Цыгане Охота на слова

Александр Ерошкин
Цыгане – одна из самых загадочных наций на планете. Это кочующая нация, которую все знают, с которой предпочитают дружить, но не сближаться. Цыган охотно приглашают на вечеринки, к ним едут для приятного времяпрепровождения, но их проблемами заняться всерьез и надолго никто не хочет, потому проходят столетия, а проблема цыган остается весьма острой. Это нация, которая не имеет своей территории, но расселилась практически повсюду.

Численность цыган по разным источникам колеблется от 8 до 12 миллионов человек. Официально считается, что цыгане – выходцы из Индии, якобы оттуда они ушли под натиском мусульман в первом тысячелетии нашей эры. Расселились цыгане в 13-15 веках в Юго-Восточной Европе, потом в Восточной и уже потом в Центральной и Западной. Эти сведения почерпнуты из Большой Советской энциклопедии (т. 28. с. 607).

Мне думается, что мысль о расселении кочевого народа следует выразить несколько иначе: расселение цыган по Европе началось из Византии через Украину и Россию в Западную Европу в XIII-XIV  веках в период расцвета мировой империи - Рима.
 
В Центральной и Южной Африке, в Северной и Южной Америке и в Австралии этот народ появился только в 19 веке по официальным источникам, но думается, это было значительно раньше, просто многое из цыганского быта было позаимствовано первыми поселенцами Нового Света и пригодилось при повторной колонизации европейцами этого континента.

В сборнике сказок и песен цыган есть сказка «Как цыгане по свету разбрелись», там утверждается, что ехал цыган по Земле, останавливался в небольших городах, поселках, деревнях, на хуторах, предлагал людям свою помощь: нужные вещи для хозяйства выковать, лошадей подковать, скот подлечить, дом отремонтировать, покос выкосить, дров наколоть, крышу подлатать, забор поставить – любую работу по хозяйству цыган в состоянии выполнить. Где цыган проезжал, там оставались его дети.

Думается, это рассказ не об основном, а о побочном приработке, оказавшимся со временем на виду. Главное было в другом. Цыгане были более развиты в дописьменную эпоху, когда не было массовой грамотности в силу своего положения в обществе. Они ездили по всему свету, долго нигде не задерживаясь, многое видели, сопоставляли, рассказывали об увиденном там, где проходили. В сравнении с земледельцем или скотоводом цыган был более универсальным, поскольку занимался и тем, и другим. Это потом развитие средств связи и коммуникации стали опережать возможности кочевого народа.

Цыгане – не просто кочевой народ, сохранившийся до нашего времени. Цыгане хорошо владеют многими ремеслами, связанными с обработкой металла и дерева, с плетением и резьбой. В условиях глобализации промышленности они в числе немногих сохраняют кустарные виды производства. Цыгане успешны в искусствах: музыка, танец, пение, акробатика – в этом они проявляют чудеса виртуозности. Но в чем они особо преуспели – это коневодство, разведение и дрессировка животных и гадание.
 
Живут они всегда рядом с местами компактного проживания различных оседлых народов, быстро овладевают разговорным языком, необходимым им не только для элементарного общения, но и для успешного гадания. Естественно, на каждой территории сложились свои особые отношения между бродячими цыганами и местным коренным населением. Кто работал в школе, куда временно направляют учиться детей цыган, тот знает, как много проблем сразу возникает. Так называемые домашние дети часто далеки от многих проблем отношения полов, родителей и детей, мальчиков и девочек. Цыганский ребенок сразу оказывается в центре внимания в этом вопросе, он может отставать в знании предметов, но он почти профессионально передаст те знания, где он на голову выше других. И вовсе не случайно практически у всех народов не любят, когда в классы приходят цыганята с их отсталыми взглядами в одних отношениях и высоким уровнем информированности в отношении полов, а еще с  ранним половым созреванием.

Как называют цыган в разных странах?
Египтяне - Gypsies,  испанцы – Gitanos, французы имеют два варианта названия: Bohemiens (богемцы) и Tsiganos, немцы – Zigeuner,  голландцы – Heidens (язычники?), венгры – Cigany,   итальянцы- Zingaros, фины – Mustalaiset (черные), турки – Cingene Cingane. В  Венгрии цыган еще называют  Pharao nerek - фараоново племя, а это явный намек на связь цыган с цивилизацией в древнем Египте.

