1. Ирина Гирфанова. Есть только миг

Архив Конкурсов Копирайта К2
Конкурс Копирайта -К2
рассказ занял третье место в судейском голосовании Одиннадцатого конкурса К2 "Всему свое время"

***


...Призрачно всё в этом мире бушующем
Есть только миг, за него и держись,
Есть только миг, между прошлым и будущим...


Сквозь тряскую полудрёму сознание краями цеплялось за дрожащие звуки радио, неровное ворчание мотора ПАЗика и приглушённый шелест человеческих голосов.

Привычная пробка. Привычные мысли: «Опять опоздаю. Опять оправдываться перед директором. Да за такую зарплату пусть вообще скажет спасибо, что на работу хожу. Господи, как всё надоело!»

Духота забила лёгкие, скука погасила интерес к действительности. Изо дня в день, из года в год неинтересная работа поддерживала жизнь, но не склеивала существование со смыслом.

От резкого рывка автобуса веки открылись как у куклы — сами собой. Двери с лязгом разошлись в разные стороны. Из-за дрожащей занавеси знойного марева по ступеням поднялся мужчина в чёрном и сел рядом с Ольгой. Сквозь опускающиеся ресницы женщина успела увидеть белое лицо, тёмные волосы, горбатый нос. «Кавказец, что ли? - лениво шевельнулась мысль. - Да что-то слишком бледен для жителя гор. Больной, наверное!»
 
И правда, от него как будто пахло тленом. Это был не физический запах — это было ощущение самой смерти. Кожа у Ольги ощетинилась, как от холода. Противное беспокойство с каждым мгновением всё сильнее проникало в кровь, отравляя почти безмятежное состояние привычного ожидания.

- Что, разбудил? - голос незнакомца разрезал мозг, как скальпель. Ольге показалось, что его слышит весь автобус. Она открыла глаза и с удивлением увидела, что салон пуст. Уже не беспокойство, а страх по-хозяйски вошёл в душу, остудил и заполнил собой сознание.

- Я не спала, - сумела она справиться с собой. - Просто смотреть здесь особо не на что, вот и закрыла глаза.
- Дело не в закрытых глазах, - усмехнулся незнакомец. - Сон ответственности за свою жизнь проходит как раз при открытых глазах. Вот так, спит человек, спит, а потом вдруг — пуфф… и помер. 

Голос незнакомца был спокоен. На попутчицу он даже не смотрел. «С собой, что ли, разговаривает? – нахмурилась Ольга. - Чего это я вдруг испугалась? Автобус, хоть медленно, но движется. Народу нет — так задремала и не заметила, как вышли все. Другой вопрос — ещё ехать и ехать. Придётся теперь этого умника всю дорогу слушать».

Она глянула за окно. Мимо медленно ползли чахлые деревья с пыльной листвой, за деревьями — дома со слепыми окнами. Между деревьями и домами — две движущиеся в разные стороны шеренги людей. «Откуда столько пешеходов в это время? - шевельнулось равнодушное замечание. - Давно уже все по рабочим местам должны сидеть! Или дома ещё спать, если не работают...  Сколько времени я убиваю каждый день на эту дорогу. Хотела ведь раньше на полчасика выйти!»

- Всему своё время! - услышала она слева. - Вышли бы раньше, оказались бы совсем не там, куда направляетесь!
- В смысле? - не поняла Ольга.
- Всё происходит так, как должно происходить, - усмехнулся незнакомец. - Вы не будете опаздывать на работу, если сами этого захотите.
- Вы хоть понимаете, что говорите! - возмутилась Ольга. – По-вашему получается, что я хочу опаздывать?
- Вы не хотите работать там, куда так торопитесь, - сосед посмотрел на неё чёрными печальными глазами, и Ольге опять стало не по себе. Будто заглянула в бездну. Показалось, что повеяло холодом.
- Вы больны? - почему-то спросила она, поёжившись.
- Я кажусь вам сумасшедшим? - улыбнулся попутчик.
- У вас бледный вид, - проговорила женщина с искренним сочувствием.
- И макаронная походка! - рассмеялся он. - Да, я болен, но это не смертельно. Для меня. Вот, кстати, посмотрите.

За разговором Ольга пропустила момент, когда автобус выбрался за черту города и теперь медленно продвигался по мосту через реку. Вода блестела широко разлитым серебром.
- Не на реку! Вперёд посмотрите! - указал незнакомец.

