Религия диалектического монотеизма Тенгрианство

Андрей Лучник
                ОТ ЯЗЫЧЕСТВА К МОНОТЕИЗМУ
   Говоря о возникновении первой монотеистической религии, следует иметь ввиду тот факт, что те или иные религиозные мировоззрения существовали среди различных племён первобытных людей начиная с момента возникновения человека как биологического вида около 50 тыс. лет назад, задолго до возникновения диалектического мышления. Эти очень разнообразные мировоззрения были ограничены узко локальными родоплеменными верованиями, сильно отличавшимися у разных племён.

     Каждое племя насчитывало не более нескольких сот человек и обожествляло тот или иной камень, реку, дерево или животное, находившиеся (или обитавшие) в непосредственной близости от данного племени. У каждого племени это были свои "тотемы". Единственное, что объединяло всех первобытных людей - это вера в загробную жизнь. Об этом можно судить по их древнейшим захоронениям. Однако, все эти верования носили догматический характер и приводили ко взаимной вражде племен.
 
     Главной причиной возникновения диалектического монотеизма следует считать резко континентальный климат Волжско-Уральского региона, несмотря на языковое разнообразие племён, населявших эти территории, а также несмотря на разнообразие укладов хозяйственной деятельности этих племён.
Дело в том, что резко континентальный климат лесостепной зоны Евразии, когда зимой стоят морозы и лежит снег, а летом наступает жара, диктовал взаимопомощь, взаимовыручку и самопожертвование среди людей, живущих в этих условиях. Это и было главным залогом выживания в "умеренной" зоне и, как следствие, - полного исчезновения родоплеменных отношений, предполагавших взаимную вражду и уничтожение.

Однако, объединение разноязыких племен, отличавшихся кроме того и разнообразным хозяйственным укладом жизни (у жителей рек, лесов, степей, гор и долин) было возможным только в случае возникновения единого мировоззрения, общего для всех племен. Таким мировоззрением стала религия диалектического единобожия.

Действительно, если Бог - один для всех, то обожествление локальных идолов и тотемов каждого племени отходило на второй план и воспринималось лишь в контексте местной стилистики, подчиненной Единому Богу. Отсюда и некоторое культовое разнообразие первой религии единобожия, которое однако считалось естественным вследствие того, что первая религия единобожия была диалектичной, т.е. лишенной всяческих догматов, свойственных родоплеменным отношениям.

Понятие Единого Бога диктовало и понятие единой системы человеческих взаимоотношений, основанных на взаимопомощи (альтруизме).  При этом было совершенно очевидно, что в данных природно-климатических условиях убивать, красть или «прелюбодействовать» было равносильным самоубийству. В «теплых краях» можно было совершенно спокойно совершать эти действия, не опасаясь, что зимой умрешь от голода и холода.

Кроме того, понятие о том, что "Бог все видит" было в равной мере ясным и рыбакам и охотникам и скотоводам, независимо от разнообразий специфики хозяйственного уклада местной жизни, поскольку с Небес одинаково хорошо видны и горы и реки и степи. Поэтому понятие "Небо" стало краеугольным камнем новой религии, о чем подробнее будет рассказано ниже.

Зададимся вопросом: почему первичное единобожие было диалектичным? Отчасти это объясняется тем, что в своих понятиях древние люди не отделяли себя от окружающей природы, которая, как мы теперь ясно  себе представляем, насквозь пронизана «принципами диалектики». В этом смысле характерно, что в протоэтносе не существовало «учений» о природе и человеке. Сама человеческая жизнь мыслилась тесно переплетенной с природой, а потому не подверженной воздействию каких бы то ни было «концепций». Жизнь, как часть природы, не допускала умозрительных схем и умствований.
 
Помимо того, что суровая зима и жаркое лето, постоянно переходящие друг в друга начисто отвергали всяческую мысль о "незыблемости" (догматичности) уклада жизни, само разнообразие образа жизни горцев, рыбаков и жителей степей было продиктовано разнообразием природного ландшафта их среды обитания. Именно поэтому понятие того, что "Небо для всех едино" обязано было быть диалектичным, для того, чтобы объеденить все эти племена.

Именно на основе Диалектического монотеизма (единобожия) и возник первый в истории человечества этнос.

Этнос – это структурно- и государственно-образующая общность людей, которые способны выйти из РОДОПЛЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. Хотя для них семейные и клановые связи по-прежнему очень важны, но на первый план выступает идея САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ ради «большой семьи» - фундаментальной общности людей, которую и называют «этнос».

