Русые русалки в руслах. из сб. Русь

Валерий Федин
                Русые русалки в руслах

        Не все кроманьонцы 40 тысяч лет назад отступили перед надвигающимся ледником в места, занятые неандертальцами, и принялись истреблять исконных хозяев. Часть их, возможно, большая часть, осталась в приледниковой тундре и медленно отступала перед напором неодолимой ледяной стихии. Все живое стремится к воде, и эти северные кроманьонцы попрежнему селились в руслах рек. Здесь они подстерегали пернатую и четвероногую дичь, ловили рыбу, собирали съедобные луговые растения.
        Пока ушедшие на юг «южные» кроманьонцы сражались с неандертальцами за охотничьи угодья и богатые рыбой реки и озера, оставшиеся на севере сунгирцы, костёнковцы и другие древние жители Русской равнины постепенно приспосабливались к суровым условиям и со временем почти полностью перестали зависеть от капризов природы. Обильные уловы рыбы могли прокормить их, но не рыбой одной сыт человек. К тому же зимой ловить рыбу не очень удобно, а отсюда – неизбежный голод зимой и мор от скверной пищи. Читатель согласится, что племена и народы, которые сделали ставку на рыбную диету, затормозили в своем развитии на многие тысячи лет вроде наших дальневосточных аборигенов. Да простят меня эти добродушные и трудолюбивые малые народы, но рыбная ловля не принесла им счастья. Когда речь идет о судьбе народа, будь это племя или род, нельзя делать ставку на одну карту.
Северные кроманьонцы в рыболовстве достигли почти нашего уровня. Конечно, у них не было еще современных траулеров и плавучих рыбоконсервных заводов, но все остальное изобрели именно они. Удочки, переметы, сети, вентери, невода приносили им богатый улов, но – только летом. Требовался серьезный «прикорм» в виде охоты на дичь.
        А дичи в приледниковой тундре с каждым годом становилось все меньше, мамонты, волосатые носороги, большерогие олени постепенно исчезали в желудках вечно голодных людей, а мелкой дичи не хватало на пропитание  многочисленных плодовитых племен. Поэтому северные кроманьонцы наверняка первыми из людей научились приручать «мясо-молочных» диких животных. Им грозила опасность превратиться в кочевых скотоводов, но скудные ресурсы тундры избавили их от этой участи. Кроме того, из южных областей на их стойбища наверняка набегали голодные неандертальцы и прочие Homo, и это тоже отвращало жителей приледниковой тундры от разведения больших стад, которые легко могли истребить или захватить агрессивные пришельцы. Да и сами кроманьонские племена, без сомнения, относились к своим соседям, братьям по крови, не слишком дружелюбно.
        Такие трудности, при всем их неудобстве, тоже оказались благом для древних жителей приледниковой тундры. Читатель хорошо знает, что многочисленные племена и народы кочевых скотоводов, вроде древних семитов, тоже остановились в развитии на долгие века и даже на тысячелетия. Трудно создать высокую культуру, когда всю жизнь только пасешь скот и живешь нынче здесь, а завтра там. К тому же пастьба тысячных стад животных на одних и тех же землях приводила к истощению почвы и уменьшению запасов корма.
        Некоторые племена северных кроманьонцев все-таки, видимо, выбрали кочевое скотоводство. Но это – опять ставка на одну карту. Что из этого вышло, показывает пример скандинавских лопарей, наших чукчей и ненцев с их тысячными стадами оленей. При такой узкой «специализации» они тоже, как и рыболовы, замерли в своем развитии на тысячи лет, При всем моем уважении к оленеводам, не могу не вспомнить знаменитого советского певца-оленевода, который в конце концов все же сбежал от своих оленей в благодатную Америку. Видно, он тоже понял, что не всегда «оленя лучше».
        Еще раз отмечу, что не лучшим образом сложилась судьба и южных кочевых скотоводов в далекой от ледника Малой и Передней Азии. Там кочевники за свою мясо-молочную диету тоже поплатились длительным серьезным застоем. В долинах Двуречья, Нила и Инда, на острове Крит, в Трое, в городах этрусков, на Пелопонесском полуострове уже расцветала очень высокая культура, а кочевники: иудеи, израильтяне, арабы и прочие узко специализированные скотоводы, - все еще бродили с тысячными  стадами по бескрайним, наполовину вытоптанным степям, жили в убогих шатрах и заворачивались в шкуры животных, дубленых человеческой мочой. К тому же их владения от непрерывного тысячелетнего выпаса постепенно превращались в полупустыни и пустыни. 
        Наших северных кроманьонцев жизнь вынудила пойти по пути наибольшего сопротивления, то есть, завести «многоотраслевое» хозяйство, они стали разводить в своих стойбищах небольшие стада домашнего скота. Для домашнего скота требуется корм. Летом эти первые на земле оседлые скотоводы пасли свои стада на лугах, но на зиму требовался запас корма. Видимо, северные кроманьонцы первыми на земле научились заготавливать на зиму сухую траву. Думаю, что современная заготовка сена мало отличается от того, что пришлось изобрести кроманьонцам на Русской равнине. Чтобы содержать свои домашние стада, кроманьонцам здесь пришлось строить настоящие поселки на открытых местах. Так на земле появились первые поселки оседлых животноводов, - за десятки тысяч лет до шумеров и древних египтян.
        Они разводили домашний скот небольшими стадами, которые легко охранять от враждебных соседей. Для небольших стад вполне можно заготовить сено на всю зиму. Труды по содержанию домашнего скота вполне окупались. Северные кроманьонцы получали от домашнего скота мясо, молоко, жир, шкуры, шерсть для пряжи, жилы для ниток и рыболовных снастей, кости, рога и копыта, - все это шло в дело. Однако прокормиться только мясом и молоком от небольшого стада целому прожорливому племени невозможно, даже с учетом собирательства и летних уловов рыбы. И эти первые оседлые животноводы, они же рыбаки, они же собиратели и охотники  продолжали ломать головы, как пополнить свой рацион неиссякаемым притоком продовольствия.
        Многотысячелетние навыки в сборе съедобных растений, плодов, ягод, корней и семян диких злаков помогли им выбрать в качестве основного продукта питания злаки с достаточным урожаем крупных зерен. Какие-то гениальные кроманьонцы догадались, что сеять злаки, корнеплоды и съедобные растения вокруг стойбища гораздо выгоднее, чем бродить по тундре и собирать скудные дары небогатого растительного царства. Так на Русской равнине появились земледельцы, возможно, первые на планете.
