На Русской равнине. из сб. Русь

Валерий Федин
                На Русской равнине
        Об эгейской культуре, о Древнем Риме и о Древней Элладе написаны тысячи томов. А мы  попытаемся посмотреть на судьбу народов русского корня, которые остались на Русской равнине и жили там еще две с лишним тысячи лет после ухода ариев, трипольцев и других их сородичей, о которых мы пока ничего не знаем. К большому сожалению, а точнее, к большой нашей трагедии, этот громадный пласт нашей древней истории практически не изучен. Все подлинные древние письменные источники народов русского корня старательно уничтожены, и мы сейчас довольствуемся россказнями чужеземных описателей о нас, грешных, да многократно исправленными списками «Повести временных лет», самый «древний» из которых относится к XIV веку, то есть, уже ко времени  Московского княжества, а это – позднее Средневековье.
        Есть туманные сведения о том, как полудикие «германцы» вытеснили русские народы с южного берега Балтийского моря и превратили в развалины прекрасный город Аркону на острове Буян с чудесными храмами и статуями русских небожителей. Самая большая статуя Сварога, якобы, была изготовлена из чистого золота и весила несколько тонн. Те же «германцы» вытеснили, рассеяли, уничтожили поморян, лютичей, полабов, прусов. Из «Повести…» Нестора можно догадаться, что примерно в V-м веке н.э. под давлением кельтов с запада и «германцев» с севера остатки нориков, то есть, расенов-этрусков ушли от озера Балатон на свою старую родину и под именем полян поселились там, где сейчас стоит город Киев. Мы даже не знаем, существовал ли Киев до прихода нориков-полян, или это они основали его. Нам известны всего два случая, когда народы русского корня, покинув Русскую равнину, через множество веков вернулись на старую прародину. Это остатки нориков-расен-этрусков, которые с берегов озера Балатон снова пришли на берега Днепра. А на тысячу лет раньше уцелевшие троянцы, которым не хватило места на кораблях Энея, двинулись по «тропе Трояне» на свою старую прародину, - то ли вокруг западного побережья Черного моря, то ли вокруг восточного, через Кавказ.
        А ведь на Русской равнине все эти века продолжали жить многие народы русского корня, но о них нам тоже практически ничего не известно. В наших «старинных» летописях скупо упоминаются новгородские словене, радимичи, кривичи, дреговичи, бужане, древляне, вятичи и другие русские «племена». Это те народы, которые не покинули свою историческую родину при ухудшении климата. Как они жили-поживали на Русской равнине после ухода значительной части сородичей со своей исторической родины, - кто в Индию, кто на южный берег Балтики, кто на Дунай и озеро Балатон, кто на берега и острова Средиземного моря, - мы не знаем.
        Но русские люди продолжали жить на своей исторической родине и сумели неплохо организовать свою жизнь. Это они огородили свои земли гигантским Змиевым Валом, непреодолимым для врагов. Под защитой этого Вала они продолжали аратать-арать землю-матушку долгие века. Это чудовищный отрезок времени, - две или даже три тысячи лет, но весь этот огромный отрезок истории закрыт для нас, и закрыт он, кажется, навсегда. Вся наша история за эти тысячи лет полностью уничтожена ненавистниками русских народов.
Если не считать произвольную «административную» географию римлян, где нет указаний на настоящие названия окрестных народов, то единственными историческими источниками о жизни населения Русской равнины до середины последнего тысячелетия до н.э. остаются сочинения античных авторов, и в первую очередь, отца истории Геродота. Но и этот светоч знания весьма произвольно обращается с чужими народами. Все пространство севернее Понта Эвксинского Геродот называет Великой Скифью, а народы, населяющие это необозримое пространство, он относит к скифам.
        Правда, Геродот, видимо, чувствовал, что со скифами он хватил чересчур, и разделил скифов на разные категории: скифы-кочевники, скифы-пахари, особые скифы, белые скифы, царские скифы. Упоминает он и о племенах каких-то сколотов, паралатов, катиаров, венетов, венедов, виндов, агафирсов, гелонов, но делает это мимоходом и снсходительно, без комментариев. Геродот, как и все без исключения античные авторы, эллинские, и римские, дает чужим народам произвольные названия. Это напоминает наш русский обычай давать иронические прозвища самим себе. Все античные названия русских народов – это примерно то же самое, что «пермяк – солены уши», «пензячка толстопятая», «рязань косопузая», «вятские – мужики хватские, семеро одного не боятся» и т.д. Настоящих названий русских народов II-го и I-го тысячелетий до н.э. мы не знаем.    
        Тот же Геродот пишет, что эллинские купцы закупают у скифов-пахарей за Понтом Эвксинским пшеницу в огромных количествах и привозят ее в Элладу целыми морскими эскадрами. Упоминает Геродот об огромных торжищах на Каме и в среднем Приуралье. Эти пространства он населяет некими андрофагами, то-есть, людоедами, которых современные авторы относят кто к угро-финнам, кто к протобалтам. Но что могло привлечь массу иноземных купцов на Каму и в Приуралье, где их ожидали голодные людоеды? Конечно же, это русская пушнина и русский янтарь, но главный предмет торга – русская пшеница. Именно русские аратаи-пахари кормили хлебом множество стран в Западной Европе, Средиземноморье, Малой и Передней Азии. Пушнина тоже всегда очень высоко ценилась в этих странах. А янтарю в те времена приписывались чудодейственные целебные свойства, и он шел на вес золота. Что касается андрофагов, то огромныне торжища в Приуралье и на Каме доказывают, что русские люди мирно соседствовали с «андрофагами», а те, скорее всего, не занимались людоедством, а успешно охотились в своих необозримых лесах, и русские торговые люди закупали у них пушнину для оптовой торговли с приезжими иноземцами.
        Геродот жил в V-м веке до н.э. Но русские исследователи, особенно в советский период, по крохам собрали все смутные сведения из эпосов многих народов, из сообщений древних и современных зарубежных историков тех лет, и теперь можно хотя бы фрагментарно, отрывочно представить, что происходило на Русской равнине в ту эпоху. Наиболее полный обзор этих исторических исследований составил В.М. Гобарев в «Предистории Руси». Кое в чем с Гобаревым можно не соглашаться. Само название его книги «Предистория Руси» волей-неволей убеждает Читателя, что до Рюрика никакой истории у нас не было. Предистория – это ведь что-то несерьезное, а настоящая наша история все-таки началась в 862-м году от Рождества Христова. Другие выводы Гобарева продиктованы господствующим сейчас тезисом об «индоевропейцах», но его работа пока самая полная.
        В.М.Гобарев, как все профессионалы-«индоевропеисты», полагает, что последний ледник ушел с Русской равнины всего 6 тысяч лет назад, и в ту эпоху огромная территория от Черного моря до Северного Ледовитого океана представляла собой безжизненную пустыню. Потом через Босфор в Европу вдруг пришли некие «индоевропейцы», - неведомо кто, непонятно откуда и неясно зачем. Они, якобы, заселили южный берег Балтики через тысячу лет после ухода ледников.  Однако потом этих загадочных «индоевропейцев» вытеснили куда-то загадочные «венеды», которые тоже пришли неизвестно откуда. Эта сказка типична для «индоевропеистов». У них «индоевропейцы» всегда появляются нивесть откуда и исчезают неведомо куда. Кроме того, В.М.Гобарев почти не упоминает русских, он постоянно оперирует понятиями «славяне», «праславяне», «протославяне». Но такие рассуждения не удивительны, ибо так трактует историю Европы и всего человечества современная западная наука, а мы, как принято, смотрим просвещенной Европе в рот.
        В.М.Гобарев не вспоминает о Сунгири, А ведь археологи и историки к началу XXI-го века уже прекрасно знали о том, что на Русской равнине жили предки русских народов еще 70 тысяч лет назад. Он не вспоминает о высокой  костёнковской культуре, которую по праву можно назвать древней русской цивилизацией, и которая 45-35 тысяч лет назад пышно расцвела и распространялась практически на всю Русскую равнину. Он ничего не говорит о высочайшей в Европе трипольской культуре, а ведь первые обнаруженные поселения трипольцев имеют возраст 8 тысяч лет, то есть, они возникли за тысячи лет до волшебного прихода мифических «индоевропейцев». В.М.Гобарев не упоминает об Аркаиме и Синташтинской культуре. Это не его вина, просто большинство авторов, работами которых он пользуется, тоже не упоминают о древних русских народах и об их великой истории .
        Но все эти вольные или невольные огрехи полностью окупаются тем, что пусть в самых общих чертах и весьма фрагментарно В.М Гобарев добросовестно пытается восстановить историю народов русского корня в двух последних тысячелетиях до н.э., когда по устоявшемся взглядам, якобы, в Европе и ее окрестностях господствовали «древние греки» и древние римляне.  За эту огромную заслугу можно даже принять его «праславян» и «протославян», тем более, что он твердо заявляет, что «германцы» и балты - всего лишь боковая ветвь «праславян» или даже «протославян».
