Глава 1. 9. Знания и логика

Марина Лебедь
Перед соревнованиями Феликс   рассказывал Виктории   о ее завтрашнем противнике. Он вспоминал   интересные и забавные  истории из его шахматной жизни,   показывал варианты его  излюбленных дебютов,  впрочем, не слишком подробно: гроссмейстер не желал нарушать спонтанность игры своей ученицы.

- Присмотримся к манере игры твоего противника – он делает слабые, осторожные ходы в то время, когда нужно атаковать. Значит,  он трус. Он не уверен в себе, в своих возможностях рассчитывать варианты. Пользуйся этим, создавай ситуации, в которых ему придется думать, рисковать, измотай его комбинациями и уничтожь!
В конце занятия  Виктория  еще сидела перед шахматной доской, а Феликс садился перед ней, смотрел на неё своим особенным взглядом, в котором странно смешивались надежда,  тревожность, мольба  и властность и просил:

- Убей его завтра,  Виктория, убей его!
  Что-то смелое, ликующее, веселое пробуждалось в Виктории от этих слов. В такие  мгновения она  чувствовала мощный прилив энергии и была готова совершить любой подвиг.
- Да, да! Я сделаю это!
- Когда завтра будешь играть, представляй себя дикой кошкой, только не в лесу, а в шахматных дебрях. Будь хитрой, дерзкой, смелой и опасной.

   Виктория  улыбалась, эта картинка ей   нравилась, но потом её обуревали сомнения.
- Не хочется будить в себе зло.
- В шахматах должна быть  агрессия.  Шахматы это подобие войны, а ты мой лучший воин.
-  Это как компьютерная игра в войну?
- Да, только не в современную,  с использованием  сверхоружия. Шахматы – подобие древнего сражения, когда исход  решался  не научными достижениями в области военных технологий, а  доблестью, смелостью и верно выбранной стратегией.
Представляй себе,   что ты не только девушка, ты хищница.  Не думай, что успех зависит только от способности  рассчитывать.  Доверяй интуиции - она тоже работает. Как, точно никто не знает, но иногда можно сделать правильный ход просто потому, что интуиция тебе это подсказывает – как дикому зверю на охоте.
После таких наставлений  Виктория  шла на соревнования в особенно приподнятом настроении.

 И нередко случалось, что играющий с  ней  взрослый  мужчина  поглядывал на неё в недоумении. Ему казалось странным, что,  сидящая напротив него, хрупкая девушка с робким взглядом, придумывает головокружительно сложные комбинации,  атакует стремительно,  безудержно и зло.

 Виктория играла ярко и легко шла на  риск: за возможность обострить партию запросто   могла    отдать пешку или качество. Партии получались насыщенными   событиями,  драматичными, зрелищными и на соревнованиях возле ее доски всегда толпились болельщики.  Красивая девушка, играющая  в рейтинговых турнирах  на равных с мужчинами профессионалами привлекала внимание и  Феликсу это нравилось. Кроме того, он всегда делал ставки на ее игру и, чаще всего, неплохо зарабатывал.
 Когда  Виктория  выигрывала, гроссмейстер не скрывал своего восторга. Нередко, не уходя с соревнований,  Феликс и Виктория, в нарушение правил,   присаживались за освободившийся стол, расставляли фигуры и разбирали партию. Основной  целью анализа было критическое рассмотрение просчетов Виктории, поиск позиционных  ошибок  и тактических промахов. Ключевые и наиболее сложные моменты партии они проигрывали несколько раз. Атмосфера  обсуждения была доброжелательной:  Феликс  всегда находил оправдание «зевкам» Виктории, объясняя их  чистой случайностью, усталостью или  рассеянностью. Он   умел сделать так, что Виктория видела свои успехи и  как шахматистка чувствовала себя все увереннее, не упускал случая похвалить  и, даже если она проигрывала, не скупился на комплименты  – за оригинальность замысла или отдельные  удачные ходы. И как же гордилась собой Виктория, когда Феликс  с радостным изумлением вновь и вновь проигрывал придуманную Викторией хитроумную комбинацию.

 Гроссмейстеру нравился боевой задор Виктории. Призывая её искать баланс между осторожной  и атакующей игрой,  он одобрял  продуманные жертвы фигур во имя обострения борьбы. 

- Твоя сила в том, что ты умеешь создать интересную комбинационную ситуацию. Намеренное осложнение партии лучший тренинг глубины расчета и комбинационного зрения. Кроме того,  это твой индивидуальный почерк и наша задача его сохранить.  Тактика - главное, но скажи, отчего еще,   по твоему  мнению, зависит успех в шахматах? – спросил Викторию Феликс.
-  От знания теории дебютов и   умения играть эндшпиль, - ответила Виктория со вздохом.