        Дальнейшее превращение кроманьонца в Человека современного описано достаточно подробно в сотнях научных и научно-популярных трудов, и не стоит утомлять Читателя скучным пересказом. К этому времени северные кроманьонцы, уже вполне современные люди, забыли о пещерах, они жили сначала в землянках, перекрытых шкурами домашних животных. Поскольку в тундре дерево – большая редкость, в качестве стропил они чаще использовали крупные кости больших животных и зверей. Со временем они отказались от полусырых землянок и переселились в более пригодные для жилья наземные хижины из костей и жердей, обтянутых шкурами.
        Все это происходило на Русской равнине у границы ледников. Именно здесь кроманьонец раньше всех в мире стал Человеком современным, перестал ждать милостей от природы. Именно на Русской равнине люди первыми на земле стали сами создавать запасы еды для себя и для скота, научились надежно защищаться от холодов и дождей.
А в это время их дальние сородичи, которые тысячи лет назад в страхе перед ледником отступили на благодатный юг Европы, все еще ютились в пещерах, охотились на уцелевших неандертальцев и собирали дары скудеющей дикой природы.
        Конечно, наши северные кроманьонские предки не могли пожаловаться на скуку и безделье. Им приходилось каждый день, из года в год, изобретать все новые, более удобные орудия для земледелия и переработки зерна, отбирать все более продуктивные сорта растений и особенно зерновых, возможно, они даже сознательно занимались селекцией. Большая загадка: откуда взялись современные, довольно продуктивные виды полезных растений, например, репа, пшеница и рожь, лук и так далее? Трудно поверить, что в приледниковой тундре сами собой произрастали такие богатства, и кроманьонцам оставалось лишь наклониться, чтобы собрать готовую пищу и семена этих растений.
        Я уверен, что наши привычные культурные растения Русской равнины: пшеница, рожь, овес, ячмень, полба, а также репа, редька, капуста, лук, чеснок и прочие съедобные растения, - это не случайные дары природы, подобранные наблюдательными кроманьонцами.  Нет, скорее всего, эти довольно урожайные сорта сознательно созданы нашими далекими предками, которые выбирали для посевов лучшее их лучшего, а, может быть, даже занимались скрещиванием. Ведь не случайно у наших отечественных селекционеров при всей их вооруженности научными достижениями, пока не получилось ничего, соперничающего по урожайности с традиционными, вековыми культурными растениями.
        Современные селекционеры научились получать великолепные гибриды, но – увы. Небывалый урожай дает только первый посев элитных семян. Сажать и сеять семена, полученные от удивительных гибридов, бесполезно, их потомство «расщепляется» на исходных «папу» и «маму», причем в строго определенной пропорции. Если не принимать во внимание чудеса генной инженерии, то за несколько веков новейшей истории селекционеры так и не создали ничего лучше растений, которые разводили все те же кроманьонцы. Кроманьонцы оказались народом очень упорным, и еще они имели перед современными селекционерами огромное преимущество по времени, они могли вести эксперимент тысячи лет.
        Не меньше хлопот доставляли нашим далеким предкам и другие «отрасли» их оседлого хозяйства. Прокорм домашнего скота, выведение новых продуктивных пород, переработка животноводческой продукции, выделка шкур и шерсти; совершенствование способов ловли рыбы, переработка и сохранение улова; сбор даров дикой природы; изготовление одежды и обуви; заготовка топлива на долгую суровую зиму, - все это отнимало у жителей приледниковой тундры практически все время, свободное от приготовления еды и сна. Все эти занятия изощряли их ум, развивали их изобретательность.
        В любом случае «многопрофильное» хозяйство северных кроманьонцев позволило им даже в приледниковой тундре Русской равнины обеспечить себе вполне сносную жизнь. А сносная жизнь, к тому же оседлая, располагает к философии. Наши предки получили время спокойно размышлять о жизни и смерти, об устройстве мира, о силах, управляющих природой и судьбой людей, то есть, создавать свое мировоззрение. Мозг наших предков развивался, их мышление становилось мышлением современного человека.
        Когда 12-15 тысяч лет назад ледники стали уходить с Русской равнины, наши предки во всеоружии своих достижений двинулись вслед за ним. Как проходило это великое переселение народов, мы не знаем. Конечно, они не бросали сразу всеми племенами свои старые обжитые места, свои поселки, свои пашни и не шли всей массой в неизвестность. Даже в одном племени вряд ли все сородичи скопом уходили вслед за отступающим ледником. Жители Русской равнины имели достаточно сообразительности и мудрости, чтобы не разрушать хорошее в надежде на лучшее, как это частенько делаем мы сейчас.
        Можно полагать, что в одном селении одни и те же люди и пахали землю, и разводили скот, и ловили рыбу, и охотились на зверя. Вряд ли наши умудренные суровой жизнью предки выбирали каждый для себя какую-то узкую «специальность». Скорее, они были универсалами, умельцами на все руки. Как говорят, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Каждый не только добывал пропитание и «сырье» для поделок. Каждый умел пахать и сеять, косить и жать, молотить колосья, молоть зерно на муку, изготовить любое сельскохозяйственное орудие. Каждый умел построить теплое жилище, выделывать шкуры животных, шить теплую одежду, мастерить прочную обувь,
        Однако Читатель знает, что нет на свете двух одинаковых людей. Так и в каждом племени одному человеку лучше удавалось одно дело, другому – другое, третьему – третье. Но каждому из них приходилось заниматься сразу всеми делами, необходимыми Роду и Семье. Именно такая «универсальность» тысячи лет обеспечивала им достойную по тем временам жизнь в очень суровых условиях. И эта особенность наших предков сохранялась в русском народе до недавнего времени. В отроческие годы я встречал в русских селах и деревнях множество мастеров на все руки. Существовала даже озорная частушка о таких народных умельцах, которые могут абсолютно все и даже способны за хорошую чарку утешить тоскующую вдовушку.
Много позже ученые специалисты назвали этот способ жизни натуральным хозяйством и дружно осмеяли неэффективность и малую производительность такой экономической формации. Они правы, в натуральном хозяйстве не построишь ни танк, ни самолет, ни, тем более, межконтинентальную ракету. Но натуральное хозяйство наши предки вели многие тысячи лет, и это говорит в его пользу – в тех условиях. Не напрасно оно просуществовало до новейшей истории и исчезло лишь с бурным развитием капитализма.
