Ассенизатор, издатель и Брейгель

Кенга
 

               Глава из романа - эпистола

                ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

                2003 год
Читать предыдущую главу http://www.proza.ru/2013/09/15/1930

Давид – 26.10.03.      
 Ну вот, с праздниками, слава богу, покончено – и с государственными и с личными. За работу, товарищи!
Мы давно не выползали "в мир". Неожиданно застали, обычно жутко людную в исход субботы набережную, - почти пустой. Народ сидит дома. Кафе половину закрыты, витрины задраены. Война и кризис. Вот так наглядно. Что-то будет? 3 ноября обещают всеобщую забастовку - это значит, вся страна станет. Конец света. И не могут свернуть шею этим большевикам.
   Мои вернулись к прошлой "концертной практике" - приобрели абонементы на весь сезон в главную филармонию - 6 концертов с очень хорошей программой.  Это замечательно, п ч без этого труднее выбираться - старички разленились.
    Рассказ начинался так: "На премьеру она поехала, в конце концов, одна, потому что у него дома опять заболела корова. (Жена, правда, была здорова, но не оставлять же больную на одну бедную женщину. Пришлось смириться.)" Вообще-то слишком длинно - надо оставить только первое предложение. Краткость - кузина таланта. (Потом уже прочитал следующее письмо - я же человек здравый и иду по порядочку - про автокатастрофу: но тут уж не прибавишь и не убавишь. Таковы капризы судьбы).
    Как Вы хорошо сделали, послав книги мэру - если он почувствовал и оценил "атмосферу ваших домов", то он явно человек с мозгами и душой. А по телевизору рассказывали о городе Королеве и какую там запустили замечательную систему слежения - так что теперь не вздумайте там на дорогах хулиганить и ехать на красный свет - все на дисплее будет!
… замечательный рассказ про постовых! Его, правда, можно окрестить как "рождественский" - но что поделаешь, если вы вся такая рождественская и судьба у вас такая. Вы просто живое и яркое доказательство и пример избирательности - не сродства, как у Гете, а - судьбы! И равенства ее с характером! просто сказочка какая-то - а ведь, правда, каждое слово. Слушайте - это потрясающе - ведь особенность в том, что Вы не сочиняете,  как все нормальные господа писатели, а только – то, что видели, щупали! Это уже не слишком обычно (мягко выражаясь). А этот рассказ почти готов - потому что в нем есть своя интонация (главное) и при всей "протокольности" (во всех смыслах) - это художественно! Нет, я сурьезно. Просто здорово, вы уникальны. (Вот все и спешат сфотографировать это чудо природы.)
   На этом Галина Сергеевна (если уж Вы так хотите), и прощаюсь до завтра. Бог Вам в помощь – ваш Д. (Не только безлошадный, но и безкоровный. И почти что без-кровный - но это не совсем то что "бескровный").

Галя – 26.10.03.
   Чудо природы после завтрака снова нырнуло в постель и заснуло. Видимо сказалась субботняя невоздержанность. Еще бы! цельная бутылка шампанского на пятерых!
Проснулась, за окном валит снег. Моя подушка в слезах. Он них я и проснулась. Прочитала Ваше милое письмо, которое Вы писали как раз в то время, когда я смотрела сон, от которого плакала. Я обнимала  моего самого любимого человека, и говорила ему о своей любви. Сон прервался. Я так и не узнала продолжения. Как же я так легко все это позабыла?
   Нет, я не позабыла. Это всегда будет со мной. Просто мой, какой-то не в меру живой организм, требует жизни. Прошлое не тянет меня назад. А продолжение следует день за днем. Разве не продолжение - его стихи, которые читает на посту суровый страж. Ведь он тут же, не обращая на меня внимания, словно сообщнице, говорит, глядя на дорогу:
 - Нет, вы посмотрите, куда этот м-к  прет?
Представляете, если бы в его душе не жили подобные стихи, во что бы он превратился на этой работе? А во что бы превратилась я, если бы не звучали во мне:
- Шел и встретил женщину...
Если бы я не ощущала себя до кончиков ног,  Той Женщиной?
 Нет, я не забыла.
    А, какое очаровательное место я отыскала в одном интервью за 1997 год. Боре  задают вопрос: Вы только что познакомились с Галей, а она тут же и ушла с другим...
- Нет, не, с другим. Вот если бы она ушла со мной, то это и было бы "с другим"...

