Эссе о Николае Бестужеве

Валентина Седлова
    Удивительные бывают люди, говоря о которых трудно даже подобрать эпитеты для их личностной характеристики. Слов не хватает. Николай Бестужев как раз к таковым и относится. Начнешь перечислять его человеческие качества – у читателя сложится впечатление, что рассказываешь не о человеке, а об ангеле. «Ну не бывает таких людей»,- может он воскликнуть. А Николай был. И был именно таким. Все знавшие его говорят о нем, как о человеке исключительном,  восхищаясь умом, трудолюбием, добротой, отзывчивостью, готовностью придти на помощь любому и прочими душевными качествами Бестужева. Из  воспоминаний современников, которые я читала о Николае Александровиче, ни одного отрицательного отзыва не встретила (кроме представителей царской семьи, которые, впрочем,  хоть Бестужева и ненавидели, но не могли не отмечать его таланты).
    Что касается вклада Николая Александровича в русскую культуру, то тут огромные тома, а не маленькое эссе написать можно. «Россыпь талантов»,- говорили о нем современники. К какой отрасли культурной жизни не обратись – обязательно встретишь его имя.
     С чего же начать? Живопись? Пожалуйста. Николай Бестужев - талантливый художник. Об этом огромное исследование написал известный искусствовед Илья Зильберштейн, где подробно разобрал  его каторжные пейзажи Читинского острога и Петровского завода;  портретную галерею друзей и соузников, а также их жен и детей; кяхтинских и селенгинских купцов и многочисленных членов их семей. Упоминается и о церквях в Забайкалье, которые расписал Николай Александрович.
        Как ни странно, могу отметить и  мастерство Николая как ювелира. Когда его и его соузников освободили от цепей, в которые они долгое время были закованы, Бестужев  сделал огромное количество перстней, колец и прочих  ювелирных изделий,  вставив в них кусочки этих самых кандалов. А еще изготовлял точнейшие часы и хронометры.
      С юных лет Бестужев любил театр. И дома вместе с младшими братьями ставил спектакли, для которых куклы, декорации и все остальное изготавливалось  своими руками. И когда служил в Кронштадте, организовал театр, где был «един во многих лицах»: режиссер, костюмер, декоратор, суфлер и т.д..  А о его актерском мастерстве ходили легенды. Завзятые петербургские театралы и даже актеры специально приезжали в Кронштадт, чтобы насладиться его игрой.
      Николай Бестужев – писатель. Его литературный талант многие современники оценивали даже более высоко, чем талант младшего брата, безумно тогда популярного писателя и поэта Александра Бестужева-Марлинского. Не верите? А возьмите и почитайте хотя бы «Рассказы старого моряка Николая Бестужева». Они Вас не разочаруют. А, может быть, и другие его произведения заставят прочитать.
       Николай был искусным мастером- краснодеревщиком и резчиком по дереву. Он делал для своих друзей изящные шкатулки и прекрасную мебель (и обучал этому мастерству всех желающих).
      Кстати, Николай Александрович вообще был замечательным педагогом, об этом говорят в воспоминаниях все его бывшие ученики – от адмиралов до бурятских пастухов. Многие из них смогли, пройдя его школу, пойти дальше и поступить в высшие учебные заведения Санкт-Петербурга и Москвы. Еще большему количеству людей он просто дал в руки основы многочисленных ремесел, которыми владел сам, чтобы в дальнейшей жизни они твердо стояли на ногах и не зависели ни от кого.
      Большой вклад Бестужев внес в развитие культуры земледелия и скотоводства, подавая своим бережным отношением к природе пример соседям по Селенгинску, да и всему Забайкалью.
      Николай Александрович привел в порядок Морской музей, когда был его смотрителем. Много трудов и времени отдал написанию истории российского флота и географических открытий. Кстати, не только чужие географические открытия описывал Бестужев. Он сам внес большой вклад в изучение Забайкалья, его географии, этнографии, обычаев, веры, культуры, природы, полезных ископаемых.  Один только его очерк про Гусиное озеро чего стоит. Жаль, что после смерти Николая пропали многие его бумаги, в частности, журнал, где он записывал свои метеорологические наблюдения.
      Не могу не сказать о том, что он очень любил физику и астрономию. Своими руками и на собственные деньги оборудовал физический кабинет в Морском кадетском корпусе, чтобы обучать кадетов физике. Своими руками построил и оборудовал целую обсерваторию у себя во дворе в Селенгинске, чтобы наблюдать за звездами.
       И, наконец, самое главное. Основной вклад в развитие культуры Николай Александрович внес самим своим существованием. Он был образцом честности, благородства и культуры поведения. Потому, что с уважением относился к любому человеку, представителем какого бы социального слоя современного ему общества тот не был. Любой гость, попавший в его дом – от губернатора до пастуха или бывшего каторжанина - имел одинаково добродушный прием. Любой, обратившийся к нему за помощью, включая даже медицинскую, обязательно получал ее.
       Если обобщить мой эмоциональный рассказ, то Николай Александрович Бестужев сам был во всех многогранных своих проявлениях воплощением культуры. Поверьте, что такие люди встречаются очень редко. И их явление - божий дар всем людям, вне зависимости от эпохи, в которую им выпало жить.