Карнэ Пьера Безухова - 21

Альтаф Гюльахмедов
Карнэ Пьера Безухова
карнэ (от фр. carnet — записная книжка)


Шевардино


***

‘’Генеральное сражение Отечественной войны 1812 г. состоялось 26 августа (7 сентября) при с. Бородино близ г. Можайска в 124 км от первопрестольной русской столицы Москвы. Во французской историографии и мемуаристике сражение называется Битвой на Москве-реке.

Принимая решение на битву, русский главнокомандующий генерал от инфантерии светлейший князь М.И. Голенищев-Кутузов исходил из требований императора Александра I, настроения армии, жаждавшей дать неприятелю бой, и понимания того, что Москву отдавать французам без сражения никак нельзя’’.


***

- Нельзя! – сказал глухо и зло Ржевский и князь Пьер, присевший в кустах, испуганно замер. – Нельзя Москву без бою отдавать!

Безухов облегченно выдохнул и расслабился.

- Как же так?!! – продолжал Ржевский в сильном смятении раз за разом ударяя кулаком одной руки в ладонь другой. – Как же так?!! Отступаем и отступаем… а француз нашу землю родимую топчет!!!

Он изо всей силы топнул по земле.

- Воду нашу пьет… хлеб наш ест… березы наши… березоньки наши…- он ударил ногой по молодой березке.

- Что скажешь, друже Пьер?!! – он прислушался не скажет ли что князь.

Безухов из кустов простонал что-то неразборчиво возмущенное.

Ржевский вытащил саблю и сделал надрез на березе… припал к стволу губами… сока не было.

- Какое сегодня число? – спросил он, отплевываясь от попавших в рот муравьев.

- Двадцать четвертое августа, - ответил Безухов, выходя на полянку и поправляя пояс с пистолями и ножами.

Ржевский долго и пронзительно глядел на него и потом тихо и твердо сказал

- Я боле отступать не буду! Что ж я потом мадам Шерер скажу?!!

Пьер всемерно согласился с ним, что отступать так и далее это позор на веки вечные воинству славному и государству и потому надо бы баталию зачать, дабы показать французу… они немного разошлись во мнении, что именно надо показать французу, но после недолгого спора пришли к единству общего умозаключения.

Тут же в умах их разгоряченных и возвышенных идеею справедливой борьбы в развязанной Наполеоном несправедливой войне созрел план. Они пожали друг другу руки, обнялись, поцеловались, выпили по последней, еще раз обнялись… Пьер еще раз сбегал в кусты по причине недомогания и опосля всего пошли претворять план свой в жизнь.

Первым делом Ржевский при помощи Пьера переоделся в мундир французского кирасира Первого Кирасирского полка. Потом взошел на коня своего верного и, склонившись к его холке, прошептал

- Не подведи меня, конь мой верный!

Конь всхрапнул подозрительно, кося взглядом, и не понимая, куда собирается его хозяин в такую рань.

Проводив взглядом отъезжающего поручика Пьер поспешил в Татариново, где со своим штабом расположился Михайло Илларионович Кутузов.

Дале все происходило в следующем регламенте. Когда Ржевский в форме французского кирасира выехал за боевые порядки он был замечен конным казачьим разъездом из состава Отдельного Казачьего корпуса Платова, а именно урядником Ешьпейжуем, после чего урядник приказал поймать и посадить на кол злыдню французскую, после чего Ржевский с конем резко увеличили скорость, в результате чего преследователи стали отставать и в сердцах открыли огонь на поражение.

Обеспокоенные начавшейся стрельбой французские дозорные сообщили маршалу Даву о том что со стороны Шевардино от русских позиций в их направлении скачет французский кирасир, преследуемый казаками. Сонный еще Даву приказал отсечь казаков артиллерией.

После залпа первой батареи тотчас же был поднят со сна генерал Горчаков, командовавший войсками у деревни Шевардино и тот еще сонный приказал произвесть ответный залп.

Спустя получаса сонному еще Кутузову доложили, что под Шевардино происходит непонятное. Михайло Илларионович приказал подать сладкого цейлонского чаю и селедку, чтобы проснуться окончательно.

Тем временем французские гренадеры встретили прорвавшегося Ржевского овацией и криками Браво!!!

Смертельно бледный Ржевский и его конь поскакали далее. План первоначальный у поручика был под видом кирасира проникнуть в Первый Кирасирский полк и захватить его знамя для поднятия духа армии Кутузова, но он как-то не предполагал что по нему в этот момент будет стрелять вся тяжелая артиллерия обеих армий.

Первый кирасирский он не нашел, потому что тот находился в резерве и потому едва ему на глаза попался полк улан Понятовского, то он на скаку вырвал знамя у знаменосца… прокричал Ура!!! и поскакал обратно.

Ошарашенные поляки недолго думая тоже закричали Ура!!! и побежали сначала в разные стороны, потом к коням, потом, продолжая кричать, поскакали за Ржевским, предположив что их посылают в атаку на внезапно начавшего баталию противника. Впереди них скакал еще сонный и не вполне одетый Понятовский и размахивал на ветру усами, руками и саблей.