  Из Вас:  - Не только безлошадный, но и безкоровный. И почти что без-кровный - но это не совсем то что "бескровный".
      Что ж, такая шутка дорогого стоит. Видите, как мы можем высекать искры друг из  друга? Жаль, что огонь не вспыхивает, можно было бы устроить небольшой костер...

Давид – 27.10.03.
Чудо природы, поглощающее шампанское бутылками (это новый вид емкости)!
Деталь про постового, который спрашивал "куда этот мудак прет" - надо обязательно добавить в рассказ! Так живо видишь его, родимого.
   Сон был замечательный. Все это понятно. И то, что Вы объясняете дальше - тоже понятно и естественно. Все правильно.
   Но одно событие у меня сегодня есть - добился (не прошло и года), что пошел-таки звук из радиоприемника в компьютер - теперь я могу писать на диски и радио и аудиокассеты. Значит, скоро буду писать и с пластинок - это главная цель. (Так я надеюсь.) А пластинки с такими классными записями, что грех было выбрасывать. Хочу сохранить.
А Котт и ныне там - ну что за тяжелый воз. Едва добрался наконец до середины. Ойойой. Баиньки пора. Спокойной ночи.

Галя – 28.10.03.           Был мороз -10!
 Для Вас полезно беспривязное содержание. Вы находите много способов уплотнить свое время. Даже писать письма некогда. Наверное, это даже хорошо. Только кому? Только не мне!

Давид – 29.10.03.
Что такое беспривязное содержание? Вы мне все время задаете лингвистические загадки.
А Вы, видно, тоже вся в работе? Это здорово. Но про мороз Вы мне даже не пишите - у меня сразу мороз по коже. От страха. Это как же - минус десять? Разве так бывает? Куда смотрит ваше правительство? Я знаю, куда оно смотрит.

Галя – 30.10.03.
Странно, что Вы не почувствовали в "беспривязном содержании" лингвистическую основу.  Это когда скот гуляет и пасется на травке сам по себе, в противоположность иному способу, когда тоже пасется на той же травке тоже сам по себе, но привязанный веревкой к колышку. У нас так пасут коз в том месте, где мы с Барри гуляем. Причем привязывают всего одну козу, а остальные, почему-то, ее не покидают и не разбегаются. Любят или уважают. Может, жалеют.  Погода смилостивилась.
   Кроме канадского соседа, прилетел муж американской полной тезки. Еще не виделись. Но это "не мое". Хотя господин вполне респектабельный, имеет много разных достоинств, за ними даже недостатки спрятались глубоко.
 Весь день ездила по разным делам. Получила компенсацию за вклад, положенный до обвала (до 1991 года). Положила тогда 2500 рублей, а сегодня отдали 2770. Во, наросло за дюжину лет! Как раз сегодня хватило купить лекарства, и вымыть машину.

Давид – 31.10.03.
Могу доложить: ввиду похолодания неуклонного как фатум, облачился в ваш халат - уютно в нем. как в зимней берлоге медведю. Так бы и спал в нем. Но жалею. Ношу только пять минут в день. А в субботу пойду в нем в парк - пусть смотрят добрые граждане и завидуют!
Простите за недогадливость - как-то не подумал, что и меня может хорошая женщина причислить к скоту. Хотя бы и к беспривязному. В самом деле - а почему бы и нет? Просто в голову не пришло! Но лучше звучит - "беспривязная скотина"! И еще можно добавить "форменная" - кажется, это твердый эпитет с данному существительному, только вот если бы меня привязали вместо той козы - все остальные козы тут же бы разбежались, это точно! Сказали бы: "Да пшел ты, ккккозел!"
Хорошо с вами расплатились -   4 копейки за рубль. Я всегда говорил молодым и неопытным: не держите деньги в сберегательной кассе! (А покупайте доллары - на черном рынке, если белого нет.)
Осторожно, зима! Ездите поменьше. Берегите себя. Привет всем хорошим.Целую Вас Д.

