http www. globosfera. info 2013 08 22 zavist

Вячеслав Люстик
Телевизионная передача из недалекого будущего.
 
Всем нам знакомо чувство зависти. Все мы с детства завидовали другим и ненавидели тех, у кого было то, чего не было у нас. Как говориться «У соседа всегда трава зеленее».
 
Представьте себе такую картину: гостиная городской квартиры — большой диван, перед ним длинный журнальный стол, на стене висит электрическая гитара. Вечером после рабочего и учебного дня собирается семья среднего достатка:  муж, жена, двое детей — девочка 8-10 лет и мальчик  14-16лет.


Отец: «Как дела, дети?»
 Сын с раздражением кидает школьный рюкзак на пол:  «Папа, скажи, что мне делать? Моему однокласснику купили крутой мотоцикл, и теперь все девчонки бегают за ним».
 Мать:  «Сынок, ну ты же понимаешь, что мы не можем купить тебе такую дорогую игрушку. Вот вырастешь — сам заработаешь и купишь себе мотоцикл».
 Отец: «Я в твои годы девочек и без мотоцикла кадрил. (Подмигивает матери). Нечего завидовать, мать права. А что у нас там по телевизору?»
 
Мальчик с ненавистью смотрит на всех.
 
Все мы воспитаны на том, что чувство зависти это плохое чувство, недостойное хорошего человека, и завидовать плохо, однозначно. Но так ли это? Родители мальчика повторили ему то, что говорили им их родители и просто перенесли на своих детей заложенную в них программу. Но решили ли они этим проблему? Нет. Они прочитали ребенку урок, который сами не выучили. Они не дали сыну возможность выяснить причину его ненависти к однокласснику, основанную на чувстве зависти. Мальчик остался один на один с нерешенной проблемой. Его одноклассник имеет то, что он себе позволить не может, а значит,  имеет то, что, по мнению мальчика, ему не принадлежит. Что ощущает ребенок в такой ситуации? Злобу на всех, на все то, что его окружает. Мир ему кажется несправедливым, и он готов разрушить этот мир до основания только, чтобы добыть то, что ему недоступно. Родители не дали ему возможность найти выход, и выход он найдет сам, и выход только один — ненависть и, как следствие, насилие к тому, кто в чем-то его превосходит.
 
А теперь попробуем обыграть эту ситуацию по-другому.
 
Отец:  «Как дела, дети?»
 Сын с раздражением кидает школьный рюкзак на пол: — «Папа, скажи, что мне делать? Моему однокласснику купили крутой мотоцикл, и теперь все девчонки бегают за ним».
 Мать: «Сынок, как я тебя понимаю.. Твой папа тоже старался показать себя крутым. Мотоцикла у него, правда, не было, но зато он классно играл на гитаре, как и ты!»
 Отец: — «Сын, ты что, завидуешь этому парню?»
 Сын:  «Да ничего я не завидую… Но чем он лучше?»
 Дочь:  «Завидует, завидует, я видела».
 Отец: «Сынок, нет ничего плохого в том, чтобы завидовать, если зависть не разрушает тебя, а дает тебе силы к большим достижениям. Посмотри на парня, который создал Фейсбук. Он завидовал тем, кто кадрил девочек, и из зависти решил показать всем, что он способен на такое, чего не могут другие. Он создал социальную сеть, самую глобальную в мире. Если бы не зависть, он бы не пришел к этой идее. Зависть толкнула его на рывок, и он преуспел, да еще как!»
 Сын:  «Но пап, я хочу быть как одноклассник, у которого есть мотоцикл».
 Отец:  «Так ты хочешь иметь мотоцикл или быть как одноклассник? Ведь без мотоцикла твой одноклассник ничем тебя не лучше?»
 Мать:  «Знаешь, сынок, через пару дней все девочки, накатавшись на мотоцикле, успокоятся и увидят, что мотоцикл отдельно, а твой одноклассник отдельно.  Все в этой жизни приедается,  даже езда с ветерком на заднем сиденье».
 Дочь:  « А мне вообще нравится, когда мне мальчики уроки делают».
 Все смеются.
 Сын:  «Так мне не стоит ему завидовать?»
 Отец:  «Почему же не стоит, очень даже стоит, если это толкает тебя на свершения. Докажи девочкам, что ты лучше сам по себе. Этим ты покажешь, что сам стоишь большего и без мотоцикла. Люди очень ценят, когда человек добивается всего сам. Твой одноклассник не приложил никаких усилий, а получил преимущество за счет других. Но он помог тебе выяснить, что зависть двигает нас, придает нам ускорение, заставляет совершать нас поступки, которые мы сами от себя не ожидали».
 Мать: «Сынок, вчера ты наигрывал что-то красивое. Это ты сам сочинил?»
 Сын:  «Вам понравилось?:
 Все:  «Конечно, очень-очень!»
 
Сын хватает гитару: «Пойду, отрепетирую».
 
Очень важно понимать, что любое чувство нам дается с определенной целью, и нам лишь нужно суметь правильно использовать его, чтобы оно принесло пользу, а не вред. Если использовать зависть в правильном направлении, то она лишь разовьет ребенка, даст ему позитивную цель. Нельзя желать уничтожения другого, который, на первый взгляд, выглядит в сложившейся ситуации противником. На самом деле он помощник. И зависть, как и любое другое чувство, — помощница в нашем развитии. Надо лишь научиться  пользоваться ей, во благо  себе и другим.
 
А что с нашими героями?
 На следующий день.
 
Вечер. Та же гостиная.  Врывается мальчик с гитарой и победоносно кричит:  «Я спел свою песню и всем так понравилось, что никто не хотел уходить, несмотря на то, что за окном одноклассник сигналил, призывая прокатиться на его мотоцикле».
 Девочка:  «Мой брат крутой! Все девчонки захотели с ним дружить на фейсбуке! Я тоже хочу научиться играть на гитаре!!!»
 Все дружно смеются.
 Мама:  «Может, будет круче угостить мальчиков собственноручно изготовленным тортом?»
 Отец, обращаясь к дочке:  «Как я завидую маме, она у нас такая умная!»