Ольга взглянула в лобовое стекло и обмерла. Перила моста впереди были разорваны, разворочены. Гаишники оцепили участок дороги, пропуская по очереди машины то в одном, то в другом направлении.
- Что это? - голос осел, застрял в горле. - Что случилось?
- Тот автобус, на который вы сели бы, выйдя на полчаса раньше, упал с моста! - странный сосед её понял, хотя Ольге показалось, что её вопросы так и не обрели звук. - Хотел обойти несколько машин, превысил скорость и вылетел с дороги. Правила, они придуманы не просто так!

Несколько мгновений Ольга сидела, тупо уставившись в одну точку. Потом резко повернулась к незнакомцу:
- Кто вы? Откуда знаете про аварию? И откуда... Я ведь не говорила, что собиралась выходить пораньше. Я так ДУМАЛА!
- Не пугайтесь! - не взглянув на спутницу, ответил он. - Я просто умею предвидеть некоторые события. Чувствовать время, так сказать. Помните Экклезиаста: «Всему своё время», и дальше по тексту?
- Причём здесь Экклезиаст? - пробормотала она.
- Я, как бы вам это сказать? Тот, кто решает, какое сейчас время для меня — время убивать или время врачевать.
«Точно сумасшедший!» - вздрогнула Ольга.
- Вы что, врач? - голос вздрогнул вместе с ней.
- В некотором роде.
- То есть, если вам захочется убить, вы убьёте?
- Мне никогда не хочется убивать. Здесь всё не так просто. Зависит от диагноза.
- Простите, не знаю, как к вам обращаться...
 - Зовите меня Гавриилом.
- Красивое имя. В наше время редко, кого так называют. А я Оля, - машинально представилась женщина. - Значит, вы сторонник эвтаназии. Да, вы правы, здесь всё сложно.
- Ну, вот мы и знакомы, - улыбнулся Гавриил.
- Так откуда, Гавриил, вы знаете про аварию, про мои мысли? - вернулась Ольга к поразившему её совпадению
- Про аварию слышал на остановке, - пожал плечами Гавриил. - Она же не вот сейчас произошла. Пробка здесь — обычное дело. Непонятно только, как водитель смог так разогнаться, чтобы выскочить за бордюр, протаранить и пробить ограждение. А мысли ваши, Оленька, у вас на лбу написаны. Большими-пребольшими буквами. Чёрным по-русски!
- А я уж и правда испугалась! - вздохнула женщина с облегчением. - Прямо мистика какая-то!
- Что вы, никакой мистики! - успокоил Гавриил. - Просто судьба прогибается под каждого человека, как ему надо. Оглянитесь назад.  Вам кажется, что события вашей жизни хаотично разбросаны, не связаны друг с другом. А на самом деле звенья цепи под названием жизнь свиты в одну ровную линию.
- Как это? - Ольга недоверчиво посмотрела на Гавриила.
- Всё просто. Всякий человек приходит в этот мир в своё время. Срок жизни тоже отмерен каждому свой. А между такими крупными событиями, как жизнь и смерть, располагаются события поменьше. И все они взаимосвязаны. Каждый проходит свой, строго ему определённый, путь. Просто кто-то способен увидеть это, а кто-то — нет!
- Глупости! - возмутилась Ольга. - Все эти теории про предопределённость уже никого не трогают и даже не удивляют! Хотите произвести впечатление, придумайте что-нибудь посвежее!

Она невольно поправила волосы и мельком оглядела себя — в порядке ли одежда.

