Мавзолей Ильича

Стэн Майклс
Этот забавный случай произошёл со мной много лет тому назад, когда я был ещё очень молод и меня за мои шутки называли  « ит  ойнадан » , что в переводе с азербайджанского, означает «человек, который разыграет даже собаку». Был конец весны и я с моим закадычным другом Толиком прогуливался по бульвару-так мы бакинцы называем свой приморский парк, который протянулся более 4 километров вдоль древнего Каспия. Если кто то вам скажет , что он видел, что то по красоте похоже на наш бульвар, то знайте этот человек  никогда не был в Баку. И есстественно никогда не ходил по нашему бульвару. Не верите? Приезжайте в Баку и сами убедитесь в правоте моих слов. Помните как у Гоголя, чуден Днепр при тихой погоде... А наш бульвар чуден и при тихой солнечной погоде и вечером, когда моросит  тёплый весенний дождь. Вот стоишь и смотришь далеко – далеко за горизонт и чудится тебе что стоишь ты на берегу могучего океана и ... Кажется  я отвлёкся немножко.
Итак, было часиков 10 утра, в воскресение. Мы с Толиком гуляли по бульвару и вспоминали, точнее старались в деталях вспомнить наш пятничный сабантуй. Нас было человек десять: парней и девушек. Мы слушали музыку, рассказывали  анекдоты про «уважаемых», которые заседали за стенами древнего Кремля (это был неувядающий советский фольклор), смеялись, курили ВТ, танцевали и целовались, пили отличное вино, которое прямо в 2-х больших 10-литровых канистрах привёз мне двоюродный брат из своей командировки. Вино было чудное, но после несколько фужеров мы все почувствовали себя в неописуемом раю. А потом... Ну потом ...  это было потом.
И вот теперь я с Толянычем (так любя называли его самые близкие друзья), старались вспомнить, куда это мы провожали девушек под утро. Уж очень хотелось увидеться с этими прекрасными созданиями ещё. Но увы, вино, которое мы пили весь тот вечер, слегка вывело наш мозг из режима запоминания.
Незаметно для себя мы оказались возле Дома Правительства. Здесь давно велась какая-то реконструкция, ну что конкретно строили или ломали в Баку никогда нельзя было понять.. В то время не было стендов перед стройками, где бы красовался  рисунок объекта и дата его пуска в эксплуатацию. Видимо, это делалось из соображений государственной безопасности. Кто его знает, а вдруг какой нибудь француз, а ещё хуже американец,  узнает что в Баку строят пивную «Союз нерушимый» или кебабную «Джейранчик». Эти сволочи из ЦРУ тогда заранее будут знать где, когда и куда можно принести антиКремлёвскую литературу типа ” Playboy”.
- Слушай, что это они здесь все роят, роят?- удивился Толяныч.- Интересно, когда нибудь в этой долбаной стране смогут строить быстро, красиво и качественно?
- Да-а. Хороший вопрос. Я бы заметил, что очень даже  актуальный, при нашем развитом социализме. Но только я вас сильно огорчу молодой человек, хоть некоторые утверждают  что мечтать не вредно, но  врачи из московской научно- экспериментальной психиатрической имени Феликса Эдмунтовича ( Дзержинский) ,склонны думать немного иначе.
- Ты прав, Давай лучше вспомним куда нас вёз в то раннее утро нудный таксист и где мы скинули наших новеньких подруг.
- Это был по моему микрорайон
- Предположим. Ну какой?- вопросительно посмотрел он.
Я молча пожал плечами.
В это время к нам подошли три человека: мужчина лет 40 и две женщины помоложе.
-  Извините. Вы не скажете что тут строят –поинтересовался он и указал на-какое то невысокое пирамидальное строение.- Мы только недавно переехали в Баку.
Не успел мой друг открыть рот, как я сразу начал любезно объяснять незнакомцам, что тут собираютя построить: «Видите ли Политбюро на последнем заседании ознакомилось с выводами врачей во главе с академиком Чазовым  и решило построить здесь у нас  в Баку на берегу Каспия – Мавзолей».
Мужчина быстро начал переводить на азербайджанский язык своим спутницам мои пояснения по поводу стройки.
- А почему в Баку и кто здесь будет лежать,- заинтересовался он.
- А-а. Как бы Вам это объяснить? Видите ли товарищу Ленину необходимо временами менять климат, иначе трудно его сохранить. А немецкии ученые, точнее западногерманскии , доказали , что химический состав нашего бакинского примор-ского  воздуха просто уникальный. Ни где в мире больше нет таких химических элементов, даже в таблице Менделеева. Так что наш климат  , конкретно в этой точке , будет очень полезен для его здоровья.
Бедный мужчина едва успевал переводить своим спутницам мои пояснения. Наконец Толяныч пришёл в себя и поспешил быстро расскланяться.
- Извините нас - мы очень торопимся . Нам срочно нужно на работу,
- А где Вы работаете? – поинтересовался мужчина.
- В редакции газеты «Бакрабочий»- ответил я.

