Основы космологии. Рабочая программа

Майоров Дмитрий Николаевич
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Гуманитарный институт
Кафедра философии


УТВЕРЖДАЮ:
Председатель СПН
____________
«___» __________ 2012 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дисциплина «Основы космологии»
направление 033300.62 «Религиоведение»

Квалификация: бакалавр
Форма обучения: очная (4 г.) / заочная / заоч. сокр. (3 г.)




Курс: 2/ 2 / 2
Семестр: 4 /4 / 4
Аудиторные занятия – 108 / / 4
Лекции – 36 / / 4
Практические занятия – 18 / / -
Лабораторные занятия – не предусмотрены учебным планом
Самостоятельная работа – 72 / / -
Без преподавателя – 64,8 / / -
Со студентом – 2,9 / / -
С группой – 4,3 / / -
Курсовой проект – не предусмотрен
Контрольные работы – -/4/-
Экзамен – не предусмотрен учебным планом
Зачет – 4 / 4/ 4 семестр
Общая трудоемкость – 108 /12/ 8









Тюмень 2012
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ВПО по направлению 033300.62 «Религиоведение» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "23" декабря2010 г. № 2008








Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «Религиоведение»

Протокол № ___ «___» ___________ 2012 г.

Заведующий кафедрой философии ____________________ Л.Н. Шабатура

































Рабочую программу разработал:

Д.Н. Майоров, ст.преподаватель (подпись)

 
1. Цели и задачи дисциплины. Основная цель изучения курса «Основы космологии» заключается в формирование у студентов целостного представления об современной астрономической научной картине мира

Задачи курса:
1. Проанализировать соотношение космологии и космогонии в истории религии, натурфилософии, естествознании
2. Изучить историю космологических картин мира в античности, средние века, эпоху Возрождения, Новое и Новейшего время.
3. Представить современные научные данные о Солнечной системе, планетах, звездах, Галактике, многообразии мира галактик, сценариях стационарной Вселенной и космологии «Большого Взрыва», раскрыть содержании и значении закона Хаббла

2. Место дисциплины в учебном процессе

Для изучения дисциплины «Основы космологии» необходимо усвоение следующих дисциплин:
- Концепции современного естествознания
- Наука и религия
- Диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений
- Высшая математика
- Информатика

3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владением навыками использования компьютерной техники и информационных технологий в поиске литературы и составления библиографических обзоров; владением навыками работы в глобальных компьютерных сетях; способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознанием опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдением основных требований информационной безопасности (ОК-7);
- способностью использовать в профессиональной деятельности знание из области естественнонаучных дисциплин (ОК-18);
- владением навыками подготовки служебных документов и деловой переписки (ОК-6);

В результате освоения дисциплины студент должен:

(Математический и естественнонаучный цикл).
знать: фундаментальные разделы математики, информатики, концепций современного естествознания;
уметь: создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет; применять навыки и умения в этой области для решения профессиональных задач;
владеть: навыками использования программных средств и навыками работы в компьютерных сетях в познавательной и профессиональной деятельности, в том числе в поиске литературы и при составлении библиографических обзоров; навыками подготовки служебных документов и деловой переписки.
Содержание разделов и тем дисциплины










№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины
1. I. История космологических картин мира. Космология и космогония. Их соотношение в истории религии, натурфилософии, естествознания
2. Античная космогония и космология. Гесиод, Гомер, Платон, Аристотель, К. Птолемей. Космогогия Египта, Месопотамии, Индии и Китая
3. Космология средних веков: Амвросий Медиоланский, свт. Василий Великий, свт. Иоанн Златоуст, Прп. Иоанн Дамаскин, Ф. Аквинат, Н. Кузанский
Космогония эпохи Возрождения. Фичино, Н.Коперник , Дж.
Бруно
4. Космология Нового и Новейшего времени. И. Кеплер, Р. Декарт, Г.Галилей, И. Ньютон, И. Кант, А. Эйнштейн, С. Хокинг, Амбрацумян
5. II. Современные научные космологические модели Вселенной . Галактика, ее форма и строение. Солнечная система в Галактике. Многообразие мира галактик. Сценарий стационарной Вселенной и «Космология Большого Взрыва». Содержание и значение закона Хаббла
6. Рождение частиц по современной модели развития Вселенной. Модель инфляционной Вселенной. Возникновение во Вселенной крупномасштабных неоднородностей.
7. Инфляционная модель развития Вселенной — последовательность событий в очень ранней Вселенной
8. Концепции строения, эволюционных процессов и зарождения структур в мире планет. Элементы планетной космогонии.. Формирование малых тел Солнечной системы, Луны и Земли
9. Движения Земли, строение геосфер и изучение процессов. Распространенность и круговороты химических элементов на Земле. Модели появления геологических структур на поверхности Земли. Геохимические циклы. Самоорганизация при образовании планет и взаимодействии геосфер.
10. Концепция Эверетта о параллельных мирах. Проблема существования и поиска внеземных цивилизаций.