Галя – 31.10.03. 
Приехал ассенизатор - он чистил ямы - академическую и нашу. Очень колоритный мужик Вася, корпулентный, мордастый и улыбчивый. Язык его, несмотря на ограниченность лексики - тоже весьма колоритен. Общий - на уровне четвертого класса, а образный, пожалуй, тоже не выше, насколько я могу судить, так как мой еще ниже.
Мы, то есть Галина Ивановна - прислуга соседей и я помогаем. Галина старше, но считает своим долгом отстранять меня от трудных работ. Вася велел ей наступить на шланг, чтобы он не отпрыгивал при работе мотора. Пока идет отсос, Галина и Вася беседуют о трудностях жизни. После бедствия с шахтерами, которые всю жизнь, кажется "пиз-ят" за две тысячи рублей, переходят на тему избыточного урожая на собственном огороде, когда не знают что делать с огурцами, помидорами. Так как мой лексикон очень беден, то мне запомнился просто сюжет, пересыпанный теми же действиями, что делают шахтеры, плюс, что зять Галины велит засолить 56 банок огурцов, по банке в неделю. - Но куда, "на х-й" столько?- вопрошает Вася, и рассказывает, что он тоже больше не намерен пиз-ь на огороде. "Ты, твою мать, что же отпустила ногу, ведь все на х-й сейчас... Далее Галина рассказывает, как они потихоньку от зятя выносят прошлогодние огурцы на помойку, а солят новые. Но финал был такой. Вася спросил меня, знала ли я Кузнецова Петра Ивановича? – нет, не знала, может, видела... – Ну, ему всего 40 лет. Поднимался по лестнице, схватился за сердце, сказал: - Все - мне пиз-ец! и помер! Я, вместо приступа горя - так рассмеялась, что чуть не упала в открытую яму, едва Вася подхватил меня.
Уезжая, сказал, что единственный его настоящий доход, это когда спиз-ят,  а так ни х-я не платят. Боюсь, что я слишком обеднила его реплики, но ничего, постепенно усвою этот трудный язык, хотя  практика мала, чищу яму  раз в год.
Поймала себя на мысли, что вот Вы, мужчина, не посмел в письме  о постовом написать то же слово, а ведь именно оно пришло вам на ум, а я так легко воспроизвела. Что-то у меня нарушено с этикой...
Целую, славный Давидка,  если бы Вас привязали, я бы не разбежалась. Эк, разбежалась. А кто зовет? Ваша Галочка.

Галя  - 01.11.03.
Перечитала Ваше письмо на свежую голову. В прямом смысле - только что вымыла и причесалась, даже слегка похорошела, насколько это возможно. Пили кофий с Ольгой Ширяевой. Я ей прочитала одну главу из книги, она  сказала, что у меня хороший слог, язык. В это время позвонила Вика, сказала, что по радио "Эхо Москвы" только что упоминали меня. Оказывается, говорили про издательство Захорова и о выходе в ближайшем месяце новых книг. Среди первых упомянули меня, присовокупив очень лестный эпитет. Назвали тираж в 4000. У остальных  не более тысячи или двух. (Например - Макаревич - 1000). Значит, издатель надеется на меня. Это приободрило. Что интересно,  они  даже не предложили посмотреть  гранки. Вся надежда на Вашу редактуру.  Так что Ваша работа  полезная и нужная проведена не напрасно.  Мне это безмерно дорого. Обнимаю. Ваша Галочка.

