Уто-о-оп!! глава 2

Александр Смирнов 6
 



                2

                "Уто-о-оп!!"
             
          Да, можно так сказать, что я рос в дороге. Я подрастал, а мама всё
путешествовала со мной, всё искала лучшей доли. Можно только удивляться её смелости и
 силе: одна, с маленьким ребёнком, за несколько лет она объехала чуть ли не полстраны.
 Конечно, о тех двух-трёх годах я знаю мало, и то всё с чужих слов. Но лет с пяти в моей
 памяти, как в кино, мелькают картины: то гор, то степей, то больших городов,
то сельские пейзажи; и - вагоны, вокзалы, чемоданы; и - люди, много-много разных:
и добрых, и весёлых, и злых...
         Наконец, в конце мая (помню: стояла страшная жара, и блестели на солнце молодые
 тёмно-зелёные листочки на огромных тополях), мы вышли из вагона на вокзале города Н., и
 на мой вопрос: "Почему мы дальше не едем?" - мама, чем-то очень расстроенная, устало
 села на чемодан, обняла меня и сказала:  "Потому что дальше даже поезд не едет..." - и
  вздохнула, тяжело так вздохнула...
         Этот ответ и вздох мне запомнился на всю жизнь...
         Конечно, когда я подрос - я понял, что поезда-то дальше шли, а это мама
 наездилась "досыта". Поэтому мы и начали обосновываться в Н. основательно: нас к себе на
 квартиру пустила какая-то старушка, и скоро уже мама работала на железной дороге, а я
 начал ходить в детский садик. Но потом в нашей маленькой семье появился незнакомый дядя,
 которого мне мама велела называть  "папой",  и мы вновь отправились в путешествие, уже
 втроём; и уехали в глухую тайгу на лесоразработки, где люди жили: кто в землянках, кто
 во времянках, мы же ютились в бревенчатом бараке в маленькой комнатке. Но среди зимы тот
 барак сгорел, сгорела вместе с ним и молодая семья, и трое совсем маленьких детей; и
 навсегда запомнилось мне, как дымят и тлеют головешки на пожарище, и среди них обгорелый
 остов детской кроватки, чудом сохранившиеся лоскутки зелёного одеяльца, и косточки... И
 такой пожар среди тайги в январскую стужу был на столько страшен, и не только мне, что
  мы вновь вернулись в Н., где и  остались навсегда...
         Да, это я вновь отвлёкся; а всё потому, что далее начинаются главные события,
 из-за которых, собственно, я и взялся за эту "писанину". И думаю, что лучше всего начать
 мне с того времени, когда я  ехал на поезде домой, то есть к маме, в отпуск из армии
 после года службы в танковых войсках, и поезд проносил меня по тем самым местам, где жил
 мой отец и все мои родственники. И мне не спалось... Глядел я в тёмное окно, в осеннюю
 безлунную ночь - и ничего не видел. Вагон весело бежал по рельсам, скрипел и вздрагивал,
 дёргался и сильно накренялся, и вновь катился почти бесшумно. А меня переполняли совсем
 не радостные мысли, и "не летел я на крыльях" от нетерпения, как Николя Ростов в "Войне
 и Мире", а даже - совсем наоборот. И было отчего...
         До чего же велика Россия! Почти сутки уже, как я выехал из части, а всё ещё не
 доехал до Урала, а впереди была ещё Сибирь.
         В вагоне было холодно и пусто. Лишь на верхней полке кто-то спал, вытянувшись
во всю длину матраса, укрывшись с головой белой простыней и одеялом.
        "Да, да! Здесь моя родина! Я  здесь родился!  Здесь все мои родственники... под
 этим самым небом... в этой ночи! - метались мысли в моей голове, и колотилось сердце в
  груди. - И спят и не знают, что я... совсем рядом! И отец мой здесь! Он так порывался
 меня видеть, что бабу Евдокию чуть не прибил! А я, вот он... Чувствует он или нет?"