 Виктория  плохо знала эндшпили, и у неё не возникало желание свести игру к концу - там она  чаще всего проигрывала, и только из-за того, что противник знал лучше теорию.  Её  самым сильным местом был миттельшпиль, чаще всего она выигрывала  в середине игры.

- Я чувствую, что знаю слишком мало о дебютах,  почему мы не изучаем их досконально?
- Слишком большое внимание к дебютам имеет свои опасности: они настолько глубоко и хорошо проработаны, что  игра  по изученным вариантам может превратиться в воспроизведение   по памяти теоретически прописанного порядка ходов. Сейчас ты должна научиться играть в творческие шахматы.  Общие принципы игры в начале партии ты прекрасно знаешь. Совершая небольшие дебютные  ошибки, ты волей-неволей пытаешься самостоятельно находить выход из не теоретической, не тривиальной ситуации.  Такие же усилия в данной ситуации делает и твой соперник и, в итоге,  побеждает тот, кто лучше рассчитывает и анализирует.

- Иногда мои  противники выигрывают только потому, что, изучив дебюты наизусть и зная законы эндшпилей, получают преимущество в начале и в конце партии. Они играют  автоматически, а мне приходится каждый раз думать заново.
- Вот ты и сказала ключевое слово. Тебе приходится думать, а это самое ценное.  В будущем мы обязательно приступим к глубокому изучению дебютов и эндшпилей, а пока моя задача – научить тебя думать и размышлять за шахматной доской. Именно поэтому мы уделяем такое внимание миттельшпилю -  самой  сложной  и творческой  части игры.  На данном этапе твоего становления как шахматистки, Виктория, - твоя задача получать острый,  интересный миттельшпиль, а, в нем, в  свою очередь, - искать  комбинацию, определяющую исход партии. А для того и другого нужно уметь думать.
- Я окончательно запуталась. Так думать или знать? К чему нужно стремиться?
- И к тому и к другому. В  будущем эти две стороны твоего интеллекта придут в состояние гармонии и равновесия, а сейчас я учу тебя думать и размышлять за шахматной доской, но со временем, когда буду уверен, что твое мышление сформировалось как творческое, мы будем уделять теории все большее время. Вот так, двигаясь от развития способности к логике, к приобретению знаний и навыков, будут совершенствоваться твои шахматные способности. 

  Виктория ходила на тренировки, регулярно выступала в  соревнованиях, училась в университете, помогала бабушке по дому - этих обязанностей с нее никто не снимал. Темп жизни был  напряженный, но настолько ей было интересно изучать шахматы, что всех этих  сложностей она просто не замечала. Девушка  пыталась успеть все, но на учебу катастрофически не хватало времени. К тому же,  по сравнению с насыщенной и яркой шахматной жизнью, занятия в университете стали казаться скучными.

 Успеваемость снизилась, и Василису Александровну     стало беспокоить  чрезмерное увлечение внучки шахматами:
- Мне не нравится, что ты ходишь  на тренировки, Вика! Ты медлительная, нерасторопная и физически не можешь совмещать университет и такое серьезное увлечение. Ты учишься хуже и хуже, и я опасаюсь, что ты не сможешь получить высшее образование!
- Но играть в шахматы мне нравится больше всего на свете!
- Я поговорю с твоим новым тренером. Он окончательно задурил тебе голову шахматами! – вспылила Василиса Александровна, - это он видит тебя шахматисткой, а я, - бабушка придала своему голосу торжественность, -  не менее чем директором крупной фирмы.
   Виктория  передала разговор  с бабушкой  Феликсу, и он встревожился:
- Ты что, действительно, стала хуже  учиться?
- Мне нравится думать, решать логические задачи, а в университете не так много тем, над которыми нужно размышлять. Я учусь на  четверки,  иногда на  тройки.  А для чего, собственно, становится отличницей, ведь от этого я не стану умнее?
  К удивлению Виктории, Феликс не стал возражать.
- Я согласен, интеллект это, прежде всего,  не бессмысленное заучивание, а аналитика. Ценность шахмат в том,  что тебе приходится думать. Этот процесс развивает твое мышление. 
-  В таком случае,  профессия шахматного тренера самая интересная, - польстила Виктория  Феликсу в надежде на то, что  он окончательно забудет начало разговора,  тему её  учебы. Но гроссмейстера было не так просто сбить с толку.
- Чем умнее ты становишься, тем лучше играешь, но твое совершенствование как шахматистки зависит не только от того, насколько развиты аналитические и логические способности.  В шахматах нужно уметь размышлять, но еще нужно запоминать, работать с информацией,  а этому как раз учат университете.  Так, что, - завершил  разговор Феликс, -  от учебы ты не должна  отлынивать. Я согласен, обучение основано на заучивании, на запоминании большого объема информации, но это дает пищу для размышлений, материал для раздумий. Важно не только то, как человек думает, значение имеет и то, над чем он  размышляет. Мышление само по себе не самоцель, это тоже средство познания мира. Вот я и хочу научить тебя думать, и не только в шахматах - думать  по-настоящему во всех жизненных ситуациях, а для этого нужны знания и логика.
- Вы меня убедили, - вздохнула Вика, - но вот бабушка против моих занятий шахматами.
- Не переживай, эту проблему я возьму на себя.