Давид – 01.11.03.
Уважаемая деловая женщина! Если Вы включите последний рассказ об ассенизаторах в книгу - она станет мгновенно бестселлером! Подумайте об этом. И никаких точек. Я очень смеялся. И никаких дефисок - а то иногда появляются варианты и приходится гадать, что же он там сказал. Явная недосказанность и невнятица, товарищ автор.
   А меня Вы неправильно поняли - никаких таких (ужасных!) слов я ни в прошлом, ни в позапрошлом письме не подразумевал. Потому что я у меня есть одна (не одна конечно) дикая странность: я все могу произносить очень даже красочно, но исключительно в мужском обществе, а вот никак не умею выражаться красиво в дамском. И ведь есть у меня знакомые женщины, которые запросто употребляют неформальную лексику, даже не замечая, - и ладно, и пусть их, я не осуждаю, - но даже с ними я не могу "говорить на одном языке". Против натуры не попрешь. Так что уж не взыщите, если не соответствую, Вашему представлению о "мужчинах".
   Но рассказик классный. И потом ассенизатору - сам Бог велел. Если бы он говорил не так, была бы не жизненная правда, а лакировка действительности.
А насчет выразительности и образности той лексики - и даже универсальности - есть маленькое эссе у Достоевского (В "Дневниках писателя", кажется). Он диву дается - и описывает - как русский человек умеет одним (!) словом рассказать обо всем и передать массу нюансов.
Недавно я смотрел очередное интервью в Нью-Йоркской актерской школе, так на обязательный вопрос "Ваше любимое ругательство" очередной звездюк, умница и талант, задумался, засмущался и говорит: "Наверное, это нельзя произносить" - студенты же сплошные! И этот умница Липпман, ведущий, без запинки отчеканил: "Произносить можно все!" Мне это ужасно понравилось. И тогда этот звездюк обрадовался и десять минут рассказывал, что можно сделать из этого слова и какое оно универсальное. Студенты просто лежали от смеха.
(Заинтригованы? Так уж и быть - во имя высокой литературы, выдам один из его вариантов с большиииим сокращением: "ху-ня с ушами"). (Так хочется соответствовать!)
«Вы, мужчина, не посмел» - это я себе в укор оставил.

Галя – 02.11.03.
Заинтриговали вашим сокращением - там что, не хватает всего одной буквы? Я ведь жутко неграмотная. А мне, что так прямо все и написать? Серьезно? Если скажете, что допустимо, то  напишу, я доверчивая, меня легко обмануть. Можно? У нас в доме тоже не было принято при мне выражаться натурально, только если для красного словца. Тогда - да! а про Вас я так и думала, Вы не можете иначе. Поэтому Вы мне и нравитесь. (Конечно, не только по этому). Знаете, у меня такое ощущение, что женщины при мужчинах могут говорить, а мужчины - не должны. Или я не права? (Разве только при каких то особых обстоятельствах). Ох, трудное дело лингвистика.
Пожалуй, в случае с Васей, иного пути нет. Попробую изложить яснее.
За ужином, на котором у меня была Вика и американский супруг моей тезки, г-н Ф, я постаралась воспроизвести Васин монолог, возник естественный вопрос, который пытались решить эти два профессора, что же за действие подразумевается под словом пиз-еть. (Нет, убейте, не могу полностью, уж напрягитесь!). Какое семантическое поле возникает от этого глагола? Была высказана мысль (математиком), что это просто потрепаться, ничего не делать. Психолог спросила, а если при этом что-нибудь делать? Например, курить. Тогда это нарушение семантики "пиз-ить". Поди, ж, ты! Вот ведь какие проблемы с этими словами. Такие тонкости. Больше того, была призван в свидетели теорема Байса, математика 17 века, бывшего священника, даже хотели начать ее писать, тем более что она, говорят,  простая, хотя я так и не поняла, при чем тут формула, но тут мы одумались и допили бутылку конька.  Как приятно быть интеллигентным человеком, когда можно на таком высоком умственном уровне решать научные проблемы. Хорошо, что коньяк закончился.
Ваша высокоинтеллектугалочка .
«Вы, мужчина, не посмел - это я себе в укор оставил». -  Нет, это поставьте в достоинство.

Давид – 02.11.03.
А сегодня впервые на автобусе ездил - после приезда. Отвык так. Сразу захотелось выйти и пойти пешком. Но далеко. Ездил в Рамат Ган в свою контору, чтобы забрать "подарок" к Новому году - я прогулял, вот мне и не принесли сюда. Побродил по красивой улице, вообще городок уютный, зеленый. А улица знаменитая - торговая. Там практически все можно купить. Я и купил - Евке костюмчик, прехорошенький.  Видите, и я по магазинам иногда хожу. Даже себе футболочки купил разлюбезные.
За халатик не волнуйтесь, заношу - пусть только зима наступит, а то опять жара. А про бокалы - что же мне отвечать, дорогая Галочка, если подлая гостья их не заметила. Не говорить же мне ей - посмотри, какие бокальчики! Не те отношения. Но вот Вашего "Брейгеля" она с порога заметила. И приняла за живопись. Во как. Я горжусь, как будто сам сделал. Но выбрал-то сам - губа не дура!
А у Вас сегодня вечер, где будет у Вас большой выбор. Смотрите, чтобы глаза не разбежались. А недавно я услышал, что в вашем Королеве, оказывается, чуть ли не какой-то центр космонавтики - может, поэтому он такой ухоженный и богатый людьми?
Захаров очень прыткий - вот делает хорошую рекламу Вашей книге, а заодно и себе. Это очень хорошо. Значит, скоро будет. Но как же Вам гранки не показали? Очень они меня удивили.
У нас завтра начинается всеобщая забастовка - большевики остановят всю страну. Просто кошмар. Но авось выживем.  Уверен, что вечер прошел на высоте. -   Ваш  Д.

