Школа сказочного мастерства. День третий

День Сказки
  Дорогие сказочники!

Сегодня мы приступаем к новой темt "Сказки для детей среднего школьного возраста".

"Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. ... Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она творение народа."
     (В.А. Сухомлинский, из книги "Сердце отдаю детям")

 Небольшое лирическое вступление:

Муза, ты витаешь в пространстве
И благославляешь таланты.
Посещаешь способных в твореньях,
Пробуждаешь их мозг в откровеньях.
Помогаешь им думать красиво,
Чтобы песня слагалась на диво.

Чтобы все эту песню запели,
И никто не остался на мели.
Чтоб не только все пили и ели,
А духовность свою воскрешали.
Наслаждались своими трудами
И вгрызались в науку зубами.
   (Вера Козак, из стихотворения "Фея")


   Наша задача - написать сказку для подростка.

В этот период своей жизни ребёнок переходит от детства к юности, осознаёт себя частью окружающего мира, открывает своё "Я".

Восприятие подростка, в отличии от детей младшего школьного возраста, становится более целенаправленным и организованным. Подросток может длительное время сконцентрироваться на заинтересовавшем его вопросе.

Для подростков характерно бурное проявление эмоций и присутствие крайностей в мышлении.

В этот период жизни происходит формирование нравственных и социальных принципов, вырисовывается личность человека.

Вот эти моменты стоит учитывать при написании сказок. Неназязчиво, в сказочной форме помочь подростку в процессе становления гармонически развитой, социально активной личности.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ - 2

Написать сказку для подростков объёмом до 800 слов.
Срок предоставления работ - до 20 октября.

Работы высылайте на адрес секретаря школы, затем с 20 октября они будут опубликованы без указания авторства в папке "Дом. задание -2".

С 20 по 30 октября - оценивание работ.

Напоминаем,что автор, набравший большее количество баллов, получает право бесплатно напечатать свою сказку в сборнике "День Сказки-2013", том 5.

Авторы, которые ранее не принимали участия в работе нашей школы, могут записаться в школу, оставив соответствующую резензию к этой публикации.

Предлагаем вашему вниманию статью автора Прозы, филолога Олеси Шмакович:
    http://www.proza.ru/avtor/lorda
    Папка "Советы для начинающих авторов", статья "А судьи кто? или о критике и критикуемых".

Также предлагаем для ознакомления статью этого автора "Композиция волшебной сказки":


   Читая сказки разных народов невозможно не заметить, что многие из них очень похожи друг на друга. Особенно это касается так называемых «волшебных» сказок, сюжет которых закручен вокруг каких-либо волшебных средств, типа шапки невидимки (или волшебных помощников, типа Сивки-Бурки). Исследованиями этого подвида сказок занимался отечественный фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, выявивший, что волшебные сказки состоят из повторяющихся элементов. Элементы эти Пропп назвал функциями действующих лиц, количество и порядок которых строго обусловлен.

