Крайности и золотая середина. Психология

Тамара Осина
    Как поступать в той или иной ситуации? Человек использует какие-либо известные ему образы. Если они ведут к нежелательному результату, он, подобно маятнику, устремляется в противоположную сторону, пробует другую крайность. Так ведут себя и группы людей, сообщества, государства. Но если есть крайности, не дающие идеального результата, то должна существовать и золотая середина.

    1. Гордыня и самоуничижение.

    Гордыня - чувство собственной значительности, важности, исключительности, уникальности, ценности по сравнению с другими людьми. Противоположно ей чувство собственной ничтожности, самоуничижение. Гордыня проявляется превозношением, а самоуничижение - смущением.

    С точки зрения разума, здравого смысла каждый человек чем-то превосходит, а в чем-то слабее других людей. Критерии оценки могут быть разные, у каждого человека они личные. Например, кто-то считает самыми ценными качества интеллекта, кто-то - вкус, кто-то - материальный достаток, кто-то внешние данные, кто-то - доброту, а кто-то духовность. Поэтому всякая оценка будет относительной.

    Человек в основном не сам создает свои лучшие качества, которыми гордится. Наследственность, окружение, возможности, воспитание, образование, вмешательство божественных, невидимых сил, карма. Если он что-то получил или чего-то недополучил, то, вообще говоря, в этом мало его заслуги или вины. Один родился в благополучной обеспеченной семье, другой - среди пьяниц, проституток и воров. Один - вундеркинд, красавец, другой - урод (такой уродился). Хотя, наверное, душа при воплощении определяет какие-то условия  своей будущей жизни на земле.

    С точки зрения любви к людям, сердечности определение их ценности, "стоимости" и последующее наделение вниманием, уважением, расположением, благами, любовью в зависимости от "цены"  просто чудовищно. Это разделяет, разобщает людей, делает несчастными.

    С точки же зрения небесной истины каждый человек уникален, обладает бесконечным потенциалом развития (хоть и мало проявленным), и этой уникальностью все люди равны. Божество, породившее человека, ценит и любит каждого из своих детей. Поэтому каждая человеческая душа представляет ценность и заслуживает любви и уважения.

    (Октябрь 2010)

    2. Максимализм и "минимализм".

    Эти крайности проявляются в разных областях. Например, человек стремится быть всеми любимым, всеми уважаемым, всеми понятым, добивается всеобщего внимания. Но эта душа хочет невозможного.

    Любовь к себе порой пытаются вызвать, заботясь о другом человеке (людях) больше, чем о себе, доставляя ему удобства и радости, жертвуя собой, своими интересами, временем, здоровьем, принципами. Любовь таким способом не заработаешь, зато такая добровольная жертва может стать удобным объектом манипуляций.

    А.С.Пушкин описал другой неудачный метод покорения холодного сердца (Наины) - с помощью личных достижений. Еще один из неудачных методов завоевания любви в народе кратко характеризуют как "насильно мил не будешь".

    Также, если настойчиво добиваться понимания от кого-либо при том, что ему не интересно, не понятно, чуждо то, о чем вы говорите, то к вам останутся равнодушны или пошлют подальше, чтобы не приставал.

    Максималист тратит слишком много сил и времени на недостижимое. Когда его душевные силы иссякают, он впадает в другую крайность - "минимализм": заботится только о себе, соблюдает  свои интересы, становится резким или равнодушно-безучастным, демонстрируя, что он ни в ком не нуждается. Отталкивая людей, он рвет связи и контакты, может потерять близких, друзей, работу, возможности.
   
    Чем с жаром и воодушевлением добиваться любви и понимания от чуждых тебе людей, не целесообразнее ли приложить свой энтузиазм для строительства благотворных взаимоотношений с близкими и значимыми для тебя людьми? Лучше принять, смириться с тем фактом, что далеко не все люди готовы отнестись к тебе с любовью и пониманием. Следует не распыляться, а сосредоточиться на тех, с кем имеется совпадение интересов, и терпимо отнестись к выбору тех, с кем интересы не совпадают. Каждый человек имеет право быть таким, какой он есть.