Мы быстро удалились. Точнее удалялся мой друг, а мне пришлось догонять.
- Ты чего совсем спятил? У тебя что крыша поехала- обалдел Толяныч.-Нет у тебя точно крыша съехала. Ты один раз доиграешься.
- Чего ты так засуетился? - рассмеялся я.- Спокуха сеньор. Люди задали вопрос и с нашей стороны было бы невежливо пройти мимо , прикинувшись глухонемыми.
- А вдруг этот мужик из конторы глубокого бурения (так мы нежно называли КГБ)? И будешь ты потом сам сидеть в этом мавзолее рядом с дедушкой Лениным и бабушкой Крупской.
- Ну ты мне льстишь, Толяныч. Кто ж меня туда посадит? Во первых я не партийный,  во-вторых экстерно университет  не заканчивал и самое главное не написал такой шедевр, как великий вождь.
- И что же за шедевр сотворил твой любимый партийный дедушка Ильич? - поинтересовался он.
-«Что делать ? » - гордо ответил я.
- Ничего, ты там на зимнем сибирском пляже по бесплатной путевке  напишешь свой шедевр- под названием «Как сделать и куда потом тикать»- поспешил успокоить меня мой верный друг и соратник по вечеринкам. – Тем более, как я уже понял,  ты уже устроился суперглавным редактором в Бакрабочий. Так что творческому деятелю типа тебя, там быстро найдут работу.
Мы оба расмеялись. Чувство юмора – вот чем был богат в те наши дни советский человек , при зарплате 120 рубликов.
- И всё же шутки шутками, а так не долго и нарваться. Ну представь на секунду что он комитетчик. А?
- Не могу представить.- спокойно ответил я.
- Почему ?
- А там дураков не держат.
- Возможно ты прав- согласился он.


============

Прошло несколько дней. Я возвращался с ребятами пешком с нашей родной радиотелестудии. Проходя мимо белокаменного здания республиканского МВД, мы решили зайти и навестить нашего старого друга Мишку. Так мы звали Мамеда, который проработал с нами на студии несколько лет, а потом решил сменить профессию телеоператора на милиционера. И вдруг я увидел Мишку, который беседовал с  мужчиной в капитанских погонах. Мишка быстро зашел в здание министерства, а капитан направился к одной из милицейских Волг. Я глазам  своим не верил. Этот капитан был тем самым мужчиной, которого я разыграл на бульваре. Вдруг  он посмотрел на меня.. Взгляд его стал  внимательным. Профессиональная память сработала четко. Он узнал меня. Пару секунд мы пристально смотрели друг другу в глаза. Он улыбнулся и сел в машину рядом с водителем. Видимо он уже понял, что в Баку без юмора – НЕЛЬЗЯ!


Вы наверно думаете, что этот забавный случай придумал я сам? Не верите мне, тогда спросите у Толяныча. Он никогда не врёт. И тогда вы поймёте, что  тогдашний Баку...  это был дивный город со своими прелестями, который приводил в восторг очень многих приезжих гостей и недостатками, на которые мы старались не обращать внимание. Но самое главное богатство нашего города – были бакинцы: мудрые и весёлые, взрывные и флегматичные, оптимисты и юмористы.
20 февраля 2009