Самопожертвование возможно только в рамках существования «сакрального ощущения» – обычно это религия, или мифологическая система мироощущений или «пассионарность» (термин, введенный Л.Н.Гумилевым).

Откуда берется сакральность? Это понятие сродни понятиям "вера" и "инициация". Инициация - это формирование определенного вероубеждения у юноши или девушки, которое само по себе не является диалектичным, но оставляет свободу для принятия разных вариантов решения практических вопросов в рамках разумной деятельности. Диалектика взаимоотношений "веры" и "разума" рассматривается в моей статье "Вера и разум".

      В этом смысле, замена диалектического монотеизма догматическими религиями современности в Европе, Америке и на Ближнем Востоке вернула человечество к родоплеменным отношениям. И это грозит человечеству серьезными опасностями.

К сожалению, слово «этнос» часто используется журналистами взамен слова «национальность», что не позволяет обычному читателю почувствовать разницу смыслов этих слов. Но труды ученых по этногенезу уже написаны, так что журналистам надо бы немножко подучиться…

         ОСОЗНАНИЕ БЕСКОНЕЧНОСТИ - ПУТЬ К ЕДИНОБОЖИЮ.
Бескрайнее небо и бесконечная степь составляли главную диалектическую пару первой монотеистической религии. Небо "отражалось" в бескрайней степи. А степь "отражалась" в бескрайнем небе. И это было не просто понятием "верх" и "низ", а их непрерывным "разговором", где одно переходило в другое, и, наоборот, - второе переходило в первое.

Разговор Неба и Земли осуществлялся в точках пробоя пластин "мирового конденсатора". Эти точки - горные вершины, ущелья, реки, вулканы, говорившие с Небом. Ели, устремлённые в Небо своими острыми верхушками, тоже считались сакральными.  Священные места поклонения и паломничества (капища) первичной религии единобожия обустраивались именно там, "на границах" Неба и Земли.

             ДИАЛЕКТИКА ИМЕНИ БОГА.
Само понятие "Бог" носило в протоэтносе диалектический характер. Это отражалось и во всех именах, даваемых Богу. Одно из имен Бога называлось сокращенно Тен-Гри ("День (свет) + Гроза (гнев)") . Молнии гроз били в горы и деревья, а вулканы отвечали им ответным посылом в Небо.

Светлый День (Небо) - однокоренное слово со словом "Дон" (река, вернее дно реки - противоположность Небу). День-Дно - это тоже важнейшая диалектическая пара древнейшей диалектической религии, породившая имя Бога (А)-Тон (Тен, Тан, Дан и др. однокоренные слова). Слово Атон в Древнем Египте означало Солнце. Это же слово написано на нимбах Пророка-Спасителя на иконах Владимиро-Суздальской Руси.

Другим наименованием Бога в протоэтносе было "Эл" или "Ель", либо "Иль", либо "Ол" и т.п. Это связано с тем, что своей остроконечной верхушкой вечнозелёное дерево ель указывало прямо в Небо, а корни его уходили глубоко в Землю, соединяя таким образом День (светлое Небо) и Дно (преисподнюю). Диалектической парой для слова "Эль" было слово "ил", покрывавший дно многочисленных рек Евразии, которая в древности называлась "Страной рек" на всех языках, включая славянские и тюркские (см. статью "О происхождении слова Россия"). Действительно, плотность рек на единицу площади (территории) до сих пор наивысшая именно на территории Евразии. А реки в древности были главными магистралями судоходства и главным источником пропитания живущих по их берегам людей. Таким образом дно реки представляло диалектическую пару с Небом в другой  системе координат - Эль-Ил. (Помимо системы: День (свет) – Гри (гроза, тьма) [ТенГри] и системы "День-Дно").

От пары Эль-Ил происходит известное словосочетание "Эль-Ил-(и) Я", означающего, что Бог Сверху и Снизу а "Я" (личность) - посередине. Это нашло свое отражение в устойчивой во всех языках фонеме: "АЛИЛУЙА". В Коране словом "(Х)алиль" Мухаммед называет иногда Аллаха. Там же, в Коране, слово Халилю-Ллах применяется иногда по отношению к Ибрагиму. Одно из значений слова "Халяль" в арабском языке: "неразделимый, полный". А устойчивое словосочетание "Эль-Аль" по-еврейски означает "от Земли к Небесам".
 
