Бремя знаний

Аглая Юрьева
   Когда вы научились разделять информацию на нужную или ненужную? Сначала - понятное дело - в школе. Зачем мне физика, если я иду в театральный? В вузе к фильтрации относились осторожней, но циничней. Лет к 30-ти у меня начался пересмотр того, что знала и умела, и восполнение пробелов. С удовольствием принимала предложенную информацию во всех проявлениях. Если приходилось платить, то уж за свои-то деньги старалась выжать все и чуть больше. К 40 поняла, что почти все пригодилось! К 50 почувствовала, что принимать и внимать стала труднее. Хотя желание не пропало, дозы поумерила, в чем-то намеренно ограничив информацию.
 
   В последние два года замечаю у студентов полное отсутствие принимать информацию (т.е. пропускать ее через мозг). Наверное, возлагают надежды на Интернет. Но получая (получив) информацию из Сети, не оставляют ее у себя. Моментальность получения и сиюминутность забывания.
 
   Мы приходим в вузах к тому, что вместо знаний студент приобретает skills. В теоретическом же плане - сведения на уровне понятий.

   Могу согласиться, что лекция "без всего" уже изживает себя, поэтому редкий препод не идет в ногу со временем, используя завлекалки мультимедийных средств обучения. В первую очередь - это знаки, значки, символы, индексы (что там еще у Ч.Морриса?). Почти как дрессировка шимпанзе. Приведет ли "комиксовость" лекции к умению выстраивать силлогизмы? Как повысить уровень вербального выражения?
 
   На лекциях все чаще видишь пустые глаза. А если глаза горят, то устремлены они в ноутбук (благо в Нет можно выходить через встроенные модемы). Если препод долдонит, значит можно заниматься своим делом. Когда нужно, лектор даст сигнал ("Думай, Джуди,думай"): "Запишите, это будет на экзамене!"

    Помню,  как мы с жадностью ловили слова преподователей, записывать старались много. Кстати, если бы не записи старательных студентов, филологи бы не получили изданного классического труда Ф.Соссюра и лекций по истории русского языка Б.А.Ларина.

2010

2010