         Почему-то мне казалось в ту минуту, что стоит мне увидеть отца, и  я буду знать:
  как мне жить дальше. А то я напрочь не знал: как мне жить! Река жизни несла меня
 неизвестно куда, а я не знал:  к какому берегу или острову мне пристать, или же не
 сопротивляться и плыть... куда вынесет. У Гоголя в "Мёртвых душах" есть хорошие слова:
 что всякий человек обязательно должен быть "чем-то"! - ведь "для чего-то же дан ум
 человеку"!? А я до сих пор ещё был ничем... хотя ум у меня был - раз я страдал...
        И той ночью у меня было очень сильное желание сейчас же сойти с поезда, увидеться
 с отцом и родственниками, и избавить себя от этих мучений. Но... я и чувствовал и
 понимал, что надо, прежде всего:  непременно помириться с мамой,  объясниться с
 друзьями, уладить всё с Зоей. А то: "натворил делов и - сбежал"! А уж потом, на обратном
 пути... и повидать отца.  Да, вновь надо было подождать, потерпеть... И почему нельзя
 делать всё "сразу и быстро"?
          "Да!.. завтра же годовщина дяде Васе, - вспомнил я.-  И  отчиму...  Мама,
 наверное, с кумой отмечать будут. А тут и я кстати. Причина будет...  И помириться с
 мамой легче будет... Нельзя же так. Не последняя же я сволочь!"
          "Надо же - год прошёл!.. Да, двадцать восьмого октября (как и сегодня)...
 только, сегодня суббота, а то пятница была, - они и укатили на рыбалку", - вздохнул я,
и воспоминания отвлекли меня от тяжёлых мыслей.
          Отчим и дядя Вася  всегда брали меня с собой на рыбалку, а тут... как их кто
 ужалил! Ещё с утра и разговора не было, а вечером после работы - они и укатили! Без
 меня...
          И помнятся мне те дни до тонкостей.
        - Может быть, в последний раз перед зимой и рыбки поудим. А то:  когда ещё лёд
 станет! - к Новому году, не раньше, - говорил, и как бы оправдывался перед мамой и мной
  за спешные сборы, отчим, а маленькие серые глазки его так и бегали виновато, будто
 боялись смотреть на нас.
         А он, надо сказать, был низкорослый и коренастый, а тут, в тёплой одежде и вовсе
 был похож на "колобка", если бы "колобка" нарядили в фуфайку и шапку-ушанку. Я родного
 отца никогда не видел, не знаю:  какого он роста.  Но... я привык к этому, к отчиму, к
 Семёну Петровичу, и буду здесь называть его отцом. Хорошо? Потому что всё, что я умею
 делать по дому - всему он меня научил, и я ему за это благодарен. Что бы он ни делал, -
 а он умел делать всё! - он никогда не гнал меня от себя, а всегда терпеливо показывал и
 учил всему, хотя и был несусветным матерщинником. Наверное, поэтому я ещё никогда, ни
 при каких обстоятельствах не сказал вслух ни одного нецензурного слова... А в остальном
 учении меня силой держать не надо было: мне нравилось учиться, очень хотелось самому
 знать всё и всё уметь. Страшно не люблю от кого-то в чём-то зависеть! Такая уж у меня
 натура. Попробовал бы кто-нибудь взять меня за руку и силой потянуть за собой! Даже,
 если мне и надо было бы в ту же сторону, - ни за что бы не пошёл, насмерть бы упёрся!
          Так вот: отец в этот раз был серьёзен, озабочен и немногословен, хотя в таком
 наряде и выглядел очень смешным. А Василий Васильевич, сосед наш и друг отца - наоборот,
 много суетился и шутил.