  Феликс попросил у девушки телефон бабушки, познакомился с ней и напросился в гости.   Виктория  пыталась представить, как Василиса Александровна оценит  Феликса. Бабушка была  вполне убежденным мизантропом  - окружающие люди, как правило,  не нравились ей.  Василиса  Александровна считала, что  и Вика должна относиться к своим знакомым  так же, как она сама.     Воспитывая во внучке  такое качество характера, как  критичность, окружающих бабушка приводила чаще всего  в отрицательный пример. Василиса Александровна  была умна и проницательна и в каждом человеке  могла заметить  вопиющее несоответствие своим представлениям об идеале. Учителя в школе, дети, соседи, и даже лохматые дворовые псы – все подвергалось уничижительной бабушкиной критике. Она  с презрением отзывалась о соседках, «любительницах сплетен». Им доставалось особенно - бабушка говорила о том, что с привычкой к пустым  разговорам у них утрачивается любовь к порядку и чистоте. «В доме грязь, запущение, но, как ни зайдешь, они все по телефону с подружками болтают».   

  Как же бабушка оценит Феликса? Ведь если ей не нравятся люди, к которым, с точки зрения Виктории, трудно придраться,  что она скажет о чудаковатом тренере? Как оценит странную угловатую внешность Феликса,   саркастические шутки, синеву выбритого подбородка? И главное  -  Феликс не скрывал от окружающих свою страсть, всепоглощающую страсть к шахматам. Не посчитает ли бабушка, сторонница меры во всем, Феликса фанатиком?  Не скажет ли она ему об этом в глаза? С другой стороны,  Феликс не станет молча терпеть оскорбления.  Виктория  с интересом ожидала увидеть «сражение титанов».

  Но, к её удивлению, никакой битвы не произошло. Феликс  пришел с бутылкой Метаксы -  его алкогольные вкусы  странно совпали с  бабушкиными. Они выпили по паре рюмок и стали разговаривать.  Виктория  не вникала, но слышала, что Феликс не во всем соглашается с Василисой Александровной, противоречит ей,  пытается убедить в своей позиции, а она, к удивлению Вики,  внимательно слушает и  не возражает.
- Феликс,  я хочу что бы моя внучка жила  настоящей жизнью, а шахматы это всего лишь игра, которая, как  вижу,  становится для нее целью жизни.  Столь глубокое погружение в  искусственную  реальность неестественно: Вика  добровольно  заключает себя в  тюрьму из шестидесяти четырех клеток. Спокойно смотреть на это я просто не могу - не для того рождается человек, что бы посвятить себя игре, как бы она не называлась.
-  Шахматы не просто игра - это интеллектуальное занятие,  требующее  значительного умственного напряжения.  Развитие ума возможно только в его напряжении, и шахматы прекрасно стимулируют интеллектуальную активность.
-  А я считаю, что можно быть глупым человеком и в то же время сильным шахматистом, - пыталась бабушка отстоять свою позицию.   
-  Шахматы это  инструмент мышления, - терпеливо продолжил Феликс, - и,   конечно же,  они усложняют мышление и изменяют его качественно.  По моим наблюдениям, ничто так не развивает умственные способности, как шахматы. А применить развитый шахматами ум  можно ко всем другим аспектам жизни, в том числе – и прежде всего – в профессиональной сфере.

 Когда Феликс ушел, бабушка вынесла вердикт:
- Всколыхнул мне душу тренер твой. Отличный человек -  раритет, сейчас таких днем с огнем не сыщешь. Измельчали людишки.  А в твоих занятиях шахматами, пожалуй, смысл есть, но что бы учебу подтянула!

 С того дня Феликс  регулярно звонил бабушке, рассказывал ей об их с Викторией шахматных планах и иногда заходил в гости на чашку чая.