Каменецкая икона Богородицы

Георгий Мусевич
1. ВСТУПЛЕНИЕ.
Как-то одна женщина,  прихожанка  Свято-Симеоновской церкви,  обратилась  ко мне  и спросила: "Есть  ли у Вас  описание иконы  Каменецкой  Божией    Матери?"  Я ответил:  "Нет, но у меня имеются сведения о ней."
И вот, стоя в церкви на Богослужбе, вознося свои молитвы Господу Богу, почувствовал неотложную необходимость сведения об иконе изложить в описании.
Приступая к описанию, решил просмотреть белостоцкую "Нiву". Вдруг увидел статью Аитония Мироновича "Культ Богородицы на Беларуси", в которой он упоминает церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Каменце, относя ее   строительство к XI в.  Это грубая ошибка.
Епископ Люблинско-Холмский Авель в   своем   интервью бывшему каменецкому телевидению свои   знания о Каменецком иконостасе изложил исчерпывающе и точно.
Что простительно простому   едоку   хлеба, то непростительно халибитованому доктору истории Антонию Мироновичу, с которым мне довелось встретиться в Бресте на торжествах по случаю   350-летия  со дня мученической   смерти преподобномученика   Афанасия Брестского. Ошибка профессора на 200 лет непросттельна. Настоящим, чтобы не было сомнения, свидетельствую, что церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Каменце построена в 1276г. XIII в./.

2. ПОЧИТАНИЕ  ИКОН  Б0ГОРОДИЦЫ.
Почитание Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии проистекает от византийских традиций.
Православный народ из покон веков чтит иконы Господа нашего и Спаса Иисуса Христа, Его святых, Божией Матери.
Зайдите в любой храм, и Вы увидите множество икон, зайдите в дом верующего и Вы тоже увидите иконы Богоматери.
И только иконы Божией Матери носят разнообразные названия или по месту первого написания, или по месту первого явления народу, или по месту постоянного пребывания.
Списки /копии/ их распространяются среди храмов, монастырей и православных людей.
Иконы Богородицы могут быть чудотворными или благодатными. Они носят как   общецерковное, так и местное почитание.
Особым   почитанием пользуются иконы Богоматери: Никейской, Владимирской, Иверской, Цареградской, Киево-Печерской, Иерусалимской и Смоленской, Одигитрии, Муромской, Белыничской, Боголюбской, Феодоровской, Купятичской, Жировицкой,    Минской, Казанской, Почаевской, Корсунской, Волынской, Холмской, Кипрской, Грузинской, Донской, "Живоносный источник", "Троеручица", "Достойно есть", "Нерушимая стена", "Благовещение", "Тучная гора", "Умиление", Смоленская, "Знамение", "Слово плоть бысть", Албазинская, "Всех скорбящих радость", "Умягчение злых сердец", "Неопалимая купина", "Взыскание погибших", "Воспитание", "Целительница", "Неупиваемая чаша", "Спорительница хлебов", "В скорбех и печалях утешение", "Державная", "Избавительница", "Плачущая Богоматерь" Пружанская.
Некоторые иконы Божией Матери почитаются как православными, так и
католиками. К числу их относится Ченстоховская Богоматерь. По преданию она написана евангелистом Лукой. Неизведанными путями привезена в Царьград /Константинополь/, затем во Львов, Бэлз, наконец в Ченстохову /Польша/. Списки /копии/ ее   находятся, вернее находились, в Успенских храмах сел Паниква, Церковники Каменецкого района. Есть благодатные иконы местного почитания, как, например: Беловежская /Х в., подаренная княгиней Ольгой в построенную ею церковь. Находится в Ровенской обл. - Г.М,/, Белевская, Турковицкая, Яблочинская, Полесская-Луковская / на ней Богородица и Богодитятко Иисус - в   вышитых национальный одеждах/. В нашем районе - Городищенская, Паниковская, Войсковская, Верховичская /знают ли о них прихожане ? -Г.М./; Рожковская / икона отличается от других тем, что не написана, а вырезана на дереве -Г,М./, Каменец-Литовская /Каменецкая/.
О Каменецкой   известно   давно, но сведения о ней предались забвению. Ее копия   весьма древняя / об этом свидетельствуют   потемневшие краски, потертости во краям -Г.М,/. Узкий круг клириков повидимому знал о ней, но прихожане не знали.
 