         Оно стало неэффективным, когда главную ценность, – прямой материальный продукт труда, - заменила ценность искусственная, вроде бумажных денег, акций и прочих бумажек, которые в любой момент могут оказаться фикцией. Вот с тех пор материальный продукт прямого труда потерял ценность, и началась оголтелая погоня за деньгами, золотом и ценными бумагами, которой конца не видать. Сейчас мир потрясают финансовые кризисы, и многие экономисты видят их причину именно в подмене истинных ценностей ценностями фиктивными. Все больше людей и даже целые страны предпочитают не трудиться в поте лица, а занять хороший «транш» у соседей и спокойно проедать-пропивать его, - а дальше трава не расти. Проедим, - еще займем, сердобольных дураков на наш век хватит. 
        На новые места уходила, скорее всего, неуемная молодежь, которой во все времена отцы и деды мешают жить, как хочется. Зрелое население поселков отпускало молодых искать лучшую долю, ибо людям свойственно плодиться и размножаться, а ресурсы пищи и всего остального, необходимого для жизни, на старом месте ограничены. Отряды таких пионеров возглавляли, скорее всего, опытные мужи из мастеров на все руки, умеющие поставить жилище, вспахать и засеять землю, ловить рыбу, орудовать плотницким топором, смастерить ткацкий станок, разводить скот и ухаживать за ним, выделывать кожи. Сейчас, к сожалению, таких умельцев на русской земле не сыщешь днем с огнем, они просто вымерли. У наших далеких предков такая универсальность была нормой, иначе они бы не выжили в тех условиях.
        А в трудный час они с оружием в руках отбивали набег очередного кочевого врага, который позарился на их добро. Ведь наши предки на Русской равнине существовали не в безвоздушном пространстве. Через Великие Ворота между Уралом и Каспийским морем на Русскую равнину шли бесчисленные волны моголоидов и тюркских кочевых народов из глубин Азии. С Запада наших предков беспокоили потомки «южных» кроманьонцев, у которых стремление поживиться чужим вошла в кровь за тысячи лет кровавой войны с неандертальцами.    С Юга на Русскую равнину то и дело заглядывали на огонек бесчисленные орды предков семитов, тюрков, иранцев и прочих кочевых скотоводов. С Востока, через средний и северный Урал на русскую равнину постоянно приходили многочисленные угро-финские племена из Сибири, которые селились рядом с русскими и образовали множество дружественных народов.
        Кстати об угрофиннах. Сейчас потомки древних угрофинских народов, особенно мордва, финны и венгры, объявляют себя исконными жителями Русской равнины с древнейших времен и создателями всей европейской культуры. Не буду спорить со специалистами, могу согласиться, что угрофинны внесли огромный вклад в развитие европейской цивилизации. Наши отечественные археологи, историки и антропологи поддерживают такое мнение. Они считают угрофиннов предшественниками русских на Русской равнине. Все известные древние культуры «раннего железа» на Русской равнине: Ананьинская, Дьяковская, Бахмутьинская, Саргатская и т.д., - наши историки приписывают угрофиннам.
        Историки считают, что угрофинны впервые появились в районе Китая, во всяком случае, в Юго-Восточной Азии около 10 000 лет назад. Около 6500 лет назад они уже занимали Центральную Азию, в частности, Алтай. Позднее угро-финны через средний Урал в районе Перми и северный в районе ареала современных коми распространились по уральскому Северу, по северному Поволжью, по северо-западным районам, в Карелии, по берегам Финского залива и в Прибалтике. Часть угрофиннов через Трансильванию добралась до современной Венгрии. 
        Но именно знание истории угрофинских народов не позволяет считать их основоположниками культуры на русской равнине. Ведь «костенковцы» густо заселили Русскую равнину без малого за 15 тысяч лет до появления здесь первых угрофиннов. Да и сами сторонники «угрофинской гипотезы»  после многословных заверений в угрофинском происхождении древнейшего населения Русской равнины почти все добавляют, что абсолютной уверенности в угрофинском происхождении древних народов и культур на Русской равнине у них нет. Во всех обнаруженных поселениях наряду с явно угрофинскими черепами: круглые головы, высокие и широкие скулы, темный цвет кожи, черные волосы, - постоянно обнаруживаются черепа с характерными «нордическими» признаками. И авторы почти всех исследований вынуждены с явной неохотой признавать, что создателями древних культур на Русской равнине вполне могут быть русские. Некоторые из историков считают, что на Русской равнине постоянно происходила ассимиляция народов, но другие категорически возражают: даже в наши дни на Русской равнине сосуществуют и явно угрофинские народы, и народы русского корня.
        Такая разноголосица свойственна современной антропологии. Антропологи так и не сумели выделить черты, присущие лишь угро-финнам, также как нет единого типа «славянской» внешности. Даже многие антропологи признают, что между угрофиннами Прибалтики, угрофиннами русского северо-востока, угрофиннами среднего Поволжья  и угрофиннами Трансильвании существует не антропологическое, но лишь лингвистического, языковое родство. Среди финнов и среди мордвы можно встретить как брахицефалов, круглоголовых и низкорослых смуглых брюнетов с широкими скулами, так и долихоцефалов, длинноголовых «бледнолицых» рослых блондинов «нордического» типа. Не случайно существует легенда, что когда Гитлер увидел в 1937 году бронзовую скульптуру финского 11-кратного олимпийского чемпиона по бегу Пааво Нурми, работы финского скульптора Вяйне Аалтонена, он повелел принять это изображение за классический тип истинного арийца.
        Не лучше обстоит дело и со «славянским» типом.  Обычно за «славянский» тип принимают круглоголовых людей среднего роста с высокими скулами, темными волосами и темными же глазами. В таком образе мы, русские, шествуем по всемирной истории. Именно этот общепринятый «славянский» тип позволил гитлеровским расистам отнести нас, как и всех славян, к недочеловекам. Однако с этим «славянским» типом сами же германские фашисты крепко сели в лужу.   
        Незадолго до Второй мировой войны в СССР под видом торговых представителей Германии работала большая экспедиция от немецкой расистской организации Аненербе. Экспедиция под разными предлогами обследовала огромное количество самых разных групп русских людей на территории РСФСР от Северного Урала до Северного Кавказа и представила руководству Третьего Райха сногсшибательный доклад, подкрепленный колоссальным по объему материалом. По выводам экспедиции, основная масса обследованных людей в Великороссии, за исключением татар, мордвы и марийцев, имеет несомненно арийское происхождение и подлежит ассимиляции немцами. Даже эстонцы, поляки, латыши и литовцы имеют значительно меньший процент арийских признаков. Однако высшему руководству Третьего Райха этот вывод экспедиции не был представлен, как якобы ошибочный.