        Во II-м тысячелетии до н.э. русские народы занимали огромные пространства Центральной и Восточной Европы. Сейчас археологи выделяют несколько крупных очагов древней русской культуры в Восточной и Центральной Европе. Это Чернолесская культура на Среднем Днепре, Ворскле, в Подолии на Южном Буге, на Днестре. На Висле-Вистуле и Одере-Одре расцвела Лужицкая культура. К народам Лужицкой культуры относились лютичи, полабы и поморяне на южном берегу Янтарного моря. Подгорцевская культура занимала территорию современной Киевской области.  На правом берегу Днепра и на Припяти жили народы Милоградовской культуры. На территории современной Польши процветали народы Тшинецкой культуры. На правобережье Днепра, на Южном Буге и в лесостепной части Приднестровья жили создатели Комаровской культуры. На среднем Днепре и в верховьях Южного Буга русский народ создал Белогрудовскую культуру. На современном новгородском северо-западе жили словене, столица которых называлась  Словенском, а позднее превратилась в Новый город - Новгород.
        Эти народы русского корня по-прежнему вели многоотраслевое хозяйство, аратали землю-матушку, разводили домашний скот, охотились и рыбачили, занимались сезонным собирательством. Они имели развитое философско-мистическое мировоззрение. Древнейшие небесные покровители наших предков – Рожаницы: мать всего сущего Лада и ее дочь Леля. У некоторых русских народов Лада известна как Макошь. Поклонение Рожаницам уходит в невообразимую древность, возможно, еще в костёнковскую культуру, а может быть, гораздо глубже, это говорит о долгом периоде развитого матриархата у наших предков. Значительно позже Рожаниц появился верховный Бог Род и его верный помощник Добрат. Вера в этих небесных покровителей русского народа существовала тысячи лет. Археологи нашли на территории современной Румынии, - бывшая римская провинция Нижняя Паннония, -  надпись на камне, которая относится к III-II-му векам н.э.: «Богу Добрату раб Евтихий воздал».    Выходит, еще в начале нашей эры русские люди жили на Голубом Дунае.
        В середине II-го тысячелетия до н.э. у восточных русских народов появился великий и мудрый правитель. Геродот называет его Тартигаем и указывает, что Тартигай жил за 1000 лет до северного похода Дария, то есть, время правления Тартигая - это XVI-й век до н.э. В дошедших до нас отрывках древнего русского эпоса упоминается могучий русский богатырь и государь Тарх Тархович, - возможно, это и есть геродотовский Тартигай. По Геродоту Тартигай под напором кельтов с запада якобы увел своих сколотов с озера Балатон на Днепр-Борисфен, но, скорее всего, уход русских народов с Дуная относится к гораздо более позднему времени, уже близкому к жизни Геродота.
        Тартигай объединил все восточные русские народы, от Одера до Днепра, и возглавил их в борьбе против нашествий кельтов с запада и степных скотоводов с востока. И кельты, и кочевники имели медное и бронзовое оружие, а в восточных землях русских народов руда для его изготовления отсутствовала. Тартигай скупал в огромных количествах бронзовое оружие и доспехи у критян и микенцев, возможно, это происходило на торгах на Каме и в Приуралье. Есть сведения, что в Балтику за богатыми русскими товарами регулярно заходили корабли финикийцев, расенов, критян и микенцев.
        Возможно, русские народы сами имели постоянное морское сообщение с народами Средиземноморья и посылали свои эскадры с товарами «мимо острова Буяна» в коммерческий круиз вокруг Европы. Возвращались наши предки из Средиземного моря на Днепр через Черное, оно же Русское море. Много позже этот маршрут стал называться «путь из варяг в греки». Однако в наших учебниках истории этот знаменитый путь в оба конца проходит по Днепру, историки не допускают мысли, что наши невежественные предки могли ходить морем вокруг Европы.
        Тартигай разбил большое конное войско кельтов в Карпатах и спас от разорения Комаровское городище между правыми притоками Днестра Луквой и Ломницей, потом еще раз разгромил их под Костянцом. Он пришел на помощь тшинецким народам и одержал великую победу над кельтами у Вислы и Припяти. Вдогонку за отступающим на запад врагом Тартигай послал молодого воеводу Радигоща. Сам же Тартигай во главе белогрудовцев и комаровцев встал против восточных кочевников, орды которых двинулись на русские земли из-за Кавказа, из  бескрайних заволжских степей.
        Воевода Радигощ добил кельтов и построил цепь крепостей на вершинах гор, главной из которых стал Бискупин. Радигощ много лет успешно отбивал набеги конных кельтов, самую большую победу он одержал у Бискупина, который осадили кельты. Радигощ стал былинным героем лужницких народов и позднее, - всех западных славян. По легенде именно от Радигоща пошли венеды. В XII-м веке до н.э., то есть во время троянской войны или чуть позже, в городе Ретра на озере Толензезее, в современной Германии, благодарные потомки построили великолепный храм, посвященный Радигощу.
        Тартигай и Радигощ разгромили врагов на востоке и на западе и надолго обеспечили мирную жизнь своим народам. По сказаниям, Тартигай жил больше ста лет, при нем и при Радигоще начался новый расцвет всех народов русского корня от южных берегов Балтики, озера Балатон и Карпат до Дона. Мощные русские войска надолго отучили кельтов соваться за добычей в русские земли и отвадили степных кочевников набегать на наши богатые поселения.
Возможно, при Тартигае началось строительство грандиозной системы защитных земляных валов, которых сейчас народ называет Змиевым Валом. По остаткам древнего русского эпоса можно предполагать, что  именно из войск Тартигая пошли русские богатыри Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и словенские непобедимые витязи Волхв, Шелонь и Словен. После смерти Тартигая потомки поместили его в Царство Небесное, и он стал покровителем плодородия и урожая.
        На рубеже II-го и I-го тысячелетий до н.э. в Северном Причерноморье появились орды киммерийцев. Большинство историков считают, что родина киммерийцев – Нижнее Поволжье, но некоторые полагают, что они пришли откуда-то с запада. С таким мощным и безжалостным врагом русские люди еще никогда не сталкивались. Борьба с киммерийцами шла 400 лет и стоила русским людям многой крови и неисчислимых страданий. В русском эпосе киммерийцы выведены как Огненный Змей, Змей Горыныч, Многоглавый Змей. До геродотовских времен сохранились названия Боспор Киммерийский (Керченский пролив), Киммерийские укрепления, Киммерийская переправа, крепость Киммерик.
        В конце XII-го века до н.э. киммерийцы разгромили фракийцев на территории современной Румынии, захватили Крым и загнали тавров в Крымские горы, разбили кабатов и меонцев на Северном Кавказе. В XI-м веке до н.э. киммерийцы впервые появились в русских пределах. Наши предки не ожидали столь мощного удара, у них не было единого военного руководства, и они проиграли первые сражения. Киммерийцы взяли огромное количество русских пленных.
        Второй набег на богатые русские земли состоялся в X-м веке до н.э. Киммерийцы обрушились на русские поселения 9-ю ордами, это нашествие отразилось в русском эпосе как нападение Девятиглавого Змея. Тяжелые бои завязались под Субботовским Городищем, между средним Днепром и верховьями Южного Буга. Субботовцы разгромили 6 киммерийских орд, сами понесли тяжелые потери, но враг ушел ни с чем.
        Через 20 лет, уже в IX-м веке до н.э. состоялся третий набег, на этот раз 4-мя огромными ордами, этот набег вошел в русский эпос как борьба с Четырехглавым Змеем. Киммерийцы напали на чернолесцев, нанесли им жесточайше поражение и опять взяли огромное количество пленных. Русские рабы высоко ценились на рынках восточных рабовладельческих деспотий, - в Ассирии, Вавилоне, Семирамиде, Египте и Урарту. Особенно дорого стоили девушки и молодые женщины – за красоту, трудолюбие, здоровье и плодовитость.
        Вскоре после этого киммерийцы потребовали от русских людей большую дань девушками,  Чернолесские, милоградовские, подгорцевские народы и часть балтов с Полесья собрали войско и пошли на киммерийцев. На реке Тисмень состоялась страшная, кровавая и долгая битва с неисчислимыми потерями с обеих сторон. Победили более опытные в воинских делах киммерийцы. Они опять взяли огромное количество пленных, особенно настойчиво требовали девушек. Здесь проявились высокие качества русской души. Самые красивые милоградовские девушки добровольно пошли в рабство, подгорцевские старшины отдали киммерийцам своих дочерей и внучек, - чтобы спасти остальных девушек и молодых женщин.
        В эту эпоху киммерийцы потрясали всю Ойкумену. В ассирийских клинописях есть неоднократные упоминания о жестоких «гимиррах» - киммерийцах. В своих войсках они использовали пленных русских и безжалостно гнали их впереди своих войск на убой.
Еще не раз киммерийцы опустошали русскую землю. Они нападали и на западные русские народы, на лужичан, на полабов, на поморян. Здесь борьбу с киммерийцами взглавил Святовит, по другой версии – Световит или Свентовит. Он сумел объединить все западные русские народы от Янтарного берега до Среднего Дуная, укрепил оборонительные сооружения, которые воздвиг Радигощ, построил новые крепости в Татрах, между Вислой и Одером,
Перед нападением киммерийцев Святовит успел очистить от кельтов все южное побережье Балтики до Эльбы-Лабы и Ютландского полуострова. На западном берегу Эльбы Святовит поставил крепости, как западный предел русской земли. Он жил в мире с соседними народами, вел обширную торговлю янтарем и зерном с критянами, микенцами, финикийцами. На острове Аркон среди моря он построил неприступную крепость на скале.