     Имя Бога - Эл(ь) было перенесено во многие цивилизации севера и юга. Оно было внесено даже в Библию. Источником этого слова были ЕЛИ, указывающие своей острой вершиной прямо в НЕБО. Ели росли в центре возникновения цивилизации (умеренной климатической зоне). Отсюда обычай наряжать елку на новый год. Отсюда и форма многоярусных китайских и японских крыш храмов, по форме напоминающих еловые ветви.

     Имя Бога - ТенГри - также вошло во многие цивилизации и тексты. В Египте (где нет дождей и гроз), оно стало звучать (А)Тен, что значит "День" или "Солнце". А слово "Гор" ("Хор") - сокол заменило Гору и Грозу. Слово "Атен" также вошло в Библию под именем "(А)Дон(ай) - имя Бога. (Огласовки древнеегипетских и древнееврейских текстов до сих пор представляют собой проблему). Однако, несмотря на отсутствие дождей и гроз в Египте, диалектическая пара Земля-Небо воплотилась там в союз Геба (Земли) и Нут (Неба) - родоначальников всего сущего. (Иероглиф "Небо" - это перевернутый иероглиф "алтарь" [чаша, обращенная к небу]).

     В исламе слово Аллах также происходит от слова Эл (Ал), а на территории Евразии мусульмане по-прежнему часто называют Бога словом ТенГри.

     Слово Гра-аль означает "Грозный Бог", являясь сочетанием слов Гри (Гора, Гор, Гроза) и Эль, совмещая в себе сразу две системы обозначения Единого Бога.

     Географическое распространение наименований, однокоренных со словом "ТенГри" охватывает всю территорию Старого Света. При этом топонимы (географические названия) привязаны в основном к высочайшим горным вершинам, вулканам, либо водоёмам, имеющим сакральное значение.
 
     Так, гора Хан-Тенгри (в горном массиве Тянь-Шань) - 7310 метров над уровнем моря, безусловно, означала связь Земли и Неба, тем более, если учесть, что слово "Тян" по-китайски означает Небо.

     Горы Тенгер на Малайском полуострове (Полинезия) изобилуют вулканами, самый высокий из которых - Самару (3676 м) действует и по сей день. (То, что вулканы в древности всегда означали связь земли и неба ни у кого не вызывает сомнений). Населяют эту местность тенгеры - народность, придерживающаяся до сих пор древнейшей религии единобожия. Рядом с малазийским полуостровом находится излюбленный туристами остров Тенга, название которого можно объяснить его "отдельной" сущностью от материка.

     Гавань и маяк Танжер (Тангир) в Новой Шотландии (около города Галифакс), перешедшие не так давно под юрисдикцию Канады - место высадки первых переселенцев из Шотландии в Америку в начале 1500-х годов.

     Порт Танжер (Тангер) располагается на южном берегу Гибралтара. Этот пункт столетиями держал под контролем этот важнейший пролив. Город был основан Карфагеном задолго до новой эры, как утверждают современные историки.

     Озеро Тенгрела в Африке (чуть севернее Экватора - 10 гр.сев. долготы - ныне территория Буркина-Фасо) являлось сакральным вследствие того, что оно насыщено гиппопотамами в такой степени, как нигде в мире, и по этой причине привлекает к себе массу туристов. Гиппопотам в Древнем Египте и других странах считался символом преисподней.

     Гора Тангра в горном массиве Рила в Болгарии была переименована в гору "Мусала" (что означает Гора Эля) лишь в позднее средневековье.

     Вспомним реку (А)нгара в Сибири, единственную вытекающую из священного озера Байкал, в отличие от сотен впадающих в озеро рек и ручьёв. Река Танаро, на границе Италии и Франции, разделяет Альпы и равнину. А гора Танайри в Исландии означает "страну вулканов" - соединяющих Небо и Землю.

Напомним, что шумерское слово Денгир означало "небо", также как и японское слово "Тенгири".

Кроме того, напомним, что религия Древней Греции (Эль-лады, Танагры) ПЕРИОДА "АРХАИКИ" (которую позднее сменила догматическая "олимпийская классика") представляла из себя типичное тенгрианство (см. статью "Древней Греции религия"). А религия Древнего Египта считала основополагающим союз Неба и Земли, как уже упоминалось (подробнее см. статью "Древнего Египта религия").

