Оливковой ветви не достоин, хотя так ее добивался

Петр Котельников
Хотелось бы верить в естественный порыв Хрущева от-речься от идола, которому рабски служил до самой его смерти, когда он выступил с пространным докладом, осуждавшим культ личности Сталина, только слишком многое заставляло меня этого не делать. Ибо проявлялся этот культ повсюду, на всех уровнях власти.
Хрущев не просто по наивности своей терпел, видя в лице «вождя народов» гения, он делал все сознательно, лишь бы постоянно находиться под оберегающим зонтиком Иосифа Виссарионовича. И многое, слишком многое прощал своему другу Иосиф. Прощал такое, что никому не прощал. Он верил ему, зная все недостатки Никиты. Он уже до личного знакомства понял, что на таких, как Хрущев можно всегда положиться. Такие верят, не проверяя.
Я представляю себе, как трудно становиться за штурвал огромного государства, до того управляемого талантливым кормчим! Трудности еще более возрастают, если за штурвал становится личность, приближенная к кормчему, успевшая что-то почерпнуть от его умения, но сама по себе ординарная, со слабым образованием.

Проста одежда. Вид – обычный,
И без «фасону» пиджачок.
В соломку шляпа… Наш привычный,
Пришел «свой в доску» мужичок.

Судить привыкли по одежде, –
За нас решала жизнь сама:
С башкой большою, но невежда
Под знаком быстрого ума.