        В 1943 году, после катастрофических разгромов Вермахта под Сталингражом и Курском немецкие антропологи провели обследование почти всех советских военнопленных в своих концлагерях, а это больше миллиона человек. И опять фашистские исследователи сделали потрясающий вывод, что подавляющее большинство русских пленных имеют чисто арийские антропологические признаки. На этот раз материалы и выводы комиссии дошли до Геббельса и вызвали глубокий шок у высшего руководства Райха. Получалось, что немцы, единственные  прямые потомки арийцев, воевали с родными братьями по крови! Вот такие неожиданности бывают в антропологии, поэтому заходить далеко в дебаты по поводу первородства русских или угрофиннов на Русской равнине вряд ли имеет смысл.
        А тысячи лет назад большие группы жителей русской равнины шли на север вслед за уходящим ледником. На новом месте отряд новоселов обосновывался всерьез и надолго. Люди выбирали удобное место в руслах больших и малых рек, ставили жилища, окружали их валом с частоколом наверху, распахивали каменистую глинистую землю с тонким слоем первичной почвы, находили пастбища для скота, места для охоты и рыбной ловли. За сотни километров от старого отчего селения возникал новый поселок, и люди медленно, но верно осваивали безжизненную доныне землю. Они устраивались здесь навсегда.
        Жизнь на новом месте постепенно налаживалась, население поселка росло, и вот наступало время, когда прозорливые люди начинали понимать, что небогатая матушка-земля не сможет прокормить всех. А тем временем ледник медленно, даже, пожалуй, незаметно для человеческого глаза, миллиметр за миллиметром освобождал все новые пространства. И вот уже новый отряд беспечной, романтически настроенной молодежи под началом опытных мужей отправлялся из этого селения дальше на север, за ледником, в поисках лучшей доли. Снова за сотни километров от родного селения новоселы находили подходящее место возле реки и останавливались здесь на века.
        Селились они по вековечной уже традиции в руслах полноводных рыбных рек, и со временем эти упорные, трудолюбивые и изобретательные люди стали звать себя жителями русел, русами, русскими. Читатель, конечно, уже давно догадался, куда я клоню и какую мысль развиваю. На Русской равнине прямые потомки северных кроманьонцев широко размножились на освобожденных от ледника землях, селились в руслах рек. Конечно, именно они стали со временем русским народом, а затем – многими народами русского корня. О славянах тогда никто еще не слышал.
        У этого древнейшего русского народа уже сложились устойчивые представления о мире и месте человека в нем, появилось развитое философско-мистическое мировоззрение. Солнце русской поэзии, А.С.Пушкин не напрасно приписал русалке способность сидеть на ветвях. Великий поэт не ошибался, он хорошо знал древнейшие представления русского народа о мироустройстве. Русалка наших предков – это не девица с рыбьим хвостом, как нас убеждают сейчас «руссоведы». Русалки наших далеких предков – это птицедевы, хранительницы богатств речных русел. Читатель согласится, что птице-деве гораздо удобнее сидеть на ветвях, чем гибриду женщины с осетром. 
        Упаси меня Боже прослыть великодержавным русским шовинистом, но именно предки моего русского народа, жители речных русел одними из первых на земле оформились в народ, и народ этот называл себя русским народом. Поэтому я ставлю название «русские» впереди более позднего названия «славяне». Если специалисты не согласны с таким мнением, то они имеют полное право называть этот древнейший народ на Русской равнине как им угодно. Пусть это будут «проторусские», «протославяне», даже, если угодно, пусть это будут «протоскифы», «протоанты», «древние укры» или еще кто-нибудь. Но древнейшие, коренные, как говорят специалисты – автохтонные обитатели Русской равнины могли быть только древними предками русского народа, русскими людьми. 
        Они шли вслед за отступающим ледником на север и осваивали все новые огромные пространства от Северного Урала до современной Дании. Доказательств этому у историков и археологов накопилось в избытке. Однако эти доказательства прямого происхождения русского народа от северных кроманьонцев и их упорного распространения по Европе никто не обобщает и не анализирует. Наоборот, эти исторические материалы, как правило, старательно уничтожаются, в лучшем случае, отправляются в сырые темные подвалы, где они медленно превращаются в тлен.
        Еще бы, какой историк из потомков бриттов, кельтов, англов, саксов, галлов, франков, иберов или более поздних «германцев» согласится признать, что его самый прогрессивный в мире народ возник на много тысяч лет позже, чем какие-то неполноценные русские, которых доныне в просвещенной Европе считают за людей лишь с большими оговорками. А ведь эти европейские народы уже после Рождества Христова огнем, мечом и коварством захватили земли, облагороженные за тысячи лет до них русскими людьми. Богатство и могущество предков современных европейских народов основано на кровавом грабеже богатых древнерусских городов и селений, в изобилии построенных нашими предками на Русской равнине и на ее северных и южных окраинах в Западной Европы.
        А отряды русских людей тысячи лет назад продолжали двигаться все дальше на север. Они оставляли за спиной родные селения с отцами и дедами, могилы своих предков. Они уходили с освоенных земель, распаханных и засеянных их отцами, дедами и прадедами. Они не торопились, как постоянно торопятся жить западноевропейцы. На каждом новом месте они оседали основательно, на долгие века. Распахивали освобожденную от ледника скудную землю, выращивали зерно, корнеплоды и овощи, разводили скот, и возможно, уже домашнюю птицу, косили сено, ловили рыбу, охотились на мясного и пушного зверя, собирали дары природы, бурно оживающей после ухода ледника. Перед ними ледники освобождали все новые необозримые пространства, и для их освоения наши далекие предки имели в своем распоряжении тысячи лет упорного труда.
         Специалисты пока не могут сказать точно, когда последний ледник окончательно освободил территорию Европы. Одни говорят, что это случилось 6 тысяч лет назад, другие называют 12 тысяч лет. Но нам здесь особой точности не требуется. Можно брать и 6, и 12 тысяч лет, можно остановиться на красивом круглом числе в 10 тысяч. Потепление на севере Европы происходило не сразу, а постепенно, многие тысячи лет, и все эти невообразимо долгие года наши предки шли за ледником и насаждали жизнь на девственной земле. Важно совсем другое.
