Рождественское откровение

Татьяна Маношичева
 Решила я  накануне Рождества побаловать сама себя домашней выпечкой, в тайне надеясь,что кто-нибудь случайно составит мне компанию. Вообще-то гостей я не ждала, но по старинной домашней традиции к праздникам  готовилась всегда. А тут захотелось испечь ватрушку с творогом, на огромной чугунной сковороде, как пекла еще моя бабушка ,как всегда  это делала  моя мама.Печь пироги на противнях я не люблю,ведь на сковородах пироги всегда  получаются пышнее.

Проснувшись рано утром,лежа в постели, закрыв глаза,я представила  ярко-желтую начинку ватрушки с  румяной корочкой, с нежным запахом ванили, лежащую на большой доске в центре стола. Обожаю  аромат выпечки в квартире! Бабушка нас внуков с детства учила трепетному отношению к хлебу.
Я знала, что и  хлеб,и пироги,вынимая из печи,надо непременно класть на доску из натурального дерева, накрыв холстиной или льняной  салфеткой.Тогда низ остывая, не отсыреет.На такой случай у меня имелась огромная, в диаметре сантиметров на пятьдесят,  круглая деревянная доска на вращающейся подставке,что очень удобно.

С ощущением праздничного настроения я поднялась в тот день раньше обычного.

Из опары, поставленной с вечера, замесила тесто прямо перед уходом на рынок.Поставила миску с тестом поближе к батарее,накрыв ее салфеткой. Градусник за окном показывал -30. Разрисованные морозом окна напомнили о крещенской погоде за окном.
 Пробежаться по утреннему колючему морозу до рынка, мне не составило труда - рынок был в квартале от моего дома. Редкие прохожие кутались в поднятые воротники.Свет уличных фонарей отбрасывал длинные тени от идущих людей.По мере приближения к ярко освещенному входу в рынок тени исчезали.
Войдя в помещение рынка после морозной улицы,я с удовольствием вдохнула запах, любимый  с детства. Это был запах яблок и мандаринов .Из-за фруктового великолепия витрин,не свойственных сезону,мое настроение стало еще более праздничным.

В молочном ряду народу было неожиданно много для столь раннего часа.
Окинув взглядом все помещение рынка,я начала свое ритуальное шествие,а по другому и не скажешь.Начинаю присматриваться с крайних рядов,постепенно приближаясь к нужному ряду.

Пользовалась я,выбирая на рынке товар, своей теорией,которая  меня еще ни разу не подводила,правда,я всегда ощущала себя школьницей или физиономистом на практике.

Идя медленно вдоль прилавков,я вглядывалась в лица продавцов. Ведь если у продавца душа добрая,то она светится, ее отражение я и  вижу  на его лице. А  если есть душа, то и вкладывает он ее в весь свой  товар, каким торговать приехал. Вот к  такому продавцу я подхожу смело,покупаю,даже не пробуя.
Когда же не хочется долго ходить, как в  этот раз, подхожу к тому продавцу, возле которого уже толпится люд.

Возле  молочного прилавка, напротив  веселой, приветливой продавщицы стояла пожилая женщина. Продавщица выглядела по рыночным правилам классически. Поверх голубой куртки был надет фартук,поверх рукавов куртки,скрывая их до самого локтя, надеты были нарукавники. Как и фартук они были снежно белого цвета. Взвесив ей творог,в ожидании денег, продавщица предлагала и сметану, и домашний сыр,а женщина сосредоточено  пыталась найти недостающую мелочь по карманам одежды.

 Не успела я остановиться, как услышала за своей спиной из очереди женский голос:
- Да отдайте вы уже ей этот пакет!Только время тянет! Рассчитаюсь я за нее!- сказано было пренебрежительным,надменным тоном.

 Женщина, стоящая  впереди меня, вздрогнула и повернула голову на голос.  Не знаю почему, я сделала шаг назад, отошла и стала наблюдать. Женщины оказались в непосредственной близости друг от друга.

 Первая была одета в зимнее серое пальто,еще советского пошива, с норковым  воротником  такого же цвета.Пуховый платок вместо шарфа прикрывал подбородок.  Вязаная шапочка  плотно облегала её голову.
На второй женщине был норковый полушубок и супер модные сапоги до колен, что выглядело очень вызывающе для ее возраста,на мой взгляд. Вместо головного убора на голове красовался шикарный парик из натуральных волос,уложенных в прическу. "Не иначе,как на машине прикатила"- отметила я про себя.

--Здравствуй,Ирина!- первая женщина поздоровалась со второй, протягивая руку продавцу с недостающей мелочью.

-Извините, но я вас не знаю,- парировала вторая.
-Да, Ира,тебе лучше меня не знать, потому и  подачек мне твоих не надо. Проедай свои  деньги сама.Думаю,что они не совсем чистые,- произнеся это, первая женщина повернулась и медленно пошла к выходу. Я проводила ее взглядом,но не дойдя до выхода, она остановилась, облокотилась на прилавок,опустив сумку на пол.
Я поспешила к ней.
-Давайте я вам помогу!- женщина бросила на меня взгляд и кивнула головой. Я взяла ее под руку,подхватив сумку женщины с пола, и  вывела  из здания.

До дома ей надо было ехать трамваем четыре остановки.Почувствовав глубокое одиночество,что то родственное в этой женщине,я пригласила ее к себе в гости,предложив неспешно пройтись до моего дома.
Она согласилась,но всю дорогу молчала,ступая медленно и держась правой рукой за левую грудь. А я ни о чем её не расспрашивала.

