Надо ли читать?

Аглая Юрьева
       Я думала, что читать надо. Но сегодня мне заявили противоположное. Кто заявил? А вот так, прямо с книжной полки Дубравка Угрешич.

       Имя автора мне знакомо. До сих пор в "Буквоеде" неприметно, на самой нижней полке в углу стоит ее книжка "Снесла Баба яга яичко". Очень мне хотелось ее купить и почитать. Что тормозило, угадайте? Нет, не цена. А то, что наряду с авторским вымыслом присутствовали научные (или квазинаучные) выплески по поводу этой самой бабы (яги). Может быть, даже по Проппу. Но у меня ж научный консультант знаток по этой самой Ягинишне. Ну,  не поворачивается у меня...ой, что у меня не поворачивается?.. не могу я переворачивать страницы вместе с переворачиванием представлений об этом мифологическом существе.
      
       Почему–то  на последней странице было  написано, что это роман. Что ж,  увлекательное чтение о мире литературы, куда я смогу угодить вслед за автором, можно назвать и так.  Угрешич шастает по литературе европейской, советской, социалистической югославской, нынешней хорватской, не забывая при этом и кино.

        Вообще–то книга, скорее, не о литературе, а о писательском труде. Я бы разделила: о писательском труде и писательстве. Вот последнее немало занимает думы Угрешич. Все заметки датированы в основном 1999-2000 годами. А это значит, что даже у них там блоггерство еще не так распростерло руки свои в дела человеческие.
 
       С чего начинает писатель? С заявки на книгу, которая может занять столько времени, сколько само произведение. Идея, адресация, польза - вот составляющие заявки. Угрешич понимает, что прагматика перетягивает все остальное. И далее со свойственным ей юмором она составляет заявки на известные произведения мировой литературы, на которые получает отказы от издателей, держащих нос по ветру.
 Угрешич всесторонне рассматривает такое явление, как писательство и... как назвать-то?...представителя, отражателя, выразителя этой тенденции писать. С сарказмом говорит, что нынешний книжный рынок поддерживает всецело демократическую идею: писателем может стать каждый. Ну и старается разобраться, отчего люди не лета... стремятся к писательству.

         Пишет она об упрощенчестве культуры (и литературы), об инфантилизации культурной зоны.

        Мне было интересно узнать о роли литературных агентов (и вообще о литературных агентах) в жизни писателей. Ох, у них там тоже столько м...ов!

       Не обходит Угрешич стороной и пишущих женщин. Интересно заворачивает. Как самокрутку. Собственно говоря, на самокрутках она строит свое рассуждение. Первая самокрутка - из лавренеского "Сорок первого", а кольцует заметку история о московской современнице. И смешно, и разумно.  Много я поставила восклицательных знаков на полях, так понравилось сказанное. Как-то это легко у авторши выходит, как бы между прочим.

      Половина книги посвящена наболевшей теме - теме раздробленной Югославии, теме национальной литературы и литературы на национальных языках.
         
      Последняя заметка в книге "Писатель и его будущее"  предлагает три пути писателю в мире, где кончается искусство: отстаивать критерии высоких литературных ценностей, предаться культурной оргии текущего момента, примириться с тем, что грозит вымирание. Писатель вымирает, как панда. Оказывается, панды слишком много жуют бамбука и у них не остается времени на воспроизводство (вот тут я не поняла: на воспроизводство бамбука - и панды умирают от голода или на собственное воспроизводство; но все равно вымирают же). Писатель подобен панде: мир вокруг него динамичен и сложен, и он не поспевает за ним со своим языком (читай также: темой, идеей, сюжетом).
      
      Вот такая она, Дубравка.
      Но про Бабу Ягу я все же у нее читать не буду.

2013