Кримские каникулы

Татьяна Дорофеева-Миро
       (путевые НЕ заметки -  впечатления и мысли)            

             В Крым я не собиралась. Мне просто хотелось вывезти дочку на море, а куда - было все равно.
Но так совпало, что отпуск мужа совпал с проводимым в Керчи слетом "Зов Нимфея", на который была приглашена я. Решила совместить приятное с полезным и более приятным.

         Почему К-Рим- ские?
Вода в деревне Курортное привозная. Но мне,человеку выросшему на родниковой воде, она не пришлась по вкусу, и мы ее покупали. Перепробовав воду с разными названиями, случайно купили 
бутылку, на которой было написано: Кримская. Видимо,это на Украинском языке.
 Меня это улыбнуло, я решила, пусть она будет "Римской", чтобы хоть как-то компенсировать недовольство выбранным местом отдыха - это было тихое, малолюдное место,где совсем нет интернета, и сотовая связь работает кое-как( СИМ то у меня была Российская!)

Итак,
ВТОРОЙ ДЕНЬ
нашего пребывания на острове.На необитаемом острове. Так я шучу. Конечно, Крым не остров, и люди тут обитают. Просто все вокруг так тихо, что ощущение оторванности от материка присутствует.
Море агрессивно. Шумит  так громко, что из комнаты кажется, что где-то рядом ураган.
Тучи.
Но все равно, наблюдать с балкона второго этажа за морем приятно. Стихия моря ощущается. Это  -  сила, устоять перед которой человеку трудно.


ТРЕТИЙ ДЕНЬ.1 сентяря. Воскресенье.
Всего три дня, а кажется, что живем тут больше - с недельку точно. Вчера просматривали фотографии, снятые за эти дни,и муж засмеялся:"Это все за один день? Даже не верится!Столько всего было!"
С утра, после завтрака шли гулять в одну сторону от пансионата, после обеда - в другую. Так и прошло время. Купаться-то нет возможности -  облачно и прохладно.
Одно радует: воздух морской настолько свеж, что... окрыляет.
Пансионат находится  через дорогу от моря, с которого дует ветер. Только уйдем за угол -  в деревню, там жарко. Мечты, говорят, сбываются. Кто из нас не мечтал жить в домике на берегу? Вот он! Окна нашей комнаты хоть и не с видом на море, но с балкона вид чудесный: волнующееся море, гора вдали,с уходящей в небо дорогой, и волны, волны, волны... Пенятся и пенятся...
Вот такое место мы выбрали!
Случайно, разумеется...
Осень есть осень...

Приятно все же, что где-то за горизонтом есть мой дом, мои Урмары, есть люди, которые меня любят, ждут...
Даже плакать хочется.
Домой хочу...

ГЕРПЕС.

Простужена я была еще до поездки. В Москве купили мази, таблетки противовирусные, но они особо не помогли: смена климата оказалась дополнительным стрессом для организма и герпес проявил свою полнейшую активность: он стремительно развивался -  я стала похожа на верблюда. С огромной отечной верхней губой, красной, в пузырьках, я пугала саму себя, когда смотрелась в зеркало. Через некоторое время герпес "вошел во вкус" и захватил новые территории -  поселился между нижней губой и подбородком.
Боль такая страшная, что ночами плохо спалось.
В воскресенье все таки мы поехали в Керчь, к дежурному врачу...
Ну, откуда я знала, что дежурный = это хирург?

нужно отметить, что в приемном отделении встретили нас не очень ласково: все-таки  - воскресенье, а тут еще эти туристы из России со своими болячками...
ВЫшел невысокого роста мужчина, с лысинкой, полненький.
Но он вызывал доверие и некую симпатию: был он веселым и вполне дружелюбным. Он осмотрел, сказал, что лечение я принимаю правильное, но зачем к травматологу-то?
Так мы уехали из больницы.
Ночь я провела ужасно. Лопающиеся пузырьки выделяли жидкость, которая стекала по щекам, к уголкам рта, попадала в рот, было противно  и больно.
На следующее утро, в понедельник, муж сходил к местному фельдшеру.Это была пожилая женщина, уставшая от всего(так показалось). Место ведь глухое, никто ехать не хочет в те края работать.Ну, и оплата соответствующая...
Она посоветовала сходить к неврологу.
Мдаа... Спасибо, что хоть к гинекологу не отправила! ) Или к стоматологу...