        Обмен товаров западные русские народы вели как морским путем «мимо острова Буяна» вокруг Европы, так и сухопутным, через Балканы и Альпы. Для морских перевозок Святовит построил большой флот. Возил он товары и на Оловянные острова, Касситериды, - в современную Британию, - откуда получал олово для бронзы. Вторая составная часть бронзы, медь, в изобилии встречалась в его владениях, в Рудных горах, в Судетах, в Карпатах. У финикийцев он впервые увидел железное оружие и тут же организовал производство кричного железа в своей стране, благо, железной руды тут тоже хватало с избытком.
        Все эти свершения приписывают Святовиту, но тут опять вопрос о датировке нашей истории. Расцвет Лужницкой культуры начался еще при Тартигае, и Святовит никак не мог жить столь долго, больше двухсот лет. Видимо, после Тартигая западные русские народы под руководством нескольких мудрых правителей построили процветающее сообщество, о котором мы практически ничего не знаем. А Святовит появился позже, его звезда взошла в битвах с киммерийцами. Мы знаем даты правления египетских фараонов, ассирийских, вавилонских и шумерских царей с точность до месяцев, а то и дней, но совершенно не знаем даже имен великих правителей русской древности.
        До лужичан киммерийцы добрались в конце IX-го века до н.э. Войска Святовита встретили их на Карпатских перевалах, но не устояли и отошли в глубь своей земли, где на зимней Висле-Вистуле нанесли киммерийцам сокрушительное поражение. Весной огромная крымская орда киммерийцев снова двинулась вверх по правому берегу Одера и вышла к берегам Балтики. Здесь на глазах финикийских купцов Святовит морским десантом разгромил киммерийцев, остатки их спаслись бегством.
        У восточных русских народов на рубеже IX-VIII-го веков до н.э. борьбу против киммерийцев возглавил Сварог, по преданию – кузнец, по эллинским мифам – внук Борисфена-Днепра. Здесь тоже можно сомневаться в датировке деятельности Сварога, ибо есть сведения, что наши предки перенесли Сварога на небо, в Ирий, намного раньше. Сварог совершил много великих подвигов, но главными из них считаются три.
        Первый подвиг Сварога – использование железа для изготовления оружия и арала-орала. Он организовал сбор болотной и луговой руды и его кузнецы первыми на восточных русских землях получили кричное железо. Железные наконечники русских стрел легко пробивали медные и бронзовые щиты киммерийцев, а железные мечи, топоры и копья ломали и перерубали бронзовое оружие. Со временем киммерийцы тоже стали использовать оружие из кричного железа, но Сварог усовершенствовал процесс получения железа, и у русских воинов появились стальные мечи, возможно, первые в мире.
        Он догадался закапывать оружие из мягкого кричного железа в землю. Дело в том, что кричное железо – это смесь мягкого железа и твердой стали. Мягкое железо во влажной земле довольно быстро превращалось в ржавчину, «выржавливалось». Оставлась более стойкая к окислению, прочная и упругая сталь. Кузнецы Сварога перековывали выржавленные мечи, удаляли из металла ржавчину. Мечи из русской стали легко разрубали бронзовые щиты киммерийцев и их мечи из кричного железа.
        Борьба Сварога с киммерийцами шла очень долго, - если попытаться датировать деяния Сварога, то он воевал с киммерийцами больше ста лет, что мало реально. Множество лет киммерийцы продолжали нападать на русские земли, но теперь не всегда эти битвы были успешными для них. Сварог нанес тяжкие поражения куммерийцам на реке Сухая Груня и на Ворскле, левых притоках Днепра, на реке Марне, притоке Южного Буга, Здесь Сварог в единобостве победил знаменитого киммерийского богатыря, и воодушевленное русское войско разгромило киммерийские орды.
В это время пришла весть об очередном нашествии киммерийцев на лужичан и о смертельном ранении Святовита в битве. Сварог послал своего сына Сварожича с войском на помощь лужичанам. Сварожич заменил умершего от ран Святовита и изгнал киммерийцев из северных и западных русских земель. На острове Аркона Сварожич построил великолепный храм в честь Святовита. К сожалению, от этого храма ничего не сохранилось.
        В середине VIII-го века до н.э. киммерийский царь Лигдамид вторгся на чернолесскую землю и нанес несколько поражений русским войскам. Сварог собрал объединенное русское войско, окружил киммерийцев, разгромил их и взял огромное количество пленных. После этого он совершил свой Второй подвиг: заставил пленных киммерийцев строить защитный Вал на южных окраинах русских земель. Это событие отражено в русском эпосе. Волшебный Кузнец запряг Огненного Змея в сорокапудоый плуг и пропахал огромную борозду, так что получился Змиев Вал со рвом перед ним. В более поздних былинах этот подвиг приписывают Добрыне Никитичу. Змиев Вал 1200 лет защищал южные окраины русской земли от набегов врагов.
        Третий подвиг Сварога позднее нашел отражение у составителей Библии, но в их, еврейском варианте. Как помнит Читатель, когда Моисей удалился на гору Сион советоваться с Богом, иудеи возжаждали богатств, собрали все золото, выплавили огромного Золотого Тельца и стали поклоняться ему. Моисей вернулся и повелел уничтожить идола. У наших предков до Золотого Тельца дело не дошло, но, видимо, за долгие годы мирной жизни после разгрома киммерийцев какие-то поползновения к стяжательству у части населения возникли. Однако Сварог не допустил поклонения Золотому Идолу. Он приказал собрать все золото на русской земле и велел отлить из него Священные Реликвии: огромный золотой плуг, огромную золотую секиру и огромную золотую чашу. Эти Священные Реликвии русские люди хранили 500 лет. В III-м веке до н.э. при нашествии сарматов золотые Реликвии исчезли бесследно.
Третий великий подвиг Сварог совершил незадолго до своей смерти. Потомки воздали должное Сварогу, они вознесли его на небо, в Ирий, где он стал второй, сыновьей ипостасью Триединого Творца у восточных русских народов. У западных русских народов этой чести удостоился Сварожич. Здесь снова возникает серьезный вопрос о датировке древних событий, ибо культ Сварога у русских народов имеет гораздо более раннее происхождение и уходит, как минимум, во II-е, а то и в III-е тысячелетие до н.э. .
        Когда Сварог умер, киммерийский царь Лигдамид на рубеже VIII-VII-го веков до н.э. снова двинул семь своих орд на русские земли, - нашествие Семиглавого Змея. Враги сумели сбить русских воинов с Вала, прорвались за Вал и сотворили много вреда на русской земле. При осаде Свароговой Кузницы-крепости произошла крупнейшая битва I-го тысячелетия до н.э. из всех известных в Европе. Есть упоминания, что в битве с каждой стороны участвовало по несколько сотен тысяч воинов. Русские понесли тяжелые потери, но сумели разбить врагов. В русском фольклоре сохранилось предание о двух Божественных братьях-кузнецах, учениках Сварога, которые погибли при защите священной Кузницы, но уничтожили массу врагов и спасли русскую землю от черноморского Семиглавого Змея. Вполне возможно, что название Черного иоря возникло именно в ту эпоху, это море стало поистине Черным, ибо оттуда несколько веков на русскую землю надвигалась страшная беда.
        После смерти Сварога защиту русских земель от врагов взяли на себя витязи Арпоксар, Липоксар и Колоксар, которые правили тремя частями восточных русских земель. С этими древними героями тоже выходит большая неувязка, даже две неувязки. Такие имена им дали античные авторы, в том числе, и Геродот. Это явно не русские, а эллинские имена. Колоксар, скорее всего, вольный перевод русского имени Светозар на эллинский язык. «Коло» у эллинов означает «свет» или «цвет». А «ксар», повидимому, приближенный созвучный перевод русского «зар» как «ксар», то есть, кесарь, цезарь, царь. Так или иначе, но настоящих имен этих правителей наших предков мы не знаем.
        Вторая неувязка с Арпоксаром, Липоксаром и Колоксаром заключается в том, что античные авторы выдают их за родных братьев, сыновей Тартигая. Но ведь Тартигай жил в XVI-м, от силы в XV-м веке до н.э., а эти его «сыновья» – в VII. Никак не могли сыновья здравствовать через 800 или 900 лет после смерти своего родителя. Это напоминает библейские сказки о долгожителях вроде Адама, Мафусаила и прочих, которые жили по 700-900 лет. Однако других письменных источников о событиях тех веков у нас нет, приходится довольствоваться поэтическими выдумками эллинов. Ведь в мифах и сказах любых народов после великого правителя его царство делят между собой трое сыновей, два из которых умные, а третий, - сами понимаете. Но в случае с «сыновьями» Таритигая вышло почти наоборот, наиболее мудрым и опытным правителем оказался младший Колоксар.
        Так или иначе, по эллинским сообшениям, Арпоксар правил катиарами, жившими у реки Рось и севернее, - Северное царство. Липоксар правил авхатами, земли которых находились на правобережье Днепра, на западном Буге, в южной части Полесья. Колоксар правил самым многочисленным русским народом – паралатами на нижнем Днепре, на Южном Буге, на Днестре. Эти названия дали русским народам опять же эллины, как они назывались на самом деле – неизвестно.