Более того, молитва распятого египетского фараона Эхнатона включает в себя слова: "Да будет Истина (воля) Твоя на Земле как на Небе". Во многих других высказываниях этого фараона (мужа Нефертити) союз Неба и Земли упоминается настолько часто, что известный российский египтолог Ю.Я.Перепелкин не раз задавался вопросом - а почему?

Последние исследования ДНК мумий египетских фараонов показали, что все они являются выходцами с севера (Евразии). Поэтому неудивительно, что они принесли с собой на юг свои космологические и диалектические представления о мироздании. Те же представления мы находим и в Шумерском царстве, основанном выходцами с севера.

Важным аргументом в пользу переноса древнейшей религии в отдалённые районы земного шара является тот факт, что все перечисленные топонимы являются точками "соприкосновения Земли и Неба" - высочайшие вершины, вулканы, а также водоёмы и реки, имевшие значение "водоразделов" Неба и преисподней. (Либо границ горных массивов).

Слово "Эль" также означало союз Неба и Земли, как уже говорилось. И оно тоже вошло в состав важнейших топонимов, например Эль-Кудс, Мари-Эл и др. А новогодняя ель, которую наряжали к 25 декабря в самых разных религиях (Митраизм, Манихейство, Зороастризм и др.) является ярким подтверждением союза Неба и Земли во многих древних верованиях.

Зададимся вопросом: А может быть всё это - случайные совпадения, разделённые десятками тысяч километров?

                ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ
Действительно, для того, чтобы это не было случайностью, необходимо допустить быстрые средства коммуникации на гигантские расстояния из единого центра. В отсутствие самолетов, железных и шоссейных дорог и развитого судоходства - это невозможно.

Однако напомним, что первые средства дальних коммуникаций были впервые изобретены в районе Поволжье-Урал около 7 тысяч лет назад, согласно современным археологическим исследованиям (см. статью "Великое переселение народов"). Это были подкованные железом лошади, а также сработанные железными топорами корабли и другие технологические достижения (см. статьи "Технологический взрыв" и "Единый источник мировых цивилизаций").

Яркой иллюстрацией принципов диалектического монотеизма являются тысячи  "диалектических" золотых изделий скифо-сибирской цивилизации, охватывавшей степную и лесостепную зону от Карпат до Алтая и Бурятии.

Этот так называемый "звериный стиль" является ярким выражением принципов диалектики. Анализ этих изображений приводит к выводу о взаимных переходах "количества в качество", "единства и борьбы противоположностей" и многих других.

Живописный ряд этих древнейших произведений искусства позволяет во многом восстановить философию диалектического монотеизма (о чём - позднее). Сходные изображения мы находим и среди многих дочерних цивилизаций периода "архаики" (Греция, Шумер, Ранний додинастический Египет и др).

Слово «Скифы» - это наиболее известный в литературе термин, обозначающий древних всадников-лучников ("гиксосов"), распространившихся не только по всей степной зоне Евразии (от Дуная до бассейна реки Хуанхэ), но и проникших в Малую Азию, на Ближний Восток, в Египет, Месопотамию, Персию и Индию. Существует и много других терминов, обозначающих воинственных всадников, о чем будет сказано ниже.

                ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПАНСИИ СКИФОВ.
      Для того, чтобы выехать верхом на лошади из прикаспийских степей скифам необходимы были железные подковы и прочая лошадиная сбруя (железные стремена, удила и т. д.). Плавка железа впервые началась в лесной зоне Южного Урала, а позднее и на Алтае.
     Дело в том, что для получения железа (кричного, в те времена – см. ст. «Железо») необходимо было огромное количество дров, либо древесного угля, полученного из большого количества древесины, что в степи является совершенно невозможным делом. Таким образом, необходимо признать, что скифская цивилизация являлась «сплавом» лесной и степной цивилизаций (подробнее см. статью «Технологический взрыв»).

         Хотя плавка и обработка золота и легче, чем железа, но в условиях степи она совершенно исключается. Опять приходится признать происхождение золота скифов из лесной зоны Урала, либо Алтая. Если этого не признать, то совершенно непонятно, откуда в степи могли взяться олени? И почему в степи (у "скифов") растут высокие, большие и раскидистые культовые (обожаемые) деревья?

     Большое дерево не только представляло из себя абсолютно необходимый атрибут для строительства бревенчатых изб, строительства кораблей, плавки металлов, основы для высокоэффективного подсечно-зольного земледелия, а также создания многих орудий труда.
 