4.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № разделов и тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Концепции современного естествознания + + + + + +
2 Наука и религия + + + + + + + +
3 Диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений + + + + +
4 Высшая математика + + + + +
5 Информатика + + + + + +


4.3 Перечень тем лекционных занятий

№ п/п Наименование лекции Трудоемкость
(часы) Форми-руемые компе-тенции Методы преподавания
1 2 3 4 5
1 Космология и космогония. Их соотношение в истории религии, натурфилософии, естествознания 2/-/0,5 (ОК-6)
(ОК-7)
(ОК-18)
Вводная лекция
2 Античная космогония и космология. Гесиод, Гомер, Платон, Аристотель, К. Птолемей. Космогогия Египта, Месопотамии, Индии и Китая 4/-/0,5 Лекция
3 Космология средних веков: Амвросий Медиоланский, свт. Василий Великий, свт. Иоанн Златоуст, Прп. Иоанн Дамаскин, Ф. Аквинат, Н. Кузанский 4/-/0,5 Лекция
4 Космогония эпохи Возрождения. Фичино, Н.Коперник , Дж.
Бруно 2/-/0,5 Лекция
5 Космология Нового и Новейшего времени. И. Кеплер, Р. Декарт, Г.Галилей, И. Ньютон, И. Кант, А. Эйнштейн, С. Хокинг, Амбрацумян 2/-/0,5 Лекция
6 . Галактика, ее форма и строение. Солнечная система в Галактике. Многообразие мира галактик. Сценарий стационарной Вселенной и «Космология Большого Взрыва». Содержание и значение закона Хаббла 10/-/1 Лекция
7 Рождение частиц по современной модели развития Вселенной. Модель инфляционной Вселенной. Возникновение во Вселенной крупномасштабных неоднородностей. 2/-/- Лекция
8 Инфляционная модель развития Вселенной — последовательность событий в очень ранней Вселенной 2/-/- Проблемная лекция
9 Концепции строения, эволюционных процессов и зарождения структур в мире планет. Элементы планетной космогонии.. Формирование малых тел Солнечной системы, Луны и Земли 8/-/0,5 Лекция-консуль-тация
10 Движения Земли, строение геосфер и изучение процессов. Распространенность и круговороты химических элементов на Земле. Модели появления геологических структур на поверхности Земли. Геохимические циклы. Самоорганизация при образовании планет и взаимодействии геосфер.

4.4 Перечень тем семинарских, практических занятий или лабораторных работ

№ п/п Наименование семинаров, практических и лабораторных работ Трудо-емкость
(часы) Форми-руемые компе- Методы преподавания
1 Космология и космогония. Их соотношение в истории религии, натурфилософии, естествознания 3 4 4
1. Античная космогония и космология. Гесиод, Гомер, Платон, Аристотель, К. Птолемей. Космогогия Египта, Месопотамии, Индии и Китая 4/-/1 (ОК-6)
(ОК-7)
(ОК-18)
Обучающий контроль
2. Космология средних веков: Амвросий Медиоланский, свт. Василий Великий, свт. Иоанн Златоуст, Прп. Иоанн Дамаскин, Ф. Аквинат, Н. Кузанский 4/-/1 Обучающий контроль.
Работа с печатными источниками
3 Космогония эпохи Возрождения. Фичино, Н.Коперник , Дж.
Бруно 4/-/1 Обучающий контроль.
Работа с печатными источниками
4 Космология Нового и Новейшего времени. И. Кеплер, Р. Декарт, Г.Галилей, И. Ньютон, И. Кант, А. Эйнштейн, С. Хокинг, Амбрацумян 4/-/1 Обучающий контроль
5 . Галактика, ее форма и строение. Солнечная система в Галактике. Многообразие мира галактик. Сценарий стационарной Вселенной и «Космология Большого Взрыва». Содержание и значение закона Хаббла 4/-/1 Обучающий контроль
6 Рождение частиц по современной модели развития Вселенной. Модель инфляционной Вселенной. Возникновение во Вселенной крупномасштабных неоднородностей. 4/-/1 Проблемный семинар
7 Инфляционная модель развития Вселенной — последовательность событий в очень ранней Вселенной 2/-/1 Обучающий контроль
8 Концепции строения, эволюционных процессов и зарождения структур в мире планет. Элементы планетной космогонии.. Формирование малых тел Солнечной системы, Луны и Земли 2/-/1 Дискуссия
Движения Земли, строение геосфер и изучение процессов. Распространенность и круговороты химических элементов на Земле. Модели появления геологических структур на поверхности Земли. Геохимические циклы. Самоорганизация при образовании планет и взаимодействии геосфер.
Концепция Эверетта о параллельных мирах. Проблема существования и поиска внеземных цивилизаций.