- А здесь и придумывать ничего не надо! Понимаете, ведь неважно — верит человек, допустим, в перевоплощение, или не верит. На перевоплощении это никак не сказывается. А вот на существование человека правильные мысли очень даже влияют!
- Что вы хотите этим сказать?
- Человек может думать, что живёт один раз и, исходя из этого, наделать столько глупостей, что потом десяти жизней будет мало, чтобы всё исправить. Но если этот же человек подумает, что его бессмертная душа с накопленным жизненным опытом когда-нибудь снова обретёт плоть, он по-другому распорядится отпущенным ему временем каждой жизни. 
- Послушайте, Гавриил, если вам скучно, давайте, хотя бы, сменим тему! У меня от всей этой вашей философии уже голова начинает болеть! - раздражённо пробормотала Ольга.
- Не волнуйтесь, Оленька, это скоро пройдёт! Уверяю вас. - Что-то в его голосе опять заставило Ольгу вздрогнуть. - Кстати, скучно не мне, а вам. Вы не находите, куда себя деть. Ребёнок вырос и вы думаете, что уже не нужны ему. Свою настоящую половинку вы так и не встретили. Ваше разочарование существованием перевесило радость жизни. А, как я уже говорил, в жизни каждого человека отмерено только ему необходимое количество вдохов и выдохов, морганий глаз, биений сердца. И количества радости и печали. Если какой-либо ресурс заканчивается раньше отпущенного срока, пора задуматься, правильно ли человек живёт!
- Я вас не понимаю, - жалобно произнесла женщина. Она смирилась с тем, что попутчик не отстанет, и теперь пыталась прорвать пелену своей обычной бытовой озабоченности. Когда-то в юности Ольга увлекалась подобными вопросами. Но потом это забылось, осело илом на самом дне души. А рябь на душевной поверхности её как раз и раздражала в последнее время.
- Я вам пытаюсь помочь. Уравновесить, то есть, вылечить вашу душу. Может быть, мы с вами сможем что-то изменить, - голос Гавриила звучал терпеливо и немного устало.
- Изменить? О чём вы? Я не хочу ничего менять!
- Ваши желания, даже самые тайные, даже самые неосознанные — это тоже звенья цепи. Хотите пример?
- Ну, давайте. В этой бесконечной пробке хоть какое-то развлечение! 
- Тогда приведите любой пример из вашей жизни, и я вам объясню причинно-следственную связь, - Гавриил казался таким серьёзным, что Ольге стало не по себе.
- Хорошо! - проговорила она. - Вот вам пример. Допустим, я была замужем. Семнадцать лет. Всё у нас было хорошо — мир в семье, ребёнок, все здоровы, никаких проблем. Поначалу мы с мужем ловили каждое слово друг друга, угадывая настроение по интонациям. Не упускали ни одной минутки, чтобы побыть вместе. Мы гуляли и представляли, как будем лет через пятьдесят вот так же ходить за ручку и смотреть друг другу в глаза. Хотя, признаться...
Иногда я думала, что не хочу, чтобы муж видел, как я старею. Чтобы всегда знал меня молодой и красивой. Глупая была, правда? Ну, вот.  Потом прошли годы, и постепенно я стала подозревать, что муж меня не любит. Ну, вы понимаете — всякие там знаки внимания, нежные взгляды и т.д. Мне стало не хватать всего этого.
- А он? - уточнил Гавриил. - Вы мужу говорили? Как он воспринимал ваши переживания?
- А он был уверен, что всё нормально. Он говорил, что я сама не знаю, чего хочу.
- Он вам изменял?
- Нет, что вы! Я бы сразу ушла!
- А может — это вы его не любили?
- Я об этом не думала. Тогда. Нет. Думала! Думала, что если любовь не питать, она умрёт. И она умерла. Я встретила другого! Влюбилась без памяти. Муж понял это по моему поведению и как-то сник. Ходил, как выброшенный хозяевами на улицу породистый пёс. Я ему тогда сказала — найди и ты себе другую! Ну, чтобы не страдать!

Ольга на минуту замолчала, погрузившись в воспоминания.
- Ну и? – вернул её к действительности Гавриил.

- И он нашёл! – дёрнула плечом женщина. – А потом у меня не сложилось. Тот, в кого я влюбилась, оказался простым ловеласом. Ему нужны были ни к чему не обязывающие отношения. А мне — большая и чистая любовь! Понимаете? У нас даже ничего не было. Ни разу! Меня это хоть как-то утешало. Ну, в том смысле, что мне было бы хуже, если бы он меня бросил после...  Ну, вы понимаете!

Она искоса взглянула на попутчика, испугавшись насмешки с его стороны. Но Гавриил был серьёзен. Он внимательно слушал, и даже, как ей показалось, сочувствовал.

- Вы не представляете, как я мучилась! – продолжила она. – Никогда не думала, что можно так страдать! Вот когда мне помог мой бывший муж! Он выгуливал меня, не успевая сушить свои жилетки от моих слёз. Я благодарна ему за это на всю жизнь! Он был рядом, утешал, даже предлагал нам начать всё сначала.
- А вы? Отказались?
- Это было бы нечестно. Я любила того, другого. Три года мне понадобилось, чтобы прийти в себя, залечить сердечные раны. Вы спросите, что в результате? – горько усмехнулась Ольга.
- И что в результате?
- А то, что мой бывший сейчас живёт счастливо с новой женой, у них полная гармония. Всё, как я хотела для себя! А я сама по себе. И, что самое интересное — мне никто и не нужен! 
- Уверены?
- Абсолютно!