        10 тысяч лет назад или около этого наши далекие предки, жители речных русел, русские люди освоили необозримые пространства севера Русской равнины и южное побережье Балтики. Они распахали миллионы гектаров земли под посевы и огороды, разводили стада домашних животных, стада небольшие, чтобы хватило корма на зиму, но этих стад в тысячах и сотнях тысяч поселений насчитывалось огромное количество. Они давно, уже не одну тысячу лет жили оседло в надежных селениях, построенных их умелыми и привычными к труду руками. Они одевались в теплую и удобную для любого труда одежду и обувь, прочные жилища отлично защищали их от непогоды, долгими зимними ночами люди грелись возле уютных очагов.
        А в благодатных землях южной Европы далекие потомки тех «южных» кроманьонцев, которые ушли с Русской равнины от угрозы ледника на юг Европы, все еще ютились в сырых и холодных пещерах, заворачивались в невыделанные шкуры животных и ёжились вокруг неугасающих костров. Нигде в литературе я как-то не встречал упоминаний, что 6 тысяч лет назад кто-то занимался земледелием в Западной Европе, не говоря уже о 10 или 20 тысячах лет назад.
        Это огромное различие в образе жизни наложило нестираемый отпечаток на мышление потомков «южных» и «северных» кроманьонцев. Менталитет, как принято сейчас говорить, «южан» и «северян» различался принципиально. «Южные» кроманьонцы, далекие предки древнего кельтского населения Западной Европы, не захотели испытывать трудности перед угрозой надвигающегося на Русскую равнину ледника. Они предпочли уйти на юг, где 400 тысяч лет довольно мирно жили неандертальцы с их большим, но «неправильно» развитым мозгом. Эти «южане» сознательно пошли на агрессию, на захват чужих земель, на уничтожение древних и законных хозяев этих мест. Они сгоняли гуманных неандертальцев с обжитых мест, с охотничьих угодий, с берегов рыбных рек и озер. При недостатке дичи и рыбы эти пришельцы охотно употребляли в пищу самих аборигенов. Так продолжалось около 16 тысяч лет, и такая агрессивная жизнь не могла не сказаться на образе мышления пришельцев, она вошла в их гены.
        «Северные» же кроманьонцы, предки русского народа и всех народов русского корня, остались на Русской равнине и мирным трудом обеспечивали жизнь себе и своим потомкам. Они никого не сгоняли с исконных родных мест, никого не уничтожали. Они сознательно шли на невероятные лишения в приледниковой тундре. Когда же через много тысяч лед ледники стали уходить с русской равнины, они неустанным трудом, подчеркиваю еще раз, мирным трудом, осваивали огромные  безжизненные пространства, освободившиеся ото льдов. Очень    характерно, что потомки «северных» кроманьонцев шли только на север Русской равнины вслед за отступающим ледником. Они даже не стали переваливать через Уральские горы, ибо там в Сибири уже тысячи лет жили другие народы, а вторжение в чужие владения не входило в образ жизни и мышления наших предков. Наши далекие предки несли жизнь в безжизненные и неуютные просторы. А когда к ним приходили из-за Урала угрофинские народы, русские люди принимали пришельцев как братьев. В эпосах всех народов Русской равнины нет ни малейших намеков на военные столкновения русских и угрофиннов.
        Эта разница: мирный упорный труд или кровавый захват чужих владений, - сохранилась в генах потомков тех и других, и сохранилась в веках. Читателю достаточно вспомнить эпоху Великих географических открытий, «открытие» Америки западными европейцами и «завоевание» Сибири русскими людьми и сравнить методы, которыми те и другие осваивали новые земли в Америке и в Сибири.
        Западные европейцы сходу принялись «осваивать» Америку теми же кровавыми методами, которыми их далекие пещерные предки «осваивали» неандертальскую Европу. Для начала они до нитки ограбили коренных американцев, а затем принялись их зверски уничтожать. Наследственная генная память западных европейцев жестко диктовала им подобный агрессивный способ освоения новых территорий. Когда же они почти полностью уничтожили исконных хозяев обеих Америк, им вдруг понадобились бесплатные рабочие руки для выкачивания новых богатств из плодородной земли. И они без сомнений и колебаний, без каких-либо угрызений совести принялись отлавливать в Африке чернокожих «дикарей» и сотнями тысяч ввозили этих бесправных рабов на американский континент. Зачем церемониться с недоразвитыми дикарями, людоедами, у которых, говорят, даже растут хвосты?
        Несколько веков белые американцы держали чернокожих рабов в положении рабочего скота – до второй половины XX века. Еще в 50-х годах прошлого века, при формальном равенстве рас, там повсюду висели объявления: «Собакам и неграм вход запрещен». Положение резко изменилось после так называемой сексуальной революции 60-х годов XX-го века в США. Белые американки поняли, наконец, мужские преимущества чернокожих кавалеров перед белыми заморышами и потребовали действительного равенства их в правах с белыми. Процесс пошел, как говорил Горбачев, и в начале XXI-го века Президентом США американцы впервые в своей истории выбрали мулата кенийского происхождения. Там сейчас царит умилительное братство рас, но 150 миллионов чернокожих граждан США, потомков бесправных рабов, еще не сказали своего последнего слова.
        А русские люди практически в те же годы «завоевали» огромную Сибирь и отдаленный Дальний Восток. Освоение Сибири  прошло так же мирно, как и заселение новых земель после ухода ледников. Нельзя же всерьез считать войной несколько стычек трехсот казаков Ермака с войском всесильного сибирского хана Кучума. К тому же после гибели Ермака сам Кучум в страхе перед соседними  ханами и царьками тут же попросился под защиту батюшки-царя Ивана Васильевича. Примеру Кучума почти одновременно последовали остальные сибирские ханы и царьки. Все сибирские народы вошли в состав России мирно, в целости и сохранности и несколько веков исправно платили ясак Москве.
        Такая разница в поведении западных завоевателей и русского народа не случайна и вполне понятна. Она основана на различии устоявшихся традиций, вошедших в сознание и кровь потомков «южных» и «северных» кроманьонцев. Истоки этих традиций уходят в туманные глубины тысячелетий. Русские защищали аборигенов от братоубийственных войн между собой, Запад разжигал вражду местных царьков и уничтожал правых и виноватых ради собственной корысти. Как подметили еще в древности мудрые люди: посеешь поступок, - пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу.
