Кубанский герой полковник В. Д. Гамалий

Егор Брацун
На фотокарточке: полковник В.Д. Гамалий (слева) и полковник Ф.И. Елисеев.

Выдающийся кубанский казачий офицер, полковник Василий Данилович Гамалий (1884 – 1956 гг.), кубанский казак станицы Переяславской. Весной 1916 г. он совершил блестящий рейд в Ирак на соединение с английской армией действовавшей на Ближнем Востоке. Тогда он в чине сотника и командира первой сотни 1 – го Уманского бригадира Головатого полка. В его сотне было 4 обер-офицера, 107 казаков при 125 лошадях. Двигались Уманцы по незнакомой местности среди враждебных персидских и иракских племён. Сквозь высокие горы и безводную пустыню с малыми запасами воды и провианта. Выступив в поход 27 апреля 1916 г. из Персии, казаки уже 6 мая достигли расположения британской армии в Ираке. Англичане, считавшие, что добраться до русских нет никакой возможности, даже при наличии у них аэропланов и великолепного снабжения, были крайне удивлены появлению казаков и устроили им шумную овацию и теплый приём. Весть об этом беспримерном рейде облетела весь мир. Казаки прошли по вражеским тылам около 1000 вёрст (одна верста 1066 метров). 12 мая 1916 г. из штаба Кавказской армии на имя генерала Н.Н. Баратова поступила телеграмма с поздравлениями и приказами государя Николая II и великого князя Николая Николаевича (командующего Русской Императорской армией на Кавказе): «Молодецкий поход доблестной Уманской сотни в глубь неприятельской страны и блестящее выполнение его поставленной задачи меня глубоко порадовало. Жалую Сотнику Гамалию орден Св. Георгия 4-й ст. Николай».
«Его Императорское Высочество награждает всех господ младших офицеров сотни орденом Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом. Всех казаков доблестной сотни Августейший Главнокомандующий награждает Георгиевскими крестами, тех, кто имеет уже Георгиевские кресты, соответственно высшими степенями этого креста». Первую сотню Уманского полка прозвали в корпусе «Георгиевской сотней».

Вот как аттестовал В.Д. Гамалия его друг, полковник Ф.И. Елисеев уже в годы Гражданской войны в России: «Я приятно волновался, когда подошел к двери большого казачьего дома, за которой должен быть мой старый и старший друг еще по Оренбургскому казачьему училищу с 1910 года, полковник Василий Данилович Гамалий, теперь мой командир полка. У него я должен отдохнуть душою от постигшей меня неприятности и, конечно, рассказать ему все, как “защитнику обездоленных”, каким он прослыл в военном училище среди нас, младших юнкеров, будучи тогда портупей-юнкером». «Красивый, высокий, крепкий, здоровый мужчина — кровь с молоком. Очень стройный. Крепко скроенный и красиво сшитый. С могучими плечами и легкой походкой. На светлой широкой гимнатерке — офицерский Георгиевский крест и английский орден. Своим внешним видом Гамалий представлял классическую красоту казака-черноморца. Ему тогда было чуть свыше 35 лет. Этой атлетической фигуре, казалось, не только было тесно сидеть в этой небольшой его комнатке-канцелярии, но и — неуместно. Его крупное тело требовало простора, степи, именно степи, а не гор и леса! И требовало той работы, которую нужно было держать ему на этих могучих плечах, как что-то особенное на своем гранитном фундаменте. Это была “махина”, требующая физической работы, и, мощи, может быть, безудержного разгула, и вот он — молодой и заслуженный полковник и герой — формирует в глубоком тылу полк из старых казаков и полк пеший...». Умер кубанский герой 22 ноября 1956 г. в США.