Ставши надо всеми, получив неограниченную власть, бед натворит она немалых. Так и случилось с Никитой Хрущевым, ставший Первым секретарем ЦК Компартии Советского Союза и позднее также Председателем Совета Министров СССР. Говорить о нем не слишком хочется, да приходиться. Из песни слов не выкинешь. Сегодня вспоминают проведенное им развенчивание культа Сталина, но не вспоминают цели, с которой это делалось. Не вспоминают и того, что закончилась борьба эта становлением культа Хрущева.
Нет никакого желания заниматься вмешательством этого человека в области идеологии. Руку тяжелую его испытали и художники и писатели. Это при нем они побегут за границу.
Беда затронула все сферы деятельности ставшего набирать обороты промышленного созидания огромного государства. И основа этого самомнение полуграмотного человека, возомнившего себя знатоком всего и вся. Взять хотя бы, к примеру, художников. Сколько направлений бывает в искусстве, оно ведь никогда не топчется на месте. И не всякий способен воспринимать одинаково все подряд, Но следует знать хотя бы, что если оно истребовано людьми, значит, имеет право на существование. «Ты ндраву моему не перечь! – говорит невежественный руководитель Советского Союза, осматривая полотна художников, выставленных в «Манеже», остальные выска-зывания его, затем последовавшие, относятся к риторике, избегаемой печатью. Сочетание невежества с патологически безудержной страстью к действиям не оставили ни одной отрасли хозяйства, ни одного явления, куда бы свой нос не сунул этот от природы неглупый, но необразованный человек. И все, что бы он не творил, носило название реформ. Назову те наиболее видимые и важные. Его административная реформа привела к появлению на административной карте страны новых областей: Липецкой, Белгородской, Арзамасской, Бала-шовской. Может быть, и больше бы областных центров со-здал, перекраивая карту страны, да не успел. Вспомнил как-то Первый секретарь ЦК, что дата великая приближается, трехсотлетие вхождения Украины в состав России, решил подарок Украине преподнести. Лучшего, чем Крым подарка не нашел. И то, недаром Крым называли жемчужиной Союза. Трудно определить характер подарка самого. Император российский такого права не имел. А Хрущев позволил подарить целую область с населением в 2,0 млн. человек, причем людей даже не информировал о таком действии. Потом три надтеречных района Ставропольского края к Чеченской АССР присоединил; поменяли свою ориентацию районы Эстонии и Псковской области. Кстати, этот хрущевский «территориальный зуд» миллионам людей и сегодня комом в глотке стоит. Видели прежние соратники Сталина, что разошелся мифологический шахтер не на шутку, решили устранить неугомонного Никиту. Да не получилось. Выручила Хрущева обычная простонародная смекалка, выраженная словами поговорки: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Друзей у него появилось много. В отличие от Иосифа Виссарионовича, крайне редко появляющегося на людях, Хрущеву не сиделось на месте, он постоянно разъезжал по стране, запросто с людьми разговаривая и рюмку мог с ними потянуть. Такой себе мужичок из народа, рубаха парень. Как не порадеть такому? К тому же, средства массовой информации подкинули слушок о том, что Хрущев когда-то шахтером работал. Правда, ни района, ни шахты не указали. И, конечно, народ дотошный понимал, что к чему. И тут же появится анекдот на эту тему:
Встретились как-то три гражданина разной национальности в медицинском реабилитационном центре и стали хвалиться успехами медиков своих стран. Первым заговорил американец: «Вы, наверное, помните, что в Атлантике у нас потонула подводная лодка «Трешер», с ней на дно океана ушла команда – 130 моряков. Искали его несколько месяцев. Подняли лодку, открыли вход, оттуда таким зловонием потянуло… Наши медики принялись за дело, через месяц «Трешер», поднятый со дна океана, вышел в море с той же командой…».
«А у нас, – перебил американца француз. – «Мираж» в воздухе взорвался. Руки, головы, ноги пилотов разбросало во все стороны. Наши медики собрали куски и принялись за дело. Через две недели новый Мираж с восстановленной командой отправился в полет».
«Да, – почесал затылок русский. – У нас тоже медики не лыком шитые. Как-то спустились в шахту угольную и нашли там задницу, пришили к ней уши, и она у нас десять лет председателем Совета Министров была».
Но, оставим анекдот в сторону, поддержали Хрущева те, кто не входил в прежнее окружение Сталина, вспоминая жесткую дисциплину сталинского периода. Сохранил власть за собой «царь» Никита. Пришло время людей отблагодарить за поддержку. А для этого нужно было должности создать там, где их не было. Вот и пришлось каждый обком партии поделить на два: промышленный и сельский. Позднее и совнархозы появились с большим штатом чиновников. На все новшества денег не хватало. Пришлось запустить станки монетного двора. А лишние деньги – это нехватка товаров, обесценивание денег. Вспомнил Никита Сергеевич, как в свое время Сталин освободился от лишних денежных знаков и, подражая ему, провел денежную реформу. Дорого обошлась народу его денежная реформа 1961 года, которая основательно опустошила карманы трудящихся. Цены взметнулись. Продовольствия стало не хватать. Появились и недовольные этим среди рабочего люда. Выступили мирной демонстрацией, надеясь на демократичность коммунистического лидера. Выступления были во многих городах, но самой крупной была демонстрация в Новочеркасске.
Демонстрацию расстреляли, трупы зарыли в траншее. Многих судили самым гуманным судом, приговаривая к смертной казни. И предупреждениями грозными прозвучали слова изо рта покрасневшей от гнева лысой головы: «Кое-кого мы проучили и других проучим!»
Мы, рядовые граждане слышали о том, что какой-то генерал отказался стрелять в народ. Верили тому и не верили, поскольку сам отказ был неслыханным событием в стране Советов.
И лишь после развала страны узнали, что такой факт имел место в реальности. И фамилия того генерала была самая русская – Шапошников Матвей Кузьмич. И Великую Отечественную войну он встретил, служа в кадровой армии начальником оперативного отдела штаба 37 танковой дивизии, действующей на Юго-Западном фронте. В разгар Курской битвы полковник Шапошников командовал 178 танковой бригадой. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и про-явленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками, полковнику Шапошникову Матвею Кузьмичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». На параде Победы 24 июня 1945 года на Красной площади генерал-майор Шапошников возглавлял сводный батальон танкистов 3-го Украинского фронта. С 1955 года генерал-лейтенант Шапошников пять лет командовал 2-й гвардейской танковой армией.
Будучи заместителем командующего Северокавказским военным округом генерал отказался применить танки против своего народа. Как пояснил генерал следователю, ведущему уголовное дело по обвинению его в антисоветской пропаганде, что приказ применить танки вызвал бы гибель многих тысяч мирных советских людей. Генерал был исключен из партии и отправлен в отставку. Умер он в 1994 году в городе Ростове-на-Дону.
И поняли люди советские, что кончилась «оттепель», от демократа холодом смерти повеяло… И понятно, закончилось время его утверждения во власти. Кончился демократ, государь Никита «Грозный» появился. А грозному и могучему, кто перечить станет? Напоминанием для многих стала судьба прежних партийных лидеров. Помнили люди унижения Ворошилова, «раскаивавшегося» перед Хрущевым в своих «заблуждениях».
Кто мог слово замолвить за крестьянское подворье, первому лицу государства, решившемуся построить коммунизм за период своего правления. Бельмом для хрущевского коммунизма стали буренки да животные с пятачками на носу – явные пережитки прошлого. Карикатуры появились повсюду, на которых коровы и свиньи с отменным аппетитом расправлялись с белыми пышными булками и батонами хлеба. Как крестьянскому подворью быть, если нет угодий, нег выпаса. А без кормов пошли миллионы животных под нож. Вскоре пошли и кони под ножи мясников. Зато масса колбасы конской в мага-зинах появилась. И появилась песенка в народе, начинающаяся словами: «Конница-буденница пошла на колбасу!»
Уничтожение крестьянского подворья, увлечение кукурузой почему-то обернулось нехваткой не только мясных, но и молочных продуктов, в первую очередь сливочного масла. Наука помогла, были созданы «сельское» и «бутербродное» масло, по внешнему виду на масло похожие, но со вкусом обычного маргарина. И хлеба настоящего не стало. При Никите Сергеевиче наше государство вынуждено было впервые за все годы его существования закупать хлеб за рубежом. Добавки в тесто больших порций кукурузы и гороха вкусом и запахом хлебным почему-то не сопровождалось.
Распевались короткие песенки:
«Ладушки, ладушки, Куба ест оладушки,
А мы ходим и пер… – хлеб гороховый едим!
Реформы коснулись армии. Тысячи летчиков первого класса покинули авиацию, а созданию нового типа военных самолетов был создан заслон. И все это только потому, что Хрущев уверовал в одно военное средство – ракеты. Росчерком пера было ликвидировано КБ, занимавшееся созданием космических кораблей многократного использования.
Это Первое лицо государства рабочих и крестьян поставил человечество на грань ядерной войны!
Проще назвать, чего только не коснулся Никита Сергеевич, чего не успел. А не успел он: «Построить мост вдоль Москвы-реки, объединить унитаз с ванной, пол с потолком, сделать уборную проходной, разделить министерство транспорта на два: «Туда» и «Обратно».
Во что обошлись его реформы Советскому Союзу? Не считая моральных и иных потерь, только в материальном отношении был нанесен ущерб, равный трем четвертям золотого запаса страны, превосходящего на тот период времени золотой запас США.
Первый секретарь ЦК не знал удержу в своей активной деятельности, ни с кем и ни с чем не считался. Вовсю звучал лозунг: «Догоним и перегоним Америку!» На что в народе противовесом служило высказывание: «Догнать-то мы догоним, вот только перегонять никак нельзя, перегоним, и все увидят, что наш зад голый».
Может многие и забыли, какими кусками ценностей раз-брасывался премьер-министр Советского Союза, посещая развивающиеся страны? Так я напомню, целыми заводами и фабриками. За рубежом в карикатуре на Хрущева был он изображен одетым в лохмотья, с широко раздвинутыми руками, предлагающий: «Кому еще дать!»
Терпело общество разгулявшегося «молодца», напуганное новочеркасскими событиями. Молчал и Центральный комитет, позволяя своему Первому секретарю присваивать звания Героя Советского Союза лидерам зарубежных стран. Скажем, им было такое звание дано Бен Белле, руководителю Алжира, и Насеру, президенту Египта. И это тогда, когда те уничтожали коммунистов в своих странах, да и сам статус звания не позволял этого делать.
Культ Хрущева стал в некоторых отношениях повыше сталинского.

