Серафима - 38. Выдвиженка

Ярослав Яковлев 2
Вверху: отец Серафимы Кроленко - Нестор Моисеевич (1851-1926) с внуками
               
                Глава  58. Выдвиженка

В 1926 году умер отец, маме 67 лет.
Подрастающий Юра требует всё большего внимания. Работы хватает и на работе и дома. Научилась шить, обшиваю и себя и Юрика и маму.
В 1925 году в день 8 марта на собрании женского коллектива выставили мою кандидатуру на повышение квалификации. Я работала и проходила обучение специальности – сортировщица пеньки, после обучения я заняла эту должность, считающуюся на канатном заводе престижной.
В 1927 году меня переводят работать зав. столом личного состава.
В 1929 году меня избирают членом правления союза технических культур.
Состав правления: председатель – Клунный Григорий Михайлович, члены правления – Скаржанивский, Жеядин, Василенко и я.
Кроме меня в союз технических культур получили назначение с канатного завода ещё две женщины: Мокрина – стала инструктором по пеньке и Охапкина – по лекарственным растениям. Тогда  бытовал такой термин, как выдвиженцы. Вот мы трое и были такими выдвиженцами.
В чём заключалась наша работа? В каждой области, районе, посёлке были кооперативные отделения союза технических культур. Мы инспектировали все эти отделения по всей Украине от областных до самых низовых. Курировали весь рабочий цикл: посев, уход, обработку, сдачу, осенью – удобрение почвы, контрактацию. Ездила в командировки с удостоверением ЦК.
Это было время начала коллективизации.
Первое время меня опекал Скаржанивский Сергей Михайлович, человек опытный, объездивший всю Украину вдоль и поперёк, знающий слабые стороны и возможности каждого отделения. Первые мои командировки были совместно с ним, потом я стала ездить одна, и вообще понабралась опыта, поднаторела в работе.