        Теперь главным русским героем следующих десятилетий становится Колоксар. Он создал постоянное войско вместо временных ратей, резко усилил конницу, укрепил оборону Змиевого Вала. В конце VII-го века до н.э. очередной киммерийский царь Шакдакшатру напал на владения Арпоксара в районе Ворсклы, и на владения Липоксара на Южном Буге. На помошь катиарам и авхатам пришел Колоксар, и они объединенными усилиями разгромили и прогнали киммерийцев.
        Колоксар отправился в погоню за врагом, настиг его на нижнем Днестре, там добил киммерийское войско и убил Шакдакшатру. Отец истории Геродот описал эту битву, как единоборство двух киммерийских царей, которые убили друг друга, а их войска в страхе перед скифами разбежались кто куда. Вот так до нас доходит наша собственная история. После победы Колоксара киммерийцы никогда больше не тревожили наших предков. А вскоре под давлением скифов они ушли через Кавказ в Переднюю Азия  и там бесследно растворились в местном населении.
        Как-то так получается, что наша история, да и не только наша, сводится к описанию военных действий. Но ведь жизнь любого народа состоит не из одних сражений и боевых подвигов. Люди продолжают жить, обрабатывать землю, разводить скот, добывать пропитание, развивать многие ремесла, торговать с соседними  странами, заводить семью, растить детей, учить их уму-разуму. Даже при  постоянных набегах киммерийцев, при отвлечении огромного количества мужчин на частые битвы с кочевниками, Змиев Вал обеспечивал русским народам более-менее спокойную жизнь. За 400 лет бесчинств киммерийцев в Причерноморье, в Малой и Передней Азии численность и мощь русских народов не только не уменьшилась, но значительно возросла. Эллинские авторы отмечали это и называли восточные русские народы сколотами, а западные – венедами, венетами, вендами, виндами и даже индами. Кстати, не от этих ли античных виндов-индов «выросли ноги» у столь популярных современных «индоевропейцев»?
        В VIII-VII-м веках до н.э., особенно после изгнания киммерийцев пошел бурный расцвет русских народов. Именно с этого времени  начался, как пишут античные авторы, «золотой век сколотов», и продолжался он, насколько можно судить,  почти 700 лет. Русские народы тогда занимали огромные простанства как в Центральной Европе, - от Лабы-Эльбы и Ютландии до озера Балатон и Адриатического моря, так и в Восточной, - от Карпат до Северного Донца, от Новгорода-Словенска до современного Запорожья.
        Нам совершенно неизвестно социальное устройство русских народов в эти далекие века. Коротко говорит об этом «Велесова книга» на деревянных дощечках, хотя ее подлинность многими ставится под сомнение. Русский народ, - Мир, - свято соблюдал древние обычаи и законы, - освященный тысячелетиями Путь Прави, оберегал свое Самодержавие, то есть, «сам себя держал». Для организации и повседневного выполнения многочисленных общественных дел Мир выбирал временных правителей и их помощников. Эти помощники кормились, ели за счет Мира, их звали мироедами. Выборные должностные лица стремились работать добросовестно, безукоризненно соблюдать законы и правила, ибо в противном случае их, в отличие от наших депутатов, Мир со всенародным позором сбрасывал с руководящих табуреток. 
        Мир состоял из автономных Коп. Слово «Копа» сохранилось в русском языке до наших дней в однокоренных словах. Скопом, скопище, совокупность, копить и т.д., - это отголоски памяти русского народа о нащей далекой древности. В каждую Копу входило 4-9 поселений, расположенных вокруг Копного города. Важные решения принимались на Копном собрании сходатаев, которое проходило в Копном городе. Для решения особо крупных дел Копа направляла челобитчиков в Стольный город.
        В отличие от современной демократии, когда решения принимаются простым большинством голосов даже при  наличии заметного количества несогласных, решения Копы считались принятыми лишь при полном единогласии. Один-единственный голос «против» не позволял считать решение принятым, то есть, любой член Копы имел право вето. В те времена русский народ отличался исключительно высокой гражданской сознательностью, решения Копы выполнялись безоговорочно и с энтузиазмом. На Копе обсуждались все стороны жизни общества, от объемов и сроков хозяйственных работ до выделения ратников в постоянное войско.
        Насколько можно судить, каких-то особых мер принуждения, каких-то органов насилия вроде милиции и полиции, кажется, не требовалось. Нарушения решений Копы если и встречались, то исключительно редко. Замечательно, что каждый житель сам следил за соблюдением решений, и когда видел нарушения, обязан был тут же приложить все силы для устранения этих нарушений. Если он уклонялся от этого своего долга, то считался соучастником и нес ответственность наравне с нарушителем. По Русской Правде ненаказанное Зло увеличивается. 
        Остатки копного управления сохранялись в Великом Новгороде и в некоторых других русских городах еще в XVI-м веке под названием Вече, - вещать, извещать, вещий и т.д. Правда, в средневековом Новгороде «отцы города» уже заметно отошли от Пути Прави и обеспечивали полное единогласие сходатаев не столько убеждением и логикой, сколько силой. Если единогласия не получалось, отцы города пускали в ход крутых ребят вроде Васьки Буслаева с его бригадой тогдашних братков-отморозков. Крутые ребята кулаками и дубинками «уговаривали» оппонентов, а особо упрямых сбрасывали с моста в Волхов.
        Это еще не современная демократия, но весьма заметный шаг к ней. В современной демократии роль Васьки Буслаева и его братков исполняют государственные правоохранительные органы. Они кроме кулаков и резиновых дубинок используют пожарные брандтспойты, слезоточивый газ, резиновые пули, а иногда и пули настоящие. Конечно, в условиях расцвета российской демократии особо упрямых оппонентов не сбрасывают с моста в реку, но помещают в места лишения свободы, в СИЗО или в Зону. Там царят законы джунглей, и упрямцам предоставляется полная возможность добровольно изменить свои ошибочные убеждения и твердо встать на путь исправления.
        По сведениям античных авторов восточные русские народы в ту эпоху разделились на две могучие ветви. Северная ветвь занимала лесные просторы от Западного Буга до Днепра, включая Полесье и более северные области. Их древние эллины звали неврами, а их страну – Невридой, археологи относят их к милоградовской культуре. По Днепру, Южному Бугу, Днестру и Пруту расселилась южная ветвь восточных русских народов, Геродот звал их сколотами, археологи относят их к самой высокой в то время Чернолесской культуре.
        Обе эти ветви русского народа по-прежнему вели многопрофильное хозяйство. Разумная обработка земли обеспечивала накопление чернозема, который при достаточно мягком климате в ту эпоху давал богатые урожаи, в первую очередь, зерна. Именно в это время заметно возрос экспорт русского зерна, главным образом, пшеницы в Западную Европу и в Средиземноморье. Русский хлеб шел и на Британские острова в обмен на дефицитное олово.   Как раз в VII-м веке до н.э. эллины заложили в Днепровско-Бугском заливе крупный торговый порт Ольвию, через которую они вывозили русское зерно, меха и янтарь в свою страну. Хотя Геродот и выделяет паралатов, катиаров, авхатов и сколотов, но все необозримое пространство севернее Понта Эвксинского он по-прежнему упорно называет Великой Скифью, и все живущие там народы относит к скифам.
        Демосфен через сто лет после Геродота писал, что «из Боспора в Афины ежегодно поступает более 400 мединов зерна», - это больше миллиона русских пудов.  При населении Афин в 16 тысяч свободных граждан это составляет по тонне зерна на свободную душу в год, а это считается достаточным даже по современным цивилизованным нормам. Правда, мудрые эллины учитывали только свободных мужчин, а  женщины, дети и рабы в статистику не входили. Сейчас историки подсчитали, что общее население Афин в период расцвета составляло около 70 тысяч челеовек. Если учесть особенности  «средиземноморской диеты» с обилием фруктов, овощей, зелени, морепродуктов, оливкового масла и виноградного вина, то белого хлеба из русской пшеницы в Афинах хватало не только свободным мужчинам, но неплохо перепадало бесправным женщинам, детям и даже рабам.
        Можно смело утверждать, что процветание Великой Эллады держалось на русской пшенице. Геродот пишет, что хлеб в Элладу поставляли скифы-пахари, но «скифы-пахари», - это недоразумение, нонсенс, это то же самое, что еврей-колхозник из самого короткого советского анекдота, то есть, понятие невероятное. Не могли буйные и беззаботные кочевники, подвижные воины и нервные пастухи вроде американских ковбоев, большие любители алкогольных напитков, заниматься земледелием в таких масштабах, чтобы кормить белым хлебом всю Великую Элладу. Конечно же, пшеничку для просвещенных эллинов выращивали все те же русские пахари-аратаи-арии.