        Но вернемся к «северным» кроманьонцам, вернее к их потомкам, которые селились в руслах рек на Русской равнине и называли себя русскими. Они медленно передвигались вслед за отступающим ледником и, наконец, достигли пределов твердой земли. Дальше идти было некуда, впереди простирался Северный Ледовитый океан. К этому времени предки русского народа населяли огромные пространства Русской равнины и всей северной Европы от Дуная до Балтийского моря на Западе и от нижнего течения Днепра, Дона и Волги до Кольского полуострова.
        После ухода ледника климат по всей северной Европе заметно смягчился даже по сравнению с современным, особенно на севере Русской равнины. Наши предки к этому времени, похоже, строили не простые селения из скопления теплых жилищ, но научились ставить укрепленные города с высокими дерево-земляными валами, которые полностью окружали селение. Такому способу самозащиты их вынудили частые набеги кочевых народов, которые, конечно же, знали о богатых поселениях землепашцев и тоже стремились продвинуться вслед за ними дальше на север, чтобы поживиться обильной добычей.
        Нашим предкам приходилось частенько бросать рабочие инструменты и отбиваться от этих набегов. За долгие века, а может, и тысячелетия они постепенно научились окружать свои селения высокими и крутыми земляными валами на бревенчатом каркасе, из нескольких этажей деревянных срубов, набитых грунтом. Возможно, именно здесь и тогда на нашей планете появились первые крепости.
        Такой способ укрепления селений и городов оказался весьма надежным, и русский народ применял его долгие тысячелетия, ибо строевого дерева и глины на Русской равнине всегда хватало. Даже в XVII веке, в годы печально известной Смуты, многие русские города отбивались от захватчиков под защитой подобных дерево-земляных стен, окружавших их со всех сторон. В 1610 году жители небольшого городка Устюжна Железнопольская под прикрытием таких стен отбила несколько яростных приступов польских разбойников и запорожских казаков-черкасов, а потом вышли в поле и разгромили врага в пух и прах.
        А вот потомки «южных» кроманьонцев в Западной Европе научились защищать свои поселения стенами лишь спустя тысячелетия. Основным строительным материалом им служил камень, ибо лесов в Западной Европе маловато, зато камня, как оставленного ледниками, так и в виде скалистых гор, - в избытке. В Малой и Передней Азии, в Древнем Египте аборигены тоже стали укрываться от  врага за высокими стенами. Однако здесь мало леса и камня, зато хватает песка и глины, поэтому в южных степях, в Междуречье и в долине Нила на строительство жилищ и стен вокруг поселений несколько тысяч лет шел необожженный кирпич-сырец. Каждый строитель использует наиболее доступный материал.
        Сейчас многие историки и прочие специалисты-гуманитарии признают, что давным-давно, в незапамятные времена некий загадочный народ жил далеко на Севере, даже на неуютном ныне Кольском полуострове. Некоторые увлекающиеся натуры населяют этим древним народом то острова Северного Ледовитого океана, то фантастический полярный материк Арктиду. Но пока никто не решается сказать, что же это за древний народ, когда он освоил далекий Север Русской равнины и сколько веков или тысячелетий жил там.
        Кое-кто из историков признает даже, что этот загадочный народ заселял в древности всю огромную Русскую равнину и имел весьма высокую культуру. Но сделать последний шаг в своих логических выводах и признать, что это – русский народ, специалисты не в силах. Их останавливает тысячелетняя традиция уничтожать всякую память о великой истории великого русского народа. Сейчас накопилось огромное количество исторических фактов, говорящих о том, что именно русский народ и другие народы русского корня, исконное, древнейшее население Русской равнины создали древнейшую в Европе культуру. Скрывать эти факты уже никто не в силах, и вот ненавистники русского народа нашли довольно подлый способ фальсификации истории.
        Уже несколько лет популярный юморист М.Задорнов почти каждый вечер выступает на эстраде и говорит о русском народе и его вкладе в развитие европейской цивилизации. На первый взгляд кажется, что он восславляет русский народ, его мудрость, его древность. Но делает он это таким коварным образом, что слушатели умирают со смеху. Русские – древнейший народ Европы? Ха-ха-ха! Русские – основатели европейской цивилизации? Вот умора! Сдохнешь со смеху! Над этим же сам Задорнов смеется и издевается!
        Я не знаю, действует ли М.Задорнов по собственной инициативе или выполняет чей-то хорошо оплаченный заказ. Но он весьма остроумно, вульгарно и успешно фальсифицирует историю и выставляет русский народ, а заодно и все народы русского корня в весьма неприглядном виде. Теперь, если кто-то всерьез заговорит о величии древнего русского народа, его слова встретят дружный смех. Хи-хи-хи! Мы это уже слышали от Задорнова! Хо-хо-хо! А если вспомнить, что сам М.Задорнов не скрывает своих тесных связей с некой маленькой страной на восточном берегу Средиземного моря, то догадливый Читатель без подсказки вычислит таинственного заказчика этого развеселого юмора.
        И, тем не менее, нравится это западным историкам или не нравится, а именно наши предки, древние русские люди освоили всю Русскую равнину от Черного, Русского моря до моря Баренцева и создали первую в Европе, а может, и на всей Земле высокую цивилизацию. Русскую цивилизацию! Именно они вслед за уходящим ледником перешагнули Полярный круг и достигли мест, где день и ночь тянутся по полгода, где год состоит из одного дня и одной ночи. Но пусть Читатель не пытается найти в ученых трудах эти слова: древняя русская цивилизация. Западный мир не признает никакой древности у русского народа.
        В это время на юге Западной Европы их далекие родственники, потомки «южных» кроманьонцев, ушедших давным-давно с Русской равнины в поисках легкой жизни, только начали выбираться из своих пещер с разрисованными стенами и строить свои первые убогие хижины.
        В это же время на берегах Нила неведомые историкам племена вели ожесточенные войны между собой за господство в узкой плодородной долине, стиснутой со всех сторон безжизненными раскаленными песками. Здесь первые, еще полудикие египтяне вырубали на скалах из песчаника первые грубые изображения своих кровожадных богов.
        Осмелюсь робко предположить, что предки этих первых древних египтян произошли, скорее всего, от североафриканских атлантропов. Они долгие тысячелетия жили на плодородной североафриканской равнине и занимались, главным образом, кочевым животноводством. Возможно, они уже освоили начатки земледелия. За тысячи лет их огромные кочевые стада догола вытоптали когда-то богатую травами огромную равнину, а нещадная вспашка земли привела к усиленной эрозии почвы. После них осталась выжженная солнцем гигантская песчаная пустыня Сахара, да загадочные рисунки на скалах Тассили. 