А как цыгане называют себя?
Рома, ромеи. И сразу это напоминает Римскую империю. Интересно получается: название этого народа в разных языках звучит нередко по-разному, но при этом эти названия указывают на две крупнейшие мировые цивилизации древнего мира – древнеегипетскую и римскую, хотя официальная история не допускает такой связи, отводя им ниши в разных эпохах: раннее рабовладение и раннее средневековье. Иначе говоря, не могли цыгане, если руководствоваться официальными источниками, быть ни фараоновым племенем, ни жителями Римской империи.  Но это противоречие исчезнет, как только мы примем во внимание, что с установлением в Средние века хронологии с нулевым годом и отрицательными годами история была удлинена более чем на 1100 лет и заполнена многократно повторяющимися под разными именами и датами событиями. Вот эти искусственно придуманные века и сделали теоретически невозможными контакты между двумя цивилизациями. Фальсификация исторического процесса и создала множество загадок в судьбе цыганского народа.

Кстати, слова позволяют выявить истину, надо только вглядеться в них, вслушаться, чтобы слова напомнили о своем прошлом и некогда существовавшей памяти.

Какие слова в русском языке связаны с самоназванием цыган?
Романея – сладкая настойка на фряжском вине. Владимир Даль помечает слово как устаревшее.
Романник – растение, пижма.
Роман – барс, таран, баран, стенобойное орудие, подвешенное горизонтально бревно, иногда с оковкой одного конца, которым бьют по стене, чтобы разрушить.
Роман – жанр литературы и образованные от него слова: романист, романтика, романтический, романтизм и другие.
Ромашка – растение, цветок. В украинском языке – роман, в белорусском рамон, в польском roman.
Ромода – толпа, шум, возня, толкотня, суета; столбовая мошка, толкунцы,  рой, стоящей столбом мошки.
На улице ромода: жена мужа продала.
Ромадить – суетиться, толкаться.
Ромша – извозный обоз, караван; при заводах – артель в четыре карбаса.
Идти ромшей – обозом с товаром.

Думается, что многое слова из этого списка вполне можно применить для оценки и характеристики цыган. К примеру, романея, вино из Италии, из Европы. Для цыган оно могло быть побочным приработком, они же пересекали самый большой материк из конца в конец, по пути везли ходовой товар. Ромода   – это толпа, шум, возня, толкотня, суета, это может стать характеристикой кочевого народа, вспомним у Пушкина «Цыгане шумною толпою по Бессарабии кочуют»; ромадить – суетиться, толкаться; ромша – извозный обоз, караван; идти ромшей – обозом с товаром, только обычные обозники-пуртовщики-дальнобойщики имеют дом, где их ждут, а цыгане все везут с собой. Впрочем, время внесло свои корректуры. Нынешние цыганские бароны имеют дома-дворцы не только в разных регионах, но и в разных странах. Гигантские средства, которые стекаются в их руки за счет оброка с соплеменников реализуются в недвижимость. И все-таки это не дает оснований говорить о цыганах как об оседлом народе. С телег современные кочевники пересели на поезда, автомобили и в автобусы, обзавелись современными средствами связи, умудряются слушать радио и смотреть телевидение тех стран, где проходят. У них нередко сложные отношения с местными властями. Сложные и с государственными органами, которые добиваются, чтобы цыгане соблюдали традиции и обычаи  подвластных территорий, не вызывали недовольств населения и дополнительных расходов бюджетных средств.

Цыгане - это нация, которая не имеет своей территории.

Было три большие группы населения, которые, похоже,  составляли костяк мировой империи с центром в Византии.

Это правящая элита. Она была очень неоднородна и после рассеяния составила правящий класс во многих странах мира, значительно ассимилировавшись с местным населением. Заметную часть этой элиты составили потомки  македонской (славянской, русской) династии. Они были разгромлены, когда по всей Европе прокатилась волна смены правящих династий. На смену одним царям, королям пришли другие. По сути все правящие дворы оказались в той или иной степени в родственных отношениях с Романовыми в России. Следующий этап - начало революционных преобразований, когда толпа уже не верила во власть от Бога и отправила на плаху своих королей. Некоторые из этих династий сохранились как реликтовые до нашего времени. Они царствуют, но не правят.

Вторая группа – это очень влиятельная финансовая группа. Коротко ее можно назвать - евреи, которым было доверено финансовое дело империи, ювелирные изделия, банки, производство денег.

А третья группа – это система связи, коммуникаций. Отражение этой системы – почта, ямы, дороги, связь и цыгане, ведающие всей связью.

Дружить, но без сближения. Не так ли происходит в быту с теми, кто нас обслуживает. С дворником, почтальоном, уборщиком мусора, таксистом, официантом в ресторане, кондуктором в автобусе. С ними стараются поддерживать хорошие отношения, но к себе не приглашают, а на их приглашения тоже находят причины, чтобы отказаться. Это как бы разные уровни отношений: ты хороший человек, ты занимаешь свою нишу. Зачем тебе другую, где тебя могут не понять.

