Ухо надо?

Василий Храмцов
               
УХО НАДО?
В редкие праздничные или очень уж ненастные летние дни, когда разрешалось не выходить на работу в колхоз, сам собою возникал парикмахерский день. Кто-нибудь из мужчин, прихватив ножницы, шел к соседу с просьбой, чтобы тот его подстриг.

На нашей улице обычно приходили к нам в дом. Отец усаживал гостя на табурет и начинал срезать лишние волосы. Потом они менялись местами.

А к этому времени слух о том, что у нас постригаются, уже доходил до всей улицы и до переулков. Бросив дела, обросшие мужчины, парни и подростки дружно заполняли избу. Шутили, занимали очередь, делились новостями, рассказывали анекдоты. И договаривались, кто кого будет подстригать.

Мне в это время всегда было весело. Каждый из пришедших обязательно старался поговорить со мной. Просили прочитать стихи или сосчитать до ста. Я охотно декламировал или считал. Читал заголовок в газете: «Ось: Рим-Берлин-Токио». И все удивлялись тому, что развит я не по годам.

- А что значит – ось? – спросил кто-то.

И мужчины стали рассуждать о том, будет ли война с немцами и японцами. Вспомнили о том, что прошли переучет в военкомате.
Один из подростков, Пашка Юношев, нашел слабое место в моей дикции и стал допекать меня. 

-Скажи – крыша.

-Крыса…

-Не крыса, а крыша!

-Крыса…

Я понимал, как надо сказать, а не получалось, сколь ни старался.
Так повторилось несколько раз, пока кто-то не остановил любителя-логопеда.

- А скажи-ка ты, Пашка, как правильно: «Стрижка-брижка или стритьё-бритьё?»

Тут уж задумался мой экзаменатор. И другие примолкли. Но веселое настроение так и распирало каждого. Все попробовали, кто вслух, кто мысленно: действительно, как правильно? Пока пришедший в себя школьник Пашка под общий смех пронзительно не выкрикнул:
- Правильно - «стрижка» и «бритьё»!   

А тем временем росла горка русых, темных и седых волос. Не прекращались шутки и прибаутки. Подстригая Мишку, подростка с нашей улицы, сосед наш, Афанасий Васильевич, рассказывает очередной анекдот.

- Было время, когда солдаты в армии служили по двадцать и более лет. Вон, Ефим Кондратьевич из нашей деревни, вернулся со службы, когда ему было больше сорока годков. Когда сына его на службу призвали, было мужику уже за шестьдесят. А все ходил - грудь колесом.

Поехал он в часть навестить сына. Генерал разрешил ему как старому вояке побывать на стрельбах. Смотрел он, смотрел, как молодые солдатики мимо мишени пуляют. И говорит:

- Разве так стреляют?  Дайте мне, я покажу.

Дали старику винтовку, патрон. А мишень-то он видит плохо! Но не сознался, выстрелил. И промазал.

- Вот как вы стреляете! – сказал он сердито, повернулся и ушел со стрельбища.

Пока народ хохотал, свой анекдот приготовил Егор Евграфович. Начал он его с вопроса:

- А не присутствовал ли он тогда, когда генерал солдат о еде расспрашивал? Солдаты строем стоят, а генерал у них спрашивает:
- Как кормят, ребятушки?

- Хорошо, ваше превосходительство, досыта, еще и остается.

- А куда ж вы остатки деваете? – хитро прищурился генерал.

- Съедаем, ваше превосходительство, еще и не хватает!

И этот рассказ был встречен одобрительным смехом. Людям всегда нравилась находчивость бывалых солдат.

Тут в разговор вступил тщедушный мужичонка Савелий. Не было еще случая, чтобы он промолчал и чего-нибудь да не вставил в общий разговор. 

- А как мужик из соседнего села в город ездил, знаете?

- А чего там знать: съездил и съездил.

- Нет! Оказывается, если в городе чего недоделал, заставляют доплатить.

- Как это?

- А вот так. Захотелось ему кой-чего, а где уборная – не знает. Купил он газету, в подъезде спрятался, аккуратно газету потом завернул и вышел, чтобы в мусорный ящик бросить. Тут его схватили, и какая-то женщина закричала: «Это он!» Завели мужика в магазин, положили сверток на весы. «Ста граммов не хватает!»

- Доплачивай! И убирайся, пока в милицию не сдали!

Сменяются те, кто подстригает, и те, кого стригут. Дошла очередь и до Пашки.

-В городской парикмахерской, - рассказывает Иван Титович, - мастер спрашивает клиента, взяв его за ухо: «Ухо надо?». Тот отвечает: «Надо». Парикмахер острой бритвой отрезает ему ухо и подает в руки: «Пожалуйста, возьмите». Заканчивая стрижку следующего клиента, парикмахер и его спросил: «Ухо надо?». Подумав, тот ответил: «Не надо». Отрезав ухо, парикмахер бросил его в мусорное ведро.

– Во дает, - сквозь смех говорили слушатели. Им было весело от того, что парикмахер задавал простой, но нелегкий вопрос, и при любом ответе человек оставался без уха.

 Тут и меня усадили на табурет и начали подстригать. Жутко цокали над ушами ножницы. Я сжался в комочек и почему-то ждал, что ножницы обязательно ущипнут меня. К концу стрижки крепкие пальцы взяли меня за ухо, и раздался знакомый вопрос: «Ухо надо?».

Положение показалось безвыходным. Мне по любому предстояло остаться без уха. И, не найдя безопасного ответа, я заплакал. Под общий хохот мужиков мама взяла меня на руки и успокоила, а я на всю жизнь запомнил веселые и подковыристые анекдоты.
                .