- Что происходит? – изумленно спросил Наполеон наблюдая в подзорную трубу за тем как в сторону Шевардинской высоты, ощетинившейся пушками и штыками скачет с высоко поднятым развевающимся знаменем одинокий кирасир… за ним князь Понятовский… а за ним польский уланский полк…

- Что происходит? – вопрошал Кутузов, глядя, как французский кирасир со знаменем догоняет, и почему-то даже перегоняет отступающих казаков Платова.

- Посторонись!!! – прокричал Ржевский поравнявшись с урядником Ешьпейжуем, а поскольку тот от изумления только глаза круглые сделал, то стукнул его кулаком и поскакал дальше.

Так он достиг в мгновение ока позиции артиллерийской батареи, как раз в то время перезаряжавшейся после залпа и хотел сойти с коня, но тот разгоряченный скачкой, погоней и стрельбой все крутился и вставал на дыбы. Артиллеристы со страху разбежались… вместо них прибежали ополченцы и попробовали стрелять в Ржевского, но тот слишком быстро двигался, да и дело это было им непривычно и потому они взялись за природно свойственные им оглобли и дубины.

Сообразив, что дело принимает неожиданный и дурной характер, Ржевский развернул коня и поскакал обратно… на середине пути ему снова повстречался Ешьпейжуй и он в сердцах снова стукнул его… на этот раз ногой. Поляки, на тот момент занятые рукопашной схваткой с гренадерами за свалившегося с коня Понятовского, встретили его криками Ура!!!
Ржевский зло и задумчиво кусающий губы молча проскакал мимо них все так же с развернутым знаменем. Поляки мигом взобравшись на коней поскакали за ним, бережно поддерживая сильно побитого Понятовского.

Тем временем по приказу Наполеона корпус Даву и Мюрата был выведен из резерва и введен в бой… на середине дистанции между французскими и русскими позициями Ржевского встретил сам командир Первого кирасирского полковник барон Антуан Маргарит Клерк.

- Слава герою! – прокричал он. – Я горжусь вами, мой верный солдат! Теперь вы не один.

Ржевский растерянно молчал.

- Верните знамя эти храбрым полякам! – продолжал полковник барон и знаком подозвав ординарца лично вручил Ржевскому знамя Первого кирасирского.

- Вперед, мои верные кирасиры! – закричал он, вздев саблю и указывая на Шевардино и толпу преследовавших Ржевского ополченцев с дрекольем.

Михайло Илларионович, поняв, что безумство атаки французской кавалерии смешало все планы, так тщательно им лелеянные и что времени на обдумывание причин происходящего нет… и потому приказал кратко

- Огонь из всех орудий!!!

Орудия Курганной высоты и батареи Раевского открыли ураганный огонь.

В составе Первого кирасирского Ржевский доскакал к тому времени до ополченцев и упал сразу после барона полковника получившего удар тележным колесом в грудь. Самого Ржевского, упавшего с коня били как обычно оглоблями и он вознес благодарение Богу что во время оного действия с него сорвали и изорвали мундир вместе со штанами, после чего он в одном исподнем как и большинство ополченцев стал кричать с воронежским акцентом ругательства и был принят за своего. После усиления канонады кирасиры и ополченцы перестали бить друг друга и отступили каждый в свою сторону.

В руках у Ржевского остался кусок кирасирского знамени, с каковым он и предстал пред очами Горчакова, а после был представлен самому Кутузову и награжден именной рюмкой и вольной грамотой, поскольку все его посчитали крепостным. От растерянности и контузии он не стал противиться.

Выйдя из штаба он поглядел по сторонам разыскивая взглядом друга своего Пьера, каковой должен был сообщить фельдмаршалу о героической вылазке.

Взгляд его остановился на носилках, что несли два дюжих санитара. В носилках лежал смертельно бледный Пьер.

-Что с ним? – сильно заикаясь и растягивая гласные спросил Ржевский.

-Дизентерия! – коротко ответил мрачный санитар. – В лесу нашли.


P.S.

Говорят, что когда художник – реалист спросил Наполеона, как его изобразить наиболее достоверно, тот с усмешкой ответил

- Изобразите меня ползающим в грязи и глядящим в подзорную трубу. Это будет наиболее правдиво.


‘’ С Великой армией в Россию, 1-й кирасирский полк вторгся, находясь во 2-ом корпусе кавалерийского резерва в составе 4-й дивизии тяжелой кавалерии, 3-ей бригаде, полком командовал полковник барон Антуан Маргарит Клерк.
В Бородинском сражении 1-й кирасирский полк в составе своего кавалерийского корпуса, обойдя Курганову высоту, под упорным огнем атаковал батарею Раевского.
Кирасиры были отброшены а батарея Раевского получила прозвище -
могила французской кавалерии .
В дальнейшей кампании 1812 года остатки 1-го кирасирского полка упоминаются только в сражении при Винково’’.