         - Погода-то, погода-то так и шепчет! А, бабоньки? Гляньте, как погода-то
 разыгралась", - улыбался он во всё своё широкое, скуластое лицо и радовался:  и хорошей
 погоде, и предстоящей рыбалке, и выпивке с другом вдали от жены, - и впихивал в свой
 старенький Запорожец рыболовные снасти и резиновую лодку-двухместку. Мне навсегда
 запомнилось его лицо всё испещрённое морщинами, и "вечная" папироса "Беломорканала",
 зажатая мелкими жёлтыми зубами, и постоянно тухнувшая.
         - Пого-одка! Так и зовёт, так и шепчет! - добавил он ещё раз, подмигивая мне,
 потому что я-то хорошо знал: как обычно у них проходит рыбалка.
         - Ну-ну, знаем и мы, что вам там шепчет погода, - погрозила ему, тоже
 маленькому, как мой отец, но юркому мужчине, кулаком его жена, крупная, крепкая Ксения
 Юрьевна. - Вам не так рыба нужна, как причина есть - выпить. Нешто у вас дома кто
 отбирает? Всё никак не напьётесь досыта!
         - Да ну их, кума, - отмахнулась мама. - Всё равно их не удержишь - раз надумали.
 Пусть потешатся наши мужички. Авось и впрямь - рыбы привезут; в магазине-то её давно не
 видно, даже "Килька в томате" - и та исчезла. Да и на праздник неплохо было бы рыбный
 пирог испечь.
        - Во! Слушай, Ксюша! Кума тебе умные вещи говорит, - обрадовался поддержке
 Василий Васильевич. - А вы, кстати, анекдот новый слыхали? Два кореша собираются на
 зимнюю рыбалку и один другого спрашивает: "Ванька, ты тёплые вещи взял?" "Конечно, взял,
 - отвечает Ванька. - Я думаю - семи поллитровок хватит".
         Но весёлое настроение было только у Василия Васильевича, и никто его не поддерживал.
         Обычно мы выезжали на рыбалку на водохранилище за город с ночёвкой, дня на
два-три, чтоб с вечера подыскать подходящее место, и там уже, на берегу, отец с Василием
 Васильевичем, как правило, и... распивали бутылку - другую водки или вина, а потом
  высыпались; а утром - и заплывали на лодке на то место, которое они примечали с вечера
 или знали по прежним рыбалкам.
         Но на этот раз погода подвела рыбаков. Уже на другой день, то есть в субботу, к
 полудню подул яростный ветер, нагнал тучи, и резко похолодало. К вечеру же погода совсем
 остервенела: в четыре часа дня стало темно, и ветер рвал, свистел и выл; посыпалась
 снежная крупа, и она, как маленькими градинками, больно била по лицу и по глазам, и не
 задерживалась на подмёрзшей земле, а тут же сдувалась куда-нибудь в затишье.
          Поэтому, уже в субботу рыбаков ждали домой с нетерпением, даже не ложились
 спать. За вечер мама и Ксения Юрьевна дважды раскладывали карты и гадали на них. И оба
 раза карты предсказывали беду, слёзы, удар, покойника... Пиковый туз выпал оба раза, и
 всё остриём вниз!
          Так оно и случилось.
          Утром в воскресение примчался домой один Василий Васильевич на Запорожце, сам
 не свой: без шапки, волосы  взъерошенные, глаза - опухшие, дикие, бегают. Более всего
 мне запало в память, как Василий Васильевич трясся весь, даже зубы у него стучали, и он
 не мог пальцами удержать папиросу, и Ксения Юрьевна - из жалости к нему - сама держала
 дымящуюся папиросу, и время от времени подносила её мужу, чтоб он мог затянуться
раз-другой табачным дымом. И, только начинал Василий Васильевич говорить - тут же и
 обливался слезами, совсем не по-мужски как-то, в три ручья.
         - Ой, матушки мои!.. Да что же это сталось!.. Ей богу, не досмотрел я за ним!
 Бабоньки, вы мои милые!.. Маленечко пьян я был... заспал, не уследил! - вопил он, а
 онемевшие женщины слушали его, не перебивая. - А погода-то, как сдурела, как сдурела!
