Аркаим. из сб. Русь

Валерий Федин
        В 1987-м году на юге Челябинской области в верховьях реки Урала, а именно, на его притоке Большая Караганка по очередному советскому пятилетнему плану решили устроить крупное водохранилище для орошения засушливых степей Челябы и Башкирии. Уже начались подготовительные работы по очистке ложа будущего рукотворного моря. Уральские археологи организовали экспедицию в местность, подлежащую затоплению. Такие работы в СССР проводились регулярно во всех районах будущих водохранилищ, - на всякий случай, дабы не затопить что-нибудь исторически ценное. А в данном случае, с будущим Караганкским водохранилищем, у археологов имелись серьезные основания для изысканий.
        Дело в том, что еще в 1952 году при аэрофотосъемках южно-уральской степи здесь на поверхности земли отчетливо просматривались странные кольцеобразные объекты явно искусственного происхождения. Таких кольцеобразных образований  насчитывалось немало, но у советских археологов не доходили руки до их исследований. Позднее эти кольцевые рельефы неоднократно фотографировали со спутников.
        В 1968 году археологическая экспедиция Уральского госуниверситета им. Свердлова на одном из таких мест, на берегу реки Синташта, притоке Тобола, между поселками Рымникским и Мирным Брединского района Челябинской области провела пробные раскопки и обнаружила остатки очень древнего поселения. Открытием заинтересовались, и здесь несколько лет работала Урало-Казахстанская археологическая экспедиция под руководством В.Ф.Генина и Г.Б.Здановича. Археологи обнаружили и исследовали несколько уникальных объектов.
        Главное из них - укрепленное поселение кольцеобразной формы диаметром около 130 метров. К сожалению, оно оказалось сильно разрушено паводками, от него уцелела лишь половина, остальное давным-давно сползло в реку, и вода унесла бесценный археологический материал. Это поселение назвали Синташта-1. Неподалеку от него археологи раскопали Большой Синташтинский курган с захоронениями (Синташта-2), еще один могильник поменьше, второй курган (Синташта-3) и малый могильник. 
        Площадь раскопок за несколько лет составила 14,5-15 тысяч квадратных метров. Археологи решили, что здесь располагалось крупное и очень древнее оборонительное сооружение, окруженное кольцевой стеной и примыкающим к нему изнутри сплошным кольцом жилых строений, 2-х и даже 3-х этажных. Перед внешней кольцевой стеной сохранились остатки глубокого и широкого рва. Эта городская защитная кольцевая стена строились из бревенчатых срубов, заполненных изнутри грунтом и сырцовыми кирпичами. Внешняя сторона кольцевой стены в Синташте засыпана грунтом и облицована сырцовым и даже обожженным кирпичом.
        Сохранились два въезда в этот кольцевой город, южный, от реки и северный, из которого вела дорога к храмово-погребальному комплексу. В Большом кургане нашли около 40 погребений, в малом - 9. Неведомые обитатели южно-уральской степи укладывали покойников в могилы на боку, в положении бегуна, в могилу вместе с усопшими клали предметы обихода.
В погребениях сохранились остатки ярко раскрашенной тканой одежды, множество литых бронзовых украшений, вроде подвесок, браслетов и ожерелий, несколько статуэток женщин, скелеты лошадей, много глиняной керамики с искусным рельефным орнаментом. В могилах археологи нашли немало бронзового оружия: дробяще-ударного действия типа палиц, колющего - массивные копья, рубящего – боевые бронзовые топоры. Множество каменных и бронзовых наконечников стрел доказывает, что жители Синташты давно освоили луки. Здесь же найдено много деревянных, костяных и бронзовых пластин, - возможно, это остатки лат или щитов. 
        В орнаменте преобладало изображение свастики, причем, свастики «правильной», символизирующей солнечный свет и созидание. Попутно можно отметить, что свастика – обязательный и очень распространенный элемент орнаментов у множества древних народов. Свастика у них означала стилизованное солнце с изломанными лучами. Кстати, германские фашисты в качестве своего арийского символа тоже выбрали свастику, но свастику «неправильную», обратную, символизирующую темные силы зла и разрушения.
        Одним из самых удивительных открытий Синташты оказались остатки боевых колесниц, - двухколесных, рассчитанных на пару боевых скакунов. Диаметр колес составлял 1 – 1,4 метра, ширина колеи – от 1,2 до 1,4 метра. До этого считалось, что боевые колесницы впервые появились в Передней Азии на рубеже II – I-го тысячелетий до нашей эры, в Ассирии или в Вавилоне.
        Все это означало крупное археологическое открытие, но дальше произошло непонятное. По анализу костей лошади археологи установили примерный возраст этого древнего поселения, - 27-22-й век до нашей эры. То-есть, здесь, в древней Челябе четыре с половиной тысячи лет назад существовала высокоразвитая бронзовая культура, ранее неизвестная науке! Здесь, в Синташте, в III-м тысячелетии до нашей эры люди уже умели обжигать кирпич, - на тысячу лет раньше шумеров! Здесь, в Синташте, люди применяли боевые колесницы на тысячу лет раньше вавилонян, ассирийцев и египтян!
        Советским археологам тут же ударить бы в литавры и вострубить в фанфары, - таких древних поселений на территории СССР и современной России еще никогда не находили, за исключением разве что Трипольской культуры. Это же величайшее открытие мировой археологии! Бронзовая культура в России, причем старше Трои и ровесница  как минимум начала Среднего Царства в долине Нила! Ровесница знаменитого Шумера, если не старше этой древнейшей известной культуры! Настоящая сенсация в истории человечества! Опровержение всех признанных теорий и гипотез!
        Но сенсации не получилось. Возможно, археологи сами не поверили своему сногсшибательному открытию, не поверили результатам анализов. А возможно, над ними довлело общепринятое убеждение, что на территории России никаких древних культур нет и быть не может. Русь началась в 862-м году нашей эры, и раньше этого времени тут никогда ничего культурного не было. Так или иначе, археологи назвали обнаруженную ими культуру Синташтинской, а обитавший здесь народ отнесли к искусственному образованию «индоиранского этноса». Тем дело и ограничилось.
        Для всего цивилизованного мира это сенсационное открытие прошло практически незамеченным. Даже то, что в могильнике Синташты обнаружены древнейшие в мире колесницы, на тысячу лет старше вавилонских и ассирийчких, не произвело никакого впечатления на ученый Запад. Древнейшим сооружением человеческих рук в Европе по-прежнему остался Стоунхендж в Британии, который несколько уступал по возрасту Синташте. Кажется мне, что западные специалисты и авторитеты попросту дружно договорились забыть о какой-то подозрительной Синташте в какой-то полудикой России. Интересно, что в СССР тоже быстро забыли о Синташте, и новых раскопок в этй местности больше не велось.
