Печорин

Саманта Масквелл
Многие критические статьи в один голос утверждают,  что лермонтовский Печорин - лицемер и эгоист. Возможно,  это так. Но следует смотреть в корень проблемы,  а именно,  почему он стал таким. У меня есть некоторые соображения на этот счет,  и потому я беру на себя смелость выступить в защиту "героя нашего времени".

Сначала обратимся к некоторым чертам его характера.  Он яркий представитель аутсайдеров,  "лишних людей".   Поступает так,  как ему угодно,  не внимает ничьим советам. Печорин довольно вспыльчивый, энергичный, любит  "совать нос в чужие дела".  Однако,  он прекрасно умеет владеть своими эмоциями.
Являясь довольно-таки образованным молодым человеком, Печорин не может направить свои знания и энергию в нужное русло.

Лермонтов так пишет о своем герое: "это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии".  Но разве эти пороки не порождены такими же пороками и предрассудками?  Печорин не верит в любовь и не хочет жениться,  потому что в детстве гадалка предсказала ему смерть от "злой жены".  У него нет друзей,  потому что и на этот счет у "героя нашего времени" сложилось свое мнение,  будто в дружеском союзе "один раб другого". Не потому ли он так думает,  что на своем опыте это понял и сам был таким "рабом"? 

В истории с контробандистами он намеревался поступить так,  как ему велит долг чести - сдать преступников правохранительным органам. Действия Печорина в этом случае были нехороши по отношению к слепому мальчику и старухе,  но разве всех нас с детства не учат быть честными и порядочными людьми?

Конечно,  никто не давал Печорину права вмешиваться в отношения Грушницкого и Мэри. Но разве мог бы Печорин настроить княжну против своего приятеля,  если бы она его действительно любила? Печорин виноват в том,  что он разбил сердце девушке.  Но в чем он виноват перед Грушницким,  если тот сам начинает плести против Печорина заговоры?

А в случае с Бэлой,  девушка первая подошла к нему.  Не будь этого,  может быть,  он ее и  вовсе не заметил бы.

Поэтому,  говоря о пороках человека,  надо думать,  что они не возникают просто так - ниоткуда.  Наша жизнь и наше окружение делают нас такими,  какие мы есть.