В квартире,в тепле после мороза мы раскраснелись,познакомились и только   зайдя на кухню,я вспомнила, что творога  то так и  не купила.
 Алевтина, так звали мою новую знакомую,увидев "подбежавшее" тесто,поднявшее салфетку, молча достала из сумки пакет с творогом и протянула мне. Я занялась приготовлением ватрушки,а моя новая знакомая,сложив руки,отрешенно смотрела за происходящим.
 

 Я не решалась спросить ее об Ирине, но Алевтина начала рассказывать сама так, будто мы с ней были знакомы сто лет.

--Я, Анна, в школе хоть какую - то зарплату получала. Я учитель, а муж,оставшись без работы, в те тяжелые времена, не мог никуда устроиться. Однажды я встретила Ирину, хотя раньше я бы с ней и не остановилась - у нее отец в свое время в райкоме партии работал.
Достаток их семьи не шел ни в какое сравнение с возможностями нашей. Уж если быть честной,то я и пальто то зимнего никогда не имела. Мое осеннее было семи сезонным,как мама говорила. Ирина же в школьные годы дружила только со старшеклассниками,одевалась в очень приличные вещи.Сапоги кожаные в классе были только у нее.
 
 При той встрече я  попросила ее за мужа. Она пообещала его устроить на работу и устроила, да так хорошо, что через три месяца он к ней совсем перебрался. Это позже я узнала,что её бизнес был не совсем честным.

Дочь уже восьмой класс заканчивала. Уход мужа я перенесла очень тяжело. Ушел,как трус,без объяснений,по тихому,даже ключей от квартиры не оставил. Хорошо, что мама тогда еще была жива. Она успокаивала меня, как могла, а когда я опухла от слез,  она не выдержала,села рядом со мной,обняла меня и тихим голосом сказала:

" Успокойся и будь сильнее,чем может показаться другим. Про таких, как твой муж, говорят, что они и есть "перекати-поле",то есть до первого препятствия. Потом поменяют направление и продолжают  путь удобным маршрутом.
Так, что не убивайся - еще не известно, кому больше повезло. Такого мужчину,мужа надо  сразу вычеркнуть из сердца. Да разве можно с ним будет двигаться в одном направлении?"

А потом подумав, добавила:
" И все таки жаль ведь  мне его, Аня. Существует в народе  такое поверье, что если мужчина умирает не своей естественной смертью, то надо спросить людей, близко знавших его: а не обидел ли он глубоко женщину,а не оставил ли он ее с ребенком? Не предал ли?  В твоем случае все эти его пороки налицо. И ты убедишься,что  с ним  все кончится плохо."..

-Вы знаете, Анна, мама оказалась права, но не узнала об этом. А вернись он тогда, после маминых слов, я бы его приняла - сильно любила еще со школьной скамьи.

 Нам с дочкой он не помогал,а я и не требовала от него помощи.
Мне мама не советовала.С дочкой он  встречался, провожал до дома после школы. Однажды и я с ним встретилась у подъезда. Посмотрела тогда на него- чужой и потерянный он был. Чувств  к тому времени   у меня к нему  уже не осталось  никаких.
 Опустив глаза,как бы между прочим, он обронил,что ушел от Ирины,сказав ей,что домой возвращается.Возможно он надеялся,что я его прощу и попытаюсь вернуть.

--А на самом деле? - спросила я  его тогда.
--Что на самом деле?-не понял он.
--К кому ты  ушел на самом деле?- переспросила я.

По всему было видно,что он не ожидал такого вопроса, разнервничался, долго медлил, а решившись,ответил резко, что знать мне ее не за чем.
 Сказал только, что у неё нет никаких проблем, а есть  авторемонтный бизнес. Я тогда улыбнулась, вспомнив слова мамы про "перекати -поле". Это его разозлило еще больше.Он повернулся и ушел, не простившись.

 А не за долго до Нового года мне позвонила  Майя Абрикосова - это к ней муж ушел от Ирины. Уж не знаю знала ли Ирина об этом или думает, что он до сих пор со мной живет? А у него,видимо,больше некуда было идти.Зная мужа,думаю,что Ирина его унижала,вот и припекло на тот момент.

В начале разговора Майя попросила прощения, что приняла его в свое время и лишь потом сообщила, что он погиб в автокатастрофе и назвала мне место и  дату похорон.
 В день его гибели был сильный гололед, а ему надо было срочно обкатать машину, чтобы выполнить заказ до праздников..

 На похороны  бывшего мужа я не ходила, еще от маминой кончины не отошла. Она ведь тоже переживала ту ситуацию молча. Я это чувствовала. Ее не покидала мысль, как я одна дочь учить буду. Накоплений не было никаких.В конце концов ее сердце и не выдержало.

 Я сходила в храм и поставила свечку, а на кладбище вместе с дочкой побывали только летом,когда она приезжала в отпуск. Она и памятник заказывала,все расходы взвалив на себя. В Подмосковье они у меня живут.

Спасибо вам, Анна, что выслушали. Вот уж не думала,что встреча с Ириной так меня расстроит.
А вы уже, видимо, догадались, что я, Майя, мой муж и Ирина - мы все  в одном классе учились, а получились такие разные одноклассники. Теперь уже бывшие.
 
Закончив рассказ,моя гостья вдруг засмущалась и засобиралась домой.Обычно так ведут себя люди,не привыкшие откровенничать.

Проводив Алевтину до подъезда ее дома, мне так хотелось верить, что я хоть немного помогла этой милой женщине.  Возможно, облегчить душу  состоявшимся откровением.