Опять двойка... за мир!

Аглая Юрьева
    Однажды коллега сделала интересное сообщение, дабы стало понятно, откуда ноги растут. Вот то, откуда они растут, именуется начальная школа. Сейчас поясню. Мы сетуем, что большинство студентов не умеет работать с научными текстами: не могут определить основную мысль, уловить средства связи между абзацами, написать реферат (именно реферат - вторичный научный текст), под которым многие подразумевают списывание фрагментов из разных книжек и их хаотичное расположение.

    А ведь в течение 10 лет школьники (будущие студиозусы) имеют дело с научными (учебно-научными) текстами по разным дисциплинам. И начинается эта умственная работа в начальной школе, потому что именно там они впервые и сталкиваются с научными текстами по ... природоведению.

   Но я не о тексте, я только о языке. Какое милое слово - "ПРИРОДОВЕДЕНИЕ"! Чем оно не угодило бонзам от образования? Кажется, в начале 80-х дисциплину стали называть "ОЗНАКОМЛЕНИЕ с окружающим миром".

   Длинное отглагольное прилагательное ("ЗНАКОМСТВО", очевидно, не подошло, слишком легкомысленно звучит)! В речи принята предложно-падежная форма: предлог  ПО+существительное  дательного падежа: ПО математикЕ получил пять, контрольная ПО физикЕ и пр. Значит, ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ... получил 2. Забавно? Ведь предлог ПО с отглагольными существительными употребляется и в значении "после", только падеж другой – предложный: по рассмотрениИ, по прошествиИ по приездЕ и пр.
 
   Так возникают омофоны – одинаково звучащие слова:
   Получил двойку ПО ознакомлениЮ с окружающим миром (по дисциплине)
   Получил двойку ПО ознакомлениИ с окружающим миром (после того, как ознакомился)
   Может, нужно было ЗА ознакомление?

   Название дисциплины изменили, кажется в конце 90-х. Остался только ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.
   Значит, теперь можно получить оценки ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. Еще хлеще! Тогда, может быть, ЗА окружающий мир? А по-домашнему можно говорить так: "Опять двойка за мир!"

2011