4.5 Перечень тем самостоятельной работы

№ п/п Наименование тем Трудо-емкость
(часы) Виды
контроля Формируемые компетенции
1 3 4 5 6
1. Космология и космогония. Их соотношение в истории религии, натурфилософии, естествознания 6 Вопросы
для семестрового контроля (ОК-6)
(ОК-7)
(ОК-18)

2. Античная космогония и космология. Гесиод, Гомер, Платон, Аристотель, К. Птолемей. Космогогия Египта, Месопотамии, Индии и Китая 6 Вопросы
для семестрового контроля
3. Космология средних веков: Амвросий Медиоланский, свт. Василий Великий, свт. Иоанн Златоуст, Прп. Иоанн Дамаскин, Ф. Аквинат, Н. Кузанский 6 Вопросы для семестрового контроля
4. Космогония эпохи Возрождения. Фичино, Н.Коперник , Дж.
Бруно 8 Выступление на семинарском занятии
5. Космология Нового и Новейшего времени. И. Кеплер, Р. Декарт, Г.Галилей, И. Ньютон, И. Кант, А. Эйнштейн, С. Хокинг, Амбрацумян 7 Выступление на семинарском занятии
6. . Галактика, ее форма и строение. Солнечная система в Галактике. Многообразие мира галактик. Сценарий стационарной Вселенной и «Космология Большого Взрыва». Содержание и значение закона Хаббла 7 Выступление на семинарском занятии
9 Рождение частиц по современной модели развития Вселенной. Модель инфляционной Вселенной. Возникновение во Вселенной крупномасштабных неоднородностей. 7 Выступление на семинарском занятии
10 Инфляционная модель развития Вселенной — последовательность событий в очень ранней Вселенной 7 Доклад
Итого 54

5. Рейтинговая оценка знаний студентов
Таблица 1
Максимальное количество баллов за каждую текущую аттестацию

1 аттестация 2 аттестация 3 аттестация Итого
30 30 40 100

Таблица 2
Виды контрольных мероприятий в баллах

№ Виды контрольных мероприятий Баллы № недели
1 Активная работа на лекции 2
2 Работа на семинаре по одному заданному вопросу
Работа на семинаре по двум заданным вопросам
Работа на семинаре по трем заданным вопросам 6
8
10
3 Примеры практического применения теории 5
4 Активное участие в дискуссии 7
5 Контрольная работа 0-10
6 Выступление с докладом 5-12
7 Конспект первоисточника 10
ИТОГО 35
8 Активная работа на лекции 2
9 Работа на семинаре по одному заданному вопросу
Работа на семинаре по двум заданным вопросам
Работа на семинаре по трем заданным вопросам 6
8
10
10 Примеры практического применения теории 5
11 Активное участие в дискуссии 7
12 Контрольная работа, тест 0-25
13 Рецензирование научной литературы (10 источников) 10
14 Защита курсовой работы 15
ИТОГО 65
ВСЕГО 100


