Невыдуманные истории. История 2. Красная звезда

Ирина Христюк

Номинант Конкурса «Размышления о прожитом»
Международного Фонда "Великий Странник Молодым".

ПРОТОКОЛ НОМЕР  15/02/01-01

 
               
         
                НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ.

                История 2

                КРАСНАЯ ЗВЕЗДА.

       Ура! Я – ученица! Школа раскрасила мою жизнь разноцветными красками. С большим удовольствием я постигала премудрость всех предметов, которые давались мне одинаково легко. Я так долго рвалась в школу, что теперь к выполнению каждого домашнего задания относилась очень ответственно и добросовестно. Редкую четвёрку в течение четверти всегда переживала дома в слезах.

        Но был всё-таки один предмет, который давался мне с трудом. Вот о нём мне хотелось бы рассказать чуть подробнее.

        Мои родители – люди неграмотные, но это не умаляет их человеческого достоинства. Мама, Наталья Николаевна, встречающая восемьдесят девятую весну, до сих пор для нас – пример активного образа жизни, доброты и оптимизма, коммуникабельности, невероятного желания жить, стремления к красоте и познанию современного мира. Ей интересно всё: новые программы и фильмы по телевизору, как работает компьютер и СКАЙП, мобильный телефон и цифровой фотоаппарат. Любит театр, цирк. В молодости любила петь, рисовать, была первой в танцах. До сих пор люди старшего поколения помнят  и пересказывают, что «перетанцевать» её никто не мог. И сейчас, если заиграет духовой оркестр, молодеют её глаза, забываются все недомогания, мы приглашаем её на танец, и она не отказывает. Даст, как говорится, «фору» молодым. Одним словом, – артистическая натура.
       
       Мама в раннем возрасте осталась сиротой и воспитывалась в приёмной семье – деда Николая и мамуни* Аники Тревка. Каждый раз, с теплотой вспоминая их, она благодарит за всё, что они дали ей в жизни. Пережившая войну, разруху и голод, тридцать пять лет назад потерявшая любимого и надёжного мужа, а вскоре и внука, нашего с мужем первенца, два года назад смерть забрала одного из двух сыновей – Ивана, самая старшая из всех наших многочисленных родственников по отцовской и материнской линии, МАМА – тот тёплый лучик, который собирает нас всех под родным кровом и согревает своей молодой душой, любящим сердцем и материнской заботой. И это, независимо от того, сколько нам лет, – наш приют, наша гавань, наше родное гнездо и надёжное крыло.

       Отец мой, Дмитрий Матвеевич – человек огромного природного дара, ума и таланта, упорства в достижении цели, огромной работоспособности, тактичности и умения выслушать чужую беду и прийти на помощь. К его мнению прислушивались в коллективе, уважали и ценили, ему доверяли. Его, неграмотного, неоднократно избирали членом ревизионной комиссии колхоза, что подтверждало его большой авторитет среди односельчан, честность, порядочность и ответственность. У него была великолепная память: по результатам ревизионных проверок он, приходя домой, диктовал мне страницы цифр, которые я должна была, независимо от того, в каком классе учусь, записать, и, как сейчас говорят, обработать, то есть, сложить или вычесть, чтобы всё – по горизонтали и по вертикали – сошлось.

       Его, всю жизнь проработавшего в поле – сначала на своей земле, а затем на колхозной, интересовало всё: политика, экономика, международное положение нашей тогда великой Родины – Советского Союза, стран Варшавского Договора, а также других развитых – Америки, Англии, Франции, Германии и т.д. Единственным источником информации у нас в то время были радиоприёмник «Родина», появившийся  в числе первых в селе, и газеты. Отец мог ночи просиживать у приёмника и сквозь шипение и постоянные помехи ловить нужные волны, интересную информацию и трактовку событий, о которых мы ничего не знали, да и не могли знать.