        А «международная обстановка» продолжала оставаться для русских народов довольно напряженной. В северном Причерноморье еще бесчинствовали киммерийцы, когда из бездонных глубин Азии сюда хлынули неисчислимые орды скифов. Скифы, пожалуй, самый загадочный народ в истории. Археологи отмечают, что скифская культура с ее «звериным стилем» распространялась от Центральной Азии до Центральной Европы. Геродот уверял, что «скифов вытеснили из Азии массагеты, скифы перешли Аракс и вытеснили киммерийцев». Эллинский поэт Аристей за 150 лет до него писал: «Скифы идут от арисманов. Арисманы вытеснили исседонов, исседоны вытеснили скифов, а скифы вытеснили киммерийцев».
        А.Нечволодов называет скифов прямыми предками русского народа, но это заявление верно лишь частично. В начале нашей эры в северное Причерноморье из-за Урала пришли сарматы, а из Западной Европы - готы, они  разгромили и вытеснили скифов из их степей. Остатки скифов укрылись за Змиевым Валом, слились с русским народом, - только в таком плане скифов можно считать нашими предками, ведь практически в каждом русском есть примесь скифской крови. Но то же самое можно сказать и об угро-финнах, и о многочисленных тюркских народах, включая татаро-монголов, и о семитах, кровь которых в XX-м веке заметно разбавила русскую.
        Кстати, о скифской культуре с ее прекрасными изображениями зверей из литого или кованого металла. Все археологи в мире уверенно приписывают изящный «звериный» стиль скифам. Однако лично мне как-то плохо верится, что скиф-кочевник в степи у вечернего костра, в едком дыме от кизяков мог заниматься бронзовым и золотым литьем или тонкой ковкой этих металлов, изготавливать удивительной красоты кубки, чаши, мечи и украшения.  Ни один кочевой народ не сумел создать ничего подобного. Скорее всего, это «скифское» изящное металлическое литье, эти прекрасные кованые изделия изготавливали русские златокузнецы в поселениях за Змиевым Валом. Затем эта дорогая продукция тем или иным путем попадали к скифам, а уж те разнесли русские изящные изделия по половине Евразии.  Однако археологи всех стран упорно говорят о «скифской культуре» и о «скифском зверином стиле», и никто из них не пытается логически связать концы с концами и объяснить, каким образом пастухи-кочевники или вооруженные конные разбойники с большой дороги умудрялись создавать эти шедевры в массовом количестве на своих кострах из сухого навоза крупного и мелкого рогатого скота.
          Многие специалисты приписывают скифам еще одну историческую загадку. Еще в XIX-м веке в южной части Русской равнины почти на каждой возвышенности стояли каменные «бабы», - грубо высеченные из камня женские фигуры. Сейчас их практически не осталось. Сначала помещики а теперь «новые русские» растащили эти уникальные древние скульптуры по своим коттеджам и усадьбам. Так вот, обычно считалось, что эти каменные «бабы» – дело рук скифов. Позволю себе очень сильно усомниться в справедливости таких утверждений.
        Во-первых, ни один непоседливый кочевник не стал бы тратить свое драгоценное время на подобное занятие. Этих каменных «баб» выдолбил из камня какой угодно народ, но только не кочевые скифы. Во-вторых, многочисленные женские изображения указывают на то, что создатели их жили в матриархате. Кочевые народы не знали матриархата, у них в семье, в роду главенствовали мужчины – воины, добытчики. Матриархат мог возникнуть у тех народов, которые уже знали Дом, в котором горел неугасимый семейный Очаг. И хранительницей Очага стала женщина. Судя по археологическим находкам, русские народы почитали женщину многие тысячи лет. Только они могли украсить землю своей родины многочисленными каменными изображениями женщин. Сколько лет этим каменным бабам, - мы не знаем. Может, первые из них высечены еще 35 тысяч лет назад костёнковскими мастерами русского рода?
        Но вернемся к появлению скифов на рубежах русской земли. В северное Причерноморье скифы прищли примерно на рубеже VIII-VII-го веков до н.э. После первых «боестолкновений» с русскими воинами, после знакомства с неприступным Змиевым Валом скифский царь Партатуа решил пока не испытывать судьбу и не ссориться с сильными соседями. Он предложил сколотам вместе добить киммерийцев и изгнать их за Кавказ, в Малую Азию. По договоренности Колоксар остался на русской земле, а Липоксар и Арпоксар повели свои войска вместе с Партатуа на киммерийцев. Объединенное русско-скифское войско изгнало киммерийцев из Причерноморья и вытеснило их за Кавказ. Победители неплохо поживились в Ассирии, в Мидии и с богатыми трофеями повернули назад. Поскольку русское войско в долгой южной экспедиции понесло немалые потери, Партатуа решил воспользоваться этим, он собрал новое огромное войско и двинулся на сколотов.
        В 675-м году до н.э. скифы подступили к Змиеву Валу. Началась долгая, кровавая война. Скифы вышли к Бугу и предательски, под предлогом переговоров взял в плен Липоксара, но тот вскоре бежал на родину. Скифское войско прошло через царство авхатов в земли катиаров Арпоксара на Тисмень и к Днестру, осадили Немировскую крепость. Колоксар со своими паралатами возглавил объединенное русское войско и общими силами изгнал скифов. После ухода скифов авхаты и катиары стали залечивать раны, а Колоксар начал энергично укреплять Змиев Вал, строить новые крепости, грады и городища.
        Через три года Партатуа снова пошел на сколотов, вдоль Змеиного Вала он добрался до Карпат, рабил войска местных народов траспиев и агафирсов, - это опять все эллинские названия, - потом повернул на восток, вокруг западной оконечности Вала на авхатов Липоксара. Однако его орды разбились о стойкое русское войско, и Партатуа ушел ни с чем. Той же зимой скифы перешли по льду Боспор Киммерийский и ворвались в Крым. Они разгромили местные племена меотов и синдов (синды - опять созвучие с индами, то есть с мифическими «индоевропейцами»!), а тавров загнали в Крымские горы.
        Одновременно Партатуа наводил порядок в анархической стихии скифов. Тех, кто полностью подчинился ему, стали называть царскими скифами. С помощью верных ему царских скифов Партатуа подчинил себе буйных скифов-кочевников. При таком единоначалии мощь скифского войска значительно возросла. Однако часть скифов не признала власти Партатуа, эти скифы ушли на север и стали называться особыми скифами. Партатуа усилил свое войско пленными и рабами из меотов, синдов, гелонов, включил в свое войско восточных меланхлетов. Вскоре огромная интернациональная орда снова двинулась к Змиеву Валу.
        Русское войско заняло оборону на Валу во многих крепостях и градах. Колоксар послал гонцов с просьбой о помощи к милоградовцам и лужичанам. В кровавых битвах у Вала погиб Липоксар. Арпоксар отступил в Полесье и дальше, на северо-восток к угро-финнам, скифы осадили крепость катиаров Бельское городище. Пока паралаты Колоксара защищали центральную часть Змиевого Вала, Арпоксар собрал силы, присоединил к себе войско авхатов погибшего Липоксара, разгромил гелонов, меланхлетов и изгнал скифов из своей земли.
        В это время западными русскими народами по-прежнему правил Сварожич. Подданных Сварожича каждый античный автор именовал, как хотел. Гесиод называл их энетами, Скилак – энедами, Геродот – венетами, Софокл – индами Балтийского моря. Опять назойливое созвучие «инды», вполне возможно, что именно русские народы и были настоящими и единственными «индоевропейцами»! А более поздние и менее осведомленные историки отнесли «индов» к далекой Индии. Кстати в устье Одры-Одера еще в X-м веке нашей эры все еще существовало самостоятельное Вендское королевство, которое позже вошло в состав Германии.
Сварожич получил весть о нападении  скифов на братские восточные русские народы, и повел войско по льду Вистулы на врага. Произошла крупная битва на льду, лужичане и поморяне разгромили скифов, и те ушли.
        После короткой передышки Партатуа снова собрал два неисчислимых войска и пошел на русскую землю. В этот раз на сколотов он направил войско своего сына Мадая, а сам двинулся на лужичан Сварожича. С кровавыми боями он прошел вверх по Одре до Балтики, даже осадил крепость Ретру на западном берегу озера Толензезее, - западный предел русских земель. В боях под Ретрой Сварожич убил Партатуа, но и сам погиб. Лужичане из уважения к своему великому правители поместили его на небо, в Ирий, и он стал у них одной из испостасей Триединого Творца.
        А Мадай продолжал штурмовать Змиев Вал. Он даже несколько раз прорывался через него, но за первым валом высился второй, за ним – третий. Каждый раз Мадай вынужден был отходить в степь. Колоксар и Арпоксар много лет вели с ним тяжелую войну. Основными узлами русской обороны стали крепости на Валу: Великобудская и Жарище, столица Арпоксара Князья Гора и крепость Самбат – на месте современного Киева. Наконец, Мадай надолго ушел в южные степи. Израненный и уже постаревший Арпоксар передал власть над своими катиарами Колоксару, а тот поставил правителями или наместниками над русскими народами своих трех сыновей. Старшему достались авхаты на Южном Буге и траспии на Днестре, среднему – паралаты Правобережья Днепра и Тисмени, а младшему – катиары Северного царства. Возможно, это были совсем не сыновья Колоксара и даже не братья, но в былинах и легендах правителю положено иметь трех сыновей, которым он передает свою державу. Сам же Колоксар остался верховным правителем всех восточных русских народов.