После обеда мы все таки поехали в город, к врачу, в ту же больницу. Нас направили к дерматологу - в другой больнице - кожно-венерологической.
Приехали - очередь... огромная.
У меня губы так болели, что казалось, их вырвали, а оставшаяся рана кровоточила, горела, болела... И мне было обидно, что так тяжело получить лечение... Так  тяжело за границей!
Мы обратились в регистратуру. Медсестра повела плечами: как договоритесь с врачом.

Договорились. 50 гривен.
Думаю, это не так дорого. (Для сравнения: как-то обратились мы в платную клинику в Чебоксарах -  первичный прием врача обошелся нам в  450 рублей)
Я бесконечно благодарна врачу Керченской больницы за то, что приняла меня и назначила лечение!

Женщина-доктор, средних лет.
Пока зашли в кабинет, я уже разревелась так, что из глаз - слезы, из носа  - слизь...
Я вспоминала, как мне Киевские  подруги по "Одноклассникам" говорили, что в Украине нет проблем с лечением, а на самом деле оказалось, что все так сложно... И я ревела.
Мне доктор говорит: может, вам попить седативные препараты - пустырничек?...
Я улыбнулась, сказала, что уже пью...

Назначила она лечение. Довольно дорогое. 
В аптеке мы буквально разорились. Нужно отметить, что лекарства там дороже, чем я привыкла покупать у себя... Та же настойка прополиса стоит дороже, чем в Урмарах...
И хотя доктор просила не пугать людей намазанными белыми губами, я все же пошла по городу с губами "в зефире".
Хотелось скорее вылечиться.


ЛЮДИ.
Люди бывают разные...
Рыжие, темненькие, светлые.
Темноглазые, глубоглазые...
Люди различаются по цвету кожи, глаз, разрезу глаз, по носам, голосам...
Люди бывают мужчинами, бывают женщинами...

Мне всегда кахзалось, что люди не должны различаться на черных и белых. КАк у  Маяковского...
В Крыму нам попадались всякие. Равнодушные, дружелюбные, добрые...
За все это время я ни разу не услышала "воплей-соплей" по поводу моего ребенка-инвалида. Лишь одна бабушка на троллейбусной остановке воскликнула:"Боже! Бедное дитя!"
Но зато отношение к инвалидам показали  иным способом: ни разу, ни на одном маршруте за дочку не брали плату. Даже на маршруте Керчь- Курортное.
А казалось бы, автобус частный,не сезон -  народу мало,каждая копейка на счету, и они заинтересованы в деньгах, чтоб их побольше заработать...
Взглянут на девочку, и махнут рукой -  не надо платить. И никаких удостоверений не требовали, никаких справок.
Не требовали ничего и  в  туалетах. Как только увидят, сразу же говорят: да, проходите, ей бесплатно.
Удивительно, что за инвалидов у нас, в России, берут, как в туалетах, так и в транспорте. Но об этом - чуть позже.

и еще момент: всюду в Керчи кнопки вызовов для инвалидов. И удобные пандусы.
Есть пандусы и у нас, и в Урмарах. Те -  что упираются в стену. Крутые до невозможности. Попробуй, инвалид, поднимись! А потом попробуй развернуться и въехать... в магазин, например.
Или попробуй посетить сообес.
Отдел соц. обеспечения находится в здании райадминистрации. Пандус - сбоку от главного входа. Вроде, и дверь есть. Но она вечнозакрытая. Да бог с ней, с дверью. Нижняя часть пандуса упирается в ограду, за которой цветочки.

Кто хочет придраться, что об инвалидах не думают? Созданы же условия!


ПОВАР.

Повар наш - женщина замечательная! Тетя Люба, так мы ее называли.
Готовит - обалденно. Сервирует - как в шикарных ресторанах. Общительная, добрая.
Вот мы однажды опоздали на ужин. Не успели на последний автобус до Курортного, так она встретила нас уворот, говорит, что вся изпереживалась...
Кто знает, как на самом деле! Но ведь сказала! Нам приятно,что о нас думали, нас ждали...

