Хризантемы

Георгий Мусевич
…Университеты и даже академии интеллигентов не
                готовят. Интеллигент лучше всего растёт в семье,
                во втором, в третьем поколении.
                Даниил Гранин

В последнее время довольно часто стали появляться статьи об интеллигенции. Почему такой интерес? Откуда истоки? Думаю, что так случается тогда, когда чего-либо не достаёт, не хватает. А не достаёт и не хватает интеллигенции и интеллигентности – той, настоящей.
Родившись почти три столетия тому назад как новое общественное явление, интеллигенция вскоре стала не совпадать с власть предержащими. С тех пор это объявилось её приметой.
В известное время из-за указанной приметы интеллигенция (русская, а равно украинская, белорусская, иные) сгорела во чреве кровожадного Молоха, часть ушла в эмиграцию. Интеллигенция, словно хрустальный сосуд, оказалась разбитой, остались лишь осколки, весьма редкие. Хотя и субъективно, в самом городе Каменце её представителей (старой и новой) можно пересчитать по пальцам. И почему-то все они женщины. В разговоре с одной из них так прямо и сказал: «Вы – реликт старой русской интеллигенции».
За время своего существования такие люди несли добро, но не зло; свет, но не тьму, просвещение, но не невежество, религиозную духовность, но не бездуховность. Интеллигенция всегда была поводырём народа, его живородной и животворящей силой. Она сама взвалила на свои плечи ещё до революции Крест неоплатного долга. Каждая власть стремилась использовать её в своих интересах, многие винили её во всех грехах, списывали на неё свои ошибки, беды и долги. А чего стоят такие выражения, как: «Гнилая интеллигенция», «Интеллигентный хлюпик» и другие, более сильные выражения, которые даже неодушевлённая бумага не выносит. Люди, не обладающие интеллигентностью, всегда враждебны к настоящим интеллигентам.
Уничтожив истинную интеллигенцию, а этим самым лишив народ поводыря, погрузив его (народ) в трясину безнравственности и бездуховности, рвём на себе одежды, стенаем, ищем пути её возрождения.
Возродится ли она в будущем, в традициях той интеллигенции, станет ли поводырём на пути к духовности, нравственности – покажет время.

