Чужой монастырь. Часть 3. Подарки

Татьяна Маношичева
Готовясь к  очередной поездке, столкнулась со старой проблемой: что подарить и чем удивить пресыщенную и благополучную Германию. Ну, все у них есть! Ведь даже многие вещи и изделия имеют надписи: «Сделано в Китае специально для Германии»!

Посоветовалась с дочерью и определилась. Дочке куплю словарь современного русского языка, внуку  конструктор, но непременно самолет, как можно большого размера.
 Зять мечтал быть летчиком, но его сильно подвело зрение, а увлечение самолетами не прошло до сих пор. Он знает устройство, летные характеристики, достоинства и недостатки всех типов  летательной техники  ведущих  в самолетостроении стран.
 Огромное количество в доме литературы на эту тему, моделей самолетов и вертолетов невольно увлекло авиацией и внука.
 Однажды зять  меня даже  спросил, как могла Украина довести до такого плачевного состояния тренажер НИТКА, который представляет собой уникальное сооружение для тренировки  летчиков морской (палубной) авиации, доставшийся ей от Советского Союза?

Честно говоря, я даже растерялась, но спросила  дочь,  откуда он об этом знает?  А дочь сказала, что он посмотрел снимки из космоса того самого аэродрома, что находится в селе Ново -  Федоровка в Крыму, где Советский  Союз построил этот тренажер, когда задался целью иметь свой авианосец.
 У летчиков палубной авиации навыки отрабатываются по принципу «взлет-посадка», как раз на таком тренажере.
 А еще зять добавил, что аэродром уникальный уже тем, что расположен в месте, где наибольшее количество солнечных дней в году по Крыму, куда в 1945 году приземлялись самолеты  президента США Ф.Д. Рузвельта,  премьер министра Великобритании  Уинстона Черчилля и нашего Сталина для участия в Ялтинской конференции.
 Историю надо уважать, а там  из техники такая рухлядь стоит и все травой заросло.
 Мне пришлось согласиться и объяснить, что видимо, у нас в Украине,в связи с тяжелой экономической обстановкой, поступили по принципу: «баба с возу, кобыле легче».
 Долго же дочери пришлось переводить, сказанное мною!

И решила я своего зятя-сладкоежку удивить вареньем. Прошлый раз сварила ему персиковое, старалась, чтобы дольки все были одного размера, не переваренные.К русским блинам, которые он готов кушать хоть каждый день, было бы само то, но не удивила!

Со словарем проблем не было - в добротном подарочном издании он меня вполне устроил.
Купить конструктор  оказалось еще проще. Не успела я зайти в отдел игрушек, как наш не навязчивый сервис тут - как тут: «Что желаете? Вам помочь?» А получив подсказку, что нужен конструктор, самого большого самолета, красиво упакованный, расстарались!

Работа над вареньем прошла с таким же успехом! Вспомнив свое полуголодное детство, а ягоде мы тогда были рады любой, как олени подножному корму,  я из этой самой  ягоды  его и решила сварить! За ней мы дети ходили гурьбой по шпалам железной дороги  за 10 километров  от  города   в посадки кукурузы. В трехлитровых бидончиках несли по очереди воду и хлеб с салом. На месте все допивали и доедали,а в бидончики собирали ягоду.

 Наши  мамы пекли нам пироги с ней, делали вареники, да и просто продавали на рынке по 5 копеек за стакан. И теперь у меня на огороде в 36 соток она желанная гостья. Собрав отборные ягоды, так сказать окультуренные, я сварила варенье « пятиминутку»  и успокоилась.

И была у меня еще одна задумка - прихватить с собой в Германию одну вещицу, так сказать уже семейную реликвию. Только я не знала, как к этому дочь отнесется,но в первую очередь, не знала, как зять прореагирует.

....Встретили меня родные в субботу, и попала я,  так сказать  «с корабля на бал».
Дочь сообщила,  что домой заедем только, чтобы я  приняла с дороги ванну и переоделась, а нас уже ждет  Рут – свекровь дочери.

По традиции они в субботу навещают родителей мужа  ровно в 10-00 утра. По дороге заехали на заправку, чтобы купить ванну цветов  в  подарок. У немцев принято осенью перед входом в дом устанавливать вазоны с осенними цветами. Они продаются на всех заправках и в букетах тоже, но вот захотелось дочери купить целую оцинкованную ванну хризантем.  Отцветут цветы и  они ванну выбросят.

