одному из многих других, как к пути, который им не по душе. Шауль ссылается на слово «секта», использованное Тертуллом, и нейтрализует любой возможный негативный оттенок (ст. 5 и ком.).
       Я почитаю Бога наших отцов. Точно такой же ответ даёт в наши дни мессианский еврей тем евреям, которые считают его отступником. Бог, которому мы поклоняемся, - единственный Бог,Элогейну-авотейну, «Бог наших отцов» (это выражение находится в первом благословении Амиды, главной синагогальной молитвы). Подобно Шаулю, мессианский еврей в наши дни верит во всё, что соответствует Торе «в толковании Мессии» (1 Кор. 9:21 и ком., Гал. 6:2 и ком), и во всё, что написано в Пророках, включая пророчества, указывающие на Мессию Йешуа)»
15. И не теряю надежды в Боге на то, что будет воскресение праведных и неправедных, что они тоже признают.
     Д. Стерн пишет: (Что они, прушим, но не цадуким, тоже признают (см. ком. к 23:6).
Воскресение праведных и неправедных. Только здесь Шауль упоминает о воскресении неправедных. Его учение о воскресении см. в 1 Кор. 15 и ком., 1 Фес 4:12-17 и ком.
Йешуа учит о воскресении праведных и неправедных в Йн. 5:29 и ком. Это учение ясно обозначено в Танахе в Дан. 12:2. Идея о двойном воскресении лежит в основе всех отрывков, говорящих о будущем суде, включая Мат. 25:31-46, Йн 12:48, Рим. 14:10, 2 Кор. 5:10 и Отк. 20:4-6,11-15. Также см. ком. к ст. 21 ниже. )
     16. Именно по этой причине я считаю своим долгом всегда иметь чистую совесть перед Богом и людьми.
      17. Несколько лет я не был в Йерушалаиме, и затем пришёл туда, чтобы передать своему народу благотворительный дар и принести жертвы.
       Д. Стерн пишет:(Дар предназначался не только мессианским евреям, но и неверующим евреям, поскольку они тоже входят в понятие «мой народ» (см. Рим. 15:25-31 и ком., Гал. 2:10 и ком., где верующим евреям и язычникам предписывается проявлять доброту и милосердие, особенно по отношению к евреям.).
          Нет сомнений в том, что Шауль считал мессианскую общину Иерусалима частью еврейского народа, и сегодня в этом также не должно быть никаких сомнений.
          (Несмотря на это, Верховный Суд Израиля в 1989 году признал мессианских евреев отказниками - единственной группой евреев во всем мире, которых не считают евреями по израильскому Закону о Возвращении, позволяющему любому еврею приехать в Израиль и быть его гражданином.)
        18. Именно при совершении последнего они и нашли меня в Храме. Я же был ритуально чист, не участвовал в народных собраниях и не вызывал беспорядков.
      19. Однако некоторые евреи из Асийской провинции - им следовало бы явиться к тебе и предъявить свои обвинения, если они имеют что-либо против меня!
         20. Или же пусть эти люди сами скажут, в каком преступлении они меня обвиняли, когда я стоял перед Сангедрином,
        21. кроме тех слов, что я выкрикнул, стоя посреди них: 'Сегодня меня судят за то, что я верю в воскресение мёртвых!'"
       22. Феликс, располагавший довольно подробной информацией о Пути, отсрочил рассмотрение, говоря: "Я вынесу решение по вашему делу после прибытия командующего Лисия".
      23. Он приказал капитану содержать Шауля под стражей, но при этом предоставить ему относительную свободу и не запрещать никому из его друзей заботиться о нём.
         24. Спустя несколько дней Феликс пришёл вместе со своей женой Друзиллой, которая была еврейкой, велел привести Шауля и слушал, как тот говорил о вере в Мессию Йешуа.
          Д. Стерн пишет:( Друзилла - младшая дочь Ирода Агриппы I (см. ком. к 12:1). Так как она была еврейкой, возможно, она помогла Феликсу подробнее узнать о Пути (ст. 22). Друзилла погибла вместе со своим сыном при извержении горы Везувий, которое разрушило Помпею в 79 г. н.э. )
            25. Однако когда Шауль начал говорить о праведности, воздержании и будущем Суде, Феликс испугался и сказал: Теперь уходи! Я пошлю за тобой, когда будет возможность
            26. При этом он надеялся, что Шауль предложит ему денег, поэтому посылал за ним довольно часто и беседовал с ним.
            Но так прошло почти два гола, а выкупа за Павла никто их общины первых христиан давать и не собирался.
