Займи свою творческую нишу

Муминжанова Юлия
Медиафорум «Енисей.рф» предоставил возможность студентам СФУ встретиться с московскими мэтрами журналистики и прослушать их лекции. Было приглашено два профессора- журналиста, выступление которых занимали по полтора часа.
С 11 часов утра в одном из конференц- залов библиотеки СФУ начала вещать Анна Григорьевна Качкаева (российская журналистка, радиоведущая, кандидат филологических наук, декан факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики, научный руководитель Высшей школы журналистики НИУ ВШЭ). Её лекция была посвящена «цифровому поколению», которое использует не менее двух цифровых гаджетов постоянно. Как это связанно с лекцией о «Нелинейном формате телесмотрения»? Очень просто: из-за развития технологий и широкого ассортимента различных девайсов для коммуникации появилось такое понятие, как транс-медиа, т. е. медиа-продукт (возьмем в качестве примера телесериал), который выпускается для разных носителей с разными, к примеру, сюжетами. Таким же образом работает сеть Интернет, которая позволяет разрабатывать проекты почти в любой точке земного шара и искать единомышленников, где бы вы и они ни находились. При всем этом, общение людей все больше переходит к тексту, рисункам, поэтому даже операторы связи отмечают, что небывалой популярностью сейчас пользуется sms- и интернет-общение, а значит, для людей более понятна и доступна информация в графическом и текстовом видах, нежели в каком-либо другом. Не говоря уже о том, что практически всё интеллектуальное достояние человечества оцифровано.
По мнению А. Г. Качкаевой, настала эра «экономики впечатлений», где ключевые слова — визуализация и интерактивность. И  для нового формата журналистики нужен аналитический журналист, который сможет отслеживать новости и события не только из привычных источников, но и в соц.сетях и блогах, принимая на себя, по большей части, дирижерскую деятельность, т. е. отбирая из всех возможных источников нужную информацию и придавая ей определенный формат.
С 14 часов дня А. Г. Качкаеву сменил Кипрас-Стасис-Арас Иозович Мажейка (журналист-международник, медиа- и  PR- менеджер, педагог). Свое выступление мэтр начал с показа одной из авторских программ, снятых в  Австралии, чтобы проиллюстрировать нам, только вставшим на путь журналистики, как делается сюжет и эфир. Мэтр поделился с нами профессиональными «секретами», а точнее, дал свои советы для будущих ведущих: «Не нужно просто стоять в кадре, чтобы показать себя. Если ты появился в кадре, то должен сказать что-то новое и интересное. И нужно двигаться, что-то делать. Говоришь про вкусную еду, так ешь её так, чтобы и другие захотели по- пробовать!». После этого он рассказал о том, как одна журналистка спросила: «Этично ли делать репортаж в бассейне в плавательных плавках?», на что Кипрас Иозович задал ей встречный вопрос: «А в чем вы ходите в бассейн? В юбке?». Мэтр считает, что нельзя дать вашему собеседнику право управлять ходом интервью, вы сами должны им управлять — использовать «рыбий взгляд», т. е. не- проницаемый, чтобы собеседник не мог прочитать в глазах ваш ответ-реакцию «да» или «нет» на его реплики.
К. И. Можейка посоветовал прочесть книгу американского медиа — аналитика Кена Доктора «Ньюсономика: двенадцать трендов, которые изменят новости». Лектор признался, что включил некоторые выдержки из  книги в  свой учебный материал. Помимо прочего, он дал совет уже сейчас определиться со своей узкой специальностью в  журналистике и  начать изучать этот предмет. Кипрас Иозович, например, специалист по  сельскому хозяйству, может рассказать все о коровах в Нидерландах и даже сказать точное число голов в стаде. К числу его советов относились и создание файлов с интересными началами/концами статей, глоссарием, которые, в случае нехватки времени, способны облегчить журналисту жизнь. Неожиданным сюрпризом оказались файлы, скинутые нам на флешки: материалы по новым и интересным профессиям журналистики и книга Олега Дмитриева «Краткий курс теле- видения для молодого журналиста RT». 
По мнению Кипраса Иозовича, универсальный журналист — тот журналист, который быстро определяет нужный формат медиа-продукта и имеет багаж знаний из разных типов СМИ. Напоследок, он пошутил о том, что ВУЗ расшифровывается, как «выйти успешно замуж», чего нам и пожелал, ибо, как-никак, первый шаг мы уже сделали, т. е. поступили в ВУЗ. К тому же, несмотря на свой преклонный возраст, а К. И. Можейке 70 лет, для ответов на вопросы аудитории он встал со своего кресла, подошел лично к каждому спрашивающему и дал ему несколько советов для будущей журналистской деятельности.
Те, кто упустил шанс встретиться с гуру журналистики, не сожалейте, в следующем году будет новый медиафорум «Енисей.рф» и, к  слову, Кипрас-Стасис-Арас Иозович Мажейка обещал приехать снова, так как ему у нас понравилось из-за «благодарной аудитории».
Эти люди умеют ставить перед собой цели и получать высокий результат. Вы тоже научитесь, главное — иметь желание и яркий пример для подражания.
А теперь готовы  ли вы проверить себя? Заварите кружку горячего чая, включите любимую музыку и  возьми- те блокнот с ручкой. Напишите столько желаний на будущее, сколько сможете. Будьте внимательны: желания должны быть четкими, лучше, если в них будут конкретные детали. Психологи говорят, что у человека, имеющего способность мечтать и  быть целеустремленным, будет написано не  менее сотни конкретных желаний. Нужно уметь над собой работать, нужно стараться растить в  себе успешность. Так что пробуйте,  а главное — помните, что мысли материальны, а саморазвитие — реально!