О шпионах и функциях языка

Аглая Юрьева
    Решила  как–то в качестве разминки задать студентам  вопрос из сборника Нормана (для тех, кто не знает: Норман Б.Ю. – доктор филологических  наук, профессор из Минска). Вопрос был связан с функциями языка. Борис Юстинович в шутку спрашивал, как с помощью слов "куколка", "балетница" и "воображуля" разоблачить иностранную шпионку?

    Нетрудно догадаться , никто на вопрос не ответил. Кто-то пролепетал вроде "а ведь нет такого слова - "балетница". И - все. Дальше - тишина. Я просто за голову схватилась. Неужели не знают эту считалку? Кто–то в наше время считал пуговицы с этой присказкой: "Куколка. балетница, воображуля, сплетница". На какое слово "выпадала" последняя пуговица, значит, ты такой и есть. Мы же скакали на скакалке парой, лицом друг к другу, приговаривая:
 Иван, болван,
 Соня, фасоня (засоня),
 Куколка, балетница,
 ВЫбражуля, сплетница.

    Если зацепился за скакалку на каком-то из слов, то ты и становился либо куколкой, либо балетницей. И смысла большого искать в этом не стоило. Правда, всегда лучше было делать ошибку на «куколке», нежели на «сплетнице».

    И вот - увы! Студентки этого не знают. А ведь считалки, игровые присказки, дразнилки (т.е. детский фольклор) всегда считался самым стойким из всех фольклорных жанров. Вряд ли кто сможет рассказать былину или спеть подблюдную песню. Да что там подблюдную: колыбельную не все исполнят своему дитяти. Но игровой фольклор мне всегда казался незыблемым: это прочная нить, связующая нас с историей народа. Вот здесь как раз и можно говорить о аккумулятивной функции языка - функции хранения и передачи культурной памяти народа ( в данном случае - русского). А с ней вместе - и о гносеологической. Мы вопием: дети не читают классическую литературу, не смотрят фильмов из золотого фонда нашего кинематографа. Но оказывается–то, что сильнейшая устная традиция передачи знаний оборвана давно. Кто виноват? Мы, не певшие колыбельных песен и не научившие играть в "Али-бабу"? Да, выпустить ребенка во двор одного нынче страшно. Но на школьных переменах, на продленке неужели нынче не играют в ручеек, в классики или в "Море волнуется - раз"? Это вопрос больше ко взрослым, поскольку они являются передаточным звеном. А что делать теперь, когда "передатчики" вышли из строя? Остается одна функция - коммуникативная. Но без двух упомянутых человек и не человек вовсе, а так, коммутатор.
 
           Горько, однако. И шпионы, наверное, шастают повсюду.