Галя - 03.11.03.
Вечер прошел блестяще, я не ожидала. Деликатно, умно, музыкально и тепло. Два с половиной часа и не заметили, как пролетело время. Андрей Усачев привез меня туда и обратно.  И так я ему признательна, что была не одна.
Стоял раскрытый рояль и юное долговязое создание исполняло Рахманинова, Шопена. Была еще славная девушка, которая так исполнила Шопена, что я расплакалась слегка. Она обещает приехать ко мне поиграть. День удался.
Снова о Королеве. Статус - наукоград. Да,  действительно центр космонавтики, публика  так хорошо реагировала. Детей было мало, в основном пожилые люди, так что у меня сразу, вы правы, глаза разбежались. Архитектор подарил, с небольшой историей, первое издание  Винни-Пуха, потрепанную книжку,  и даже с разными надписями, на которой он вырос.
Приеду или не приеду к Вам? Просто иногда вдруг возникает сомнение: постепенно, не видя Вас, теряется ощущение реальности чувства. Словно затягиваются раны. Становится легче. Ведь говорят - время лечит. Надо выбирать - или успокоиться или так уж с этим волнением и жить, подпитывая его. Вот откуда "если". Ведь это только мой выбор.
Ой, как поздно уже! Спокойной ночи. Целую. Ваша неуравновешенная сегодня Г.

Давид – 03.11.03.
Вспоминаю Ваш звонок и не могу разгадать - в чем же причина вашей тревоги? У Вас бурная и судя по Вашим описаниям интересная жизнь - ведь люди (опять же по вашим письмам) все славные и интересные. А это главное. В чем тревога? Но все может быть очень просто: минутное настроение и усталость. И то и другое - пройдет.
А насчет сокращений не прибедняйтесь, "неграмотная" - все Вы прекрасно поняли. Именно одна буква.
Насчет "прямо так и писать" - надо думать. Но рассказ сам по себе клевый, как говорят в народе. Надо еще не постесняться связать с Достоевским. (Прочитаете - оно само свяжется.)
А насчет общих правил - что должны говорить мужчины или не должны - боюсь, я мало что понимаю. Я обычно хорошо понимаю только про себя. А другие - пусть сами про себя понимают. В общем-то, это дело привычки индивидуальных вкусов. Ну и такта, в какой-то степени. (Это слово вообще забытое и непонятное, как... метранпаж, скажем.)
Вашим профессорам лингвистики передайте, что они правильно поняли смысл слова - именно "трепаться". Но это лишь основной смысл. А прелесть этой лексики именно в ее универсальности - от контекста рождается новый смысл по волшебному желанию оратора.
Ой, как поздно уже! Спокойной ночи. Целую. - ваш интеллектукал. (пардон, лучше не придумал.)

