Бабушка Варвара

Татьяна Бурдина
 
Бабушке Варваре было почти 83 года. когда она внезапно для всех близких отказалась есть и пить, сообщив, что ей пора умирать. Естественно, они потащили ее в больницу. Было это в первых числах июня. В больнице бабулю трое суток мучили всякими обследованиями и анализами, пытаясь найти причину. Ничего не смогли найти. Все везде было в норме, даже давление, которое мучило ее последние 40 лет жизни. Слабела она с каждым днем, несмотря на попытки парентерального питания. И все время просила, чтобы дали ей возможность умереть дома. Когда врачи предложили операцию в надежде, что разрежут и поймут, что там у нее в животе болит (типа точный диагноз при вскрытии) Света, ее внучка, которая и рассказала мне всю эту историю, решила, что бабулю надо увозить домой. Привезли поздно вечером, бабуля очнулась, когда ее перекладывали с носилок на кровать и спрашивает: что еще? Ей отвечают, что все, дома она. Не поверила. Говорит: «Брешете». Пришлось деда звать, чтоб подтвердил. Только когда убедилась, что на самом деле дома, заулыбалась и вздохнула: «Теперь умру спокойно».

На следующее утро просыпается и говорит так растерянно:
- Опять стояла у ворот, а меня не пускают. Уже три дня прихожу. Не пускают. Завтра опять пойду.
Ее Света так осторожно спрашивает:
- Бабуля, а где эти ворота? А ты меня узнаешь?
- а как же. Ты моя внучечка, Светочка. Только я же не с вами уже. Я во вторых мирах.
И опять в забытье впала. Потом просыпается и вздыхает снова:
- Сказали искать родных, тогда впустят. А как искать, если они за воротами?

И вот пошли они искать. Бабуля во «вторых мирах» и Света, держа ее за руку. В очередной раз приходит в себя бабушка, чихает, сморкается и нос трет, да откашливается все время. Ее спрашивают: «Что случилось, бабулечка?», а она отвечает:
- Дак по полю идем, людей-то много, вот пыль столбом и стоит.
- Да может где травка есть? Ты иди по траве, там пыли нет.
- Травка в лесу, там идти боязно, темно и людей нет почти.
- Ну давай я с тобой рядом буду, за руку тебя держать, так не страшно?
Долго шли. Потом кума увидела. Привел он ее в какое-то селение. Говорит, что это совхоз, в котором они все раньше жили. Только как-то все позаброшено там, всюду запустение и народу совсем мало. Описала несколько домов знакомых ей когда-то людей, в каком они сейчас состоянии. И опять в забытье впала.

Вдруг открыла глаза и говорит: бабушку встретила. Заулыбалась. Света ей говорит:
-Может еще кого встретишь?
- Не знаю,- отвечает, - нас мало осталось, не все дошли. И бабушка куда-то пропала.

Во время редких моментов просветления все время шарила рукой по шее. А потом резко так сказала: Галя, иди душ прими! Галя (это дочь ее, а Света внучка) моментально встала и пошла в ванну. И вдруг вылетает оттуда с криком: Ей крестик нужен! Она все время его на шее ищет! Галя в ванной стала цепочку снимать перед мытьем и ее осенило. Срочно побежали в церковь. Купили крестик на веревочке и иконку святой Варвары. Принесли домой, одели на нее и иконку дали в руку. Так бабушка до того счастлива была, что песни им пела старые, кубанские. А на вопрос о том, не позвать ли батюшку совершенно осознанно ответила:
 А зачем? Сами справимся.
Надо пояснить, что мать ее почти всю жизнь жила в прислугах у попа местного. Поэтому видно бабуля в Бога верила глубоко, а попам не доверяла. И все эти дни, пока с ней сидели Света и ее мама, а было их 10: 3 дня в больнице и 7 дней дома, они ежедневно много молились о ней и ее душе.

Вдруг задыхаться начала. Говорит: хата какая-то, сильно накурено в ней и одни мужики. А потом идет куда-то за святой Варварой, та ее выводит из дыма и пожара. Да тянет за руку так сильно, что аж рука млеет. Долго везде искала маму. Подробно описывала местность по которой шла. Потом просыпается и счастливо так сообщает: маму нашла. Мы теперь вместе идем. За 2 дня до смерти проснулась и с облегчением сообщила: Все. Я на месте. Я пришла.
- А где ж это место?
-В садочке. Скамеечка тут. Верба над ней. Травка кругом. Тихо, только птички поют.
- А мама где?
- А мама меня сюда привела и ушла.
- Может тебе помочь чем?
-Нет. Теперь уж я на месте. Ничего больше не надо.

В следующий раз просыпается и требует завесить зеркало, мол иначе меня не покормят здесь. Света пыталась сказать, что нельзя,  пока жива, так бабуля вконец рассердилась. Нервничала  сильно. Успокоилась только тогда, когда зеркало завесили на самом деле. В эту ночь Свете снится, что она во сне у Бога спрашивает, долго ли еще бабулечке мучиться. А Бог громовым голосом ей отвечает: до одиннадцатого (сон в ночь с 9 на 10 снился. Cвета в ответ: «Да что ж так долго?» А Бог как рявкнет  сердито:»Сказал до 11, значит до 11!»

Утром она маме сон рассказала и они решили, что надо родных оповестить, чтобы пришли и попрощались. В течении дня вся родня, которая  находилась на тот момент в городе по очереди приезжали прощаться. И ведь каждому она простила все, и каждому наказала, чтоб не плакали по ней, что ей здесь хорошо, и что она скоро к ним вернется.

На следующее утро обнаружили, что руки у нее стали резко холодеть. Света скорей читать молитву об умирающем. И вот на словах : «Господи! Прими последний вздох рабы Твоей Варвары» бабулечка глубоко вздохнула и отошла. В 9 часов утра.

Обмыли они ее сами, как она и просила. И одели. А на кладбище ждало их  еще одно удивительное событие. Приезжают, а им говорят, что если как всех хоронить, то это далеко. А если хотят место получше и поближе, то заплатить надо. Заплатили без торга ту сумму, что запросили. И вот ведут их к месту захоронения. Они его как увидели, так и ноги у них подкосились. Верба, под ней скамеечка, травка везде, тихо и только птички поют. Все как бабушка описала.