        И вот в 1987-м году работники Челябинского краеведческого музея провели пробные раскопки в долине реки Большая Караганка, где вскоре должны были заплескаться волны нового водохранилища. Они не надеялись на какое-то крупное открытие, но оно случилось. Первые же находки показали изумленным краеведам, что они обнаружили сооружение немыслимой древности.
        К работам тут же подключились археологи Урало-Казахстанской экспедиции под руководством все того же Г.Б.Здановича. За полевой сезон 1987-го года они вскрыли новый кольцевой город и несколько могильников, - такого же невероятного возраста, как и в Синташте. Первые же анализы по радиоуглеродному методу показали возраст нового городища минимум в 3,5 тысячи лет. Новое городище отнесли к Синташтинской культуре.
         Только теперь археологи осознали значение своей находки. Они назвали обнаруженное становище Аркаимом, по давно исчезнувшему башкирскому селу Аркаим, которое располагалось неподалеку отсюда. Язык меняется  медленнее, чем народ, который говорил на нем, и местные жители называли эту местность и небольшую сопку Аркаимом.
        Однако отведенный на раскопки срок заканчивался, вот-вот должно начаться затопление долины. И тут надо отдать должное археологам и особенно Г.Б.Здановичу. Все они срочно принялись спасать уникальное городище. Трудно представить, какие препятствия им пришлось преодолеть, но они совершили еще более невероятное, чем открытие древней цивилизации на территории России. Они добились сначала продления сроков раскопок, а потом и полного прекращения работ по затоплению долины Большой Караганки.
        Правда, им «помогло» то, что в конце 1991-го года СССР развалился, а правителям новой суверенной России было глубоко наплевать на какие-то там глиняные черепки в Челябинской области.  Финансирование раскопок Аркаима прекратилось, но археологи сумели добиться объявления всего района странных кольцевых образований заповедником. Заповедный район расположен на восточном склоне Южного Урала, он охватывает юго-восточную часть Челябинской области, восток Оренбургской области, север Казахстана. Эту территорию протяженностью с востока на запад в 150 и с юга на север в 350 километров археологи назвали Страной Городов. Сейчас раскопки здесь археологи ведут на свой риск и страх и на свои средства.
         Всего на территории Страны Городов обнаружено 19 однотипных поселений все той же четырехтысячелетней древности. Это Степное, Черноречье, Устье, Чекотай, Куйсак, Сарым-Саклы, Родники, Исиней, Кизильское, Аркаим, Коноплянка, Журумбай, Ольгино, Каныста, Синташта, Синташта-2, Андреевское, Аланус и Берсаут, а также много могильников, захоронений и отдельных могил. Все названия даны по ближайшим современным поселкам. Большинство древних поселений имеют кольцевую форму внешнего вала, часть – овальную, а некоторые – квадратную.
        Кроме Синташты и Аркаима раскопки велись в Берсауте и в поселении Ольгино. Эти древние города имеют тот же возраст, как Синташта и Аркаим, и построены по тому же плану. Берсаут имеет кольцевую форму, как Синташта и Аркаим. Поселение Ольгино имеет в плане форму квадрата площадью 400 квадратных метров. Оно расположено на реке Карагайлы-Ахт, на границе современных поселков Южно-Степной и Варшавка. Местные жители давно прозвали это древнее сооружение Каменным Амбаром или Ольгиным городищем. Возраст поселения Ольгино оценен в 4 тысячи лет. Это городище тоже обнесено стеной со рвом перед ней, ширина рва достигает 5 метров, глубина его 2-3 метра. 
        Помимо Синташты сейчас наиболее изучено из этих 19 древнейших «городищ» поселение Аркаим. С 1987-го по 1991-й год экспедиция археологов вскрыла здесь более 8000 квадратных метров и достаточно подробно исследовала этот древний город в России на границе Европы и Азии. По правилам советской археологии раскопки велись только на половине кольцевого города, вторая половина сохранялась для будущих поколений. После окончания раскопок археологи оставили для осмотра всем желающим один узкий сектор кольцевого города, - от главных ворот до центра, - а все остальное снова засыпали землей, чтобы предохранить уникальную находку от разрушения дождями, ветром, половодьями, перепадами температуры и особенно безалаберными посетителями.
        По радиоуглеродному анализу возраст Аркаима оценивается в 3600-3900 лет, то есть, он существовал в 17-м – 20-м веках до нашей эры. Это время Среднего Царства в долине Нила. Сам по себе такой возраст сразу двух десятков поселений на территории России полностью переворачивает все наши представления о действительной истории Древней Руси. Но точный возраст Аркаима не установлен.
        Радиоуглеродный метод основан на определении содержания радиоактивного изотопа углерода С-14 в древесном материале, Считается, что все растения при жизни имеют постоянное и одинаковое содержание изотопа С-14. После гибели растения, - то ли по возрасту, то ли от стихийных бедствий, то ли от рук человека, - поступление С-14 в растение прекращается, и его содержание в древесных останках начинает медленно, но верно и закономерно уменьшаться за счет радиоактивного распада. Радиоуглеродный метод позволил датировать множество археологических и палеонтологических находок. Но специалисты прекрасно знают, что радиоуглеродный метод имеет погрешность, которая увеличивается с отдалением времени жизни древесных находок от наших дней. Эта погрешность может достигать довольно больших значений.
        Специалисты пытаются использовать другие методы для датировки древних находок, кроме радиоуглеродного применяют метод определения содержания аргона в неорганических материалах, радиактивного изотопа хлора Cl-36 и так далее. Иногда разница в возрасте по различным методам оказывается удивительной. Так, английский профессор Бауэн попытался применить метод Cl-36 к Стоунхенджу и сам дико удивился полученному результату. Вместо четырех тысяч лет возраст Стоунхенджа по «хлорному методу» оказался, ни много, ни мало, 14 тысяч лет! Так что и в случае Аркаима нас могут ждать удивительные открытия.
        Профессор К.К.Быструшкин провел очень сложные и трудоемкие исследования по уточнению возраста Аркаима «астрономическим» методом, - по прецессии земной оси. Читатель, безусловно, знает, что полюса Земли не находятся на одном и том же месте, а непрерывно, хотя и не очень закономерно меняют свое положение вокруг некоего условного «центра». Причин такой миграции полюсов много, как вселенских, так и чисто земных. Астрономы подсчитали, что крупнейшее в конце XX-го века землетрясение в Чили сместило Северный полюс на несколько градусов в сторону Гренландии. А землетрясение в Японии в марте 2011-го года еще сильнее сместило Северный полюс в обратную сторону, к Чукотке. Все эти миграции земной оси ученые называют прецессией.