        Современные специалисты почему-то не связывают древних египтян с атлантропами, а пустыню Сахару – с древней плодородной степью, на которой потомки атлантропов тысячи лет кочевали с необозримыми стадами полуприрученных животных. Специалисты избегают обобщений и логических выводов из известных фактов. Для них пустыня Сахара – извечное природное образование, рисунки на скалах Тассили – культовые творения неведомых племен времен неолита, а цивилизация Древнего Египта возникла сама по себе в изолированной от мира узкой долине Нила.
        Но если посмотреть на глобус и сравнить расположение современных великих пустынь с местами древнейших очагов человеческой цивилизации, то сразу приходит на ум весьма определенная причина появления огромных безжизненных пустынь. Нельзя отрицать крепкой логической и географической связи между деятельностью первых крупных сообществ Homo sapiens и современными пустынями. Как это ни печально для всех нас, но современные громадные безжизненные пустыни – это рукотворные памятники, оставшиеся от недальновидных предков современных африканских и азиатских народов, а также древних американских аборигенов.
        В почти безжизненной пустыне Сахаре обнаружены удивительные рисунки на скалах, возраст этих рисунков археологи оценивают в 10 тысяч лет. Кто рисовал на скалах эти загадочные фигуры? Легкомысленные энтузиасты, которые в своей жизни не забили ни одного гвоздя и не построили даже простого сортира типа нужник во дворе, кричат, что эти рисунки не мог создать древний примитивный человек, что их оставили, конечно же, всемогущие Пришельцы-инопланетяне.
        Сами эти энтузиасты не способны на простейший труд, ни физический, ни умственный, потому они не могут поверить в великие возможности простого, трудолюбивого Человека Разумного. Эти же энтузиасты, у которых руки вставлены «не тем концом», не могут представить, как это древние египтяне сумели построить гигантские пирамиды с ювелирной подгонкой огромных каменных блоков, да еще ухитрились ориентировать эти пирамиды строго по странам света. Конечно, - упорствуют эти неумехи, - древним египтянам помогали Пришельцы со своей лазерной техникой и прекрасным знанием астрономии. Так рождаются бредовые идеи а ля мадам Блаватская и д-р Мулдашев о призрачных предшественниках Человека на грешной Земле и о магических свойствах египетских пирамид и древних британских мегалитических сооружений.
        Спросите профессиональных историков, откуда взялись огромные пустыни Малой, Передней, Средней и Центральной Азии? Вряд ли вы получите от них внятный ответ. Исследователи давно обнаружили в сердце безжизненной пустыни Гоби следы древней цветущей цивилизации, но никаких выводов сделать не захотели или не сумели. А выводы опять же напрашиваются сами собой. Неведомые древние народы в незапамятные времена жили и процветали в этих местах на берегах полноводных рек и великих пресных озер, Они разводили скот и пахали землю. Год за годом, век за веком, тысячелетие за тысячелетием. Неисчислимый скот старательно уничтожал растительность летом, а зимой копытами разгребал снег и доедал сухие будылья вместе с корнями. Постепенно, за тысячи лет, здесь перестали расти даже неистребимые сорняки.
        А ежегодная вспашка земли в течение тысяч лет на одних и тех же участках губила плордородную почву, и давала полную свободу бешеным степным ветрам. Ветер год за годом, век за веком, тысячелетие за тысячелетием уносил плодородный слой почвы и обнажал песок и глину. В ученом мире этот процесс называется эрозией почвы. В итоге за тысячи лет почти вся равнинная часть Центральной Азии превратилась в безжизненную пустыню, и раскаленный песок засыпал развалины древних цветущих городов.
        Если специалистам нужен пример такого рукотворного образования песчаных пустынь, то рекомендую им вспомнить два ярких события из истории России. Ближайший по времени из них – это грандиозная эпопея по освоению целинных и залежных земель во времена незабвенного Н.С.Хрущёва. Тогда за пару лет энтузиасты по призыву партии и комсомола распахали сотни миллионы гектаров в степях Заволжья, Казахстана и Западной Сибири.
Результат оказался удручающим, и чуть не привел к глобальной экологической катастрофе.     Первые два-три года отважные целинники получали рекордные урожаи. А потом степной ветер начал уносить плодородный слой почвы, на огромных просторах бушевали «черные бури», а урожаи стали резко падать. В итоге через десяток лет на многих целинных землях оказывалось выгоднее перепахивать свежие хилые всходы яровых и заново засевать истощенную землю озимыми. И только очень трудоемкие и дорогостоящие меры остановили этот процесс образования новой гигантской пустыни.
        Второй пример рукотворного образования пустыни – это Алешкина пустошь на плодороднейшей земле левого берега нижнего Днепра. На Русской равнине это единственный пример подобного рода. Русские люди испокон веку очень бережно относились к земле. Но в царской России почти вся земля принадлежала помещикам, а логика всех так называемых «хозяев» земли, ее недр, рек, озер, лесов и морей одинакова во все времена. Бери как можно больше сейчас, выкачивай все, что можешь, а после нас – трава не расти.  Наши дни – наглядный пример тому.
        И вот в XIX-м веке неразумная эксплуатация помещиками черноземных угодий на левом берегу нижнего Днепра привела к тому, что здесь в прямом смысле слова трава перестала расти. Это случилось в Херсонском районе Одесской губернии у городка Каховка. Еще недавно в этих изобильных краях на плодородном черноземе росли богатые хлеба и шумели дубовые леса. Но к середине XIX-го века на  нещадно эксплуатируемой земле зародилась и начала с пугающей скоростью расширяться самая настоящая песчаная пустыня. Народ назвал ее Алешкиной пустошью.
        Новая рукотворная песчаная пустыня захватила сначала несколько гектаров, затем десятки, а потом и сотни квадратных километров. В начале XX-го века она уже протянулась от Каховки почти до устья Днепра, до Кинбурнской косы, и в ширину достигала 32 километров. Скорее всего, через сотню-другую лет на левобережной Украине появилась бы еще одна великая песчаная пустыня. К счастью, уже в первые годы Советской власти были приняты решительные меры по облагораживанию земли и уничтожению новообразованной пустыни. К началу Второй мировой войны плодородный слой почвы был восстановлен, и Алешкина пустошь исчезла с лица земли.