В словаре Владимира Даля о цыганах речь не идет как о народности, нации или национальности. Они представлены как группа профессиональных мошенников.
Цыган – обманщик, плут, барышник, перекупщик.
Цыгане – (вологодское) рыжие тараканы, прусаки.
Цыганить лошадьми – барышничать, менять, покупать и продавать не без плутовства. Клянчить, канючить, попрошайничать. Это одно цыганство, мошеннический торг.
У цыгана не купи лошади, у попа не бери дочери.
На то цыган мать бьет, чтобы жена слушалась.

Александр Пушкин очень внимателен был к цыганам, он познакомился с ними во время Южной ссылки. По воспоминаниям свидетелей, во время жизни в Кишиневе Пушкин познакомился с цыганским табором и несколько дней провел среди цыган. В главе восьмой «Евгения Онегина» Пушкин образно  рассказывает о превратностях судьбы своей поэтической музы:

В глуши Молдавии печальной
Она смиренные шатры
Племен бродящих посещала,
И между ими одичала
И позабыла речь богов
Для скудных, странных языков,
Для песен степи, ей любезной…

Во время южной ссылки Пушкин задумал поэму о судьбе, жизни и нравах  этого народа. В январе 1824 года поэма в основном была написана, а в октябре того же года окончательно завершена.

В поэму не вошел отрывок, написанный позднее в Михайловском. Алеко держит младенца на руках и рассуждает о его судьбе. По сути здесь сопоставляется цыганский быт с достижениями цивилизации:

Останься посреди степей
Безмолвны здесь предрассужденья,
И нет их раннего гоненья
Над дикой люлькою твоей;
Расти на воле без уроков;
Не знай стеснительных палат
И не меняй простых пороков
На образованный разврат.

Пускай цыгана бедный внук
Лишен и неги просвещенья,
И пышной суеты наук –
Зато, беспечен, здрав и волен,
Тщеславных угрызений чужд,
Он будет жизнию доволен,
Не зная вечно-новых нужд.


В полном собрании сочинений Пушкина, как правило, публикуют черновые наброски поэта к «Цыганам». В них он дает по сути характеристику этому народу.
Текст небольшой, перепечатываю его дословно.

«Долго не знали в Европе происхождение Цыганов: считали их выходцами из Египта – доныне в некоторых землях называют их египтянами. Английские путешественники разрешили наконец все недоумения – доказано, что цыгане принадлежат отверженной касте индейцев, называемых пария. Язык и то, что можно назвать их верою, - даже черты лица и образ жизни – верные тому свидетельства. Их привязанность к дикой вольности, обеспеченной бедностию, везде утомила меры, принятые правительством для преобразования праздной жизни сих бродяг – они кочуют в России, как и в Англии; мужчины занимаются ремеслами, необходимыми для первых потребностей, торгуют лошадьми, водят медведей, обманывают и крадут, женщины промышляют ворожбой, пеньем и плясками.
В Молдавии цыгане составляют большую часть народонаселения; но всего замечательнее то, что в Бессарабии  и Молдавии крепостное право есть только между сих смиренных приверженцев первобытной свободы. Это не мешает им однако же, вести дикую кочевую жизнь, довольно верно описанную в сей повести /имеется в виду поэма «Цыганы»/. Они отличаются перед прочими большей нравственной чистотой. Они не промышляют ни кражей, ни обманом. Впрочем, они так же дики, так же бедны, так же любят музыку и занимаются теми же грубыми ремеслами. Дань их составляет неограниченный доход супруги государя».


Если верить этому тексту, то судьбу, прошлое цыган, отыскали путешествующие англичане, определив, что они выходцы из Индии из касты неприкасаемых. Я считаю это не очень удачной и весьма поздней легендой. Этой небылицей англичане сглаживали свою колониальную политику в Индии. Если цыгане и вышли из Индии, то судьба их вовсе не такая, как нарисована англичанами. Их распространение по всему миру шло через Византию, потому их и называют египтянами и фараоновым племенем.

К судьбе цыган Пушкин обратится еще и в 1830 году. И хотя при публикации стихотворения «Цыганы» в альманаха «Денница» помечено «с английского», это оригинальное стихотворение, основанное на личных впечатлениях поэта.

Над лесистыми брегами,
В час вечерней тишины,
Шум и песни под шатрами,
И огни разложены.

Здравствуй, счастливое племя!
Узнаю твои костры;
Я бы сам в иное время
Провожал сии шатры.

Завтра с первыми лучами
Ваш исчезнет вольный след.
Вы уйдете – но за вами
Не пойдет уж ваш поэт.

Он бродящие ночлеги
И проказы старины
Позабыл для сельской неги
И домашней тишины.

Но, конечно, главное творение Пушкина, связанное с цыганами, это поэма «Цыгане», написанная, как уже отмечалось, в 1824 году. С тех пор прошло без малого двести лет, а цыгане остаются по-прежнему народом загадочным, непонятым, не определившимся с территорией.