        Так вот, профессор К.К.Быструшкин сложнейшими расчетами прецессии земной оси определил, что возраст Аркаима не менее 4800 лет, то есть, он существовал как минимум в 28-м веке до нашей эры, а это уже времена Древнего Царства в долине Нила, когда еще ни о каких пирамидах древние египтяне не помышляли. Сейчас общепринятый, а значит, осторожно оцененный возраст Аркаима – рубеж III-го и II-го тысячелетий до нашей эры, то есть, это поселение имеет возраст минимум четыре тысячи лет.
        Некоторые археологи относят Аркаим к рубежу IV-III-го тысячелетий до нашей эры. Но дело не в абсолютном возрасте Аркаима и всей Страны Городов, а совсем в другом. Поэтому оставим уточнение возраста археологических находок специалистам, а пока согласимся, что даже 17-й век до нашей эры – это очень солидный возраст. Если же отнести время существования Аркаима к рубежу IV-III-го тысячелетий до нашей эры, то это очень и очень солидный возраст для развитой бронзовой цивилизации. Особенно по сравнению с 862-м годом нашей эры, когда по варяжской легенде возникла Русь. В любом случае это намного раньше возникновения Древней Эллады и, тем более, Древнего Рима.
        Аркаим находится в южно-уральской степи на реке Большая Караганка, возле впадения в нее речки Утяганки. Он расположен в 8,2 км северо-северо-западнее поселка Амурское и в 2,3 км юго-юго-западнее поселка Александровское. Когда Большая Караганка и Утяганка разливаются, Аркаим оказывается на острове.
        Развалины Аркаима имеют кольцевую форму, образованную внешней оборонительной стеной. Внешняя стена диаметром около 143-145-ти метров построена из бревенчатых срубов, заполненных изнутри и обвалованных снаружи местным грунтом. То есть, это земляной вал на крепком бревенчатом каркасе. Причем, срубы ставились в два-три этажа друг на друга. Грунт для засыпки срубов и внешней обваловки стены строители брали у внешнего подножья стены, и здесь образовался глубокий и широкий обводной ров. В паводок этот ров заполнялся водой, в засушливое лето он пересыхал полностью. Высота внешней стены даже сейчас достигает 5,5 метра, толщина стен у основания – от трех до пяти метров.
        Относительно материала стен у археологов нет единого мнения. Одни считают, что срубы заполнялись просто грунтом, смесью песка, глины и природного местного гипса. Другие уверены, что срубы для надежности заполнялись сырцовыми кирпичами из глины, соломы и навоза, и что такими же кирпичами облицовывалась стена снаружи. Есть сведения, что облицовочный кирпич на разных участках стены имел разный цвет. Поэтому некоторые археологи предполагают, что каждое жилище и прилегающий участок стены строила отдельная бригада или семья своими силами и из своего материала. Не будем спорить об этом, но отметим, что в отличие от Синташты аркаимцы применяли только сырцовый кирпич.
        Внешняя стена имеет 4 входа, или ворот. Самый большой, видимо, основной вход расположен в юго-западной части стены. Остальные три входа, меньшие по размерам, расположены примерно на равных расстояниях друг от друга на юго-востоке, северо-востоке и северо-западе. Входы устроены с большим коварством, у каждого входа в стене находятся тупиковые ловушки и лабиринты, среди которых трудно распознать настоящий вход. В самой стене археологи обнаружили ниши, множество помещений и запутанных переходов. Над каждым входом древние строители поставили бревенчатую четырехгранную башню.
        Изнутри к внутренней стороне стены плотно примыкают, вроде долек лимона, одноэтажные жилые помещения трапециевидной формы. Длина помещений составляет 20 метров, средняя ширина  - 6 метров. По крепкой бревенчатой крыше жилищ проходила широкая дорога, где под прикрытием высокой внешней стены могла проехать боевая пароконная колесница. Все жилища имели по одному выходу на внутреннюю кольцевую улицу с бревенчатой «мостовой».
        Каждое жилище состояло их двух помещений. Помещение возле входа служило для хозяйственных целей. Здесь находилась большая глиняная печь с хорошей тягой, глубокий колодец и яма-погреб со сводчатым потолком и вентиляционной трубой, видимо, хранилище.    Из колодца выше уровня воды проходили два трубообразных земляных хода-туннеля в жилище, - к печи и в хранилище, возможно, для вентиляции или усиления тяги в печи. В заднем помещении, примыкавшем к стене, находились небольшие жилые комнаты, видимо, для отдельных семей. Крыши всех жилищ перекрыты бревнами- кругляками и плахами, то есть, теми же бревнами, но расколотыми вдоль на две половинки. Распиливать бревна на доски аркаимцы еще не умели. В крыше каждого жилого помещения находилось «окно», - отверстие для освещения. Специалисты считают, что в каждом таком помещении могло жить одновременно до 50 человек. Всего к внешней стене примыкают 35 жилищ.
        Из каждого жилища обитатели через выход попадали на единственную кольцевую улицу города, огибавшую внутреннюю стену укрепления. Под улицей находился внутренний ров глубиной до 2-х метров, сверху этот ров перекрывался сплошным бревенчатым настилом, так что получалась вполне приличная кольцевая дорога. Внутренний ров подземными земляными туннелями-трубами соединялся с внешним рвом и, скорее всего, служил для ливневой канализации. Из каждого жилища в этот ров тоже вели сливные стоки.
        От центра города кольцевую бревенчатую улицу Аркаима отделяла сплошная кольцевая внутренняя крепостная стена диаметром около 85 метров. Она была еще более высокой, чем внешняя, высота ее доходила до 7 метров, а ширина  у основания – 3-4 метра. Конструкция этой стены точно такая же, как и внешней, то-есть, несколько этажей бревенчатых срубов, заполненных то ли грунтом, то ли сырцовыми кирпичами из грунта, соломы и навоза.
Изнутри, от центра города, к этой стене примыкало кольцо из 25 жилых помещений того же устройства, как и примыкавшие к внешней стене. Кольцо этих жилищ окаймляло внутреннюю площадь почти квадратной формы, размером 25 на 27 метров. В центре площади находилось нечто вроде храма или цитадели высотой до 9 метров, с основанием 72 квадратных метра (8х9м), похожее на многоступенчатую пирамиду или зиккурат. На центральной площади обнаружены следы костров, скорее всего, жертвенных.
        Внутренняя стена имела единственный проход с юго-восточной стороны от кольцевой улицы к центральной площади. Надо отметить одну интересную особенность, которая через тысячи лет стала обязательной при строительстве укрепленных городов и крепостей во всем мире. Если войти в Аркаим через главные ворота, то впереди у вас окажется глухая внутренняя стена, справа – тоже глухая поперечная стена, полностью перегораживающая внутреннюю улицу. Чтобы попасть на центральную площадь, вошедшему остается лишь один путь, - налево по мощеной бревенчатой улице вокруг всей высокой кольцевой внутренней стены. Вход на центральную площадь находится на другом конце этой кольцевой улицы, причем, стены всегда оказываются с правой стороны для вошедшего. Если вы вошли через главные ворота Аркаима не с миром, но с мечом в правой руке, то стены всегда будут мешать вам замахиваться вашим мечом. Получается, что строители Аркаима уже 4000 лет назад прекрасно разбирались в фортификации, знали, что такое осада крепостей и их оборона.