          Как я уже говорил его не любили и боялись в христианской общине Иерусалима.
          А в его отсутствие христиан в Иерусалиме не заходившими в Храм и там не пропагандировавших свои идеи никто не трогал.
           27. По прошествии двух лет Феликса сменил на его посту Порций Фест.
            Но поскольку Феликс хотел оказать иудеянам услугу, он оставил Шауля в заключении.
Порций Фест, прокуратор Иудеи с 59 по 62 г. н.э.
          Семейство Порциев добилось сенаторского звания в Риме несколькими столетиями раньше.
Фест Порций (Деян 25:1 и др.) наследовал Феликсу в управлении Иудеею, по всей вероятности в первый год царствования императора Нерона в 60 г. по Р.Х. Вскоре, по его прибытии в Иудею, ап. Павел, оставленный в узах Феликсом, был представлен к нему для суда (гл. 25).
       Фест по-видимому охотно желал оказать справедливость и помощь апостолу в его положении, насколько сам мог понять его дело; и не без удивления внимательно выслушал сильную апостольскую речь его (Деян 26:24).
        Но ап. Павел, не надеясь получить справедливость в предубежденных и продажных судилищах Иудеи, апеллировал к Римскому Цезарю, и потому был отправлен для суда в Рим.
         Мы имеем мало сведений относительно общественной деятельности Феста. Иосиф Флавий отзывается о нем как о правителе энергическом и беспристрастном в судебных делах. Фест умер после краткого управления Иудеею, именно на 62 г. по Р.Х.

ГЛАВА 25
1. Через три дня после того, как Фест прибыл в провинцию, он направился из Кесарии в Йерушалаим.
2. Там руководящие коганим и вожди иудеян сообщили ему о деле Шауля и просили его
3. оказать им услугу и прислать этого человека в Йерушалаим. (Они сговорились напасть на него из засады и убить.)
  Д. Стерн пишет:( (Стихи 2-3. Руководители иудеян не предъявили требование, но воспользовались возможностью снискать расположение Феста, доставив ему удовольствие удовлетворить их незначительную и безобидную просьбу. Они рассчитывали на то, что тот не знает об истинной причине, по которой Шауля доставили из Йерушалаима, а именно о заговоре, подобном описанному здесь. Они надеялись, что Фест пошлёт Шауля в сопровождении небольшой охраны, которую им не составит труда одолеть. )
4. Фест ответил, что Шауль содержится в Кесарии под стражей и что он сам вскоре собирается направиться туда.
Д. Стерн пишет:( (Вероятно, Фесту всё же было известно, почему Шауль находился в Кесарии; или же он предпочёл придерживаться римской судебной практики и не делать исключения, которое могло иметь неблагоприятные последствия, в чём его могли обвинить. Возможно, он просто был слишком занят для того, чтобы рассмотреть эту конкретную просьбу сразу после вступления в должность, или же подозревал, что не всё «кошерно». Он действует наверняка, предлагая обычную процедуру, и руководителям иудеян ничего не остается делать, как согласиться.)
5. "Итак, - сказал он, - пусть от вас со мной пойдут сведущие люди и предъявят этому человеку обвинения, если он в чём-то виновен".
6. Пробыв с ними не больше восьми или десяти дней, Фест отправился в Кесарию; и на следующий день занял место в суде и приказал привести Шауля.
7. Когда тот пришёл, иудеяне, пришедшие из Йерушалаима, окружили его и стали выдвигать против него множество серьёзных обвинений, которые не могли ничем обосновать.

8. В ответ Шауль сказал: "Я не совершил никакого преступления - ни против Торы, которой держатся иудеяне, ни против Храма, ни против императора".
9. Однако Фест, желая оказать иудеянам услугу, спросил у Шауля: "Хочешь ли ты пойти в Йерушалаим и предстать перед моим судом в связи с данными обвинениями?"
10. Шауль ответил: "Я нахожусь сейчас в суде императора, здесь и следует судить меня. Я не причинил иудеянам никакого зла, что тебе очень хорошо известно.
11. Если же я преступник, если я сделал что-либо заслуживающее смерти, тогда я готов умереть. Но если обвинения, которые мне предъявляют, не имеют под собой основы, никто не может выдать меня им только в виде одолжения. Я требую императорского суда!"
12. Тогда Фест, поговорив со своими советниками, сказал в ответ: "Ты потребовал суда императора, к императору и отправишься!"
13. Спустя несколько дней в Кесарию прибыли царь Агриппа и Береника, чтобы засвидетельствовать Фесту своё почтение.