        Не надо думать, что вся жизнь наших предков на Русской равнине проходила в непрерывных войнах. Змиев Вал и постоянное войско надежно защищали русские земли от врага, частые набеги мощного скифского войска практически не нарушали мирной жизни русского народа севернее Вала. Все эти бурные годы Колоксар и его сподвижники неустанно укрепляли оборону русских земель и одновременно развивали хозяйство, ремесла и торговлю. На огромные торжища в Приуралье и на Каму съезжались сотни и тысячи купцов из Средиземноморья, Передней Азии и даже из далекого Китая. Русские и угрофинны продавали им здесь зерно, янтарь, пушнину, драгоценные изящные украшения.
        Сколоты развивали торговлю с ближними и дальними народами. Не исключено, что наши предки вывозили зерно и другие свои товары не только в Эллинскую Ольвию, но также через Балтику вокруг Европы в другие страны. Поставкой зерна в Ольвию занимались сыновья Колоксара. Зерно грузили под защитой Вала на Ингуле и Ингульце, а оттуда караваны речных судов доставляли его в Ольвию. Торговлю начал старший сын Колоксара, правитель авхатов. Скифы всячески препятствовали проходу русских караванов, пытались грабить их, но поток русского зерна в Ольвию увеличивался год от года. К Мадаю пришел стареющий Арпоксар, чтобы договориться с ним о беспрепятственном проходе русских караванов в Ольвию, однако коварный Мадай убил его.
        Особую изобретательность в проводе караванов с зерном проявлял младший сын Колоксара. Свой первый большой караван он провел по Днепру-Борисфену. Скифы после этого плотно блокировали берега Днепра – он через год провел огромный караван по Южному Бугу-Гипанису. Скифы блокировали Буг, - еще через год третий караван спустился по Днестру-Тирасу. Скифы заняли берега Днестра, но поневоле ослабили кордоны на Днепре – младший сын Колоксара спустя год с боем прорвался через днепровские пороги с четвертым караваном.
        В первой торговой экспедиции младший сын Колоксара не только очень прибыльно продал зерно, но заодно выкрал у эллинов молодую русскую рабыню и вернулся на родину с вырученным золотом и красавицей женой. Это событие отразилось в русском эпосе: Иван-царевич отправляется за море и после ужасных приключений и страшных опасностей привозит Василису Прекрасную. Нам неизвестны имена сыновей Колоксара, но можно для краткости назвать младшего Иваном-царевичем.
        В 630-х годах до н.э. Мадай снова двинулся на сколотов, скифы осадили Немировскую крепость во владениях старшего сына Колоксара, нанесли тяжкое поражение авхатам и траспиям. Они подступили к Матренинскому и Пастырскому городищам паралатов среднего сына, разбили их войско  на Тисмени. Наш Иван-царевич с боями отступил к Бельскому городищу и  остановил скифов у Великобудского городища.
        Старый Колоксар посоветовался с сыновьями и  решил пустить в ход дипломатию, чтобы уберечь свои народы от ненужного кровопролития. Он отправился к Мадаю, спокойно выдержал его оскорбления, угрозы и гневные обвинения, а потом коротко и доступно объяснил, что на русской земле Мадай не найдет ни золота, ни других сокровищ, только напрасно погубит великое множество своих и русских воинов. А в южных странах, в Ассирии, в Урарту, в Мидии, в Лидии, в Египте он может завоевать несметные сокровица, груды золота и драгоценных камней. Если Мадай оставит в покое русскую землю, то сколоты даже отправят с ним свое вооруженное войско.
        Мадай подумал и согласился. Скифы ушли от русских рубежей, и с ними отправилась большая русская дружина во главе с нашим Иваном-царевичем. Двадцать восемь лет скифы с русскими громили богатые державы в Малой и Передней Азии. Двадцать восемь лет русская земля не знала набегов кочевников. Иван-царевич и его дружина пожертвовали собой, чтобы обеспечить мирную жизнь своим народам.
        Но скифское войско и русская дружина постепенно таяли в непрерывныз боях с ассирийцами, вавилонянами, мидийцами, лидийцами и прочими воинственными народами Малой и Передней Азии. В сражениях Иван-царевич трижды спасал Мадая от верной смерти. И вот Мадай решил повернуть назад, в степи северного Причерноморья. Это встревожило Ивана-царевича, и он теперь не спускал глаз со своего ненадежного союзника. Войско Мадая вернулось к Боспору Киммерийскому и ворвалось в Крым. Местное скифско-таврийское население встретило царских скифов во всеоружии, разгорелись кровопролитные сражения.
         Мадай проговорился Ивану-царевичу, что из Крыма он собирается пойти к Змиеву Валу и воевать сколотов. Иван-царевич принял единственно правильное решение и повернул свою дружину на сторону местных повстанцев. Он поставил задачу каждому своему воину: любой ценой истребить как можно больше царских скифов, чтобы те не смогли идти на русскую землю. Его дружина свой долг выполнила. Русские воины истребили множество царских скифов, и сами погибли до одного. Иван-царевич убил Мадая, но и сам сложил буйную голову.
        После этого ослабленные царские скифы без сильного предводителя еще 20 лет не осмеливались идти на Русь. Русские народы обязаны безымянному Ивану-царевичу и его безвестным воинам целым полувеком мирной жизни. И эти пятьдесят лет они не потеряли даром, значительно укрепили Змиев Вал, построили новые крепости и грады, расширили торговлю с Элладой и со всем известным миром, воспитали новых богатырей. Во главе русских войск встал витязь Светозар.
        Возможно, здесь мы опять столкнулись с какой-то путаницей, ибо Светозар в вольном перевода на эллинский язык означает Колоксар. Но других сведений у нас нет, и остается верить, что после Колоксара на Руси взошла звезда витязя Светозара. Светозар правил в Золотом Царстве, где хранились золотые Святыни русского народа, и получил стальной меч самого Сварога. При Светозаре восточные русские народы объединились в Сколотский союз, - крепкое и мощное сообщество.
        В VI-м веке до н.э. новый скифский царь Арианта собрал великое войско, ураганом налетел на Урарту и окончательно разгромил это древнее царство. Затем Арианта двинулся на русские Земли. У Песчаного Града на Змиевом Валу скифов остановили русские войска под предводительством Светозара. Арианта потерпел крупное поражение и ушел на Дон, а оттуда – на Волгу, разгромил множество угро-финских народов и ворвался в Сибирь. Там он долго воевал с местными народами, пока исседоны и аримаспы не оттеснили его снова на запад, за Волгу.
        Громадная орда конных скифов прошла вдоль Вала по степям Северного Причерноморья до Карпат. Траспии и агафирсы не ждали нападения, и Арианта ворвался в землю венедов. Венеды-венеты по-прежнему занимали огромные пространства Центральной Европы от Балтики до среднего Дуная и от Лабы-Эльбы до Западного Буга, но у них сейчас не было единого руководства. Начался разгром. Лишь один из правителей венедов, Бодрич, сумел оказать сопротивление скифам. Он отбил нападение передовых скифских отрядов, объединил венедов и на Одре нанес страшное поражение войску Арианты. Арианта ушел на восток.
        После победы над скифами Бодрич долго и успешно боролся с кельтами. Кельты в это время постепенно захватывали Западную Европу, они громили этрусков и италиков, в 390-м году до н.э. они заняли Рим, кроме укрепления на Капиталийском холме, - именно тогда «гуси Рим спасли». Они захватили Норик и продвигались на восток вниз по Дунаю. Нападали они и на прибалтийские земли венедов, здесь с кельтами шли белги. Под Старигардом, у основания Ютландского полуострова, Бодрич разбил кельтов и  вскоре занял их столицу город Страдонице.
        Арианта же после отпора от Бодрича ушел в Невриду-Полесье, но погубил почти все свое войско в болотах и в засадах невров, а в одной из засад погиб сам. Он невров впоследствии якобы пошли дреговичи-болотники. Неврами этот народ называли античные авторы, но вполне возможно, что эти «невры» на самом деле отродясь звали себя дреговичами. Это, пожалуй, единственный случай, когда мы можем с некоторой уверенностью перевести эллинские названия русских народов на свой родной язык.
        Арианту сменил Анахарсис. Новый скифский царь опять решил поживиться в русских пределах за Змиевым Валом. Однако силы русских народов возросли настолько, что Светозар решил окончательно избавиться от многовековой скифской опасности и поднял на нового врага все русские восточные народы. К нему присоединились балты во главе с Криве, от которого, по легенде, пощли впоследствии кривичи, и угрофинны во главе с Ильмариненом, будущим героем Калевалы.
        Объединенное войско русских, балтов и угрофиннов нанесло несколько серьезных поражений скифам. Вначале это произошло у Благовещенской горы. Следующее поражение скифы потерпели на Москве-реке у поселения Дьяково, на месте современной Москвы. Затем последовали победы над скифами на Оке: у Старого Каширского городища и вслед за этим - у Кондратьевского городища. Затем большое объединенное войско балтов и угрофиннов разгромило скифов при впадении Суры в Волгу, а русский отряд уничтожил крупную орду скифов у Городца. Балты и угрофинны прошли по правому берегу Волги и освободили от скифов народы Ананьевской культуры. У Городца союзники снова соединились со Светозаром и на реке Медведице вместе с фиссагетами и йирками добили остатки царских скифов, особых скифов и меланхлетов.