 Говорю: Семён, давай выпьем и переспим эту погоду в машине, а утречком разъяснится -
и порыбалим, аль домой отвалим; да хрен с ней с рыбой!.. Ну, выпил я, а он - не пьёт и
 молчит, главное... Мы с утра-то и днём маленько потаскали окуньков - заплывали, а как
 подуло - и к берегу. Вот тут-то я ему и говорю: Семён, давай выпьем да поспим, а
 разъяснит - и заплывём. А он, главное, молчит! Но... тоже - выпил маленечко, а сам всё
 курит и курит. Как чувствовал - что ли? Потом, правда, ещё маленечко выпил. Ну, а я...
я тоже выпил с ним, значит... за компанию. Да захмелел, как на грех.  Здорово захмелел!
И уснул... не помню как. Ветер-то воет, свистит, ажно машину раскачивает, хоть мы и в
 закутке стояли. Но он-то, Семён-то, тут же сидел, в машине, со мной, и курил, и молчал.
 Неразговорчивый такой был!.. Я думал: он осерчал, что рыбалка испоганилась, ну и говорю,
 что, мол: да хрен с ней, с рыбалкой-то, но не ехать же домой в такую круговерть!.. Но,
 уснул я. Помню: вроде как, тормошил  меня ктой-то. Зачем - не знаю, только я уж...
 сильно захмелел... задремал. Може, он, Семён, а, може, мужики, что недалече от нас на
 КамАЗе расположились с вечера ещё.
        - Ой, головушка моя! Ой, виноват я, бабоньки! Не доглядел я за ним!.. Да что же
 это такое сталось!? - вновь и вновь завывал Василий Васильевич, растирая по
 морщинистому, не бритому лицу, красной, обветренной рукой и слёзы и сопли, но после
 хороших тумаков от жены своей Ксении Юрьевны и стакана холодной воды, продолжал.         
        - Очнулся я сёдни утром, а... его нет! И лодки нет, главное! И снасти его нет!
А-а, Господи!.. Ну, думаю: может, ветром унесло снасти-то и лодку - ветер-то сумасшедший
 был, циклон настоящий!.. А он, думаю, здесь гдей-то, ищет, поди. Кричал я его, орал,
 осип ажно, но... нет его - и всё тут! И КамАЗа того нет, и мужиков нет, чтоб спросить,
 може они что видали и знают. Ой, бабоньки, что ж делать-то?.. Утоп он, как есть -
 утоп... Уто-о-оп!!
          Ещё какое-то время женщины тормошили Василия Васильевича и приводили его в
 чувство, но он совсем обмяк и раскис от слёз и причитаний. Потом мама побежала в
 милицию, едва разубедив  тётю Ксению, что никто Василия Васильевича "не заберёт и не
 посадит", и что надо "непременно поднимать всех и искать Семёна".  Потом приехала
 милиция, забрала с собой дядю Васю и маму, так как она сама напросилась с ними.
          Милиция и спасатели обыскали берега водохранилища, но ничего не нашли. Решили,
 что отца унесло в лодке далеко от берега и там, на больших волнах и при сильном ветре он
 не справился, не смог выгрести к берегу, да ещё запаниковал скорее всего, опрокинулся в
 ледяную воду  и утонул. А лодку унесло куда-нибудь ветром и, даже, если её кто-то и
 нашёл, то, навряд ли, сознается:  вещь-то "очень дефицитная и дорогая". А Ксения Юрьевна
 дома, наедине с нами, не раз высказывала, что она подозревает тех мужиков с КамАЗа, что:
 "позарились, - мол, - на лодку и снасти, и прибили и утопили Семёна, чтоб не было
 свидетеля. Да и Семён такой, что за так просто ничего не отдаст: может и по морде
 съездить, - не то, что Василий, тютя. За то - и прибили Семёна, и концы в воду". А мама
 не хотела этому верить, отмахивалась от предположений кумы. А я случайно слышал, как
 следователь спрашивал маму, когда приезжал к нам и заполнял какие-то бумаги: "а не ушёл
 ли Семён куда... из дома? Не было ли ссор?" И прочее такое. На что мама отвечала: "Нет,
 не мог. Не такой он". Хотя, я-то, как никто другой, знал: редкий день проходил у нас
 дома без ссор, ругани, а то и хуже чего... Но меня никто не спрашивал; да я и по ответам
 мамы понял, что об этом не следует говорить...