        Д. Стерн пишет:(Царь Агриппа. Ирод Агриппа II, последний из династии Иродов, был воспитан в Риме и поставлен на царствование в 50 г. н.э., спустя шесть лет после смерти своего отца, Ирода Агриппы I (см. ком, к 12:3). Его резиденцией была Кесария Филиппова (современный Баниас), расположенная у подножья горы Ермон, в 64 километрах на северо-восток от Кесарии, где пересекаются границы современных Израиля, Ливана и Сирии.
       Д. Стерн пишет:( (Береника была сестрой Агриппы, поэтому их брачные отношения являлись кровосмешением. Жена Феликса Друзилла (24:24) была сестрой им обоим. До этого Береника была любовницей двух императоров: Веспасиана и Тита, и чуть было не стала императрицей. Очевидно, она уже давно распрощалась со всеми принципами еврейской религии и морали, в которых, возможно, была воспитана. )
14. Поскольку они остались там на некоторое время, Фесту представился случай ознакомить царя с делом Шауля. "Здесь есть один человек, - сказал он, - которого Феликс оставил в заключении.
15. Когда я был в Йерушалаиме, мне рассказали о нём руководящие коганим и старейшины иудеян и просили меня вынести ему приговор.
…………………….
22. Агриппа сказал Фесту: "Я сам давно хотел послушать этого человека". "Завтра, - ответил тот, - ты услышишь его".
23. Итак, на следующий день Агриппа и Береника прибыли с большой торжественностью и прошли в зал слушаний в сопровождении военачальников и известнейших граждан города. Затем по приказу Феста ввели Шауля.
24. Фест сказал: "Царь Агриппа и все присутствующие здесь среди нас, видите ли вы этого человека? Вся община иудеян жаловалась мне на него как в Йерушалаиме, так и здесь, заявляя, что его нельзя оставить в живых.
25. Однако я обнаружил, что он не сделал ничего такого, что заслуживало бы смертного приговора. Когда же он сам потребовал императорского суда, я решил направить его туда.
26. Тем не менее, я не могу написать о нём его величеству ничего определённого. Вот почему он предстал перед всеми вами, а особенно перед тобою, царь Агриппа, чтобы после того, как мы допросим его, мне было что написать.
27. Мне кажется, было бы неразумно посылать заключённого, не указав при этом, какие обвинения против него выдвинуты ".

ГЛАВА 26
1. Агриппа обратился к Шаулю: "Тебе разрешается говорить в свою защиту". Тогда Шауль сделал знак рукой и начал речь в свою защиту:
 (Саму речь Павла я не привожу поскольку она опять же придумана поздними редакторами книги «Деяний апостолов» и не имеет к делу Павла никакого отношения.)
24. Но как только он дошёл до этого момента в своей речи, Фест закричал во весь голос: "Шауль, ты с ума сошёл! Твоя учёность доводит тебя до безумия!"

25. Шауль же ответил: "Нет, достопочтенный Фест, я не 'сумасшедший'; напротив, я говорю слова истины и здравого смысла.
26. Поскольку царь разбирается в этих вопросах, я свободно выражаю при нём свои мысли, так как уверен, что ничто из этого не было утаено от него. Ведь это не происходило где-то на задворках.
       Д. Стерн пишет:(Взвешенный и мягкий ответ Шауля (ст. 25-27) показывает ложность обвинений Феста и, по сути, уподобляет речь Феста словам сумасшедшего.
       27. Царь Агриппа, веришь ли ты пророкам? Знаю, что веришь!"
28. Агриппа сказал Шаулю: "За такое короткое время ты хочешь убедить меня стать мессианским верующим?"
29. Шауль ответил: "Много ли на то понадобится времени или мало, моё желание перед Богом в том, чтобы не только ты, но и все слушающие меня сегодня стали такими, как я - не считая вот этих оков!"
30. Затем царь поднялся, а за ним правитель и Береника и все сидевшие с ними.
31. Выйдя оттуда, они говорили друг другу: "Этот человек не делает ничего такого, что заслуживало бы смерти или тюрьмы".
32. И Агриппа сказал Фесту: "Если бы он не потребовал суда императора, можно было бы освободить его".
Прошение императору не может быть аннулировано, так как Фест принял его публично перед обвинителями Шауля.
     Так было принято решение об отправке Павла под стражей в Рим на суд к императору Нерону.
        (конец ч.24)
Все фото к  этой части находятся тут:http://h.ua/story/384402/