Галя - 04.11.03.
Все Вы правильно поняли насчет моего звонка.  Просто у меня еще был в голове Шопен, очень хотелось доплакать, а кому? Только Вам. Уж терпите! Ну, что мне много, очень много хороших людей? В результате ведь нужен всего один.
Разговаривала долго по телефону с Кириллом Королевым. Он спросил, отчего я много плачу. (Ему мама доложила досконально, как прошел вечер и даже слова, что я сказала о нем). Я ответила, что я  почти не плачу, а заплакала вчера от музыки, от какой-то красоты всего происходящего. Он сказал, что хочет запустить воздушного змея в честь БЗ. Я  высказала сомнение, можно ли зимой запускать.
 " У воздушного змея нет души, ему все равно когда". Это меня убедило. "Только надо купить реечки и бумагу..." Я сказала, чтобы он пришел ко мне, мы вместе купим. Он готов приходить ко мне и что-нибудь копать или просто сидеть возле меня. Ну, как тут не заплакать по-настоящему? Он  еще сказал, что подумал, что БЗ женился на девочке, которая моложе его лет на 30;  позвал на вечер памяти Льва Разгона, а ведь БЗ его очень любил и общался с ним до последней минуты Льва; упомянул совершенно случайно имя одной дамы, к которой БЗ был неравнодушен (до меня). Почему выплывают такие параллели? Я не люблю о ней слышать, словно и это неспроста.
А эта юная пианистка в золотом платье, которая дала свой телефон, чтобы я позвала ее поиграть для меня? А бард, подаривший свои стихи, кстати, очень неплохие (он член), надписав,  " С восхищением!" Фотограф, из нашего кружка, преподнес фото, которые сделал на кладбище в день открытия памятника, два года назад. Я там очень живописно лежу на животе, обняв плиту. (Вместо слез я сейчас смеюсь). А моя подруга, корреспондентка в шляпе (вчера она была в белом брючном костюме и черной шляпе, поля которой вырезаны ажурным рисунком). Это уже высший свет! Это не провинция, это сам Париж!  Я предложила детям взять по книжечке, не успела оглянуться, как смели всю витрину с книгами, а там их был целый чемодан! Пусть читают.
   Завтра жду одну издательницу, которая, если мы друг другу приглянемся (а по телефону прошла искра симпатии), то может  она решится издать лирику "Листки".
Насчет Монтеня, просветите, пожалуйста, заинтересовали. Тем более что "вздрогнул". Люблю нервное движение тела. Я все помню...
С Захаровым, пусть будет, как будет. Мне не до него. Я фаталистка. И нахалка. Доверюсь судьбе. Вот же послала она мне Вас? За одно это я буду любить ее до гроба.
Была  издательница. Она показала «своего» Екклесиаста (1996 г), помню эту толстую дивную книгу, она была у нас, а вот куда делась? Я начала ее просматривать, зачиталась и чуть не расплакалась от возвышенных чувств, как от Шопена. А еще потому, что знакомые фразы, которые я слышала от БВ. Например - "Во многой мудрости много печали". Он эти слова цитирует в "Листках". Что-то  стала чувствительной. То много смеюсь, то плачу от таких вещей, как музыка или настоящие слова. Дама  с хорошим вкусом. Ищет себе работу, чтобы  захватила необычностью. Она, кажется, готова взяться за Гете-Заходера. Сказала, - вот сделаем и сотрясем общество.  И хорошо, что это будет после моей книги, если она хорошо будет принята.  Издательница  смотрела картины и фото, взяла  книги Бориса, даже мой каталог картин. Она хочет пробудить в себе жажду творчества. Очень утомительно было, просто потому, что слишком насыщено впечатлениями. Помимо Экклезиаста, она привезла  книгу жены композитора Артемова, книгу о Мене. Мы так навпечатлялись, что,  вроде демьяновой ухи получилось.  Она сказала, между прочим, посмотрев мои работы и вообще - что я вся, и все мои работы наполнены любовью, что из меня она просто лучится.

Давид – 05.11.03.
У меня сейчас звучит телеканал Меццо - я оглянулся, кто так хорошо играет на рояле: китаец, конечно, Юнди Ли. Но что меня поразило! Даже французское телевидение допускает такие хамские ляпы: написано "Лист. Кампанелла". Когда это его переделка Паганини - просто для рояля. А чего от них ждать, если монтажом параллельно они показывали полупрозрачную девицу на подоконнике, которая якобы упивалась этой игрой и прямо с экрана, извините, томно писала кипятком.
 Насчет Монтеня обязательно просвещу, только надо спечатать страничку (иначе будет непонятно
А у Вас там действительно жизнь кипит и лучше чем столичная - потому что Париж, а не Москва.
Интересно, что вчера мы почти в одно время завершили письмо абсолютно одинаковой фразой! никак телепатия?! Я просто глазам не поверил.
 Целую Вас - Ваш ра(в)новзвешенный Д.

 "Ой, как поздно уже! Спокойной ночи.
 Целую. Ваша неуравновешенная сегодня Г."


   Читать след главу http://www.proza.ru/2013/11/03/1087



        "Мой Брейгель"
Фотография Галины Заходер, 1998год.
Снято в Комаровке, возле реки Клязьмы.