        Вокруг всего города археологи обнаружили остатки еще одной стены, вернее, внешнего земляного вала. Они полагали, что здесь, между этой «предпольной» насыпью и внешней дерево-земляной кольцевой стеной жители Аркаима содержали свой домашний скот. Некоторые исследователи считают, что здесь, у подножья внешней стены жили низшие по социальному положению аркаимцы. Однако никаких доказательств ни той, ни другой версии у их авторов нет.
        Археологи установили, что Аркаим строился не в одночасье, его строительство продолжалось много лет, возможно, десятки лет. Об этом археологам рассказали печи в наиболее старых по возрасту жилищах, - их капитальным образом ремонтировали несколько раз. По поводу этих печей в жилищах аркаимцев археологи расходятся во мнениях. Одни считают, что это металлургические печи для выплавки бронзы и меди, - бронзовых и медных изделий в Аркаиме найдено немало. Другие полагают, что печи служили для чисто бытовых нужд, а подземные трубы-туннели от колодца широко использовались, как коптильни
        Не считая самого факта существования неизвестного ранее древнего города, собственно археологических находок в Аркаиме оказалось на удивление немного, в отличие от Синташты-1. Возможно, Аркаим был не самым главным и не самым богатым городом Страны Городов. При раскопкаъ обнаружены несколько бронзовых ножей, то ли хозяйственных, то ли боевых, мелкие женские украшения из бронзы и кожи, довольно много наконечников стрел, в основном, кремневых, и большое количество глиняной керамики.
        На дне колодцев в жилых помещениях оказалось немало обожженных коровьих и лошадиных копыт, лопаток, нижних челюстей. По этому факту тоже нет единого мнения, одни археологи считают, что эти останки расположены в определенном порядке и даже закреплены березовыми колышками, а значит, эти малосъедобные части животных – жертвоприношения богу воды. Другие полагают, что это случайные остатки от туш, которых коптили в земляных трубах-туннелях.
        Керамика Аркаима обильно украшена искусным орнаментом с преобладанием рунических изображений. Руническими археологи считают изображения «рун», - прообразов более поздних букв. Почти на каждое керамическое изделие нанесен орнамент из «правильной» свастики. Еще раз напомню читателю, что в «правильной» свастике нет ничего зловещего. «Правильная» свастика у многих древних народов означала стилизованное изображение Солнца, и она связывалась со светом, благом и удачей. «Неправильная» свастика, «обратная», которую взяли на вооружение германские фашисты, наоборот, символизировала темные силы, хаос, разрушение. Возможно, фашисты вкладывали какой-то грозный смысл в свою «обратную» свастику, а может быть, они взяли ее просто по безграмотности.
        Специалисты считают, что в Аркаиме орнамент наносился на керамику путем обматывания сырых глиняных изделий бечевкой или узорчатой плетеной тканью перед обжигом. Интересно, что керамика Аркаима относится к самым различным стилям, и это ставит в тупик археологов. Из этого факта некоторые специалисты сделали остроумный вывод. Они считают, что гончарным делом в Аркаиме занимались женщины в каждом жилом помещении, и обжигали изделия они тут же, в печах. Аркаимские мужчины брали в жены или в служанки представительниц самых разных племен и народов, и каждая женщина лепила горшки так, как это делалось в ее родном племени или селении. Отсюда, якобы, и происходит разнообразие стилей аркаимской керамики.
        Основное количество «бытовых» археологических находок обнаружено в могильниках. Аркаимцы не баловали своих покойников и не снабжали их в вечный путь богатыми посмертными дарами. В захоронениях археологи нашли все те же мелкие украшения из бронзы и кожи, керамику, остатки довольно богато украшенной одежды, бронзовые ножи. Бронзовые украшения изготавливались литьем и отличались искусным узором и руническими символами.
        Скульптор-антрополог А.И Нечвалова реставрировала внешний облик аркаимцев по нескольким черепам. Бюсты аркаимцев хранятся в челябинском краеведческом музее. Они оказались людьми вполне современной европейской внешности, с четко очерченным «медальным» профилем, с прямым небольшим носом, с высоким лбом, с «волевым» округлым подбородком.   Таких людей можно встретить в любом уголке России. Особенно сильное впечатление производит реконструированное изображение девушки возраста 19-21 года. Ее хорошо сохранившийся скелет археологи обнаружили в 25-м могильнике 12-го кургана аркаимского некрополя. Мне эта девушка показалось весьма привлекательной, настоящей русской красавицей с одухотворенным лицом, с высоким прямым лбом, с небольшим прямым носиком, с красивым округлым подбородком, с темно-русыми, льняными волосами, без малейшего намека на скуластость или горбоносость. Видимо, аркаимцы были красивым народом. 
        Кроме Аркаима и Синташты пробные раскопки велись в городище Бербаут. Бербаутское поселение тоже имеет две концентрические кольцевые стены, диаметр внешней стены чуть поменьше аркаимского – около 140 метров. Архитектура, план и «технология» постройки аналогичны Аркаиму и Синташте. Одновременное существование 19 однотипных поселений на довольно ограниченном пространстве говорят о едином плане, единой технологии, единых навыках строителей в Стране Городов. А это подразумевает единое управление.
        Тем не менее, среди захоронений не обнаружено пышных, роскошных могил каких-либо правителей, вождей, царей. Есть захоронения скромные, есть захоронения менее скромные, но не более того. Это говорит о некоем социальном равенстве в аркаимском обществе и во всей Стране Городов. А это общество было немалым по численности. Археологи подсчитали, что в Аркаиме одновременно могли проживать около 2,5 тысяч человек. Если учесть, что здесь находятся развалины 19 однотипных городов, то население всей Страны Городов составляло 40-50 тысяч человек одновременно. Для 3-4-го тысячелетий до нашей эры это очень большая численность. Однако никаких сведений о социальном устройстве жителей Аркаима у нас нет. Можно только предполагать, что здесь не было ни тиранов, ни рабов.
        Как это ни странно, раскопки в Стране Городов идут медленно и трудно. К.К.Быструшкин жаловался, что археологи просто разбегаются из Страны Городов. Одни уходят по материальным причинам, зарплата археолога маленькая, а семью надо кормить. Но большинство специалистов отказываются здесь работать по «идейным» причинам. Аркаим – сплетение неразрешимых загадок, и попытка решать любую из этих загадок неизбежно приводит к выводу о необходимости полного и радикального пересмотра всего, что современный мир знает о древней истории человечества и о древних великих цивилизациях. А на это многие из археологов по известным причинам пойти не могут или не хотят.
