Сентябрьские тезисы - 1. Образование

Владимир Митюк

Сентябрьские тезисы - 1. Образование
Владимир Митюк
Образование.

Увы, в этом я не оригинален, врачи, учителя – ну, сколько можно об этом?
Я понимаю, реформа образования – чревата, даже для  нынешнего, лучшего за последние десятилетия, министра. Как и для министра культуры.  Ставлю обоим по 10+. Несмотря на стенания ученых, академиков, деятелей, близких…
Зачем я написал предыдущий абзац? Кому не понравится, дальше читать не будут, а зря. Вот, неэффективные ВУЗы… Сложно сразу, не то – студенческие волнения. Безработица среди определенного круга желающих получить образование и получить за условное обучение определенные дивиденды.
Вот вы прочли, и что? Тезис-то должен быть?
Есть он у меня.
1. Закрыть все, абсолютно все, факультеты в непрофильных ВУЗах, готовящие т.н. эффективных менеджеров, юристов, экономистов.

2. Молодых людей отправить на службу Родине, а девушек – учиться на фельдшеров.
Скажут – вот, еще один который…
Да, нам нужны факультеты, кафедры, готовящие подобных специалистов. Только они должны быть исключительно целевыми, и доступными для достигших определенных успехов в основной профессии…  Нормальный руководитель, частной или государственной, компании, будет отбирать лучших, и платить за это деньги, и не малые. 
А перепроизводство подобных  специалистов чревато  не только тем, что они не будут востребованы, но и тем, что – мы представляем, в какой стране живем, - будут искусственно организованы новые рабочие места, дабы пристроить родных и близких – а, следовательно,  число людей, исключенных их сферы производства,  будет возрастать…
Читаем Салтыкова-Щедрина!
Закрывать нужно сразу, резко, не боясь т.н.  студенческих волнений – есть студенты технических специальностей,  курсанты…  Учащиеся школ МВД и МЧС разберутся, будьте уверены…
3. Не заниматься всякой ерундой типа отлова экономических и юридических, неправильно написанных диссертаций. Путь их!  Это дороже. Поскольку человек со званием к.э.н. или д.э.н. , уж извините, защитившийся в 2000-х годах, ученым не воспринимается. Ибо практически никакого движения экономической или юридической мысли нет, что отражается в последних прогнозах экономического роста. А они – пусть живут, наслаждаются степенями и званиями….
4. Прием в ВУЗЫ…
В ЕГЭ что-то есть…. В свое время я познакомился с этой системой до ее внедрения у нас в Алжире…. Там лучшие – действительно направлялись в самые престижные университеты Франции, Европы, России…  но нарушения карались очень жестко – отвечала семья, род.
А прием по результатам олимпиад – да, это можно только приветствовать – обязательно, но только по всероссийским и европейским! Стал призером – выбирай. И никаких региональных.
Впрочем, если выиграл региональную – поступай в своем регионе. Хотя и в этом я не уверен.
 
5. Школа.
Понятно, здесь зависит от педагога, исключительно него.  Не могу, увы, квалифицированно ответить на задаваемый себе же вопрос.  Учебники, по которым доводилось учиться мне, моим детям, и теперь моему внуку…. Да неплохие. Только должен быть один стандарт. Для всех. А теперь это бизнес, причем очень выгодный!
А в специализированных классах, школах использовать дополнительную литературу – не заменяющую основную!
Это всего лишь тезисы…
А оплата – мне кажется, что учитель в средней школе. В селе, в глубине должен получать не меньше главы района…
Увы, от этого уважение…
 
6. Не хотелось писать об этом, но, когда руководитель государственного ВУЗА имеет официальную зарплату на порядок или два больше преподавателя – это, извините,  разврат.  Пример – мой хороший знакомый, доктор физмат наук, профессор, с хорошим индексом цитирования в зарубежных изданиях, имеет оклад около 24 тыс., плюс  три – за степень…  Дальше продолжать? Громадный разрыв в оплате т.н.  «эффективных менеджеров» и специалистов приводит к тому, что должности руководителей будут занимать не специалисты, а получившие образование по п.1…

////////////////////////////
Еще раз прочел написанное три года назад, еще до кризиса и санкций!
Пожалуй, и сейчас могу подписаться под каждым из тезисов.
 