В 1998 г. на страстной неделе (Великий Вторник 23 марта ст. ст./ 5 апреля нов. ст.) икона явлена   в алтаре Свято-Симеоновской церкви и на ней в левом углу виднелась надпись: "С копии чудотворной иконы Божией Матери, находящейся в алтаре Каменец-Литовской Соборной церкви / Соборная с 1839 по 1912 г.- Г.М./
С разрешения настоятеля храма она сфотографирована и передана  на реставрацию.
Икона необычна уже тем, что внизу ее идет узкая полоса с панорамой древнего Каменца, на которой предположительно просматриваются церкви : Благовещенская, Рождественская, Воскресенская и столп. Этой полосы, можно сказать со всей очевидностью» на подлиннике не было. Копия появилась после середины ХVI века. Так что же это за ИКОНА ?
 
3.  ИКОНУ  ПИШЕТ  КНЯЗЬ.
«Волынский князь Владимир Василькович, имевший прозвища  "Философ", "Благочестивый", "Благоверный", был человеком образованным, просвещенным, ревностным христианином, любителем книг, иконописцем.
В 1268 г. он пишет икону Божией Матери, облаченную в высокохудожественную ризу, которой суждено стать Каменецкой-Руськой /Каменец  до литовской инвазии назывался   Каменец - Ruthenikale -РУCЬКИЙ- Г.М./, Каменец-Литовский /так назывался Каменец от литовской инвазии до 1940 г. - Г.М./ и Каменецкой.
В 1276 г. Вяадимир Василькович основывает Каменец, строит на горке "Кладуче" церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, оборонительно- сигнальный столп /вежу/.
В построенную   церковь дарит Богослужебные золотые сосуды, книги; "воздвижальный" крест,  ИКОНУ  БОГОРОДИЦЫ.
Некоторые   сомневались и сомневаются в том, что Владимир Василькович   писал иконы.
Обратимся к "Руськой летописи" : "В стольном граде Володимире князь   Владимир расписал весь храм св. Димитрия Солунского. Далее в ней же повествуется что: "Он построил   в Любомле церковь каменную св. Юрия /Георгия/ и там же сам на месте написал иконы св. Юрия /Георгия/ и Богородицы на золотом фоне... Начал расписывать стены храма и уже были готовы алтарные аспиды, как занемог."
После этих слов сомнения должны отпасть.
ИКОНА многие роды находилась в храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Рядом на горке "Кладуча" располагалось древнее кладбище. Церковь эту видел еще в 1863 г, этнограф Павел Бобровский. Она была уже сильно порушена временем и вскоре ее не стало.  ИКОНУ БОЖИЕЙ МАТЕРИ   перенесли в деревянную Соборную Свято-Симеоновскую церковь, на месте которой в 1914г. вырос кирпичный храм.
После того как не стало   Благовещенского храма, в 30-е годы   XX в. началось   разрушение   СВЯТОЙ горки. Банкир и краевед Григорий Миpoненко в своей работе "Княжий город Кам'янець» на Полiссi" /Вiннiпег, 1966, с.27-35/ вспоминает : "Я часто бывал на этой зеленой, с памятным высоким деревянным крестом, горке, не без грусти присматривался, как ее безустанно разрушают недобросовестные соседи. "Когда он напомнил об этом лицу, нравственно ответственному за   СВЯТОЕ место, тот сказал: "Ничего вечного, братец» нет..." Именно, люди с такими примитивными взглядами   в 60-е   годы окончательно разрушили СВЯТОЕ MEСTО - горку "Кладучу". Не стало даже креста. На этом месте выросли дома, сараи, появились огороды. На костях предков ! Продолжают   и в ваше время разрушаться   святыни, святые места, исторические памятники.
 