        Возможно, это и есть главная причина бойуотирования раскопок в Аркаиме профессиональными археологами. Не секрет, что в археологии, как и в других отраслях советской и позже российской науки значительную, есчли не основную часть исследователей составляют приверженцы библейской гипотезы о происхождении и развитии человечества на Земл. А в Библии о русских людях нет ни слова. Главное внимание там уделено совсем другому народу.
        Интересный и печальный факт из истории раскопок Страны Городов. Российские правители не находят средств для проведения здесь крупномасштабных работ. В Аркаиме побывал наш Президент. Он ахал, охал, удивлялся, восхищался, - тем дело и кончилось. Воз и ныне там. Средств для раскопок уникального археологического памятника в России нет. Такие средства нашли другие страны. Кольцевое поселение Ольгино «копают» археологи из Германии, Англии и США. И тут имеет место небывалое для нашего просвещенного времени явление. Все археологические находки из поселения Ольгино эти иноземные специалисты увозят в свои страны!
        Такое происходила в нецивилизованном XIX–м веке. Европейцы относились к странам, в которых обнаруживались древние поселения, как к своим бесправным колониям и все находки увозили с собой. Это случилось с Шумером, с Троей, с Древним Египтом, с «Древней Грецией», с минойской культурой на острове Крит. Но теперь времена изменились. Международное право считает все археологические находки, - от глиняных черепков до золотой маски Тутанхамона, - собственностью государства, на территории которого ведутся раскопки.
        Знаменитый Жак Ив Кусто при исследовании древней минойской культуры подробно, хотя и с понятной грустью описывал, как правительство современной Греции разрешило ему вести археологические исследования лишь при жестком, непреклонном  условии: все найденное принадлежит народу Греции! На его исследовательский корабль явились греческие специалисты, они строжайшим образом контролировали ход поисков, нумеровали любой черепок и отправляли все находки в свои греческие музеи. Без всякого исключения!   
        То же самое испытывал не менее знаменитый Тур Хейердал в середине XX-го века при исследовании острова Пасхи с его загадочными статуями. Остров Пасхи принадлежит Чили, и чилийское правительство потребовало от Хейердала сдавать любые археологические раритеты представителю правительства Чили. В наши дни это правило стало законом и соблюдается всеми странами и всеми археологами безукоснительно.
        Но есть одно чудовищное исключение. Правительство суверенной России разрешило иностранным археологам вести раскопки на территории России, в Стране Городов без всяких условий. Хватай, ребята, что ухватите! Тащите находки четырехтысячелетней давности в свои цивилизованные страны! Нам, россиянским правителям, этот удивительный памятник древней русской цивилизации и всемирной истории не нужен!
        Если так будет продолжаться, то от уникального археологического и исторического памятника на Южном Урале вскоре не останется ровным счетом ничего. Удивитиельнее всего то, что в России современные СМИ и наука молчат об Аркаиме. Подавляюшее большинство россиян ничего не знают об этом памятнике древней русской цивилизации, так же, как они ничего не знают ни о трипольцах, ни о Сунгири, ни о мегалитических сооружениях на русском Севере, ни о костёнковцах. Многие из россиян охотно ездят в Грецию, в Италию, в Египет, восхищаются памятниками древних цивилизаций. И практически никому из них невдомек, что в России существуют еще более удивительные памтники гораздо более далекой древности. Наша наука молчит об Аркаиме, Синташте, Русском Севере, Триполье и Костёнках. Создается впечатление, что нас сознательно держат в неведении о великой истории русского народа.
        А когда молчит наука, начинает говорить невежество и его прямое дитя – темное суеверие. Пока молчит наука, об Аркаиме написано и наговорено столько всевозможной сакрально-мистической белиберды, что сквозь потоки этой идиотской, абсолютно не научной фантастики невозможно разглядеть истину. Не буду повторять и даже комментировать эту безграмотную чушь а-ля мадам Блаватская и д-р Мулдашев. Пусть уважаемый Читатель сам попытается хотя бы бегло пробежать в Интернете статьи об Акраиме, - изумление и крепкие эмоции гарантированы. 
        Аркаим и вся Страна Городов на самом деле являются клубком загадок, которые, к великому сожалению, никто не пытается разрешить с научной стороны. Самое удивительное в Аркаиме и в других поселениях Страны Городов то, что все они возникли буквально на пустом месте. Никаких следов более древних поселений здесь не обнаружено. Есть сообщения об открытии еще более древних поселений VI-VII-го тысячелетий в Южном Приуралье, в Мулино и Давлеканово,  но эти сообщения остались без комментариев. То ли они не подтвердились, то ли не имеют никакого отношения к Стране Городов. Так или иначе, кто и почему построил Синташту, Аркаим и другие кольцевые города на Южном Урале – науке неизвестно. Наука не в курсе.
        Откуда пришли сюда эти неведомые люди? Почему они пришли сюда? Кто они, древние создатели кольцевых городов? То, что они – не местные жители, сейчас считается доказанным. Так откуда они явились на Южном Урале?
        Не менее удивительна другая загадка Аркаима. Обе кольцевые стены Аркаима построены из бревенчатых срубов, засыпанных и обвалованных грунтом. Жилища, колодцы, и кольцевая улица – из бревен и толстых плах. По оценке археологов для строительства одного только кольцевого города Аркаима потребовалось 80-100 тысяч кубометров дерева-кругляка. В пересчете на бревна это около 500 тысяч шестиметровых бревен диаметром не меньше двадцати сантиметров. А в Стране Городов обнаружены развалины 19 таких городов! Где взяли аркаимцы столько бревен? Сейчас на этой территории лесов практически нет, изредка встречаются небольшие березовые колки, в которых строевого дерева не найти при всем желании.
        Археологи тут же предположили, что 4 тысячи лет назад здесь шумели густые леса, вот аркаимцы и пустили эти богатые леса и корабельные рощи на бревна. Все логично, все убедительно. Но только вот палеоботаники уверяют, что 4000 лет назад здесь имел место точно такой же степной пейзаж, как и сейчас. В годы строительства Аркаима и других кольцевых дерево-земляных городов здесь, на южной оконечности Уральских гор не было никаких густых лесов, а расстилалась все та же засушливая степь с редкими и жидкими березовыми рощицами. В науке это называется лесостепью с преобладанием степной составляюшей. 
        Может, палеоботаники ошибаются, и на юге Челябинской области, в Башкортостане в северном Казахстане леса все-таки когда-то шумели? Может быть, и шумели. Тогда все просто, - аркаимцы пустили на строительство местный древесный материал. Но если палеоботаники правы, и лесов здесь не было, то откуда аркаимцы взяли столько деловой древесины?