Герой войны! Герой труда!
Герой еще чего-то?
За что возьмется – ерунда,
Но ерунда с большой охотой!

Он всем привык повелевать,
Нет ни какой преграды
На то и Кузькина есть мать,
Она всегда с Героем рядом!

Две самые главные должности в государстве, совмещенные в одном лице, сами по себе говорят о культе личности. Если этого мало для убеждения, то напомню о том, что за десять лет правления государством Хрущев получил звезду Героя Советского Союза, трижды был награжден звездами Героя Социалистического труда, семью орденами Ленина, я уже не называю общего количества орденов и медалей как Советского, так и иностранных государств. Брежнев, бывший тогда Председателем Президиума Верховного Совета СССР, не успевал подписывать указы о награждении лидера страны. До такого возвеличивания «отец народов» не додумался.
Не от Хрущева ли подхватил вирус «награждаемости» Леонид Ильич, ставший у руля государства после смещения Никиты Сергеевича?
Молчат сегодня о «заслугах» Хрущева. Значит, кому-то выгодно не замечать негативного таланта Хрущева, зациклившись на фигуре Сталина. Для Хрущева Сталин был такой огромной фигурой, что и в тени мертвого, он чувствовал себя неуютно, выглядя тщеславным пигмеем.
Становится понятным отношение к личности Сталина и современных «вождей» Слишком бледными и ничтожными оказываются деяния их в сравнении с делами генералиссимуса! Делают все, чтобы очернить. И все же, нельзя огромную историческую личность, пользующуюся любовью и уважением при жизни, рассматривать только в черном свете после смерти. Непорядок это…