      По вечерам, после ужина, мы усаживались поудобнее на лавку, а в холодное время года – под печку-«грубку», тато - так все трое детей в нашей семье называли отца, с той лишь разницей, что старшие братья обращались к родителям на «ты», а я  – на «Вы», доставал газету, и мы, потихоньку, страница за страницей, абзац за абзацем, узнавали о ежедневных новостях и событиях в стране и мире. Может быть, оттого, что тато воевал и познал все ужасы войны, был ранен, потерял на фронте родного брата – Мефодия, инвалидом  Великой Отечественной войны вернулся старший  брат – Андрей, похоронка пришла на троюродного брата – Андрея, а, может быть, оттого что профессию военного выбрал мой средний брат, Иван, а старший – Виктор  три года прослужил в Вооружённых Силах, адрес воинской части которой сохранился в памяти до сих пор, хотя прошло более полувека, но, сколько себя помню, тато  больше всего доверял одной газете – «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА».

        Я, новоиспечённая ученица, а позже и начальных классов, старалась читать чётко, ясно, внятно, правильно расставляя ударения, но слова попадались и длинные, и непонятные, и сложные по звучанию. И я, запинаясь порой, невнятно что-то лепетала. Тогда любящий тато строго вопрошал: Ну чему вас учат в школе? – И я изо всех сил старалась точнее выговорить или прочитать. Иногда попадалось незнакомое слово, значение которого ему было непонятно, и если я не могла объяснить, он вновь недоумевал: Чему вас только учат в школе? А бывало, вдруг спросит: кто Генеральный секретарь Коммунистической партии Венгрии, Болгарии или Югославии? И, боясь упасть лицом в грязь, а заодно и подвести школу, я старалась запомнить чужие имена – Янош Кадар, Тодор Живков, Иосип Броз Тито... И не только их, но и Председателей Совета Министров полагалось тоже знать.

       Таким образом, «Красная Звезда» стала для меня настольной книгой, по которой я познавала не только технику быстрого и правильного чтения, но изучала географию стран, их политическое и экономическое положение, систему вооружения и т.д.

       Может быть, благодаря отцу и «Красной Звезде» отношение к урокам истории в школе было особенно трепетным, что не раз отмечалось учителем истории – Захаровым Виктором Петровичем. На выпускном экзамене по истории и обществоведению в десятом классе комиссия из района, не поверив в мои отличные ответы по билету без подготовки, заставила тянуть ещё один билет, на вопросы которого я так же без подготовки ответила на «отлично». Будучи уже студенткой химического факультета Кишинёвского Государственного университета, в 1975 году я стала Лауреатом Республиканского конкурса научных студенческих работ по общественным, естественным и техническим наукам, была награждена медалью из рук Министра высшего и среднего образования Молдавской ССР Василия Кердиваренко. Победа в конкурсе явилась основанием для освобождения от сдачи Государственного экзамена по научному коммунизму с оценкой «отлично». Редкий по тем временам случай. И, несмотря на то, что я окончила химический факультет, тем не менее, получила приглашение работать на кафедре научного коммунизма университета. К слову сказать, выбрала я всё-таки кафедру аналитической химии.

      Может быть, благодаря именно «Красной Звезде» позже я принимала активное участие в работе профсоюзных, комсомольских и партийных организаций, неоднократно избиралась секретарём комсомольской организации самого крупного в республике сахарного завода –  десятого, Глодянского, шесть лет проработала в районном комитете партии. Не знаю, был бы доволен тато такой моей активной деятельностью.  Думаю, что нет. Мои старшие братья не были ни пионерами, ни комсомольцами – отец был против. Когда пришёл мой черёд, он, учитывая мои отличные результаты по всем предметам, разрешил повязывать галстук, но только в школе. Был против вступления в комсомол.

            Так, «Красная Звезда» – сильная газета для сильных мужчин – красной нитью прошла по моей, женской, судьбе, то прибавляя, то снимая, количество маленьких красных звёздочек на погонах моей жизни.

           10 февраля 2012 г.

.................

Мамуня* – бабушка.