        Может быть, они привезли бревна с собой? Это весьма затруднительное предприятие, но все-таки такое возможно.  Пароконная упряжка может взять в дальний путь десяток таких бревен, тогда аркаимцам достаточно было снарядить обоз всего-то из пятидесяти тысяч упряжек. И жителям любого поселения Страны Городов пришлось бы отправляться в путь с таким же обозом, тяжело груженным длинномерными бревнами.
        Каждый такой обоз с бревнами растянулся бы на десятки верст, а ведь переселенцам пришлось везти с собой великое множество разнообразного скарба, включая свое пропитание, одежду, временные жилища вроде шатров, зерно для будущего посева, домашнюю утварь вроде горшков, ухватов и кочерег, а также сено для лошадей и прочего домашнего скота, гнать гурты скота, Читатель сам может продолжить этот список и представить длину каравана из конных повозок, скота и самих людей. Это выглядело бы поистине Величайшим переселением народов.
        Гораздо проще представить, что бревна, из которых на старой родине они привыкли строить свои города, аркаимцы привезли в безлесную Страну Городов из ближайших мест, богатых лесами. Они шли откуда-то и куда-то, нашли подходящее место для поселения на долгие годы, поставили здесь временные шатры, распахали и засеяли матушку-землю, а потом отправили обоз за бревнами хотя бы в не очень далекую Сибирь.
        Это очень вероятный вариант, гораздо менее трудоемкий, чем перевозка бревен со старой родины. Я знаю такие случаи в наше время. Жители моего родного заволжского села в конце XIX-го века собрали деньги и снарядили обоз в далекую Сибирь за готовым лиственничным пиломатериалом. Потом из привезенных брусьев и досок они заново отстроили село по единому плану. Не думаю, что аркаимцы были глупее наших дедов.
        Но, так или иначе, а вопрос об источнике деловой древесины для Страны Городов пока не решен. Он усложняется тем, что, по мнению археологов, аркаимцы весьма успешно применяли бронзовое литье. А ведь для выплавки металла из руды тоже требуется немало топлива. Нам практически ничего не известно о технологических приемах бронзовой металлургии, кроме древнеегипетских рисунков на камне. Но чтобы выплавить любой металл из любой руды, требуется высококалорийное углеродсодержащее топливо, соломой и кизяками тут не обойдешься. Для плавки металлов необходим как минимум древесный уголь. Жечь уголь из древесины, - занятие весьма трудоемкое и, как сейчас говорят, материалоемкое. Опять неразрешимый вопрос: где брали аркаимцы высококалорийное топливо для свой бронзовой металлургии? Ведь, по уверениям палеоботаников, лесов здесь 4000 лет назад не было. 
        Тут же возникает еще один неразрешенный до сих пор вопрос: где аркаимцы брали руду для выплавки бронзы? Бронза – это сплав меди с другим, более легкоплавким металлом. Чаще всего древние металлурги использовали сплав меди с оловом. Основная медная руда – сульфид меди, медный колчедан, эта руда встречается на Центральном и Северном Урале. Самородной меди или богатых залежей медного колчедана в степях Челябы и Башкортостана пока не обнаружено. В пределах Страны Городов найдена лишь одна старинная, очень бедная выработка медной руды, сейчас ее народ называет «Воровской ямой». С некоторой натяжкой можно допустить, что медную руду для своих бронзовых изделий аркаимцы брали в этой «Воровской яме», ведь им этой руды требовалось не так уж много.
        Но олова на Урале не было отродясь, как нет его на всей Русской равнине. На территории современной России оловянная руда, касситерит, встречается лишь в Центральной и Восточной Сибири, куда аркаимцы вряд ли добирались, хотя некоторые энтузиасты помещают наших предков и в далекую Сибирь.
        Древнейшие на Земле бронзовые изделия обнаружены на юге Русской равнины, на Кубани и в северных предгорьях Кавказа. Это так называемая Майкопская культура, здесь металлурги плавили бронзу уже в IV-м тысячелетии до н.э. Так вот, эту древнейшую на Земле бронзу майкопцы получали сплавлением меди с мыщьяком, скорее всего, совместным восстановлением медной и мыщьяковой руды с помощью древесного угля и воздушного дутья. На Кавказе медной и мышьяковой руды хватает.
        Археологи провели анализы бронзовых изделий Аркаима и установили, что аркаимцы использовали мыщьяковистую бронзу, как и майкопцы. Заодно анализы показали, что медную руду  для своей бронзы аркаимцы получали из различных месторождений. Так где брали эти древние металлурги медную руду? И откуда они получали мышьяковую руду? Может, привозили из дальних стран, богатых медной и мышьяковой рудой? Если это так, то нам открывается безграничный простор для размышлений на тему о торговых связях энергичных и мобильных аркаимцев с далекими странами.   
        Еще одна попутная загадка – печи аркаимцев. Многие археологи считают, что жители Аркаима использовали свои печи для выплавки бронзы и занимались этим в каждом жилом помещении. Это тоже возможно. Во второй половине XX-го века, в годы «культурной революции» в достаточно цивилизованном Китае население дружно и успешно реализовывало призыв коммунистической партии и ее лидера Мао Цзе-дуна: доменная печь – в каждой семье! Думаю, аркаимцы обладали смекалкой и трудолюбием не ниже, чем современные китайцы. Но возникает вопрос: могли ли аркаимцы плавить бронзу в своих довольно примитивных печах без кокса и кислородного литья?
        На такой вопрос можно ответить утвердительно. Да, аркаимцы могли получать расплавленную бронзу в своих примитивных печах. Температура плавления меди 1083 градуса. Такую температуру нельзя создать в примитивной печи на дровах и даже на древесном угле. Но, как помнит Читатель, аркаимская бронза – это сплав меди с мышьяком. А температура плавления мышьяка всего 817 градусов. Вот это свойство мышьяка и позволяло аркаимцам без особых затруднений заниматься бронзовым литьем, хотя и в этом случае без мощного воздушного дутья не обойтись. Выходит, аркаимцы хорошо владели техникой плавления мышьяка, меди и самой бронзы на древесном угле с воздушным дутьем. Точно так же поступали все прочие народы бронзового века.
        Однако Аркаим продолжает ставить вопросы, на которые ответа нет. Страна Городов расположена на отрогах Южного Урала и в степях Башкортостана. Здесь, между Уральским хребтом и Каспийским морем пролегает широкий и удобный путь из глубин Азии на Русскую равнину и в благодатную Западную Европу. По этому пути с незапамятных времен и вплоть до XIV-го века нашей эры включительно шли с востока на запад почти беспрерывно неисчислимые орды кочевников-азиатов. Не буду обременять читателя перечнем племен и народов, которые шли этим путем, об этом есть достаточно литературных материалов.