СОСЕДИ.
Мирные,дружелюбные. Семейная пара.Пожилые.
Они - образец, какой должна быть семья. Все вместе. Обсуждают что-то, спорят по доброму.
На заднем дворе жили женщины с Киева. Приехали ради Чокракской грязи.
Малообщительные, но в общем такие милые! Первыми не полезут в разговоры, но с удовольствием общаются, если с ними заговорить.

В Керчи люди тоже разные. Равнодушные - это самое худшее, что нам встречалось. Не агрессивны, как, скажем, в Москве. Нет откровенной агрессивности, но есть откровенное равнодушие: когда спрашиваешь на улицах направление, пожимают плечами и уходят.
И остаешься посреди улицы с открытым ртом...
(Может, их мой герпес пугал?)

Но встречались и те, кто с удовольствием и направление покажет, и историю города расскажет. И даже историю Крыма.Да еще в таких подробностях...

Люди всегда и везде встречаются разные...
Но люди - это ЛЮДИ, которые населяют ЗЕМЛЮ. И они не должны различаться по внешности и прочему...

МОРЕ.
Мы приехали после 22 часов по местному времени. было уже темно.
Было ветрено, море шумело.
Когда я спрашиваю Карину: как море шумит? Она произносит что-то среднее между "с" и "ш".
Первые три дня море шумело, беспокоилось.
Один раз окунулась, и все.
Азовское  - с песчаным берегом. Неглубокое. По берегам ровное. Муж побежал в море, поплыл, а с берега казалось, что на брюхе ползет по песку. Но огромные волны пугают. Страшно, что затянут в пучину.
Купались на мелководье.

Ездили в Феодосию. Там  - Черное море. Меня удивило, насколько оно спокойное. Ни колыханья, ни пенки...
Но прохладное. Сначала мы с дочкой медленно шли в воду. Я спрашиваю ее: может, не будем купаться?
А она - плюх!- и растянулась на воде. И "поплыла".

Море завораживает, но оно другое... Зеленое.
Когда впервые я увидела море в Сочи, оно было лазурным, оно поблескивало...
А Азовское показалось враждебным. Иду по берегу и спрашиваю: море, море! Ты ласкаешься, или злишься? - Оно: "ш-ш-ш",- и водичкой по ногам.
Злится, все-таки!
 Сентябрь же!

ПРОГУЛКИ,
В первый же день отправились в Керчь. Прошлись по главной улице, видимо, куда водят туристов...
Прошлись по набережной.
Набережная  - как набережная. Аттракционы, сувениры, кафе...
В одном мы остановились пообедать.
Приемлемые цены. Единственно, порции маленькие.
Не могла не остановиться у памятника Пушкину. Сфотографировалась.
Нашла памятник, который видела в интернете-  в виде морского узла с флагами России Украины. и... забыла.

Были в Феодосии. Удивило, что проезд относительно дешевый, несмотря на дорогой бензин.
Тут он стоит 40 рублей, вроде...
Ехали около 1.40. Уже подъезжая, видно было, что город курортный.( У Керчи нет такого статуса)
Шумный, веселый.
Были в музее средневековых пыток. Посмотрели на эти кандалы, кресла с шипами, топоры и проч. "инструменты" пыток.
Страшно. Разумеется. что все эти "агрегаты" не подлинники, сделаны в современном мире, опираясь на документы прошлого, разумеется.
Но все это страшно. Глядя на все это начинаешь думать, что интернет и телевидение и прочие блага цивилизации - это БЛАГА  для человечества, потому что нет сейчас таких жестоких смертных казней- чтобы вырвать печень, чтобы сжать человека в "бочке" с шипами, нет винтов, закручивающихся в череп...
Я всегда думала, что в 20-21 веке человек стал жестоким... Но когда смотришь на все эти инструменты, понимаешь, что тогда  были не добрее. И хуже всего то, что люди тогда ходили на казнь как на зрелищные " мероприятия", Так что интернет -  это благо.)