4.  ДАР ГОСУДАРЮ-МУЧЕНИКУ.
В конце XIX - начале XX в.   в Каменецком Свято-Симеоновском соборе служил боголюбивый пастырь о. Лев   Паевский.Он видел, что собор сильно обветшал, назрела необходимость строить новый, кирпичный храм и спасать столп /вежу/ от разрушения. Его обращения по этому поводу но только к местной администрации, но и в уездном Бресте, губернском Гродно не дали положительных результатов.
Тогда о. Лев, вооружившись историческими сведениями о крае / благо, что он, как краевед, историк, археолог,  ими располагал/ и взяв из собора   КАМЕНЕЦКУЮ  ЧУДОТВОРНУЮ  ИКОНУ БОГОМАТЕРИ, во  время  приезда Государя императора Николая II в Беловежу 5 сентября 1897 г., добился у него аудиенции. Сначала о. Лев   рассказал Государю /канонизированному в 2000 г. Архиерейским Собором -Г.М./, основываясь на старинных документах, истории края. Затем, встав на колени перед ним, и, воздев ЧУД0ТВОРНУЮ ИКОНУ над   головой, страстно прооял   Николая   II о согласии в выделении средств на реставрацию   Каменецкого столпа /вежи/, как символа Православия на Украинных Руських землях. Государь принял драгоценный дар и дал согласие на реставрацию столпа и строительство храма, выделив на эти цели 50 тысяч рублей золотом.
Несмотря на принципиальное согласие Государя, реставрация и строительство   началось не сразу. Лишь в 1903-1905 г.г. произведена реставрация столпа /вежи/, а начатое в 1912 г. строительство храма, завершено в 1914 г.      
ИКОНУ Николай II увез или в Санкт-Петербург, или в Ливадию /резиденция Государя -Г.М./,С тех пор ее местонахождение неизвестно, но она где-то есть.
 
5.  ПОСЛЕСЛОВИЕ.
КАМЕНЕЦКАЯ   ИКОНА БОГОРОДИЦЫ   являла народу чудеса и была ЧУДОТВ0РНОЙ. Ее копия, находящаяся в Свято-Симеоновском храме г.Каменца, чудес пока  не являла и относится к БЛАГОДАТНЫМ МЕСТНОЧТИМЫМ ИКОНАМ.
Интерес к КАМЕНЕЦКОЙ ИКОНЕ БОГОРОДИЦЫ проявился и за пределами Каменетчины. В Луцке вышли из печати две книги - "Православнi монастирi глибокого Поiсся" и "Чудотворнi iкони Волинi i Полiсся", в которых   опубликован наш материал.
Каменецкий благочестивый иконописец Михаил Максимович написал иконы: преподобномученика Каневского, игумена Каменецкого Макария и
увеличенную копию КАМЕНЕЦКОЙ БОГОРОДИЦЫ. В канун Светлого Воскресения Христового в 2000 г. они поставлены на высокие колонны перед
солеей.   
Явленная в 1998 г. копия ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ  БОГОМАТЕРИ  КАМЕНЕЦКОЙ, тем же иконописцем прилежно реставрирована и поставлена на аналой в среднем храме 3 декабря 2000 г. Теперь верующие могут вознести свои молитвы перед ней, поклониться ей, приложиться к ней.
Величаем ТЯ, ПРЕСВЯТАЯ ДЕВО, БОГОИЗБРАННАЯ ОТРОКОВИЦЕ, и чтим ОБРАЗ ТВОЙ СВЯТЫЙ, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
 
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, МОЛИ БОГА О НАС!
 
Писано 10-12,12.2000 г.
в Каменце,
                основанном князем Волынским Владимиром-   
                Иоанном Васильковичем,                                                Благочестивым и Благоверным, лета Божьего 1276
Во   Святом Крещении
© Георгий   Мусевич.