        Так рухнула власть скифов на Волге, Каме и на верхнем Днепре. А объединенное войско русских, балтов и угрофиннов прошло по Сейму, Северному Донцу, Пселу, Ворскле и Осколу, изгнало скифов из земель гелонов, будинов и невров. После этой великой, поистине исторической победы над скифами Ильмаринен вернулся в Суоми, а Криве увел своих балтов на Западную Двину и на верхний Днепр.
        Но Анахарсис не смирился с поражением. Он собрал новое войско и двинулся на паралатов Светозара, на Змиев Вал. Однако Светозар вывел свое войско за Вал, нанес скифам сокрушительное поражение, а самого Анахарсиса взял в плен. Анахарсис после серьезных раздумий поклялся, что больше не будет воевать с русскими, и Светозар отпустил его. Анахарсис сдержал слово, он распустил свое войско и даже пытался превратить своих буйных подданных в земледельцев. Правда, результаты этой его поистине героической попытки нам неизвестны. Он царил долго и мирно, Геродот отзывается о нем весьма похвально. Однако скифские военные предводители жаждали новых подвигов и богатой добычи. Они взбунтовались и Анахарсис был убит.
        Следующий царь скифов Индафирс под давлением своей знати опять повел войско на русские земли. Два его набега разбились о неприступные крепости Вала, В третий набег скифы прошли через Вал, но за первым валом высился второй с мощной крепостью. Произошла крупная битва, и скифы были наголову разбиты. Крепость сгорела дотла, и теперь это место называется Жарище. В этой битве впервые отличился еще один русский витязь – Световик, его имя сохранилось в древнем эпосе.
        После таких ударов судьбы Индафирс понял, что с русскими лучше не связываться. Он даже стал союзником русских народов, однако отряды самовольных скифов еще долго нападали на русские караваны с зерном. С Индафирсом связано большое событие на Русской равнине, но об этом будет сказано чуть позже.
        После Индафирса царем скифов стал Скил. Скил воспитывался в Элладе, подолгу жил в Ольвии, и он не считал военные подвиги высокой честью. Однако скифская военная знать опять возжаждала славы и добычи. Скила свергли и убили, его место занял Октанасад. Этот царь успокоил своих воинственных подданных и полностью отказался от военных походов. Так закончились набеги скифов на русскую землю. Скифы осели на земле, помирились с русскими и постепенно стали их верными союзниками и даже друзьями. Русская кровь стала обильно разбавляться скифской, а скифская – русской.
        В VI-IV-м веках до н.э. , в годы высшего расцвета Эллады, восточным и западным русским народам сильно досаждали кельты из Западной Европы. Бодрич и Светозар не раз громили их отряды, но кельты снова и снова нападали на русские земли. Светозар послал на помощь Бодричу Световика с большим военным отрядом. Союзные войска Световика и Бодрича отстояли свободу венедов и прекратили нашествия кельтов на русские земли.   
        Могущество Сколотского союза крепло с каждым годом. Но вот в конце VI-го века до н. э. в Передней Азии усилилось Персидское царство, его могущество особенно возросло при Дарии I, он правил Персией с 522-го по 486-й годы до н.э. Войско Дария захватило всю Переднюю и Малую Азию, часть Северной Африки, многие острова восточного Средиземноморья. В 513-м году до н.э. Дарий решил пойти по западному берегу Черного моря на Русскую равнину за русскими рабами, которые славились силой, выносливостью и неприхотливостью.   Геродот писал, что Дарий построил мост через Босфор из 600 кораблей, и его войско численностью в 700.000 человек легко разбило фракийцев, готов и вышло на Дунай-Истр.
В низовьях Дуная Дарий построил мост, и его войско двинулось в северное Причерноморье.   Правитель сколотов Световик и его союзник скифский царь Индафирс приготовились к войне с сильным противником. Невры, агафирсы, меланхлеты и тавры решили отсидеться за спинами русских и скифов. Скифы укрыли своих женщин, детей и стариков у сколотов за Змиевым Валом, и русско-скифское войско вышло навстречу персам. У Индафирса кроме скифов в войске находились гелоны, савроматы и будины. В войске Световика собрались паралаты, авхаты, траспии и катиары, - это все эллинские названия, настоящие названия русских народов до нас не дошли. Геродот вообще не упоминает о русских, у него с персами воевали все те же «скифы».
        Световик и Индафирс применили тактику заманивания. Они создали перед персами «мертвую зону», выжгли степь, разрушили мосты, засыпали колодцы. Три дня персы пытались настичь мелкие передовые отряды «трусливого» врага в выжженной Гетской пустыне между Дунаем-Истром и Днестром-Тирасом. Сколоты и скифы упорно уклонялись от боя, но их летучие конные отряды молниеносными налетами с флангов засыпали персов стрелами и наносили им серьезный ущерб.
        Много дней сколоты и скифы вели персов на восток по выжженным степям между Валом и Черным, Русским морем. Персы в азарте погони дошли до Танаиса-Дона, переправились через него и вышли к правому берегу Оара-Волги. Здесь Световик и Индафирс повлекли персов на север, вверх по Северному Донцу, в землю гелонов. От постоянных налетов летучих отрядов персы несли огромные потери. Дарий понял, наконец, тактику врага и повернул на запад. Теперь его войско пошло по землям меланхлетов, андрофагов и невров и уже приближалось к землям сколотов севернее Змиева Вала. Чтобы не допустить потерь среди мирного населения, Световик и Индафирс изменили свою тактику. Теперь они крупными отрядами неожиданно налетали на персов с обоих флангов и уничтожали всех врагов, которые приближались к селениям и градам сколотов.
        К этому времени начались холода, и к невзголам персов прибавились болезни. Уже на правом берегу Днепра Световик и Индафирс отправили к Дарию послов с символическими подарками: птица, мышь, лягушка и пять стрел. Этот эпизод описан в учебниках истории, но опять-таки ни один учебник не упоминает о русских. Подарки означали: «прячьтесь в норы, как мыши, укрывайтесь в болотах, как лягушки, улетайте с нашей земли, как птицы, не то наши пять отрядов уничтожат вас». Дарий поначалу понял смысл этих подарков совсем наоборот, как знак покорности врага, но в ближайшие дни убедился в своей ошибке. Он уже потерял три четверти войска, а врага вблизи так и не видел. Непобедимый доселе Дарий признал свое поражение и быстрым маршем отправился восвояси к Истру-Дунаю.
      Пять отрядов: сколоты, скифы, савроматы, будины и гелоны, - шли следом и постоянно нападали на персов. К мосту через Истр добрались лишь жалкие остатки когда-то огромного персидского войска. Защитники русской земли имели гораздо меньшие потери и сумели предотвратить нападения персов на мирное население за Валом. Этот неудачный поход Дария описал Геродот, а в русских сказах сохранились предания о предводителях русско-скифского войска: Световике, Индафирсе, Скопасисе и Таксакисе. Скифы остались навсегда признательны сколотам за то, что те укрыли за неприступным Валом их женщин, детей и стариков. Русские высоко оценили военную помощь скифов, ибо без них они не сумели бы разбить чудовищную персидскую орду. Между русскими и скифами наступил прочный мир. 
        Разгневанный неудачей Дарий стал собирать новую армию. Однако русско-скифское войско перешло Истр и вышвырнуло персов за Босфор. Воодушевленные победой скифы хотели идти на Персию, окончательно разгромить Дария и захватить его несметные сокровища, но Световик убедил их не делать этого. Завоевательные войны никогда не входили в интересы русских народов. А вскоре после 492-го года до н.э.  начались персидско-эллинские войны, и скифы поняли правоту Световика, вмешательство в чужую драку не принесло бы им ничего, кроме напрасно пролитой крови.
        Следующие сто лет наши предки жили спокойно. Они занимались мирным трудом, русская пшеница, янтарь, меха и другие товары в огромных количествах через Ольвию шла в Элладу, через Балтику вокруг Европы – в другие европейские страны, а с Камы и с Урала – в Азию. VI-IV-й века до н.э. считаются временем расцветом Эллады, и этот процветание эллинам обеспечивал русский хлеб. В 437-м году до н.э. Ольвию посетил знаменитый эллинский реформатор Перикл – для переговоров со «скифами» об увеличении поставок зерна. Эллины по-прежнему все народы севернее Понта Эвксинского считали скифами-борисфенитами,  они различали лишь скифов-кочевников да скифов-пахарей. Всякие там национальные различия мудрых эллинов не интересовали, лишь бы поток отменного зерна в благословенную Элладу не прекращался. 
         По некоторым данным, именно в это время под давлением кельтов норики оставили свою тысячелетнюю родину на среднем Дунае и возле озера Балатон и переселилась на Днепр. Если эти сведения достоверны, то беженцы после двух тысяч разлуки снова поселились в районе современного Киева под именем полян. Единокровные соседи потеснились, и поляне мирно зажили на древней исторической прародине. Возможно, именно это переселение Геродот приписал Тартигаю, хотя тот  жил на тысячу с лишком лет раньше. А может быть, подобные переселения проходили неоднократно. 
