Есть женщины...

Ольга Реймова
         Я сидела в холле детской музыкальной школы, ждала внучку. Если вы когда-нибудь сидели в подобном месте, то знаете, что  совсем не утомительно ожидание в этом заведении, потому что из каждого класса доносятся звуки рояля, скрипки, аккордеона, балалайки, а вдалеке слышно хоровое пение. И для ожидающих родителей созданы все условия: кресла, диван и стулья. К тому же выставлены стенды с фотографиями музыкальных концертов и грамотами, которыми награждены участники разных фестивалей и конкурсов.
 
        Обычно в одно и тоже время появляются уже познакомившиеся  родители, которые пришли встречать своих детей. В этот день  никого из моих знакомых не было. И вот... вошла яркая женщина с пышной копной кудрявых рыжих волос, в красивом бордовом костюме, стройная, подтянутая, с лёгким шарфиком на шее, туфли на высоком каблуке. На неё нельзя было не обратить внимание, она вписалась в ансамбль  звуков, доносившихся из разных классов. Я как-то сразу выпрямилась, подобралась вся, и что-то знакомое мелькнуло. Она подошла к доске с расписанием уроков по теории, и я увидела её профиль, глаза... волосы...

        О! Так это же Лариса! Но почему она так молодо выглядит?! Может быть я ошибаюсь? Мы же учились в восьмом классе вместе! Когда нашу женскую школу объединили с мужской, тогда все классы переворошили, и мы с ней оказались в одном классе. Не может быть, наверное, ошиблась, но всё-таки мне кажется, что это она. Тогда я встала и подошла ближе, и тоже стала рассматривать расписание. Тут и к ней пригляделась. Она! Лариса! Нет сомнения, вблизи и морщинки видны, и возраст чувствуется, но всё ж, молодая по сравнению с моими ровесницами и, наверное, со мной.

— Лариса?
— Я! Ха-ха, — рассмеялась она, — а я тоже тебя узнала, но не решилась подойти. Ты всегда такая важная ходишь, думаю, а вдруг не захочешь признать.
— Да какая я важная, ты что! Столько лет мы не виделись, а я всё-таки тебя узнала. Лариса, какая же ты молодец, как шикарно выглядишь, такая молодая!
— И ты неплохо выглядишь, и я тебя узнала.

Тут мы с ней устроились на диванчике и наперебой стали рассказывать  свою жизнь, вспоминали одноклассников, кто кем стал, как судьба кому улыбнулась, а кому не очень. И теперь мы  с ней встречались три дня в неделю.
Лариса, стала музыкальным работником в детских учреждениях, она окончила музыкальную школу по классу скрипки, а потом музыкально-педагогическое училище. Но, боже мой, как она прекрасно выглядит! И, каждый раз, при встрече я видела её в новом наряде, элегантном, неповторимым, эксклюзивном.

— Лариса, ты опять меня удивила, какая кофточка! Где ты такое находишь?
— Ха-ха,— смеётся Лариса, — сама связала. Распустила старые кофты, постирала пряжу и связала.
— Но рисунок тоже сама придумала?

— Конечно! Мне покупать не на что, сама выкручиваюсь, как могу. Муж стал инвалидом из-за своей любви к водке. Ему ампутировали ногу, вот хожу с ним по больницам,  не можем пенсию оформить. Я, вообще-то, с ним давно в разводе, ещё тогда он не был инвалидом, но выгнать его не смогла, потому что у него нет другого жилья, а эту трёхкомнатную  квартиру я сама заработала, жалко делить, хочу внуку оставить. Так и живём под одной крышей. Сейчас, сама знаешь, как на пенсию прожить. Вот устроилась гувернанткой в богатую семью. Забираю их девочку из школы, кормлю, учу с ней уроки, отвожу в музыкальную школу, потом на балет. Суббота и воскресенье — свободные дни. Но в эти дни тоже подрабатываю в фотоателье по три часа в день. Мой младший  ещё учится в институте, а наш детский садик, где я работала,  закрыли, здание отдали какому-то коммерческому ВУЗу. Так и живём! Стараюсь ещё внукам помочь. Кручусь как молодая, наверное, поэтому выгляжу молодо!

        Я слушала и удивлялась её оптимизму, её жизнеспособности. Но собственно, что удивляться! Моё поколение все прошли через эту заваруху в стране, когда и зарплату задерживали на несколько месяцев и пенсию платили с большим опозданием. А надо было  как-то выживать всей семьёй. И мы ещё старались создать детям и внукам атмосферу счастья и радости. Умудрялись и дни рождения справлять и не ныли, что денег нет, делали подарки детям и внукам, и такие, как Лариса, всегда были веселы. При встрече обсуждали свои проблемы и чем могли  помогали друг другу. Да... были времена...

        А вот на мужчину нашего возраста в то время опереться не каждой женщине получалось. Некоторые мужчины, кажется, растерялись тогда, а  женщины, как всегда, подставили своё плечо. Вот и Лариса. Она не терялась ни в какой ситуации, замуж выходила каждый раз с надеждой на взаимную поддержку, но вот как-то не получалось. И мужа, с которым была уже много лет в разводе,  поддержала, оформила ему инвалидность, пенсию и ухаживала за ним до последнего дня.
        Когда я всё это узнала, была удивлена и восхищена её человеколюбию.
— А как же, сказала она мне, — это же отец моего сына.

        Никогда никакой корысти, только понятие и выручка в трудную минуту.
Прошло много лет, и я опять случайно встретилась с Ларисой. Дети и внуки, благодаря её заботе, крепко встали  на ноги, независимы, самостоятельны, обожают свою маму и  бабушку, а теперь уже и прабабушку. Она всё так же прекрасна, оптимистична, с новым мужем. Они вместе поют в народном хоре, вместе на даче пропалывают огород, сажают, выращивают и поют в унисон.
И никакие перестройки в стране не сломят её оптимизма и веру в себя и только в себя и надежду на счастье.