Многие критические статьи в один голос утверждают, что лермонтовский Печорин - лицемер и эгоист. Возможно, это так. Но следует смотреть в корень проблемы, а именно, почему он стал таким. У меня есть некоторые соображения на этот счет, и потому я беру на себя смелость выступить в защиту "героя нашего времени".
Сначала обратимся к некоторым чертам его характера. Он яркий представитель аутсайдеров, "лишних людей". Поступает так, как ему угодно, не внимает ничьим советам. Печорин довольно вспыльчивый, энергичный, любит "совать нос в чужие дела". Однако, он прекрасно умеет владеть своими эмоциями.
Являясь довольно-таки образованным молодым человеком, Печорин не может направить свои знания и энергию в нужное русло.
Лермонтов так пишет о своем герое: "это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии". Но разве эти пороки не порождены такими же пороками и предрассудками? Печорин не верит в любовь и не хочет жениться, потому что в детстве гадалка предсказала ему смерть от "злой жены". У него нет друзей, потому что и на этот счет у "героя нашего времени" сложилось свое мнение, будто в дружеском союзе "один раб другого". Не потому ли он так думает, что на своем опыте это понял и сам был таким "рабом"?
В истории с контробандистами он намеревался поступить так, как ему велит долг чести - сдать преступников правохранительным органам. Действия Печорина в этом случае были нехороши по отношению к слепому мальчику и старухе, но разве всех нас с детства не учат быть честными и порядочными людьми?
Конечно, никто не давал Печорину права вмешиваться в отношения Грушницкого и Мэри. Но разве мог бы Печорин настроить княжну против своего приятеля, если бы она его действительно любила? Печорин виноват в том, что он разбил сердце девушке. Но в чем он виноват перед Грушницким, если тот сам начинает плести против Печорина заговоры?
А в случае с Бэлой, девушка первая подошла к нему. Не будь этого, может быть, он ее и вовсе не заметил бы.
Поэтому, говоря о пороках человека, надо думать, что они не возникают просто так - ниоткуда. Наша жизнь и наше окружение делают нас такими, какие мы есть.