   Начинается сказка с некой исходной ситуации, когда перечисляются члены семьи, или будущий герой (например, солдат или царевич) просто вводится путем приведения его имени или упоминания его положения. Вслед за начальной ситуацией следуют функции: 
Один из членов семьи отлучается из дома, чаще всего отлучаются лица старшего поколения (при этом смерть родителей представляет собой усиленную форму отлучки). Перед отъездом, к герою обращаются с запретом, причём запрет этот всегда нарушается. Запрет и его нарушение составляют пару функций, при этом вторая функция может существовать без первой. Например, в русской сказке «Иван-царевич и Марфа-царевна» нет прямого запрета выпускать из темницы медного мужичка с железными руками и чугунной головой, однако освобождение Иваном-царевичем этого диковинного узника приводит к примерно таким же последствиям, что и нарушение запрета. А приводит нарушение запрета к тому, что в сказке появляется Вредитель или Антагонист, то есть враг главного героя. Противником героя может быть и Змей и Черт и какой-нибудь злобный царь и Серый волк. Но кем бы ни был враг героя, действует он всегда одинаково. И начинает с того, что пытается произвести разведку (эта функция носит названия выведывания). Антагонисту даются требуемые сведения (эту функцию Пропп называет выдачей). Типичный пример выведывания-выдачи мы видим в сказке «Мудрая девица и семь разбойников», когда разбойник выясняет, кто вывез их золото.  После этого антагонист пытается обмануть свою жертву (эта функция у  Проппа называется подвохом). В той же сказке о мудрой девице разбойник переодевается офицером, а его товарищи прячутся в бочках. Сказочные герои всегда поддаются обману (эта функция носит название пособничества), в результате чего совершается вредительство. К примеру, Кощей которому даёт напиться Иван-царевич, вырывается из чулана и похищает Марью-Моревну. Дальше на авансцене снова появляется главный герой. Ему сообщается о беде (это называется посредничеством) к примеру, отец похищенной царевны бросает клич: не найдётся ли такой человек, который избавит его дочь от Змея? И наш герой, разумеется, соглашается и отправляется в путь (эта функцию называют отправкой).
 Далее «в сказку вступает новое лицо, которое может быть названо Дарителем или, точнее, снабдителем. Обычно оно случайно встречено в лесу, на дороге и т. д. От него герой получает некоторое средство (обычно волшебное), которое позволяет впоследствии ликвидировать беду. Но прежде, чем происходит получение волшебного средства, герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника (это так называемая первая функция дарителя). Герой реагирует на действия будущего дарителя, то есть выдерживает испытания (реакция) и в  распоряжение героя попадает волшебное средство, с помощью которого ликвидирует беда или недостача (получение волшебного средства). После этого герой переносится,  доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков.  Чаще всего эта переправа происходит по воздуху, герой летит верхом на птице или же в образе птицы.  Потом Герой и Антагонист вступают в непосредственную борьбу и в ходе этой борьбы Герой получает рану (функция носит название клеймение). Но заканчивается борьба победой над Антагонистом. Беда или недостача ликвидируется, похищенный освобождается и Герой возвращается. Но возращение не всегда проходит гладко, часто за героем гонятся. К примеру, Гуси-лебеди из одноименной сказки преследуют убежавших от Бабы-Яги детей. Но Герой непременно спасается от погони (спасение). Так,  брат с сестрой прячутся от Гусей-Лебедей в ветвях яблони и внутри печки. На благополучном возвращении домой многие сказки заканчиваются. Но иногда возникает дополнительная беда, виновником которой обычно является Лже-герой, например, старшие братья Ивана-царевича из сказки «Три царства Медное, Серебряное и Золотое». Лже-герой похищает добычу, герой вновь отправляется на поиски и снова находит волшебное средство. Братья оставляют Ивана на горе, он возвращается в Бриллиантовое царство и находит там дудочку, из которой выскакивают хромой да кривой, которые исполняют желания владельца чудесного музыкального инструмента. Далее возникают новые функции, в первую очередь неузнанное прибытие. С помощью хромого да кривого Иван возвращается в родной город, но вместо того, чтобы вернуться во дворец, становится подмастерьем башмачника. Тем временем Лже-герои предъявляют необоснованные притязания, Пётр-царевич собирается жениться на Елене Прекрасной. Но она задает башмачнику (а по сути Ивану-царевичу) трудные задачи  (сшить без мерки башмаки, сделать платье подвенечное, за одну ночь построить дворец). И какими трудными бы ни были задачи, настоящий Герой всегда их решит. Вслед за этим следует функции узнавания и обличения Лже-героев, которых потом наказывают. А Герой подвергается трансфигурации, то есть становиться лучше прежнего, жениться и воцаряется (или просто женится, если невеста не царевна).

   В заключение ещё раз перечислим все функции в хронологическом порядке:
1. Отлучка.
2. Запрет.
3. Нарушение.
4. Выведывание.
5. Выдача. 
6. Подвох.
7. Пособничество. 
8. Вредительство или недостача.
9. Посредничество.
10. Начинающееся противодействие.
11. Отправка. 
12. Первая функция дарителя.
13. Реакция героя.
14. Получение волшебного средства.
15. Перемещение в иное царство. 
16. Борьба.
17. Клеймение.
18. Победа. 
19. Начальная беда или недостача ликвидируется.
20. Возвращение.
21. Погоня.
22. Спасение. 
На этом сказка может кончиться, но часто встречается дополнительный сюжет, в котором действует лжегерой (чаще всего брат или братья главного персонажа). Первая его часть новое вредительство - аналогична функциям 8-15:
8а. Лжегерой похищает добычу.
10а-11а. Герой снова отправляется на поиски.
12а-14а. Герой снова находит волшебное средство.
23. Неузнанное прибытие.
24. Необоснованные притязания.
25. Трудная задача.
26. Решение.
27. Узнавание.
28. Обличение.
29. Трансфигурация.
30. Наказание.
31. Свадьба, воцарение.

   Конечно, в сказке авторской все эти функции могут менять положение и трансформироваться в зависимости от воображения автора. Но в любом случае, знания  композиции волшебных сказок наверняка пригодятся современным сказочникам.

                Шмакович Олеся.

  При написании данной статьи были использованы работы В. Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» и «Морфология волшебной сказки».