        В песках Малой, Передней и Средней Азии археологи раскапывают развалины древних городов из сырцового, необожженного кирпича. С одной стороны, откуда взялись в безжизненных песках древние цивилизации? С другой стороны, откуда взялись пустыни здесь, где когда-то цвела и кипела жизнь? Я как-то не заметил, чтобы кто-то из старательных и трудолюбивых западных археологов попытался ответить на эти очевидные вопросы, они даже не ставили их. Нашли в песках развалины, - ну и прекрасно, копай дальше и исследуй черепки. Как частенько случается, важен не конечный результат, а сам процесс поиска. А ведь очень интересно, почему древние шумеры, ассирийцы, вавилоняне и прочие месопотамцы так долго жили в местах, столь непригодных для нормальной жизни, да еще ухитрились создать высокую цивилизацию?
        Падкие на сенсации западные люди сочиняют небылицы по поводу исчезнувших в песках древних цивилизаций. Они притягивают ха уши метеориты, которые якобы упали на древние очаги культуры и уничтожили их пламенем и взрывной волной. Особо увлекающиеся натуры их них уверяют, что люди древних цивилизаций владели атомной энергией и уничтожили сами себя в чудовищных атомных войнах. Вся эта чушь говорится с серьезным и умным видом. Этих дядей и тетей слушают несмышленые доверчивые детишки и привыкают к пободной белиберде.
        А ведь ответы на такие не заданные никем вопросы опять же лежат на поверхности, надо лишь нагнуться и подобрать их или просто спокойно подумать. Все древние народы Малой, Передней и Средней Азии тысячи лет назад жили на берегах рек в плодородных степях с толстым слоем чернозема. Они содержали бесчисленные огромные стада животных на подножном корме, то есть, занимались кочевым скотоводством. Они ежегодно вспахивали одни и те же участки плодородной земли и не думали о том, что животворящая сила земли с каждой вспашкой уменьшается, что земля нуждается в заботливой подкормке и в периодическом отдыхе.
        И здесь произошло то же самое, что случилось в Центральной Азии, а еще раньше в Северной Африке при неразумной интенсивной эксплуатации земли. Скот год за годом, век за веком, тысячелетие за тысячелетием уничтожал богатую степную растительность вместе с корнями, вытаптывал ее миллионами копыт. Необузданные степные ветра поднимали «черные бури» и уносили плодородный слой земли. Постепенно, за тысячи лет обнажились бесплодный песок и сухая глина. И вот вместо бывшей плодородной степи на лице матушки-земли появились новые рукотворные пустыни, и ныне развалины древнейших азиатских городов лежат под мощным слоем безжизненного песка.
        Эти печальные примеры можно продолжать, но Читателю уже ясно главное. Современные великие пустыни созданы на месте плодородных степей Человеком Разумным, созданы руками далеких предков различных современных народов. Перед этой глобальной трагедией отходит на второй план вопрос, от одной ли «обезьяны» произошли эти народы или от разных «обезьян». Независимо от происхождения все эти народы отличались поразительной недальновидностью. Ни один из этих народов не догадался отказаться от кочевого скотоводства на подножном корме, никто из них не подумал об отдыхе матушки-земли, о многопольном земледелии.
        Из всех многочисленных древних народов лишь один народ оказался достаточно мудрым и понял, что держать скот надо не на подножном корме круглый год, а в стойлах - хотя бы зимой. Для этого надо запасать корм на всю долгую зиму, то есть трудиться, трудиться и еще раз трудиться. Косить траву, сушить ее, свозить стога в селения, строить закрытые от непогоды хлева для скота. Надо думать о завтрашнем дне и давать земле отдых, чтобы на следующий год она снова дала обильный травостой.
Лишь один народ еще в глубокой древности понял, что матушка-земля нуждается в периодическом отдыхе, что нельзя год за годом распахивать одни и те же участки, что пахотной земле тоже нужен периодический отдых хотя бы раз в три года. Так появилась знаменитая и ныне охаянная всеми специалистами русская трехполка. А когда через 50 или 100 лет скудная земля переставла давать достаточные урожаи, - землепашцы оставляли свои обжитые поселения, сжигали свои жилища и уходили на новые места, где начинали все сначала.
        Стойловое содержание скота зимой, трехпольное земледелие, переселение через три-четыре поколения, – все это страшно утомительно и трудоемко. Не каждый согласится на столь беспокойную жизнь в вечном упорном труде. И лишь предки огромного народа на Русской равнине не стали жалеть себя, а берегли плодородие земли. Они сознательно обрекли себя на изнурительный труд год за годом, век за веком, тысячелетие за тысячелетием.
Читатель уже догадался, что я опять говорю о русском народе. Да, именно русский народ сберег плодородие почвы на всей огромной Русской равнине. Наши далекие предки сохранили силу матушки-земли в тысячелетиях для самых отдаленных своих потомков, до наших дней. Думаю, что такая их мудрость родилась от ясного понимания общей скудности их земли, только что освободившейся от вечных льдов.
        А в те же годы или даже позже, многие азиатские и африканские народы, избалованные якобы неистощимым плодородием их земель, не пожелали обременять себя бесконечным изнурительным трудом по стойловому содержанию скота и щадящему многопольному земледелию. Зачем лишний раз напрягаться? Силы земли на наш век хватит, а дальше – трава не расти. А если земля истощается, то куда проще собрать войско и пробежаться по соседям. Награбленного добра хватит надолго, а потом можно совершить еще один налет.
И в результате сейчас пустыни занимают почти всю площадь когда-то плодородных степей в Центральной, Малой, Передней и Средней Азии. А также в желтой жаркой Африке, в Северной и Центральной Америке.
        Как ни странно, но я нигде не нашел такого объяснения образованию пустынь на нашей планете. Может быть, это просто следствие моей не профессиональности, может, я плохо искал, приложил мало усердия? Но, скорее всего, большинство специалистов прекрасно знают, откуда пошли пустыни на нашей планете, и почему остатки великих древних цивилизаций сейчас погребены в бесплодных песках.
          Вполне возможно, что специалисты просто не хотят показывать пальцем, чье тут рыльце в пушку, и какая кошка слизала сливки и оставила потомкам прокисший обрат. Ведь трудно назвать великими и мудрыми народы, которые из-за недомыслия или нежелания упорно трудиться погубили сами себя и превратили в пустыни огромные райские уголки нашей планеты. Пустынь на земле много, и если принять мою дилетантскую версию, то получится, что древние предки практически всех современных народов не отличались сильно большим умом, а наоборот, страдали исторической близорукостью. По большому счету получается, что подобным недоумием переболели все древние народы кроме двух. Только два поистине великих народа на планете сумели сохранить плодородие своей земли на тысячи лет. Это китайцы, да мы, русские.