Городище Кошой-Коргон. Великий шёлковый путь

Свеана
Кошой-Коргон или иначе Атбаш – историческое городище, расположенное недалеко от небольшого городка или, скорее, большого села Ат-Баши. Для продвинутых пользователей GPS координаты 41°07;22.85; с. ш. 75°42;01.49; в. д.  Для остальных, чтобы сориентироваться по карте, - 12 км от Ат-Баши,  село Кара-Суу на левом берегу речки Кара-Коюн, впадающей в весьма не малую реку Ат-Баши. Как Таш-Рабат, так и Кошой-Коргон – это бусинки на нитке Великого шёлкового пути. Крепость Кошоя (так переводится с киргизского название) – дядьки легендарного  Манаса – начала своё существование в 7-м веке. Сейчас на Google map можно рассмотреть  сориентированный по сторонам света практически правильный квадрат, а порывшись в интернете, узнать его размеры: 245 на 250 метров.
Возле городища в году примерно 2004-м воздвигли современное здание музея, нелепо смотрящееся среди близлежащих развалюшистых домиков. На воротах металлической ограды, увенчанной рунами, висит замок. Побегав вдоль забора, видим парня, неспешно идущего к нам. Быстренько поторговавшись, приходим к обоюдному пониманию, что 50 сомов тоже хорошая цена за вход, тем более, что мы – свои, киргизские. Мои попутчики интересуются: будет ли экскурсия? Владелец ключа радостно кивает. Но, подумав, поясняет: «Только не по-русски». С недоумением перевариваем услышанное. Тут до меня доходит: «По-английски?!». Ключник потрясён: «По-киргизски!». Я оглядываю свою группу – исключительно славянские физиономии. Мы гордо отказываемся – всё равно ничего не поймём. А потом удивляемся: на кого эти экскурсии рассчитаны? Что-то не видать паломничества кыргызскоговорящих экскурсантов… 
На первом этаже музея собрана экспозиция из разряда «с миру по нитке»: макет крепости Таш-Рабат, керамические крынки с перуницами и рубежниками, петроглифы разных стилей. Где-то даже есть поясняющие таблички. Но в основном создатели музея руководствовались Соломоновой мудростью «многие знания – многие печали».
Почти весь второй этаж занимает юрта, так сказать, в разрезе. Сквозь остов можно рассмотреть внутреннее убранство.
Создатель музея – один из директоров рынка «Дордой» – не смог отказать благодарному человечеству в просьбах украсить стены прихожки собственными крупноформатными фотографическими ликами.
Рядом с музеем – одноэтажное здание картинной галереи, входя в которое ощущаешь затхлый, спёртый воздух редко открываемого помещения. Если в здании самого музея чисто, то в художественной галерее пол украшает толстый слой пыли, стены – развесистая паутина, а стёкла – пятна и разводы. Быстренько пробежавшись по низким залам во многом, надо отдать должное, с неплохими картинами,  радостно выскакиваешь на улицу подышать свежим, вкусным воздухом.
А дальше, метров через 200, уже оно – городище. Глиняные стены обнесены металлической оградой. Высокие ворота распахнуты. И нигде нет Остапа Бендера, собирающего деньги с благородной целью капитального ремонта Провала — чтобы не слишком проваливался! Не видно никого. Мы – единственная группа на большущем пространстве.
Пройдя в древность сквозь врата, распугиваем сизых голубей, которые основательно обжили вековые стены. Птицы шумно покружившись над головами, возвращаются к своим норкам.  А мыЗайдя внутрь, мы тут же поднимается на оплывшие глиняные стены. Утверждается, что они были высотой 10 метров. И почему-то этому веришь! Центральный вход – это проём между двумя глиняными башнями, коих было числом 50. Дальние стены колышутся в жарком мареве. Внутри ограждённой территории – чахлая трава, пересохшая земля и какие-то земляные холмики. Глина под ногами настолько спекшаяся от жары, что ноги в открытой обуви не пылятся. Воздух насыщен особым жарким полынным запахом, характерным для полупустынного высокогорья.
Археологи клянутся, что под каждым кустиком полно артефактов. А под землёй так и вовсе - расписные залы. Интересно было бы поглазеть: а чего они там нарыли?.. Мы не утрудили себя копанием. Прошлись по развалинам до восточного входа и вернулись обратно.
Очень тихо, спокойно. Хотелось сесть прямо на иссушённую камнеподобную глину, подпереть голову, созерцать дали земли и неба и подумать не торопясь:
Месяца месяцами сменялись до нас,
Мудрецы мудрецами сменялись до нас.
Эти камни в пыли под ногами у нас
Были прежде зрачками пленительных глаз.
Человек — словно зеркало, мир — многолик:
Он ничтожен и все же безмерно велик!
Хорошее место выбрали древние люди для постройки своего городища! Благоприятная энергетика. Беловерхие горы, окружающие плоское блюдо равнины. Река, струящаяся у их подножия. В отдалении – одинокий холм, напоминающий огромный курган. Вспомнилась картина, висящая в музее. На этой плоскодонной долине установлено большое количество юрт. Разглядывая территорию, ловлю себя на мысли, что соглашаюсь с художником: действительно этот ландшафт идеально подходит для скопища больших станов.
Если представить эти десятиметровые стены, вознесшиеся над плато, то можно понять, какое сильное впечатление они производили на купцов и караванщиков, вышедших из узких горных ущелий. И насколько стратегически удобно заложен град Кошоя-созидателя! Окрестность просматривается на многие километры. Должно быть, стражники исправно несли свою службу, оберегая городище от набегов шаек разбойников и организованных войск чингизидов. Долгие годы крепость Кошоя никто не мог покорить.
Те, кто говорит, что история повторяется дважды, вероятно, не дружат с арифметикой. История состоит из бесконечной череды повторений. Здесь, в нынешней Киргизии, так же, как в европах, сработало извечное «шерше ля фам». Жена рогоносца Кошоя сговорилась с захватчиками, открыв ворота для расправы над мужем и его народом. А крепость, как и положено, разнесли в пух и прах, который мы наблюдаем по сей день: красивое место, живописные горы, мощная энергетика и цитадель, лежащая в руинах.
Но кыргызстанцы не лаптем щи хлебают. Сейчас ведётся работа по включению Кошой-Коргона (он же – Атбаш) в культурное наследие ЮНЕСКО. И если это произойдёт, то – о-о! Будет взрыв интереса! Сколько археологов заточат лопаты… Сколько мусора  накидают туристы… Сколько местных жителей поменяют свои устои… И местечко очень далёкое от центров цивилизации – глубинка, глухая провинция – потеряет своё очарование.
Меняем реки, страны, города...
Иные двери... Новые года...
А никуда нам от себя не деться,
А если деться — только в никуда.