6. Учебно-методическое обеспечение
6.1. Основная литература
1. Дубнищева, Татьяна Яковлевна. Концепции современного естествознания. Основной курс в вопросах и ответах [Текст] : учебное пособие / Т. Я. Дубнищева. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2007. - 407 с. : ил. - Библиогр.: с. 370. –
2. Канке, Виктор Андреевич. Концепции современного естествознания [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным и социально-экономическим направлениям и специальностям по дисциплине ЕН.3-"Концепция современного естествознания" / В. А. Канке. - 2-е изд., испр. - М. : Логос, 2007. - 368 с. : ил
3. Гусев, Дмитрий Алексеевич. Концепции современного естествознания [Текст] : краткий курс : популярное учебное пособие / Д. А. Гусев ; Российская академия образования, МПСИ. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2008. - 268 с. - Библиогр.: с. 192.
4. Игнатов, Сергей Борисович. Современная научная картина мира [Текст] : учебник для слушателей групп дополнительного образования с присвоением квалификации "Преподаватель / Преподаватель высшей школы", аспирантов и докторантов педагогических специальностей / С. Б. Игнатов, В. А. Игнатова ; ТюмГНГУ. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2010. - 240 с.
6.2. Дополнительная литература
5. Альберт Эйнштейн и теория гравитации [Текст] : сборник статей. - М. : Мир , 1979. - 592 с.
6. Девис, П.  Суперсила [Текст]: поиски единой теории природы / П. Девис. - М. : Мир , 1989. - 272 с.
7. Анисимов А.П. Концепции современного естествознания. Биология. М.,2000
8. Филин С.П. Концепции современного естествознания. Шпаргалки. М, 2008
9. Савченко В.Н., Смагин В.П. Начала современного естествознания. Концепции и принципы. (с тестами) М.,2006
10. Савченко В.Н., Смагин В.П. Начала современного естествознания. Тезаурус. М.,2006
11. Исаков А.Я. Основы современного естествознания. В 3-х частях. КамчатГТУ; 2012
12. Клягин Н.В. Современная научная картина мира. (Учебное пособие) СПб, 2007
13. Айзек Азимов Выбор катастроф. От гибели Вселенной до энергетического кризиса. 2002
14. Тарасов Л.В Закономерности окружающего мира. ( В 3-х книгах ). М.,2004
15. Карл Саган Космос. Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации. М.,2005
16. Стивен Хокинг Краткая история времени. От большого взрыва до черных дыр. СПб, 2008
17. Вертьянов С.Ю. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства. М, 2009
18. Айзек Азимов Путеводитель по науке. От египетских пирамид до космических станций. М..,2006
19. Артур Уиггинс, Чарльз Уинн. Пять нерешенных проблем науки. М.,2005, 304с.
20. Рубаков В.А. Темная материя и темная энергия во Вселенной М, 2011
21. Стивен Хокинг Черные дыры и молодые вселенные. СПб.,2004
22. Брайан Грин. Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории. (2004, 288с.)
 
КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Учебная дисциплина История Русской православной церкви Форма обучения:
Кафедра Философии Очная: 3 курс, 6 семестр
Для студентов бакалавриата и специалитета всех специальностей Заочная/заочная сокращенная: 2 курс, 4 семестр

Карта методического обеспечения «История Русской православной церкви»

Учебная и учебно-методическая литература по рабочей программе Название учебной и учебно-методической литературы,
автор, издательство, Год издания Вид издания Вид занятия Кол-во Экз. в БИК Контингент обучающихся, использующих указанную литературу Обеспеченность обучающихся литературой, % Место хранения Наличие эл. варианта в электронно-библиотечной системе
ТюмГНГУ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Дубнищева, Татьяна Яковлевна. Концепции современного естествознания. Основной курс в вопросах и ответах [Текст] : учебное пособие / Т. Я. Дубнищева. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2007. - 407 с. : ил. - Библиогр.: с. 370. 2007 У Л, С 1. 3 9 БИК -
Канке, Виктор Андреевич. Концепции современного естествознания [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным и социально-экономическим направлениям и специальностям по дисциплине ЕН.3-"Концепция современного естествознания" / В. А. Канке. - 2-е изд., испр. - М. : Логос, 2007. - 368 с. : ил 2007 У Л, С 2. 100 400 БИК -
Гусев, Дмитрий Алексеевич. Концепции современного естествознания [Текст] : краткий курс : популярное учебное пособие / Д. А. Гусев ; Российская академия образования, МПСИ. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2008. - 268 с. - Библиогр.: с. 192. 2008 П Л, С 3. 2 17 БИК -
Игнатов, Сергей Борисович. Современная научная картина мира [Текст] : учебник для слушателей групп дополнительного образования с присвоением квалификации "Преподаватель / Преподаватель высшей школы", аспирантов и докторантов педагогических специальностей / С. Б. Игнатов, В. А. Игнатова ; ТюмГНГУ. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2010. - 240 с. 2010 УП Л, С 4. 10 84 БИК -

зав. кафедрой Л.Н. Шабатура

«__» ________ 2012