        И вот неведомые древние люди поставили свои кольцевые города прямо на этой разбойничьей «большой дороге». Может быть, им приходилось почти непрерывно отбиваться от свирепых пришельцев с востока? Тогда им не позавидуешь, им приходилось жить в условиях непрерывных битв, сражений и осады. Когда археологи раскопали Синташту и обнаружили в могильниках много боевого оружия из бронзы, они были убеждены, что синташтинцы только и делали, что отбивали приступы диких кочевников.
        Однако после раскопок Аркаима мнение изменилось на прямо противоположное. Ни вокруг Синташты, ни вокруг Аркаима, ни вокруг Берсаута, ни вокруг Ольгино, ни на всей территории Страны Городов археологи не обнаружили следов боевых сражений и массовых захоронений воинов, погибших в великих битвах древности. Аркаимцы в этих весьма беспокойных местах жили очень мирно, ни с кем не воевали. Опять вопрос: почему?
        Предлагаю на выбор Читателя два варианта ответа. Первый вариант: аркаимцы случайно выбрали момент, когда на этой проходной большой дороге целых двести лет не появлялись никакие кочевники. А как только эти кровожадные азиаты показались на горизонте, аркаимцы, синташтинцы, ольгинцы и другие жители Страны Городов по общей команде дружно снялись с насиженных мест, сожгли свои укрепления и ушли от греха подальше.
        Второй вариант: пришельцы здесь появлялись, но они откуда-то знали, что аркаимцы – сильный, непобедимый народ, с ними не стоит связываться, лучше обойти их Страну Городов сторонкой, поближе к Каспийскому морю. Другие варианты Читатель может придумать сам. Но точного ответа на этот вопрос тоже нет. А вопрос интересный. В период постоянных передвижений огромных масс народов, в период непрерывной вооруженной борьбы племен и народов за место под солнцем аркаимцы жили мирно целых двести лет, - на самом оживленном месте.
         Если Читатель еще не утомился от потока вопросов, то вот еще одна загадка Аркаима. Ни в Аркаиме, ни в Синташте, - ни в поселениях, ни в захоронениях, - не найдено никаких «торговых знаков» вроде более поздних золотых и серебряных слитков или кружков. А ведь в шумерских городах III-го тысячелетия до нашей эры археологи обнаружили первое подобие денег – небольшие серебряные диски. Вопрос: были ли какие-то древние «деньги» у аркаимцев, или они знали только натуральный обмен? Ответов может быть несколько, но истина нам опять же неизвестна.
         Еще одна загадка Аркаима. В Стране Городов не обнаружено никаких письменных материалов. Знали ли аркаимцы письмо? Может быть, они были безграмотными людьми и не умели ни писать, ни читать? Но на всех их бронзовых украшениях, на глиняной керамике и на одежде обильно представлены сложные орнаменты из рунических знаков. А руны – веское доказательство существования письменности, руны – это переходное звено от иероглифического письма к буквенному.
        Не буду уподобляться советскому археологу из анекдота, который на международном симпозиуме заявил, что в Древней Руси уже существовал беспроволочный телеграф, потому что в Великом Новгороде при раскопках не обнаружено никаких проводов. Могу лишь робко высказать два предположения. Возможно, аркаимцы высоко ценили свои письменные произведения, придавали им магическое значение, считали священными и при организованном уходе из Страны Городов бережно собрали их и унесли с собой. Но, возможно и другое объяснение. Жители Страны Городов писали на недолговечном материале, например, на бересте или на деревянных дощечках, тогда понятно, что за 4000 лет от берестяных «грамот» и тонких деревянных дощечек не осталось даже праха. Возможно, Читатель сам предложит иной, логически непротиворечивый ответ. Версию об отсутствии письменности у аркаимцев прошу не выдвигать, эту версию полностью опровергают рунические орнаменты аркаимцев.
        Загадки, связанные с Аркаимом и Страной Городов, можно перечислять еще долго. Огромной загадкой является удивительное завершение истории Страны Городов. Аркаим и другие кольцевые поселения на Южном Урале служили неведомым древним людям всего около 200 лет. Потом все жители дружно, будто по команде, обстоятельно и без всякой спешки собрали пожитки, не забыли ни одной более-менее ценной и полезной вещи, подожгли свои укрепленные города сразу со всех сторон и ушли все вдруг неведомо куда. Именно этим объясняется относительная бедность археологических находок здесь. Жители Страны Городов все свое унесли с собой. Археологам досталось лишь то немногое, что экономные аркаимцы положили в могилы своих дорогих покойников, да то, что они растеряли и затоптали в глину за двести лет жизни в этих городах. Но почему они ушли? Куда они ушли? Молчит наука. Наука не в курсе.
        Однако главный вопрос Аркаима и всей Страны городов заключается все-таки в другом: кто построил эти кольцевые города? Какой народ пришел сюда и уверенно, по отработанной веками технологии, давно усвоенными приемами и по единому плану построил 19 однотипных кольцевых городов? Напомню Читателю, что самое удивительное в Аркаиме и в других поселениях Страны Городов то, что все они возникли буквально на пустом месте. Ведь никаких следов более древних поселений здесь не обнаружено. Точно так же, как не обнаружено следов и более поздних поселений. Кто и почему построил эти удивительные кольцевые города на Южном Урале, а потом дружно бросил их, – науке опять же неизвестно.
        Откуда эти люди пришли сюда? Почему они пришли сюда? Кто они, древние создатели кольцевых городов? То, что они – не местные жители, сейчас считается доказанным. Все разговоры, все общепризнанные «теории» о расселении «индоиранского» или «индоевропейского» этноса по восточной половине Евразии Аркаим разбивает в пух и прах. Точно так же Аркаим полностью разрушает современную популярную в определенных кругах «теорию» о великом просветительском Рассеянии Евреев по миру.
        В облике аркаимцев нет ни малейших признаков ни семитов, ни негроидов, ни монголоидов, ни индусов, ни угро-финнов, ни австралийцев, ни даже огнеземельцев. По своей внешности они – типичные европейцы, и я бы даже уверенно сказал, что они имеют классическую русскую внешность. А отсюда следует весьма неприятный для большинства специалистов вывод. Не было на Земле никакого «индоевропейского» пранарода, который якобы распространялся из арийско-ведической Индии по матушке-земле и оставлял за своей спиной один за другим современные «индоевропейские» народы, их семьи и группы. Не было на Земле никакого «индоевропейского» праязыка, от которого, якобы, произошли все современные языки всех цивилизованных народов.
        Все разговоры и бесчисленные высоконаучные труды об «индоевропейской» семье народов со множеством «индоевропейских» групп Аркаим своим явлением на свет Божий превратил в безграмотную болтовню, лишенную всякой логики и материально-исторической опоры. Историю современных народов Европы, Малой и Передней Азии надо писать заново, с чистого листа. Это звучит великой ересью, но ведь именно поэтому значительная часть археологов отказывается работать в Стране Городов. Одним не хочется оказаться в числе безработных еретиков от современной археологии и антропологии, другие считают неприемлемым пересматривать Великую Историю в невыгодном для себя направлении.