    Одно из проявлений максимализма - перфекционизм, стремление к совершенству. При выполнении любой работы наступает момент, когда она сделана уже достаточно хорошо и дальнейшее усовершенствование результата нецелесообразно. Но перфекционисту трудно вовремя остановиться и переключиться на что-нибудь другое. "Перфекционист наоборот" - это нерадивый человек, который делает все как попало.

    Максимализм в одном приводит к "минимализму" в другом. Порой, потратив бОльшую часть дня на тщательное исполнение земных, бытовых дел и обязанностей, мы к вечеру, усталые, спохватываемся, что упустили что-то важное, например, забыли поговорить, обменяться  любовью с Божеством (помолиться), не пообщались с любимыми ближними, не решили какую-то важную внутреннюю проблему. Ошибкой будет также забвение зависящих от нас родных и близких, детей ради "высших" целей. Необходимо найти баланс, разумную меру в разных занятиях.

    Порой ошибки возникают из-за одержимости какой-либо идеей на фоне человеческой ограниченности и недостатка любви. Например, человек думает, что все, всегда и всё должны делать правильно. Причем, правильно - это так, как в настоящий момент считает он. Тех, кто поступает по-другому, он осуждает, презирает, преследует, ссорясь и конфликтуя с ближними. Но у всякого человека есть свои благие намерения, свои веские причины поступать так, как он поступает. Безуспешно пытаясь переделать других людей, человек только вредит им и впустую растрачивает собственные силы. С другой стороны, если всем позволять делать все, что им вздумается, то жизнь станет слишком опасной. Надо определиться, что считать позволительным, а что непозволительным.

    Человек может слишком строго судить себя. Казниться за совершенные ошибки и грехи, лишать себя радости и благ, считая себя недостойным. Требовать от себя совершенства во всем. Но такое самоедство и самобичевание слишком тяжело и приводит к болезням. Можно впасть в другую крайность. "Забывать" о содеянном зле и ошибках, обманывая себя. Ни в чем не раскаиваться. Избегать общения со свидетелями и жертвами своего негативного поведения. Искать вину у других, чтобы оправдать себя. Это ведет к конфликтам и неприятностям. И все равно когда-нибудь придется расплачиваться   
за все плохое. Согрешил - покайся, исправься.

    Если не впадать в крайности, то приходится смириться с тем, что люди не всегда ведут себя так, как мы считаем правильным. Если человек затрагивает наши интересы и наносит урон, то мы вправе заявить об этом и принять меры защиты. Равно и с самим собой, справедливости ради, следует обращаться гуманно. Мы не могли поступить иначе, лучше в некоторой ситуации: таковы были наши понятия о наилучшем поведении или мы не знали, как поступить, или добивались чего-то более значительного. Прошлое не переделаешь. Теперь мы можем попросить прощения и постараться что-то предпринять, чтобы исправить последствия нашего неправильного поведения.

    Возьмем духовную сферу. Распространение христианской веры путем ее насильственного насаждения, государственного устройства, массовости привело ко многим человеческим жертвам и профанации веры. Многочасовые молитвы, многотысячные поклоны, безропотное послушание, тяжелая работа в монастырях считаются наилучшими способами заработать пропуск на небо. На самом же деле пропуск в этом случае выдается в третью западню. В дополнение к суровому судье - православному Христу - существует слащавый, со всем согласный католический Христос. А опыты по достижению массовости веры привели к тому, что большинство населения стало избегать всякого соприкосновения с какой-либо духовностью, иные же на свой страх и риск блуждают в дебрях разных учений и сатанинских сект. Однако, духовная "истина приходит с неба". Отец никогда не прекращал посылать на землю пророков и святых и передавать через них истину. Каждый может при желании встать на путь истинный.