Когда  я первый раз увидела субботний стол для завтрака у родителей зятя, я подумала, что это связано с моим приездом, но потом убедилась, что это норма - только сортов сыра   насчитала восемнадцать, окороков, колбас еще 10 сортов.
  Булочек всевозможных сортов и форм, было не счесть, причем, куплены они были прямо на пекарне утром.  Масло сливочное с различными наполнителями в виде зеленых овощей и корнеплодов, горячие вареные яйца, кофе и чай,  никакого спиртного.

 Завтрак плавно перешел в обед  и закончился в 17-00. Мы все пересели в машины и продолжили отдых уже в сельском  ресторане (штраузе), где заранее были заказаны места для всех, отправив внука в детскую игровую комнату при нем. У немцев за рулем разрешено умеренное употребление вина, что меня крайне удивило.

С подарками мы разбирались утром.
По воскресеньям у них дети встречают родителей, причем стол  к завтраку готовит зять, а сервировать помогает  ему сын.
 
Внук, проснувшись раньше всех, начал шуршать, распаковывая подарок, потом понес его показывать отцу, а через мгновение мы с дочерью  услышали громкую брань.

Дочь шепотом мне перевела, что конструктор придется немедленно  выбросить.
На пороге комнаты появился зять с коробкой конструктора, сдерживая гнев. Дочь опять дословно мне перевела: «Как  можно в стране, воевавшей с фашизмом ,продавать детские игрушки со свастикой?»
Настала  моя очередь терять  дар речи.

Как выяснилось, мне упаковали, а я и не посмотрела, конструктор модели самолета  немецкой армии времен  ВОВ - со свастикой.
 
А на земле Баден-Вюртемберг, где живет семья дочери, слово «фашизм», не говоря уже об использовании свастики, у немцев, принесших миру покаяние, произносить запрещено.

Так, что пришлось закрасить свастику краской и выбросить конструктор в мусорный бак  с надписью «пластик».

Зато варенье приятно удивило - все показывали большой палец и добавляли восхищенное: « Гут!». Зять отметил его аромат и изысканный вкус.

Спросив название ягоды, он получил от дочери ответ, что на немецкий язык оно не переводится.
Дочь то знала, что варенье, если уж быть честными, сварено из ягод  практически сорной травы – черного паслена, а в простонародье -  «бзники» или вороняшки за ее цвет.Спелая ягода имеет цвет вороньего крыла.

В конце ужина между дочерью и зятем произошла небольшая перепалка, по идейным, так сказать, соображениям!  Сидя за столом, мы одним глазом смотрели новости, а выступал, как раз сенатор Маккейн, тогда еще кандидат на пост президента США, где прозвучало из его уст  нелицеприятное  высказывание в адрес России.

  На что дочь тут же сказала: «Как жаль, что он не  остался во Вьетнаме навсегда»!- намекая на пятилетнее пребывание Маккейна в плену у вьетнамцев уже после вьетнамской войны. Зять и вспылил.

Но дочь полушутя, полусерьезно ему напомнила  про их семейный «корабельный устав» - территория, где она находится, есть часть России. А мне по секрету сообщила, что это ее маленькая победа.

Вот тут - то я и призналась, что есть возможность устроить большую победу. Зная, что нас никто не понимает, рассказала ей про свою штуковину,которую я привезла уже для правнуков моего свекра и деда дочери, прошедшего всю войну, начиная с финских лесов и закончив ее в Австрии.
 После разрешения дочери я принесла коробочку со своей штуковиной.

-- Раз твой, мама, зять так уважает  историю,тогда пусть они  все  знают ее и не забывают! - сказала дочь, повесив на стену  карманные часы с цепочкой, на крышке которых был  миниатюрный барельеф маршала Г.К.Жукова и гравировка: «За Победу над Германией в Великой Отечественной Войне»,а на циферблате надпись «Великой Победе 50».

Это был последний подарок от министра обороны деду моей дочери и моему свекру.До 51 года Великой Победы он не дожил.
 
Реакцию родственников надо было видеть: зять после перевода надписей, захлопал в ладоши, свекровь, глядя на нас с дочерью, приложила правую руку  к груди и наклонив голову, произнесла «данке», её муж - отчим зятя, подошел ко мне и поцеловал мои руки, произнеся  «филен данке».

И все вернулось на круги своя, надеюсь, что навсегда.