        Сейчас в Европе археологи тоже обнаруживают остатки огромных кельтских поселений, которые гораздо старше римских. Эти находки заставляют полностью пересмотреть историю Европы, которую мы знаем пока лишь по описаниям «победителей», - римлян и «германцев». Все оказывается не так просто, как мы считали до сих пор.
        Точно так же и обнаружение Страны городов должно было уже привести к полному пересмотру истории русского народа. Однако это уникальное археологическое открытие окружено каким-то заговором молчания. Западным глобалистам и их прислужникам в России крайне невыгодно пересматривать нашу историю. Но от фактов не уйдешь, и вот недавно в России появился фильм «Аркаим». Признаюсь, я ждал его премьеры на ТВ с нетерпением. Но, как часто бывает, увиденное не оправдало моих горячих надежд.
        Да, в фильме говорилось об Аркаиме, героями фильма оказались его реальные открыватели, археолог Г.Б.Зданович и челябинский астроном К.К Быструшкин. Собственно, весь фильм построен в виде беседы этих крупных ученых… как вы думаете, с кем? Увы, все с тем же М.Задорновым! М. Задорнов умело направлял беседу в нужное ему русло. Разговор шел о том, что некий народ когда-то построил на Южном Урале Страну городов с единственной целью: поклоняться своим неведомым богам и заниматься астрономическими исследованиями.
        Никакой исторической и научной ценности этого фильма я при всем старании не усмотрел.    Скорее, наоборот. Заказчики фильма понимали, что умалчивать об Аркаиме больше невозможно, шила в мешке не утаишь. И они решили рассказать об этом уникальном археологическом открытии, но так, как выгодно им, заказчикам. В нем даже не ставился вопрос о том, что Аркаим и Страна Городов заставляют совершенно по-новому пересмотреть историю Руси и всей европейской цивилизации. В фильме не делается ни малейшей попытки ответить на те многочисленные загадки, которые встают перед исследователями Аркаима. В нем даже не намекается о том, что строители Аркаима имеют какое-то отношение к древним жителям Русской равнины и, тем более, к истории русского народа. Уникальное открытие, имеющее всемирно-историческое значение, сводится к частному археологическому вопросу, и на нем ставится большая точка.
        Я понимаю Г.Б.Здановича и К.К Быструшкина, которые согласились в этом фильме «ассистировать» М.Задорнову. Для них главным, видимо, оказалось то, что они после десятилетий полного умалчивания смогли хоть что-то сказать людям об Аркаиме и Стране городов. Хоть что-то! Ну, а создатели фильма стремились к противоположной цели: замазать, уменьшить до абсурда великое значение этого открытия. Да, археологи нашли на Южном Урале какой-то Аркаим, но это не имеет ни малейшего исторического значения. Просто некий древний народ построил тут небольшой ритуально-астрологический центр. Разводить вокруг этого долгие разговоры совершенно ни к чему.
        Из множества вопросов, которые возникают по истории Аркаима и всей Страны Городов, самый главный: кто эти люди, и откуда они пришли сюда? А ведь ответ на этот Вопрос вопросов Читателю, возможно, уже ясен.
        Где люди тысячи лет вели многопрофильное хозяйство? Где они давным-давно сделали основную ставку на земледелие с преимуществом зерновых культур, а для страховки и для разнообразия пищевого рациона разводили домашние стада, занимались рыболовством, охотой и сезонным собирательством? Где в Европе люди впервые освоили медную и бронзовую металлургию? Где они имели неограниченные запасы материалов для строительства своих укрепленных дерево-земляных поселений? Где они за тысячи лет до Страны Городов строили на открытых местах поселения, огражденные со всех сторон кольцевыми земляными валами на крепком бревенчатом каркасе и ставили наверху таких валов бревенчатые срубы, заполненные грунтом?
        Все это вместе взятое за тысячи лет до строительства Аркаима сосредотачивалось в одном месте Европы: на огромной Русской равнине. Именно с Русской равнины люди русского корня, люди европейской, русской  внешности в конце III-го тысячелетия до нашей эры пришли в бескрайние степи Южного Урала и построили тут целую страну дерево-земляных укрепленных городов. Читатель помнит, что именно тогда «вдруг» исчезла великая Трипольская культура на юге Русской равнины.В последние годы открытия древнейших в мире сооружений на Русской равнине и особенно на ее Севере уверенно подьверждают роль русского народа  как основателя европейской цивилизации.   
        Вот потому-то многие археологи не хотят исследовать южно-уральскую Страну Городов. Именно потому открытия Сунгири, Костёнок, Триполья, мегалитических сооружений Русского Севера, Синташты, Аркаима и всей Страны городов до сих пор окружено заговором зловещего гробового молчания. Ибо дальнейшие раскопки и беспристрастный анализ находок неизбежно дадут ответ, который разрушит все хитроумные библейские и теоретические выдумки о просвещенных и высокоразвитых «индоевропейцах» и о неком  избранном самим Богом народе.
        Измышления западных специалистов о просветительской миссии мифических индоевропейцев и об отсталых, полудиких русских полностью разбил великий русский мыслитель XX-го века И.А Ильин. Он со ссылкой на работу русских археологов и историков, в первую очередь, крупного русского антрополога А.А.Башмакова с неопровержимой логикой доказал, что именно русский народ создал европейскую культуру и внес свои антропологические черты в облик современных европейцев. 
        «Русский народ, - писал И.А.Ильин, - представляет собой в настоящее время некую однородность, ярко выраженную в черепоизмерительных данных, и весьма устойчивую по уклонениям от центрального и среднего типа представляемой им расы… Вся воображаемая русская однородность есть самая установившаяся и самая ярко выраженная во всей Европе. Что касается средних значений антропологических показателей европейских народов, то здесь русские по расовым свойствам занимают центральное положение. Это наиболее типичные европейцы».
        Если мировые столпы антропологии сумеют сбросить со своих глаз многовековую пелену «индоевропеизма» и презрения к «отсталым русским», то они неизбежно признают, что первое место в создании великой и древнейшей европейской цивилизации занимают древние жители Русской равнины, народы Русского Корня. Ибо это они, смешавшись с вымирающим черным населением дравидийской Индии, образовали народ, который одни только на всей планете по праву может называть себя индоевропейским без всяких кавычек. Все остальные «индоевропейцы» в Европе, Африке, Америке, Австралии, Гренландии и Антарктиде - это лукавое измышление глобадистов, которые хотят заставить всех людей Земли забыть свои корни и превратиться в бездумных потребителей.