           Но, дали объявление по местному телевидению и радио, и фотографию моего отчима
 показали. Но, вот уже и год прошёл, а ничего нового к тому, что рассказал Василий
 Васильевич - не добавились. Так и остался отец числиться не умершим, а без вести
 пропавшим. А мне до сих пор не верится, что его нет среди нас... живых, и я в любой
 момент могу "в живую" представить себе: как он входит в дом, в комнату, как всегда
 задумчивый, сосредоточенный, "весь в делах"!..
          А Василия Васильевича отпустили из милиции на следующий день. Появился он домой
 ничуть не лучше с виду чем, когда примчался с роковой рыбалки. Пил он потом трое суток
 беспробудно, "с горя", - как он говорил. И всё рассказывал:  как его "в органах
 спрашивали с пристрастием". Хотя я знал, что он мог и "присочинить, приукрасить".
         - Да как они могли подумать, что мы с Семёном!.. Будто бы я мог его!.. Да что
 они знают и понимают?! Да он мне друг был, друг! Да я ради него на всё бы пошёл,
 последнюю рубаху отдал бы ему! А они... такое на меня... - плакал он и стучал кулаком
 себя по груди.
         - Ну, а как бы ты хотел? - его же не нашли! А, вдруг, он и не утонул вовсе, а
 его кто убил и... и утопил, или закопал где? А лодку украл!.. Вот тебя и спрашивали.
 Такая у них работа - спрашивать, - успокаивала его Ксения Юрьевна. - Да и того КамАЗа,
и мужиков тех, что с вами были на водохранилище, ты ж не запомнил... Мог же номер-то
 запомнить!.. Теперь, вот, где гарантия, что не они его?..
         - А ты что - совсем тех мужиков не запомнил? Даже лица хоть одного из них? -
 пытала его вопросами и мама. - Если встретишь вдруг - сможешь признать?
         - Какой там, кума! С чего бы я их рожи изучал? Да, если б они его... так они и
 меня могли... чтоб без свидетелей, - резонно заметил Василий Васильевич. - Да и моего
 "горбатого" могли бы... угнать.
         - Ну, уж! Кому-то твой задрипанный Запорожец понадобился бы! - осмеяли его
 женщины.
         А Василий Васильевич всё рассказывал, повторяя одно и то же в десятый раз,
 плакал и пил, даже на работу не ходил. И за те трое суток он ослаб неимоверно. А  на
 четвёртый день Ксения Юрьевна похмелиться ему не дала, решила, что "пора ему приходить
в чувство", - как она рассказывала потом, плача и завывая, как недавно её муж.
         - И не дала, вот нистолечка не дала похмелиться! Сколько ж можно!.. Работать же
 надо, жить же не на что!.. А он как трясся-то,  как упрашивал! - не дала! А потом смотрю
 - дело не шуточное: лихоманка его бьёт, совсем скручивает! Побелел он весь, будто мелом
 измазался, воздух ртом хватает, глаза выпучил, и только: "Э... э!" - и ничего больше
 сказать не может. Пока я за "скорой" бегала да звонила, пока она приехала - он по дороге
 в больницу-то и скончался!.. Я сама такая больная... Сердце порой так колет, так жмёт,
 ну, думаю, конец мне пришёл... А, вот, поди ж ты - Вася-то мой опередил меня, вперёд
 помер...
          Так что, если Василий Васильевич что-то не сказал из того, что знал, то унёс
 всё с собой навсегда...
               


                3

                Отчим, и тень отца