     Дерево олицетворяло собой мистическую связь Неба (крона) и Земли (корни). При этом Небо представлялось многослойным, как многоярусное дерево, и Земля тоже имела много слоев, подобно корневой системе дерева. Рубить дерево без острой необходимости было крайним святотатством. Отголоски этого мы находим в месопотамских и египетских текстах, где рубка ливанского кедра приравнивалась к важнейшему религиозному ритуалу. Да и древний деревянный столб Джед для ритуального распятия египетского фараона в рамках праздника Хэб-Сед (бычий хвост) [см. ст. «Хэб-Сед»] имел насечки, обозначавшие слоистый мир и связь Неба и Земли. Аналогичный столб, к которому привязывали человека, чтобы он «обрел связь с Небом» мы встречаем в древнеиндийской Ригведе.

     Таким образом, в древнем скифском культе мирового дерева мы находим основные черты религии тенгрианства (см. термин).

     Что касается языков, на которых говорили скифы, то они представляли из себя множество диалектов и их гибридов, относящихся, в основном, к славянским, тюркским и угорским направлениям (см. эти статьи, а также ст. «Индоевропейские языки»). Скифов объединял не общий язык, а единство технологии и религии.

            Древнейшей письменностью "скифов"  были руны - стилизованные изображения деревьев с различным количеством веточек, направленных вверх и вниз (см. статью "Руны"). Другой  тип письменности, который мы находим в южных анклавах протоэтноса - это карийский, финикийский, коптский, нубийский алфавиты, представляющие из себя различные варианты развития алфавита, названного позднее кириллицей. Этот шрифт использовали в древности самые разные языки и наречия (см. соответствующие статьи, а также статью "Алфавит"). Греческий алфавит возник на основе коптского и карийского (финикийского), путем выбрасывания около 10 букв.

     Каково же происхождение слова «скифы»? Этот термин встречается впервые лишь на греческом языке, где буквы «ф» и «т» использовались равнозначно в одном и том же слове. По-русски это, очевидно, были «скиты», т. е. «скитальцы» (иСКаТели и путешественники). Заметим, что в древних славянских языках слово скиталец не считалось обидным, а означало лишь перемещение в пространстве. После реформы патриарха Никона (XVII век) слово «скит» стало широко употребляться для тайных поселений бежавших от никоновских реформ старообрядцев, ставших поневоле скитальцами.

     Что касается хронологии (интервала времени, на котором жили и действовали скифы), то общепризнанным является утверждение, что цивилизация скифов существовала более тысячи лет подряд. Период начала цивилизации скифов следует отсчитывать от более раннего срока, чем время начала цивилизаций Древнего Египта и Месопотамии, где изобилуют изображения оленей и других типично скифских рисунков в "зверином стиле", а также изображения лошадей. Не забудем упомянуть и наскальную живопись испанских пещер в сходной стилистике. Абсолютные значения числа лет для этих культур, считая от нашего времени, рассматриваются в моей статье. "Человеческий разум и цивилизация". Это примерно 7-15 тыс. лет тому назад, считая показательную функцию (экспоненту) возрастания скорости технологических достижений асимптотическим приближением к нулю в этом временном отрезке. (Поэтому "точка" времени обозначена быть не может).

     Временный закат цивилизации скифов пришелся на период эллинизации Причерноморья и Днепра (Киев). Греки добились своего путем внедрения новой религиозной идеологии (сначала «классики», затем митраизма, и, гораздо позднее, христианского тринитаризма, взамен арианства-несторианства). Главным же фактором были навыки греческой торговли, совершенно чуждой скифам.

     Изгнание греков из Причерноморья было недолгим. После крушения Византии они заполонили своим тринитаризмом всю Русь. Так греки полностью уничтожили монотеистическую веру Владимиро-Суздальской Руси и породили, в результате религиозного раскола, многие другие религии.

Нормативные понятия о человеческих взаимоотношениях (этике) входят в любую религию. Однако в протоэтносе человеческие отношения диктовались единством природы и человека, а потому не были чем-то застывшим.  Поэтому старая система человеческих взаимоотношений - откровенный альтруизм (самопожертвование, милосердие), диктовавшийся самой природой в климате умеренных широт, - на юге нуждалась в правовом, уголовном и религиозном закреплении, породившем догматические религии.

             Такие «схемы» возникли в анклавах протоэтноса в виде догматических «дочерних» религий, выросших на фоне совершенно иных способов взаимодействия природы и человека. Эти догматические схемы «вернулись» позднее на территории протоэтноса в виде всем известных религий, отвергающих всякую диалектику мышления. Хотя все эти схемы и вырабатывались изначально под воздействием диалектического мировоззрения «северян», стремительно переместившихся на своих конях и кораблях в зоны совершенно иных природно-климатических условий.
   