        Постепенно под влиянием русских народов скифы тоже начинали осваивать оседлую жизнь и даже делали попытки заниматься земледелием. Однако это у них получалось неважно. Своевольные кочевники предпочитали бурную и полную приключений жизнь сухопутных джентльменов удачи. Они сбивались в мелкие шайки и промышляли случайной добычей, даже пытались грабить русские обозы и речные караваны с зерном, Но теперь обозы и караваны лодей охранялись сильными отрядами, и желанная добыча ускользала из рук степной вольницы.
В середине IV-го века до н.э. при Филиппе II значительно усилилась Македония. Филипп преобразовал македонское войско, ввел непробиваемую фалангу, широко применял маневр и взаимодействие родов войск. Ему удалось завоевать Фракию, там он основал Филиппополь – современный Пловдив. После этого он вышел на юго-западные границы Великой Скифи и осадил Ольвию. Ему взялся помогать очередной скифский царь Атей, - буйная кровь кочевников не давала скифам покоя.
        На помощь Ольвии пришел с войском русский витязь Зорькин. Появление русских отрезвило Атея, он вспомнил о скрепленной кровью дружбе обоих народов, разорвал союз с Филиппом и присоединился к Зорькину. Вместе они разбили союзников Филиппа – гетов, во главе которых стоял царь Дрохимед, разгромили других союзников Филиппа – фраков и очистили от македонцев весь нижний и средний Дунай. Под городом Калатисом Зорькин в единоборстве одолел македонского олимпионика, победителя олимпийских игр. Горожане открыли дружине Зорькина ворота, и в Калатисе стали печатать монеты с изображением бородатого «скифа» Зорькина.
        В 339-м году до н.э. Филипп Македонский снова занял Фракию, разбил фракийское войско под руководством Замолксиса и пошел в «Скифию». Израненный Замолксис укрылся в горах. Зорькин с войском поспешил на помощь братскому народу, но опоздал. Царь скифов Атей убоялся могучего врага и стал с ним заигрывать, обещал сделать Филиппа царем скифов после себя. Однако при подходе русского войска Атей прекратил переговоры с Филиппом и объединился с Зорькиным. На берегах нижнего Дуная-Истра произошло грандиозное сражение. Перед битвой состоялся поединок Зорькина с еще одним непобедимым македонским олимпиоником. Зорькин убил олимпийского чемпиона, но сам получил тяжелые ранения и не смог участвовать в сражении. Победу одержали македонцы и взяли в полон 20 тысяч женщин и столько же лошадей.
        Замолксис с войском трибаллов подоспел к уже закончившейся битве и спас истекающего кровью Зорькина. Трибаллы кинулись в погоню за македонцами, Филипп понес огромные потери и едва ушел с небольшим отрядом. Все его трофеи, - и женщины-полонянки, и лошади, - достались трибаллам.
        С 336 года до н.э. в Македонии стал править знаменитый Александр. В 335-м году он двинулся на Истр, оттеснил трибаллов, вошел в дельту Истра. Там на острове Певка стояла столица трибаллов. Трибаллы, Замолксис и Зорькин готовились к битве, к ним на помощь шли геты во главе с Дрохиметом. Александр переправился через Истр и разбил гетов, трибаллы устрашились его мощи и заключили с ним мир. Замолсксис и Зорькин бежали через Истр, Замолксис ушел в горы, а Зорькин вернулся на родину. На территории современных Сербии, Македонии, Боснии, Хорватии Александр подавил сопротивление трибаллов, дарданов, иллирийцев, авториатов, тавлантиев и фракийцев под предводительством Замолксиса и царя дарданов Клита. Последний бой состоялся у столицы иллирийцев Пелия, Замолксис и Клит погибли в битве. В истории не сохранилось сведений о дальнейших действиях Александра Македонского, неизвестно, пошел ли он дальше в «Скифию».
        Весной 334-го года до н.э. Александр начал свой великий Восточный поход. В Македонии он оставил своего соратника Зопириона с задачей отправить еще одну армию вокруг западного берега Черного моря, завоевать Скифию, дойти до Танаиса-Дона и там соединиться с основным войском самого Александра. Ученые эллины и македонцы слабовато знали географию, они считали что Сыр-Дарья и Дон – это одна и та же река.
        Зопирион с 30-ти тысячным войском выступил в Западный поход в 332-м году до н.э. Он надеялся на легкую победу, так как считал, что «скифы» еще не оправились от тяжкого поражения, которые им нанесли Филипп и Александр. Опытный полководец не стал гоняться за летучими отрядами русских и скифов, а решил занимать эллинские полисы на берегу моря. Большинство полисов сдались ему без боя, но под Ольвией он натолкнулся на сильное сопротивление. Эллины затворились в своем укрепленном городе, и к ним на помощь подошел Зорькин с сильным русским отрядом.
        Осада Ольвии шла долго. Зопирион не хотел отступать, а Зорькин и его паралаты проявляли чудеса героизма. Однажды македонцы ворвались в главные ворота Ольвии, но дальше их не пустил Зорькин со своим отрядом. Русские воины грудью преградили дорогу захватчикам. Завязался кровопролитный бой у свода главных ворот, а в это время ольвийцы построили за спинами своих защитников новую крепостную стену. Воины Зорькина изрубили прорвавшихся в ворота македонцев и восстановили положение.
        Силы осажденных уже иссякали, а Зопирион упорно не снимал осаду и не прекращал почти ежедневные штурмы. Тогда Зорькин предложил отцам города дать свободу рабам и включить их в состав войска как свободных воинов. Отцы города почесали свои завитые эллинские бороды и согласились с его предложением. Воодушевленные бывшие рабы с остатками гарнизона сражались с македонцами с небывалым героизмом. В это время по Днепру-Борисфену к Ольвии спустился на лодьях большой десант сколотов. Решительная вылазка гарнизона и десант с моря решили исход затяжной осады. Зопирион потерпел серьезное поражение, снял осаду и стал отходить к Истру. Русско-скифское войско настигло македонцев в Гетской пустыне и в большом сражении разгромило их. Сам Зорькин прорубился через непробиваемую македонскую фалангу к Зопириону и убил его.
        А в это время Александр Македонский победоносно шел через Малую и Переднюю Азию в Азию Среднюю, - на соединение с войском Зопириона у Сыр-Дарьи, которую ученый люд выдавал ему за  Танаис–Дон. Этот поход величайшего полководца всех времен и народов восторженно описан многими авторами. Но никто из историков, ни древние, ни современные, не объясняют толком, почему Александр вдруг прекратил свой триумфальный марш и повернул на Индию. И это не случайно, - опять заговор молчания вокруг древней истории русских народов.   
        В XIX-м веке российские этнографы записали на Северном Урале старинный сказ о битвах русских с македонским войском. Этому сказу просто не поверили, ведь не могли полудикие, ни на что не способные наши предки воевать с самим Александром Великим! Но позже подтверждение старинного уральского сказа нашлось в случайно уцелевших новгородских летописях. Высокоученые специалисты опять не поверили глазам своим. Одно дело – древние эллины, Александр Македонский и совсем другое – какие-то неповоротливые, бородатые русские дикари. 
        Пренебрежение историков и этнологов к русскому народу, к его древней истории не рассеяла даже поэма Низами «Искандер-Наме», то есть, «Александр Двурогий». А в этой поэме подробно описан поединок Александра Македонского с русским богатырем. Происходила эта битва как раз у берегов Сыр-Дарьи. В поэме Низами «рус» изображен безобразным, страхолюдным диким великаном, заросшим волосами с головы до пят. Конечно, блистательный Александр одолел этого дикаря. Однако после сей исторической встречи с «русом» великий полководец почему-то прекратил движение к настоящему Дону-Танаису и повел свое победоносное войско на юг, в далекую Индию.
        А ведь даже без уральского сказа, без новгородских летописей тут есть о чем подумать. Поэма Низами – общепризнанный исторический документ. И вполне возможно, что в районе Сыр-Дарьи Александр Великий столкнулся не с единственным диким «русом», а с сильным и хорошо организованным русским войском. Уже первые битвы с русскими убедили его, что такого противника ему не одолеть без больших потерь. И он, видимо, уже понял, что ученые люди маленько ошиблись, и от Сыр-Дарьи до Дона-Танаиса ему идти еще целых две с половиной тысячи километров. И за каждый шаг на этом огромном расстоянии ему придется обильно платить божественной македонской кровью. Александр поразмыслил и благоразумно решил не рисковать, а довольствоваться более легкой добычей и повернул к сказочной Индии. 
        Как оказались русские в Средней Азии на пути непобедимого Александра, мы не знаем, можно только предполагать. Возможно, Зорькин узнал о намерениях Александра идти на Дон с востока и двинул часть русско-скифского войска в Среднюю Азию, навстречу новому врагу. А, может быть, к тому времени русские народы, которых эллины небрежно звали сколотами, паралатами, авхиями, катиарами и так далее,  за тысячу лет до Александра уже распространились с Русской равнины в Среднюю Азию, обжились там и встретили захватчиков во всеоружии.
          Все это может быть. И все может быть совсем не так.  Рассудительный Читатель понимает, что реальная жизнь гораздо богаче и неожиданнее любых, самых хитроумных выдумок. Жаль только, что мы об этом ничего не знаем и, увы, не стремимся узнать.