Побывав в Феодосии, было бы грехом не посетить дом -музей Александра Грина.
"Алые паруса" знают все.
О себе я не могу сказать, что нравились произведения Грина. Может , по юности лет мечтала об алых парусах... но то было так давно!
Посещение музея не дешевое - 30 гривен=130 рублей округленно.
Внутри фотографии, книжки, которые читал Грин.
Комнаты оформлены по типу кают корабля.
Что показалось интересным - рукописи Грина. Раскосым почерком на листочках несколько страниц "Алых парусов". Было приятно к ним прикоснуться, хотя они под стеклом.
Но в общем, нет особых впечатлений. Ожидала от музея бОльшего.

ОЗЕРО ЧОКРАК.
К нему мы пошли в первый же день, после обеда. Море было буйным, купаться не решились. Но и залезть в грязь не решилась. Нас с детства учат, что грязь - это плохо. А тут залезть по горло в саму жижу и валяться в ней, как  в ванне, как поросенок и при этом от удовольствия "хрюкать" - не по мне. Тем более я была простужена, и  лезть в прохладную погоду мерзнуть не хотелось.
Но муж залез. Все это сняли на видео.

На берегу сидела огромная женщина и  продавала в пластиковых бутылках грязь с самого дна.)

А вообще смешно: вышел из Чокрак муж черным, окунулся в море, и вернулся  прежним.) Совсем как в сказке: Иван окунулся в кипящее молоко...

СКАЛЫ.

Гуляя по деревне, увидели скалы. Решили сходить.
Скалы и горы всегда кажутся ближе, чем есть. Мы спросили, нам сказали, что не очень далеко... А шли туда утомительно долго. Тем более в гору.
На вершине было кладбище. Было неприятно идти. Встретили парочку, они сказали, что встретили змею, и посоветовали нам смотреть под ноги.
Хотелось развернуться и уйти.
Но муж смело шагнул на дорогу и пошел.
За поворотом  - еще одно кладбище. Старообрядческое.
Правда, на глаза не попались кресты -  все памятники.

У скал очень сильный ветер. Не уютно. Я была в напряжении, что выползет змея...
Муж нашел шкурку змеи, весело размахивал ею...
Мы фотографировались. Поснимали на видео.
Хотелось домой.

ТЕРРИТОРИЯ,
Комната у нас хорошая. Душевая. Сплит-система. Холодильник. Телевизор.Второй этаж. Балкон. сбоку лестница вниз.
Двор скромный, но уютный. Бетонные плиты. Дурман.
Столовая  - крытая веранда. С живой изгородью -  виноград, видимо, с одной стороны, и бетонная стена с другой. Сквозняки.По утрам особенно зябко.
За воротами - грязь.
Но грязь грязи рознь.  Тут -  бутылки пластиковые, пакеты, бумага...
Возле каждого редкого деревца  пахнет человеческим туалетом. На "пляже"  встречаются коровьи лепешки.
Понятное дело - деревня.  И это принимается. Но не могу никак принять, что мусор не убирается... Тут просто дома. Власть -  где-то в соседней деревне.
А тут -  в основном - одноэтажные домики, с черепицей и шифером на крыше.(Кстати, типичные домики Крыма)

Я понимаю, что местным тяжело: вечно туристы, вечно чужие люди... Это утомительно, это раздражает...  Я готова понять их равнодушие.
Но не могу понять обилие мусора. Это огромное количество мусора, лежащего вдоль побережья...  Понятно, что это не всегда местные. Понятно, что  это могли сделать и приезжие... Но все-таки, мусор на планете - это для меня неприемлемо.
Неужели  чтоб быть Человеком нужно гадить? Неужели чтоб оставаться человеком нужно НЕ УБИРАТЬ этот мусор?
Да, нет власти, да, туристы гадят, да, лошади ходят в туалет прямо посреди улицы...
Но ведь если ты -ХОЗЯИН дома, можно ведь убрать этот мусор! Все-таки, ты собственник и придомовой территории.
Есть, правда, и такие, что убирают перед своим и соседскими домами.
ПРоходим как-то, женщина убирается. Я говорю: Вы хорошая хозяйка.
А она: да я живу через два дома, просто мне стыдно, что на моей улице грязно...

Одна женщина нам рассказала, что мусор в сезон вывозят раз в неделю...
Но судя по его обилию, трудно даже думать, что его вывозили.

