Мурза

Юрий Фейдеров
* **

  Кошки… Кошки… Вы обращали внимание на кошек? Именно на кошек, а не на котов. Это удивительные животные. Независимо от того, львы это, тигры, пантеры или просто уличные кошки…  У кошек более мягкая шерсть… Они более ласковы… Они более любопытны. Они более понятливы и обучаемы. Посмотрите кошке в глаза. Какой открытый и доверчивый взгляд. И эти круглые глаза, кажется, не выражают ничего…  Но её мяуканье, мурлыканье, иногда цоканье языком, шипение или дикий ОР!  Всё можно читать, как книгу… Но кошка живёт сама по себе даже находясь рядом с вами. Она как женщина, живёт в своём мире. Она психологически независима. Она свободна!...

  С собакой не так! Собака более социальное животное.  Живя с вами, она зависит от вашего настроения. Она подстраивается к вашему характеру. Она смотрит на вас и ваше поведение. Она чувствует  ваши мысли! Ваша собака предана вам бескорыстно и без остатка. Собаку можно подчинить, кошку никогда…

  Животные, как и люди разумны, одни  менее, другие более. Они обладают интеллектом, характером, видят сны. Собаки могут нервничать, злиться, обманывать, стесняться…  Всё это я узнал после длительного общения с кошками и собаками…

Первая кошка в нашей семье.

  Я учился в пятом классе, когда мы переехали в Нахичевань на Араксе. Это был захудалый городок, но звался столицей Нахичеванской Автономной республики.
  Через него шла одна центральная улица, которая заканчивалась в военном городке. А две другие пересекали её. Всё остальное было узкими улочками с саманными частными домами. Хотя и они носили имена улиц с солидными названиями. Например, улица Пушкина, по которой я каждое утро ходил в школу, была такой узкой, что не имела тротуаров. И нужно было прижиматься к домам, чтобы не сбила проходящая машина.
 
Отца перевели служить «на повышение». Отцу в 28 лет присвоили звание майора, и он стал самым молодым майором в дивизии. Казалось, открываются хорошие перспспективы в каьерном росте, но командир дивизии генерал Ломов так полюбил его, что назначил его начальником штаба и не хотел его отпускать от себя. Отец прослужил в этой должности 9 лет, пока Ломов не ушёл на пенсию. Тогда мы и уехали на открывшуюся вакансию, хотя нам говорили, что мы едем в настоящую «дыру».
 
 Но, как ни странно, теперь, на склоне лет, время жизни в этом городе вспоминается мне как лучшие годы в моей жизни. Ведь здесь прошли моё отрочество и юность. Здесь я впервые влюбился и поцеловал свою любимую. Здесь строились грандиозные планы на будущее…
  Так вот, жили мы в военном городке в двух этажном многоквартирном доме на втором этаже. По утрам местные жители, в основном «молокане» (это ответвление в христианской вере),  носили по домам на продажу различные продукты, выращенные на своих подворьях.  Можно было договориться и,  проснувшись часов в 6, выставить свой бидончик для молока за дверь, а затем найти его полным часов в семь утра. Расплачивались, как правило, в конце месяца. Не было ни воровства, ни споров из-за денег.
 
 И однажды утром рядом с бидончиком моя мама увидела маленького котенка. Обычный серенький котёнок, в обычную  серенькую полосочку. Она напоила его молоком. Но когда она через час открыла дверь, котёнок забежал в комнату, как будто его пригласили войти.

  Так он остался жить у нас.
  Мама определила, что это кот и назвала его Мурзиком. Но подросший кот оказался кошкой и стал Мурзой.
  Мурза была очень деликатной и аккуратной. Мы очень редко слышали её голос. У неё не было привычки орать требуя еды. По утрам, ровно в 6 часов, она подходила только к моей кровати и произносила короткое «МЯУ». Если я не просыпался, она повторяла это через промежуток времени.

  Я вставал, открывал ей дверь на улицу, и ложился досыпать. Почему она будила только меня, мы так и не узнали. Но летом, когда балконные двери оставались открытыми, она прыгала с балкона на ветку дерева, находившуюся примерно в метре от балкона и также возвращалась обратно.
  Вечером, когда мама с соседкой прогуливались около дома, Мурза сопровождала маму, перебегая по диагонали тротуар перед идущими, и ждала метрах в пяти впереди.
 
 Но вот «случились» котята, которые никому не были нужны. Она родила их на чердаке дома. И пока мама ахала и охала думая, что с ними делать, соседка, которую не прельщала перспектива жить с кучей котов в подъезде, потопила их, оставив одного, самого крепкого.
  Кот был почти весь белый с серыми, в масть мамаши, пятнами. Я предложил назвать его созвучно с именем мамаши «Тузиком». Мамаша оказалась очень заботливой и кот быстро рос.
  Моя сестра играла с ним, как с куклой. Он был спокойным и послушным. Если она укладывала его в детскую кроватку на спину и укрывала одеялом, он мог лежать так неподвижно очень долго.
 
 Мурза была кошкой небольшого размера и казалась очень слабой. Но однажды произошло невероятное событие. Мы жили на втором этаже, и Мурза заходила домой с улицы, как я уже говорил,  перепрыгивая с ветки дерева на балкон. Вероятно, таким же образом к нам забрался и чужой кот. Мы не заметили его. На улице уже темнело, когда я услышал дикий кошачий визг на кухне, где стоял спальный ящик для Мурзы и Тузика. И бросился туда. В полутьме я увидел клубок кошачьих тел, и попытался схватить Мурзу, чтобы спасти её от кота, но, как позже выяснилось, я спас кота от Мурзы. Мне не удавалось схватить извивающееся тело нашей кошки, и я упал на неё и прижал её к полу. Чужой кот, вырвавшись из когтей Мурзы, взлетел на подоконник, и выпрыгнул в форточку со второго этажа! Не знаю, как он там приземлился, но я его внизу  не обнаружил. А по всей кухне валялись клочки его шерсти. Мурза дрожала, как и я. А Тузик спокойно сидел в углу.
 
***
 Как-то раз, я слышу за дверью мяуканье. Открываю дверь, чтобы впустить кошку. Но она, развернувшись, бросается вниз по лестнице. Я удивился и закрыл дверь. Тут же снова раздалось мяуканье. Я открываю дверь, но Мурза вновь бежит вниз.  И тут я понимаю, что она зовёт меня за собой. Я спускаюсь и выхожу из подъезда. Мурза бежит к дереву и, усевшись под ним, начинает мяукать, смотря вверх. А там, на ветке около балкона качается в страхе Тузик и истерически пищит. С большим трудом мне удалось дотянуться до тоненькой веточки и стащить оттуда испуганного котёнка.

  И всё-таки, Мурза научила своего сына забираться в квартиру по дереву через балкон, но с балкона на ветку он никогда не решался прыгать.
   Тузик перерос мамашу и стал крупным красивым котом. Но кошки живут более десяти лет, а мы через 6 лет сменили место жительства. Отца перевели на новое место службы. Забрать кошек с собой мы не решились, потому что пришлось первые пол года прожить на съёмной квартире в доме с хозяевами.  А въехавшая в нашу квартиру хозяйка обещала не выгонять наших кошек. Но было ли так на самом деле, мы никогда не узнали…
(Фото из интернета).