Однажды коллега сделала интересное сообщение, дабы стало понятно, откуда ноги растут. Вот то, откуда они растут, именуется начальная школа. Сейчас поясню. Мы сетуем, что большинство студентов не умеет работать с научными текстами: не могут определить основную мысль, уловить средства связи между абзацами, написать реферат (именно реферат - вторичный научный текст), под которым многие подразумевают списывание фрагментов из разных книжек и их хаотичное расположение.
А ведь в течение 10 лет школьники (будущие студиозусы) имеют дело с научными (учебно-научными) текстами по разным дисциплинам. И начинается эта умственная работа в начальной школе, потому что именно там они впервые и сталкиваются с научными текстами по ... природоведению.
Но я не о тексте, я только о языке. Какое милое слово - "ПРИРОДОВЕДЕНИЕ"! Чем оно не угодило бонзам от образования? Кажется, в начале 80-х дисциплину стали называть "ОЗНАКОМЛЕНИЕ с окружающим миром".
Длинное отглагольное прилагательное ("ЗНАКОМСТВО", очевидно, не подошло, слишком легкомысленно звучит)! В речи принята предложно-падежная форма: предлог ПО+существительное дательного падежа: ПО математикЕ получил пять, контрольная ПО физикЕ и пр. Значит, ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ... получил 2. Забавно? Ведь предлог ПО с отглагольными существительными употребляется и в значении "после", только падеж другой – предложный: по рассмотрениИ, по прошествиИ по приездЕ и пр.
Так возникают омофоны – одинаково звучащие слова:
Получил двойку ПО ознакомлениЮ с окружающим миром (по дисциплине)
Получил двойку ПО ознакомлениИ с окружающим миром (после того, как ознакомился)
Может, нужно было ЗА ознакомление?
Название дисциплины изменили, кажется в конце 90-х. Остался только ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.
Значит, теперь можно получить оценки ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. Еще хлеще! Тогда, может быть, ЗА окружающий мир? А по-домашнему можно говорить так: "Опять двойка за мир!"
2011