      Научно-техническая революция привела к возникновению круглогодичного «тропического климата» в современных квартирах с ватерклозетами и паровым отоплением, что резко изменило характер человеческих взаимоотношений в городах умеренной зоны.

                "ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ" - ЗАИМСТВОВАНА У ДРЕВНИХ
ТЕНГРИАНСТВО – это первая в мире религиозно-философская система, основанная на диалектике (Законах Природы). Как увидим ниже – диалектика Гегеля – является "уменьшенной копией" Тенгрианства. Упоминаем об этом лишь потому, что для современного человека, знающего системы Гегеля и Декарта, будет гораздо легче понять, дальнейшее изложение, поясняющее, что такое Тенгрианство.

Добавим, что главное отличие Тенгрианства от западноевропейских рациональных моделей – наличие эмоционально-чувственного, действенного, побудительного аспекта, дополняющего рациональный, и образующего в Тенгрианстве очередную диалектическую пару, близкую к паре «конкретное - абстрактное». К трехмерному ("декартовому") пространству добавлена система координат времени, которое в тенгрианстве, в отличие от современных концепций, - нелинейно.

     Начнем с космогонии, т.е. о возникновении материального мира взамен первобытного хаоса. Время акта Первотворения в ней не фиксируется. (В отличие от более поздних упрощений тенгрианства - Библии и Корана). Создание мира понималось как начало времени и пространства, но трактовалось как бесконечная череда начал. (Периодический возврат к акту творения на диалектической спирали развития). Конца, как такового, нет.

                НЕЛИНЕЙНОЕ ВРЕМЯ
     Эпоха первотворения – не только появление упорядоченного пространства, но и переход от безвременья ко времени. При первотворении был задан ритм течения времени (а не плавное однонаправленное течение времени, которое не диалектично). Организованное пространство, имеющее центр («середину», начало осей трехмерной системы координат), обладает метрически организованными областями («слоями», удаленными от этого центра по всем осям). Путем последовательного введения основных бинарных оппозиций (верх-низ, небо – земля и т.п.) система мира раскалывается на разных, тесно связанных между собой уровнях. Основные (главные) бинарные диалектические пары: «верх-низ», «правый-левый», «передний-задний». Дополненные «слоями» по трем указанным направлениям, эти пары образуют «декартову систему координат», в которой каждая из трех осей имеет положительную и отрицательную направленность. Это дает возможность описания любых состояний и сфер вселенной.

     Четыре стороны света воспринимались как дуализмы «восток-запад» и «север-юг». (Ср. с Хэб-седным комплексом пирамиды Джосера). Совмещение вертикальной (мировая ось) и двух горизонтальных осей, образующих много слоев двумерных плоскостей давало исчерпывающую систему координат для ощущения и описания полной картины мира. Две главные плоскости включали следующую пару пластин «мирового конденсатора»: нижний слой неба и поверхность земли. В заимствованной позднее из этой космологии библейской книге «Бытие», в самой первой фразе, использован древнееврейский глагол “bara” , который означает «пространственно разделять», а не «создавать» (землю и небо), как это переводили некоторые толкователи Библии ранее.

     Диалектика пар в протоэтносе отражена в древних языковых «окаменелостях» наиболее флективного языка древности. Например, санскритское «двапара» или русские фразы типа «здесь-тут жили оба-два» и многие другие слова хорошо характеризуют стилистику мышления на языке с огромной флексией, умноженной на чудовищную степень неполной синонимичности, а также аналогового построения слов.
Это объясняет тот факт, что этот флективный язык лег в основу письменности и вытеснил первичные агглютинативные языки (шумерский, баскский и др.)

                МИРОВОЙ КОНДЕНСАТОР (физик Тесла)
     Главная пара в пространстве протоэтноса, - это пластины мирового конденсатора, - Земля и Небо. Этот конденсатор имел точки «пробоя», - ущелья, перевалы, реки, родники, пещеры – словом, все отклонения от реальной земной плоскости: там происходило сближение миров, их взаимообмен. Равнинная часть ландшафта (степь) принадлежит людям. Места, расположенные выше и ниже долин и степей – это горы, перевалы, ущелья, овраги, реки. Они являются границей двух миров – земного и небесного. За этой границей человек чувствовал себя гостем. Разумеется, человек проникал за эту черту, но только после исполнения соответствующего ритуала, зачастую простейшего жертвоприношения, который совершался чаще всего на вершинах гор, у подножия гор и вулканов, на крутых скальных обрывах, на берегу реки, озера, ручья, источника, т.е. в пограничной зоне. Как правило, такие места богаты памятниками культовой деятельности: скальной живописью, каменными кладками, мегалитами, статуями женщин.