Поздней осенью, когда люди собрали урожай не только на полях, но и на приусадебных огородах, умолкло птичье пение, а сами птицы потянулись в тёплые края, отцвели цветы и вся природа как бы замерла в преддверии зимы, я и славный парень, великолепный фотограф Коля Шум отправились на улицу Литовскую (теперь Пивненко). Мы спешили к деревянному дому, в котором жил учитель физики Арсений Яковлевич Чернулич. Официоз не признал его заслуженным учителем. Можно дать звание человеку, а можно отменными результатами своего труда заслужить звание. Среди учеников Арсения Яковлевича есть кандидаты, доктора наук и многие сотни отличных работников, добрых людей. В их глазах он – заслуженный учитель. Арсений Яковлевич учил не только физике. Он учил танцевать, правилам хорошего тона, правильному поведению. Он был интеллигентом. После его смерти прах его упокоился на новом кладбище в Каменце.
Итак, мы входим в дом, построенный его отцом – Яковом Осиповичем. Нас встречают две пожилые женщины, две сестры – Татьяна и Ольга Яковлевны. Здороваемся. У них в глазах немой вопрос: «Что Вам нужно?»  Представляюсь. Они оживляются: «Так значит, Вы сын Мусевича». Вспоминают папу, маму, дядю Иеронима. И без всякой паузы: «Вы пишете в газету». Согласно киваю головой. Объясняем цель нашего визита и просим дать согласие сфотографировать их в осеннем саду. Отправляемся туда и видим яблони, сливы, виноградник. Под деревьями лавочки для отдыха. Огород аккуратно убран. Они любят прилежно трудиться в саду и огороде, несмотря на то, что Ольге Яковлевне из-за больной ноги ходить приходится с палочками.  У них много цветов и они их обожают. Мы ещё застали в цветнике любимые ими белые хризантемы. Позже увидели хризантемы в доме. А тем временем Коля хлопочет с фотоаппаратом. Он делает сначала снимок Татьяны Яковлевны, затем фотографирует сестёр на фоне виноградника. Снова возвращаемся в дом, садимся, чтобы начать обстоятельную беседу, канва которой часто прерывается воспоминаниями о житейском прошлом, об общих знакомых. Отмечаю про себя не по-старчески светлые, чистые, добрые глаза; цепкую, твёрдую память.
Их отец, Яков Осипович Чернулич, родился на Каменетчине, в селе Николаево. Род его ведётся от известной фамилии Грудовиков – учителей и священников. Яков Осипович начинал свой трудовой путь со скромной должности почтальона. Дослужился до начальника почты в Высоком, затем в Седльцах, Бресте. Первая Мировая война, беженство в Орле. Там же он продолжает работать начальником почты. Его жена, Ольга Николаевна, урождённая Гирун, как было принято в то время, вела домашнее хозяйство, занималась воспитанием детей, а их было десять. Яков Осипович – единственный кормилец семьи.
Из беженства вернулись в Каменец в 1923 году. Семье, как и большинству вернувшихся из России, было трудно. Поэтому неудивительно, что образование сестёр дальше 7 классов польской повшехной школы не пошло. Надо было своим трудом помогать семье. Брат, Арсений Яковлевич, пошёл работать на кирпичный завод. Татьяна Яковлевна поступила на работу к нотариусу, Ольга Яковлевна вышла замуж. Они родились на заре 20 века и вскоре вместе со всеми встретят 21 век. Две сестры живут в отцовском доме в мире и согласии, деля хозяйственные заботы и обязанности.
Вслушиваюсь в слова, манеру говорить, в которой есть что-то от Дмитрия Лихачёва – старого русского интеллигента. Украдкой разглядываю комнату, отмечаю скромность интерьера, чистоту и ухоженность помещения, книги, портреты Чехова, Гоголя, Чайковского и, конечно, те самые белые хризантемы в вазе. Задаю вопрос: «Почему у них эти портреты?» Слышу ответ: «Мы считаем себя русскими, так как выросли и воспитаны на почве русской культуры. Вот-вот, именно семья восполняла недостаток казённого образования и воспитания»
Старшее поколение каменчан помнит стихи Татьяны Яковлевны, публиковавшиеся в районной газете.
Разговор, меняя русло, переносится в сферу житейскую: как с обеспечением продуктами, топливом, с помощью по хозяйству, кто навещает. С возрастом всё труднее справляться с хозяйственными делами. Относительно обеспечения продуктами дела обстоят как будто бы благополучно. Ученики гимназии вскопали грядки, кто-то из соседей вспахал огород, бывший горсовет, ныне именуемый как-то мудрёно, задекларировал ремонт забора. Однако всё это одиночные акции, а нужна систематическая помощь этим благородным женщинам, которые, собственно говоря, ни на что не жалуются. Надо полагать, что директор гортопа, прочтя эту статью, распорядится привозить дрова порезанными и порубленными, чтобы в будущую зиму им было тепло от внимания и дров, горящих жарким пламенем в печке. Пора себе уяснить, что организовать пасхальную встречу для пожилых людей легче и веселее, а оказать помощь нуждающимся труднее, но важнее.
Навещают сестёр больше всего люди старшего поколения – Валентина Епифановна Броварник, Татьяна Семёновна Корнелюк, Лидия Васильевна Жих, из молодого – Александра Владимировна Романенко. Встречи несомненно дают сёстрам новый жизненный импульс.
Незаметно беседа поднялась до нового уровня. Стали говорить об интеллигенции и интеллигентности. Интересно было послушать сестёр и вставить свои три копейки об этом. Не выделяя, кто и что говорил, в силу возможностей постараюсь передать и донести до читателей сказанное.
Интеллигент не готовится в каких-либо учебных заведениях. Он рождается, работает, воспитывается в семье из поколения в поколение. Особый метод воспитания прививает ему определённый образ мыслей, поступков. Интеллигенту присущи религиозность, следование заповедям Господним, вежливость, честность, порядочность, совесть, чуткость, сострадание, сопереживание, душевная причастность к культуре. Интеллигент не переносит подлости, лжи, уважает чужую собственность. Интеллигентный человек внутренне свободный, имеющих чувство собственного достоинства, уважающий себя, а следовательно, и других. У него есть внутренние запреты: «Я не могу, не имею права». Он никому и ничего не должен, не переносит навязанного долга. Однако сам себе он навязывает долг «Я должен сделать это». Он любит свободу, но не переносит разухабистой воли. У него сильно развито уважение к личности. Интеллигентность – это свойство, это психологическое качество, это образованность, культура поведения и общения, это готовность нести людям добро.
Противоположностью интеллигенту и интеллигентности является хам грядущий и хамство. Человек, унижающий другого – хам. У него нет чувства собственного достоинства, его унижают и он унижает других. Он пребывает в скуке – отсюда прямой путь к разрушительству. Хам не любит свободу, предусматривающую ограничения, не терпит внутренних запретов, становится свободным от культуры, он любит беспредельную волю. Он, угнетённый своей серостью, униженный, старается отторгнуть не только внутренние, но и внешние запреты: «Теперь мне всё можно». Есть разновидности хамов – двуликий и просвещённый. Двуликий – это когда вне дома он хам – а дома он почти интеллигент. Просвещённый – это когда образован, а хамство выпирает из него, как шило из мешка. Вот так Чехов очертил границы хамства: «… нельзя жить в помещении с клопами, ходить по заплёванному полу, ложиться в одежде». Хам, словно змея яд, изрыгает из себя гнусные ругательства, именуемые матершиной. А вообще хамство – это симптомы социально-психологической болезни.  Интеллигентность же – это лекарство, если хотите, противоядие против хамства.
Беседа подходит к концу. Мы уже упоминали о том, что Татьяна Яковлевна писала стихи. Мне импонировали её стихи для детей «Подружки», «Волчок». А может быть, они когда-нибудь будут изданы?
Один мальчик как-то сказал про сестёр: «Разве это бабушки? Это тёти». Сделав паузу, добавил: «Царские». Детское определение весьма точно. Да, они действительно представительницы той, старой интеллигенции.
У Ольги Яковлевны 16 марта был День рождения, а у Татьяны Яковлевны – 10 мая. Здоровья Вам, Ольга Яковлевна и Татьяна Яковлевна, благополучия. Благословение Господа Бога нашего да пребудет с Вами!
Из Вашей любимой песни: «Отцвели уж давно хризантемы в саду…» Да, отцвели, но зацветут снова.

2.05.1998 г.
Писано в Каменце, основанном князем
Волынским Владимиром Васильковичем
Благочестивым, лет Божьего 1276

Георгий Мусевич