Ольга немного помолчала.

- Простите! Не знаю, зачем я вам всё это рассказала, - смущённо пробормотала она.
- Сейчас я выйду, и мы больше никогда не увидимся! - произнёс Гавриил. - А больше, как я понимаю, вам и некому рассказать всё это. Но вашу историю легко взять за основу для иллюстрации моей мысли.
- Любопытно! Я вся внимание!
- Вы думали, что желали любви, а получили свободу!

Ольга вздрогнула. Какое точное определение её ситуации!

- А подробнее?
- Вы, Оленька, упомянули, что не хотели, чтобы любимый видел, как вы старитесь.
- И что?
- Всё просто! Ваше желание исполнилось.
- Вы хотите сказать, что мы с мужем расстались из-за этого, а не из-за того, что любовь ушла?
- Если вы правильно соедините между собой причины и следствия, всё встанет по своим местам!
- Ерунда, этого не может быть!
- Каждый человек — это маленькая Вселенная. Всё, что с ним  случается, нужно его Вселенной. И только от самого человека зависит, как будет развиваться эта маленькая Вселенная. А все люди вместе — большая Вселенная. Всё, что с ней происходит, нужно этой Вселенной. И всё, что совершается в большой Вселенной, целиком зависит от всех людей на Земле!
- Гавриил, у вас талант всё так запутать, что потом можно только разрубить! - пробормотала Ольга. Она почему-то начинала проникаться к новому знакомому доверием. В его словах женщина чувствовала — именно чувствовала, а не понимала, - какую-то чарующую истину.
- Оленька, у меня талант как раз разрубать! - усмехнулся Гавриил. - Ну, мне пора. У вас ещё есть немного времени для того, чтобы кое-что изменить в вашей личной Вселенной. Кое-что понять. А в общей, увы, всё уже неизменно. Прощайте, я сделал всё, что мог!

ПАЗик мягко остановился. Гавриил легко поднялся и вышел. Ольге показалось, что вслед за ним выскользнули ещё несколько таких же тёмных фигур. Женщина с удивлением смотрела, как они исчезают за зыбкой пеленой воздуха, создаваемой перепадом температур. В салоне было жарко, а там, за его тонкими стенами расстилалась белоснежная ледяная пустыня.
- Лето же! - вздрогнула Ольга. - Что происходит?

Она испуганно огляделась и с облегчением вздохнула: «Привиделось! Никакой зимы! Ещё глюков мне только не хватает!»

Немногочисленные пассажиры по-прежнему дремали в мягких креслах – жара обездвижила разомлевших в сонном мареве людей.

Ольга вдруг почувствовала необычайную умиротворённость. Колесо ежедневных проблем, закрутившее её последние годы в свой бесконечный оборот, остановилось. Тяготившие ещё полчаса назад заботы показались надуманными, даже пустяковыми.  В голове прояснилось, тревога отпустила.

«А ведь прав Гавриил! Зачем я занимаюсь нелюбимым делом, когда есть любимое? Да Бог с ней, с этой зарплатой! Ну, буду я получать ещё меньше денег, зато сколько радости! Не поеду сегодня на работу. Экономика нашего завода не пострадает от смены экономиста. Директор давно хотел на моё место свою племянницу пристроить. Вот пусть она и решает экономические задачи. Цифры, графики, отчёты. А я предпочитаю с людьми дело иметь. Прямо сейчас выйду, съезжу, договорюсь, и с понедельника уже буду работать с детьми! И как это мне раньше в голову не приходило? Хорошо, что я вышла сегодня на полчаса раньше. Успею Ксению Владимировну застать. Садик у нас хороший, да и хочется, чтобы внук под моим присмотром был. И мне, и дочке спокойнее». 
 
Ольга вышла на следующей остановке и, не оглядываясь, быстро направилась в обратную сторону. Она не уловила, что автобус, оказывается, ещё только подъезжает к мосту. Вот он набрал скорость и начал плавно выходить из своего ряда, устремляясь на бордюр тротуара, на перила, и дальше — в сверкающее зеркало воды.


© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213090101716
рецензии
http://proza.ru/comments.html?2013/09/01/1716