Мир, в котором существуют люди, животные и деревья считался срединным миром "между Небом и Землей". В каком-то смысле это и есть мир, где сходятся все оси начала координат пространства и времени, отраженные в сознании человека. Постоянно рождающийся и умирающий человек являлся моделью Космоса, который тоже постоянно рождался и умирал, порождая самого себя. Отсюда и возникло понимание человека, как объекта, существующего "по образу и подобию Божию".

     Нижний подземный мир, подобно небесному и среднему мирам, делился на видимый и невидимый миры. Все живое, обитающее в траве, на воде и под водой, и, конечно, под землей, считалось принадлежностью нижнего мира. Невидимый подземный мир представлялся тоже многослойным. Особенность невидимого подземного мира – нарочитая «неправильность», зеркальность, перевернутость многих параметров. Гротескные обитатели подземного мира отражены в "зверином стиле" скифо-сибирских золотых и бронзовых изделий, закладывавшихся в курганные захоронения, или использовавшихся с ритуальными целями в мире живых. (См. фотографии). Обращает на себя внимание диалектика животных поглощающих и порождающих самих себя. Изделия, использовавшиеся в быту, изображали реальных людей и животных. (См. фотографии).
 
     Все три зоны Вселенной по вертикальной «мировой» оси, т.е. Небесная, Земная и Подземная, в свою очередь разделяются на видимое (конкретное) и невидимое (абстрактное). Невидимый мир тоже разделен на слои. Протяженность небесного мира вверх неопределенна. Подземный мир имеет дно. Видимое и невидимое образуют очередную диалектическую пару.

     Координаты мира, сходящиеся у его центра, имеют числовое выражение. При этом линейное обозначение сторон света дополнялось указанием на положение солнца на небосводе. Стороны света перечислялись по ходу дневного светила (посолонь). Главная позиция наблюдателя – лицом на восток. Восток – это перед, Запад – это зад. Юг – справа, а Север – слева. В тех случаях, когда положение на местности определяется еще и по вертикали, юг трактуется как «верх», а север как «низ» (как на всех древних картах, ведь тепло и солнце - наверху, а холод и стужа - внизу).
 
     Находки в скифо-сибирских курганах изобилуют каменными головами с лицом человека спереди (восток), и маской потустороннего рычащего зверя – на затылке (запад – потусторонний мир мертвых) (Рис. ). Такие же находки обнаруживаются и в анклавах протоэтноса, начиная с Месопотамии и Египта (Рис. ), и заканчивая двуликими Янусами древних греков (Рис. ). Ранние греческие Янусы обладали разноликостью, в поздних встречается отход от диалектики, и Янус становится обладателем двух одинаковых лиц. Упорядоченность пространства (три оппозиции) и времени (движения солнца) - важнейшая характеристика «среднего мира», или, строго говоря, реального мира.
 
     Раз возникнув, Космос разворачивался и развивался по циклической схеме. Он вновь и вновь обращался в хаос, чтобы затем, подчиняясь природным ритмам и человеческим ритуалам, вновь воцарялась гармония. Построенный на оппозициях и вместе с тем не имеющий отчетливых границ, этот мир находился в состоянии вечного движения, т.е. возникающих и пропадающих изменений. Он был постоянно создающимся, но все-таки незавершенным (как и сам протоэтнос – незавершен, а потому - вечно молод, относительно «завешенных» народов, которые возникают, а затем исчезают без следа).

     Тенгрианский Космос постоянно трансформировался, пульсировал. В акте творения сливались воедино рождение и смерть, начало и конец, верх и низ.
 
     В традиционном мировоззрении тенгрианского протоэтноса мир не столько вычислялся, сколько переживался эмоционально. Набор символов и пиктограмм был лишь ключом, позволяющим активно действовать и изменять мир, познаваемый в полноте лишь через действие. Иначе, утрачивалась непрерывность жизни и ее постоянное возобновление. Набор символов протоэтноса, вследствие своей исключительной диалектичности, служил не догмой, а руководством к действию. Лишь диалектика заключала в себе гарантированный путь для бесконечного движения вперед. При этом диалектика воспринималась не схоластично, а эмоционально, что в корне отличало эту цивилизацию от одномерных построений Греко-римской и византийской цивилизаций. Ранняя греческая и римская цивилизации, порожденные протоэтносом, еще несли на себе черты этой диалектичности, которая довольно скоро растворилась в рационалистической «правильности» античных построений.