Недавно  прохожу мимо бывшего авиационного техникума, из которого лучшим путь в профильные вузы. Теперь техникума нет, а есть факультеты менеджмента и экономики….
Мимо ПТУ, в котором теперь размещается высшая школа экономики…
Мимо высшей инженерной школы дизайна (бывший техникум или ПТУ, не помню)…

Было бы смешно…

А вот ЕГЭ… В результате 70% бюджетных мест в СПб занимают не выпускники школ, лицеев и гимназий города. Уж не думаю, что качество образования в СПб так резко упало, а в регионах повысилось.

И еще… Совершена грубая ошибка, в результате которой институты стали университетами. Понятно, повышен статус, благ больше, зато появляются непрофильные специальности. И куда они идут, выпускники, то есть? Правильно, в те организации, которые финансируются государством! Или в гос. корпорации. И, как правило, «сидят» на накладных расходах!  Тем самым стоимость продукции увеличивается. И, хуже всего, страдает качество. (Увы, п.2 усугубился)…
Но можно ли что-то сделать переориентировать? Закрыть?
Не думаю. Вернее, можно, но тогда придется действовать «по-китайски».
Лишившийся должностей преподавательский состав, студенты – возможности получения высшего (?) образования куда пойдут? Правильно, организуют нечто вроде майдана» и «Болотной».
Интересен пример Франции, вот что пишут о событиях, приведших к последующие отставке генерала да Голля с поста президента:
«К падению администрации де Голля приводят майские события во Франции 1968 года.
2 мая 1968 года в Латинском квартале — парижском районе, где находятся многие институты, факультеты Парижского университета, студенческие общежития — вспыхивает студенческий мятеж. Учащиеся требуют открыть факультет социологии в парижском пригороде Нантере, закрытый после аналогичных беспорядков, вызванных старинными, «механическими» методами образования и рядом бытовых конфликтов с администрацией. Начинаются поджоги автомобилей. Вокруг Сорбонны возводятся баррикады. Срочно вызываются отряды полиции, в борьбе с которыми несколько сотен студентов получают ранения. К требованиям мятежников прибавляется освобождение их арестованных коллег и вывод полиции из кварталов. Правительство не решается эти требования удовлетворить. Профсоюзы объявляют суточную забастовку. Позиция де Голля жёсткая: с мятежниками переговоров быть не может. Премьер-министр Жорж Помпиду предлагает открыть Сорбонну и удовлетворить требования студентов. Но момент уже потерян».

Думаю, у нас в курсе этого. И момент, кажется, упущен.  Гуманитарии как-то быстро организуются. Чему-чему, а говорить их научили. 
Хотя уровень подготовки молодых специалисты, получивших техническое образование, вселяет надежду на лучшее будущее… 

"Жаль только — жить в эту пору прекрасную
 Уж не придется — ни мне, ни тебе».
Н.А.Некрасов, «Железная дорога»… 
1864 год.
***
Прошло время. Есть ли изменения?
Да. Министр образования уже другой.
Да. Пришли на работу бакалавры. Т.е., фактически студенты, отучившиеся 4 года. Впрочем, и ранее курсы 5 и 6 не слишком напрягали.  Проработав кто год, кто два некоторые поступают в магистратуру. Уже сознательно. И это хорошо. Так что будем посмотреть.
А где найти квалифицированных сварщиков, фрезеровщиков, токарей? Их тоже нужно долго и тщательно обучать…
Новое время – новые вызовы. Интернет. Да, теперь родители-ученики – могут отслеживать. Но это боковая ветка. В принципе, нужно учить с младших классов доставать информацию. А как ее использовать? Это уже задача тех, кто составляет программы и обучает.

Еще один момент – катастрофически не хватает работников.  Сокращение псевдо-гуманитариев, вольно-невольно, пусть не сразу, должно привести к перераспределению трудовых ресурсов. Не все же пойдут торговать…

Я же остаюсь оптимистом.

А вот как относились к образованию полтора столетия назад. 
На фото:
Санкт-Петербург, Васильевский остров, – 10-я линия, 33. Здесь находились «Высшие женские (Бестужевские) курсы», а в советское время – математико-механический факультет ЛГУ. И автор несколько лет входил в эти двери. Потом, правда, факультеты переехали ближе к Новому Петергофу…
А что делал автор на Васильевском, можно прочесть здесь:
Васильевский остров. Тайные знаки.
http://www.proza.ru/2017/06/01/1970
продолжение тезисов – здесь. Про экономию.
http://www.proza.ru/2016/11/01/471