    "Железной рукой" человечество собирались загнать в коммунистический рай. Ценой жизней десятков миллионов мучеников лагерей и трудовых подвигов остального населения была устроена обеспеченная жизнь номенклатуры и уравниловка с талонами для алкоголизированного населения, тюрьмами и психушками для несогласных и постоянной угрозой войны. Неумелые игры в демократию привели к тому, что многие перестали участвовать в политической жизни, в голосовании, не веря в возможность разумного и справедливого устройства общества. Тем не менее, такое возможно.

    Какой вывод можно сделать из вышесказанного? - Какие бы ни были идеи и благие намерения, осуществляя их, стоит выяснить и учесть небесную истину, сообразоваться с реальностью и практикой, узнать, какие идеи и соображения на этот счет имеются у других лиц, и контролировать происходящее в процессе внедрения идей в жизнь, умея вовремя остановиться и перестроиться, если это потребуется.

   (Ноябрь 2010)

    3. Вседозволенность и запреты

     Модель поведения в дисфункциональной семье, где старшему, более сильному (например, взрослому) все позволено, а младшему, слабому (например, ребенку) многое необоснованно запрещено. Или: любимчику, любимому - все права и блага, а нелюбимого держат в "черном теле", в строгости (мачехины дочки и Золушка). А то бывает, что порой папа добрый (выпил), и все могут хоть ходить а головах, а порой "папазол" (отец трезвый), и все ходят на цыпочках. (Кстати, это как в одном изобретательском приеме: разделение несовместимых качеств в пространстве или во времени.)

    Если человек знает только крайности и не знаком с золотой серединой, то он и с собой обращается так же. Он то впадает в строгое самоограничение, аскетизм, то кутит на полную катушку. Так, например, некоторые грешат и чревоугодничают во все дни, кроме поста. Так "от сессии до сессии живут студенты весело". Другой способ - в чем-то урезать себя, а в чем-то давать полную свободу. Отказавшись от одной страсти, предаются другой: не пить, так деньги копить или объедаться.

    Матерь Божия в Откровениях говорит о "разумной требовательности к ближним". Должна соблюдаться какая-то мера строгости и мягкости в обращении с ближними и с самим собой.

    4. "Свободная" любовь, гомо-, лесбо-, пуританство, целибат, девство.

    При ориентации на "свободную" любовь люди живут руководствуясь похотью, страстями. При гомо- и лесбо- отношениях тоже происходит подчинение "необъяснимым" (объясняемым горением атомного реактора в астральном теле - жупела и руководством демонических сил) страстям.

    Пуританство и целибат всякую симпатию, влечение рассматривают как  мерзость и несерьезность. Взаимоотношения полов при пуританстве строятся на основе каких-либо соображений и понятий: установленные правила поведения, положение в обществе, материальная выгода.

   Пуританство в обществе сопровождается тайным блудом и проституцией. Монашеский целибат дополняется монастырями "маргариток" (у католиков) и тайными семьями (у православных монахов), а также гомосексуализмом и педофилией.

    Но строить жизнь без любви, убивая любовь - значит, "с водой выплескивать и ребенка". Жизнь без любви бессмысленна и пуста. А жизнь в похоти развивается по законам вредной зависимости - увеличение количества и изменение качества; все это ведет человека к деградации и гибели.

    На земном плане бытия, в мирском порядке чистая любовь сердца  существует в ущемленном виде, смешиваясь с эротической любовью. Но она составляет высшее блаженство жизни. Чистая любовь возможна в девстве (при отсутствии или угашении жупела). Жупел человек (и перестал быть богочеловеком) приобрел при адаптационной перелепке стараниями врага Божества и врага рода человеческого. Первично же и естественно между всеми душами, независимо от пола, чувство чистой любви. Поэтому идеал - это свободная любовь чистого сердца.

    (Октябрь 2010)