Золотые макушки египетских обелисков и пирамид, золотые навершия зиккуратов, золотые купола Древней Руси, в отличии от многобожных, совсем не золотых куполов Рима и Византии, олицетворяли собой устремление к Солнцу, как основе всего живого на земле. Золото воспринималось как "плоть Бога" именно в этом смысле.

Сопоставление славянских, тюркских, финикийских, египетских и греческих тенгрианских текстов выявляет общую основу древнейшей религии во всех этих языках.

                КТО ПРАВИТ МИРОМ?
        Например, Явь, Правь, Навь в славянских языках обозначали Срединную (земную), Небесную, и Подземно-подводную зоны бытия. Явь - это "явленная" сторона мира. Навь - "под неводом". Правь - небесная Правда (Истина, МААТ, законы Бога). Именно Правь "правит" миром, ибо это высшая система правил бытия.

                РЕЛИГИЯ СВОБОДЫ.
Все догматические религии мира подчиняются одному правилу - жесткая иерархическая структура, где начальство дает указания простым священнослужителям, а те руководят паствой (простыми верующими). Так было и в языческие времена на Древнем Востоке, когда жрецы обладали непререкаемым авторитетом, а те из простых смертных, кто позволял себе вольнодумие - жестоко наказывались.

Заметим, что и современным, а не только древним людям просто необходимо, что бы кто-то за них думал, объединяя их в идеологии, религии, партии и т.д. Надо сказать, что такая система была просто абсолютно необходима для создания государств из разрозненных мелких средневековых княжеств.

     Исключение составляло религиозное направление, основанные на связи человека и природы - это диалектическое единобожие или РЕЛИГИЯ СВОБОДЫ. Однако, эта религия была уничтожена в Европе, Египте и на Ближнем Востоке религиями военного типа с армейской дисциплиной.

Однако, современные догматические родоплеменные религии с военной дисциплиной армейского типа постепенно отмирают, что связано с созданием нерелигиозных идеологий, заменяющих религию, а также со все большей архаизацией давно устаревших догматов. Одно плохо - отмирание многих религий ведет к разврату, падению рождаемости и вырождению любой нации. Исключение - некоторые регионы Сибири (Алтай, Бурятия, Якутия), Китай, Тайвань, Япония, Южная Корея, где сохранились чисто диалектические религии. Ведь любые верования в Высшую силу укрепляют семью, мораль и государство. Трудно представить себе мораль и нравственность без веры в Высшую силу.

     Современные догматические религии Европы и Америки пустились "во все тяжкие", благословляя однополые браки и "свободный секс" среди подростков. Таким образом, они вскоре быстро уничтожат самих себя (ибо носители этих религий больше не размножаются).

     Отдельную категорию составляют родоплеменные религии, которые делят всех людей на избранных (верных) и неизбранных (неверных). Эти религии вскоре приведут к многочисленным гражданским и мировым войнам.

                МОЛИТВЫ
      Древние молитвы диалектической религии единобожия. (Для информации читателей, не проживающих в Бурятии, Якутии или на Алтае, а не в качестве "призывов" молиться именно таким образом - ибо это было бы нарушением принципов религии свободы).
1. Индивидуальная молитва, когда человек произносит слова, обращенные к Небу, прижавшись всем телом к стволу дерева и обнимая его руками.
2. Совместная молитва - хоровод, хождение, стояние или сидение вокруг высокого дерева (деревьев) с различными словами и мыслями, например: "Да будет Истина (воля) Твоя и на Земле как на Небе" (наиболее древняя молитва).
3. Разнообразные варианты паломнических молитв на капищах - вершинах гор, подножий вулканов, у водопадов, родников, устий рек, в пещерах, каньонах и т.п. (в любой подобной точке, доступной для паломников). ЭТО ТЕ ТОЧКИ, ГДЕ ЗЕМЛЯ И НЕБО ГОВОРЯТ ДРУГ С ДРУГОМ.
        [Наши современники называют это термином: "Экологический туризм", даже не подозревая о своей "в генах" врожденной "внутренней мотивации"]