Я вдруг поняла, как у нас в Урмарах чисто. У насс говорят: ПГТ Урмары -  не поселок городского типа, а поселок грязного типа.
Оказывается, есть на земле  и хуже.
Оказалось, что моя деревушка Арабоси - чистейшее место. Там по крайней мере, туалетом не пахнет возле деревьев и после скотины убирают...

СНОВА ДОМА. ОБ ОТНОШЕНИИ К ИНВАЛИДАМ.
Вернувшись домой, поехали мы с дочкой в Канаш по делам.
Слава Богу, муж работает, дочка получает пенсию и проезд в городсом транспорте мы в состоянии оплатить.
Но мне стало любопытно, как поведут себя "маршрутники".
Села в первую маршрутку и спрашиваю "билетершу":"За инвалида берете?"
Возникла пауза, после которой девушка произнесла: "Ладно уж".
Села во вторую маршрутку,  спрашиваю водителя... Пауза затянулась. А потом он лениво так произносит:"А почему нет? Инвалид ведь не ветеран ВОВ."
Спасибо, что хотя бы ветеранов возят бесплатно! Искреннее СПАСИБО!(Если возят на самом деле)
Только часто ли ветераны ездят по городу?..
Сажусь в третью маршрутку, спрашиваю: с инвалида берете?
Билетерша покраснела и раздраженно: конечно!
Я тут оборачиваюсь к пассажирам и говорю: Я недавно приехала из Украины. Там не просят платить за инвалида. Хотя, мы с другой страны. И не требуют удостоверений и справок.
Кто кивал, кто-то отвернулся...
Билетерша возмущенно: но мне же тоже нужно кормить семью! У меня же дети есть!
Я говрю:"Думаю, у Крымских кондукторов-билетерш тоже есть дети и семья..."
Билетерша отвернулась...

Вот такая информация для всех читающих. Кто мы? Какие мы? Какие у нас ценности?
Деньги - вместо Бога.
Мне не обидно, что я заплатила за дочку. Мне обидно за тех инвалидов, которые раз выйдут куда-то съездить по важным делам( в сообес, например) и не смогут оплатить проезд, потому что пенсия маленькая. Да если бы и смогли платить... По человечески нельзя провезти  ОДНОГО человека бесплатно? Хотя бы для того, чтоб душу очистить...Хотя бы для галочки: мол, я сделал что-то доброе в жизни... Хотя, БОГУ ЭТО НУЖНО? Или все-таки нужно человеку?
Мне не обидно. Я могу позволить себе не только поездку с дочкой по городу, в соседний город, но и как выяснилось, за границу. Хоть и ближнюю.
 НО МНЕ СТЫДНО. За нацию. Что есть такие жесткие,жадные люди. Что есть бессердечные. Что ТВОРИТЬ ДОБРО ПРОСТО ТАК - не хочется...

Что касается доброты.
Перед поездкой я  просила  через интернет купить мои книги (http://www.stihi.ru/2013/07/30/3375  )  , чтобы было побольше денег для поездки на море.
И люди откликнулись.  Я им БЕСКОНЕЧНО благодарна и всю жизнь буду помнить об их доброте.
НО...
Откликнулись люди, которые и сами в трудной жизненной  ситуации - либо сами больны, либо их близкие, либо у них иные проблемы...
И все эти люди - из других регионов России и с Украины. Лишь одна из Чувашии, но с другого района.

Конечно, той суммы, что прислали люди хватило только на оплату дороги дочке до Керчи и обратно, но ЭТО ТАК МНОГО, когда присланы ОТ ДУШИ, с ИСКРЕННИМИ пожеланиями!!!

И мне так горько,  что я живу среди равнодушных и жадных людей...


Еще раз благодарю за отклик и помощь моей дочери:

Татьяну Резвых, Ольгу Гультяеву, Анну Маляренко,
Татьяну Кильдюшкину, Ястребову Наталью,
Надежду Цыганкову, Любовь Пономареву,
 Надежду Лукашевич, Олега Плюхина.

Именно потому что они есть на земле, я не потеряла веру...
Бесконечного СЧАСТЬЯ им!!!